Синхронный двигатель не имеет пускового момента. И это обстоятельство в значительной мере усложняет задачу пуска.
Для создания синхронного вращающего момента необходимо, чтобы поле ротора и синхронно вращающееся поле статора было взаимно неподвижны, т.е. чтобы ротор вращался синхронно с полем статора. Если ротор привести во вращение с частотой вращения, близкой к синхронной, и на обмотку возбуждения подать напряжение, то двигатель может втянуться в синхронизм. В настоящее время применяются следующие методы пуска в ход синхронных двигателей:
1. Асинхронный пуск;
2. Частотный пуск от отдельного генератора;
3. При помощи вспомогательного асинхронного двигателя;
4. Метод точной синхронизации.
Наибольшее распространение на практике получил асинхронный пycк синхронного двигателя, сущность которого заключается в следующем.
· На обмотку статора подают полное или пониженное напряжение сети.
· Обмотку возбуждения замыкают на активное сопротивление, в 10-15 раз большее, чем собственное сопротивление обмотки, так как в последней при пуске могут индуктироваться большие напряжения, опасные для обслуживающего персонала и изоляции обмотки.
· Под действием асинхронных моментов, обусловленных взаимодействием поля статора с токами в пусковой (демпферной) обмотке, а также с вихревыми токами в стали ротора, двигатель придет во вращение.
· При достижении частоты вращения, близкой к синхронной, обмотку возбуждения переключают на постоянное напряжение и двигатель втягивается в синхронизм.
В последнее время при условии легкого пуска (при отсутствии нагрузки на валу двигателя) стали применять способ асинхронного пуска с приключенным возбуждением. В этом случае двигатель сам автоматически впадает в синхронизм при достижении частоты вращения близкой к синхронной, так как ток в обмотке возбуждения возрастает постепенно при разгоне двигателя.
|
Для асинхронного пуска очень важно иметь на роторе специальную пусковую (демпферную) обмотку. Двигатели небольшой мощности обычно не имеют такой обмотки, но они могут разогнаться за счет вихревых токов в роторе. Двигатель может втянуться в синхронизм также под действием синхронного реактивного момента.
О приближении частоты вращения двигателя к синхронной можно судить по амперметрам, включенным в цепь статора, стрелки которых вблизи синхронизма будут колебаться с частотой скольжения.
После приключения обмотки возбуждения к источнику постоянного тока необходимо установить минимальный ток статора, регулируя ток обмотки возбуждения. Схема соединений синхронного двигателя при асинхронном пуске представлена на рис. 12.1.
U – образные характеристики синхронного двигателя
U – образные характеристики синхронного двигателя представляют собой зависимости тока статора и коэффициента мощности от тока возбуждения при постоянном моменте (мощности) на валу двигателя
при М= const, U 1 = const.
U – образные характеристики синхронного двигателя снимают при холостом ходе: Р 2 = 0 и при .
В качестве нагрузки двигателя обычно в лабораторных условиях используется механически соединенный с ним генератор постоянного тока.
U – образные характеристики синхронного двигателя снимают в следующей последовательности:
|
· Снятие U – образных характеристик удобнее начинать с максимального тока возбуждения , соответствующего , где – номинальное значение тока статора.
· Постепенно уменьшая ток возбуждения, записывают показания приборов. Диапазон изменения возбуждения выбирают таким, чтобы ток статора не превышал .
· При этом желательно фиксировать точку, где ток статора минимальный.
· Измерение активной мощности трехфазного тока может производиться как по схеме двух ваттметров, так и с помощью серийных измерительных комплектов (рис.12.1).
· Результаты измерений записывают в табл. 12.1, 12.2.
Таблица 12.1
U - образные характеристики при Р 2 = 0
, | I, | U 1 | РА, | РВ, | РС, | Р 1, | |
А | А | В | Вт | Вт | Вт | Вт | |
Таблица 12.2
U - образные характеристики при
, | I, | U 1, | РА, | РВ, | РС, | Р 1, | |
А | А | В | Вт | Вт | Вт | Вт | |
В табл. 12.1 и 12.2 приняты следующие обозначения:
– ток возбуждения двигателя;
I – ток якоря двигателя;
U 1 – фазное напряжение якоря двигателя;
РА, РВ, РС – потребляемые мощности фаз А,В,С;
Р 1 –мощность, потребляемая двигателем из сети, ;
– коэффициент мощности.