Почему Жук прогнал Паука?




Игра как метод

Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Но игра продолжает занимать большое место.

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Н.К.Крупская справедливо заметила, что «переход от игры к серьезным занятиям слишком резок между ними получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы.» В качестве таковых и выступают дидактические игры, игровые методики которых применяются главным образом в I и II классах. Дети любят игру, но материал по русскому языку далеко не всегда удобен для игрового оформления.

В последние 20 лет, в связи с частичным переходом к обучению детей в школе с 6 лет, внимание к игровым методикам существенно повысилось. Новые издания учебников выходят в сказочном оформлении, сама грамматика в них предстает перед детьми как принцесса Грамматика, и дети отправляются в путешествие по океану Словарии, а слово реченька, оказывается, происходит от корня речь – ведь реченька журчит. Путешественники ночуют на берегу моря Глаголов, блуждают в лесу Прилагательных... Сказочная аллегория, метафоризация облегчают усвоение сложных абстракций, но они же уводят детей от строгих научных понятий.

Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития. Рассмотрим их функции.

Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.

Вторая функция – «театр реализации» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей – Низнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес... Артистические приемы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.

Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Простейший вариант – «кто первый решит задачу, проверит орфограмму» и пр.; «придумать предложение: чье предложение лучше?» и т.п. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. Это высшая ступень - от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Для младших школьников игра – это прощание с розовым детством. Дети нуждаются в шутке, в ласке, в красоте. В игровой методике с наибольшей полнотой проявляется артистизм учителя, его чуткость и теплота.

Приведенные ниже дидактически игры представлены в виде интересных заданий, упражнений, картинок, занимательных сказок и рассказов. Все они подобраны из различных психолого-педагогических источников и являются иллюстрацией теоретического раздела по организации и методике проведения дидактических игр.

 

Дидактические игры

Предмет, который в школе именуется "русский язык", часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать и побуждает как бы даже "препарировать" живое явление, которое пронизывает всю жизнь ребенка, начиная с первых лет.

Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих еще не сформировалась потребность расчленить его на составляющие элементы и установить соотношения между этими элементами - а именно этого и требует программа.

Диана Гизатуллина в своем сайте www.detisite.ru предлагает комплекс игр и упражнений, разработанный для сопровождения программы по русскому языку в первом классе. В основе данного комплекса лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка.

Известно, что прочно усваиваются только те знания, которые "добыты" самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остается навсегда. И для того чтобы открытие состоялось, нужно суметь ненасильственно направить активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме - "игре по правилам". Одним из условий выигрыша здесь является понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры - это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Игры и упражнения разработаны на основе программы по русскому языку для 1-го класса начальной школы

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. "Отгадаем знаки"

Цель: Развитие слухового сосредоточения, мышления, закрепление учебного материала через двигательный анализатор и подражание.

Описание: Учитель читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети молча руками изображают нужный знак. Например:
"!" - две вытянутые руки соединены над головой;
"?" - правая рука поднята и согнута полукругом, левый кулачок перед грудью;
"." - кулачки прижаты друг к другу.

(Форму изображения знака можно обсудить с учениками и принять их предложения.)

Вариант текста (Л.Куклин "На один звук")::

- Вот сколько на "К" я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор.
- Ой, хватит! И звук тоже может устать.
А вот что на "Т" ты сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка.
Ай, кажется, я тут напутал немножко!
Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на "С" назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и... кошка!
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку - откуда пришла?
И вся ли посуда на кухне цела?

С опровождение движениями слушания текста не отвлекает внимания, а наоборот, активизирует, поддерживает его. Самостоятельное, осознанное управление своей умственной деятельностью ("произвольное внимание") для многих детей этого возраста еще затруднено, и простые указания учителя: "Слушайте внимательно!" - оказывают на них слабое воздействие. Когда же слушание имеет конкретную цель - заметить нечто и отметить замеченное движением, тогда содержание текста из чисто внешней информации превращается в руководство для собственных действий, можно сказать, организует внутренний план действия. Если же и это для некоторых детей затруднительно, они могут просто подражать движениям других, но материал все равно будет закрепляться (в этом случае - способом непроизвольного запоминания).

2. "Соединяемся и меняемся"

Цель: Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание: К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:

 

КТО
ПРИШЕЛ
ЗДРАВСТВУЙ
ДЕДУШКА
КАТЯ ЛЮБИТ ЦВЕТЫ
!
?
!
.

Взявшись за руки, они составляют три группы - предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь "слова" и "знаки", и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему).

Вариант текста Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?:

У же сама возможность подвигаться на уроке для ребенка благотворна. Движение с помощью собственного тела помогает почувствовать значение слова и знака в предложении. Ребенок, несущий слово или знак, осознает, что его перемещение изменяет смысл всего предложения. Соединение рук помогает детям ощутить единство слов и знаков в предложении, что способствует предупреждению очень распространенных ошибок, когда дети забывают ставить знаки препинания или ставят их где попало, так как не понимают их значения.

3. "Кто больше придумает"

Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.

Описание: Каждый ребенок получает сюжетную картинку (можно использовать наборы открыток по сказкам). Задание: написать предложения про эту картинку. Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и предлагает прочитать самую удачную работу. Варианты заданий: А. Дать в виде домашнего сочинения. Б. Предложить сделать рисунок и придумать предложения или рассказ про собственный рисунок. o Самостоятельное придумывание предложений - довольно сложная умственная деятельность. Опора на картинки помогает "сдвинуться с мертвой точки", в первую очередь, тем детям, чье воображение бедно от недостатка опыта или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех детей, у которых собственно учебные, познавательные мотивы еще не сформировались или слабы.

 

 

4. "Угадай!"

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Описание: К доске вызывается группа из трех-четырех детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно - каждый свое слово. Задача "отгадчика" - понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз - так, чтобы приняли участие все дети. Если "отгадчик" не понимает сразу, можно повторять. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.

И гровая ситуация угадывания побуждает детей к максимальному слуховому сосредоточению. Кроме того, отгадчику нужно не только воспринять всю информацию целиком - услышать предложение, но и сообразить, из чего она складывается, разбить ее на составляющие элементы - слова, то есть проделать мысленно операцию анализа. У детей, составляющих "хор", необходимость одновременно произнести каждому свое слово требует умения согласовывать свои действия, почувствовать готовность партнеров к общему действию, а это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия. Слияние слов в момент их произнесения хором закрепляет в сознании детей идею объединения слов в предложение, выделение из целостного речевого потока предложения как самостоятельной смысловой единицы.

5. "На что похоже?"

Цель: Развитие зрительного сосредоточения, воображения, письменной речи.

Описание: Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу). Задание: увидеть в этом изображении сюжет и написать предложение или короткий рассказ. o Необходимость словами выразить свои впечатления, чувства описать образы, возникающие в воображении, - все это активизирует словарный запас. Здесь также происходит тренировка умения осознанно согласовывать слова в предложении в процессе письменной речи.

6. "Мячик-согласователъ"

Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, речи.

Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова, например: "Собака, гулять". Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации и состояния детей.

Д вижение мячика активизирует непроизвольное внимание, а то что он может быть брошен любому из детей, мобилизует также и произвольное внимание. Кроме того, внимание играющих детей направляется каждый раз на того, кто поймал мяч, и их ожидание ответа и следующего броска усиливает у поймавшего потребность ответить как можно скорее.

 

7. "У кого смешнее?"

Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, чувства юмора, мышления.

Описание: Дается задание: придумать смешные предложения (усложненный вариант - придумать смешной рассказ). Можно использовать в качестве домашнего задания. Письменные работы анализируются учителем с целью отбора самых смешных и не смешных - не для оценки, а для последующего обсуждения вместе с детьми: «Почему одно смешно, а другое нет?» Условие "чтобы было смешно" создает положительное эмоциональное состояние, позволяет снизить страх ошибки у тревожных и неуспешных детей, так как "ошибочные", нелепые предложения могут быть смешными, а именно это и требуется по условию. Когда нет боязни ошибиться, расцветает фантазия, и могут проявиться все речевые и мыслительные способности, которые блокировались до сих пор страхом порицания.

 

8. "Общее сочинение"

Цель: Развитие воображения, устной речи, памяти.

Описание: Учитель произносит два слова, например: "Слон, дерево". Ученик, которого он называет, дополнив, связывает эти слова в одно предложение, например: "У слона ноги толщиной с дерево" - и называет свое слово, с которым должно связаться второе из предложенной учителем пары; эту связь-предложение придумывает следующий в ряду и предлагает дальше свое слово и так до конца ряда. Затем члены ряда вспоминают все использованные слова. То же делает другой ряд. Выигрывает ряд, запомнивший больше слов.

З десь в процессе придумывания ответа непроизвольно закрепляется понимание разницы между простым набором слов и предложением. Очередность ответов "по пространственному положению" снимает с учителя функцию "вызывающего к доске" и делает ситуацию игровой. Соревновательная игра командой (один ряд против другого) усиливает мотивацию для произвольного запоминания, а необходимость дать слово для продолжения активизирует словарный запас.

 

9. "Два слова"

Цель: Развитие письменной речи, воображения.

Описание: Два ученика выходят к доске, становятся так, чтобы не видеть друг друга, и по сигналу учителя одновременно записывают каждый свое слово. Соединение этих слов - тема для сочинения.

С итуация случайности соединения двух слов в теме сочинения очень наглядно показывает детям, что писать действительно можно любые предложения, какие придут им в голову в связи с этой темой. Ведь учитель тоже не знал, какая получится тема, и не может быть указаний и ожиданий того, "что надо" на эту тему писать. Без опасения сделать "не так" раскрепощается воображение и легче появляются различные речевые ассоциации.

Гласные и согласные буквы и звуки

10. "Разноцветные буквы"

Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.

Описание: Детям предлагается для рассмотрения таблица 7 7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов). В идеальном варианте эта таблица размножается по числу детей, и каждый работает с ней индивидуально.

Вариант заданий
А. Найти все желтые гласные. Сколько их.
Б. Сколько синих согласных?
В Сколько красных гласных? и т. д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки - числом пальцев Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в большой таблице а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
:

В ключение в таблицу цвета как второго признака для букв которые надо найти, с одной стороны, вносит разнообразие в довольно сложное и монотонное занятие, а с другой - помогает улучшить распределение и объем внимания при зрительном восприятии. Элемент соревновательное усиливает мотивацию к выполнению задания Г последующее проговаривание задания хором помогает закрепить информацию тем, кто не справился.

11. "Хитрый фотоаппарат"

Цель: Развитие наблюдательности, образной памяти, закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание: Учитель говорит: "Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Но вы не простые фотоаппараты, а особенные, поэтому фотографировать будете не все, а только то, на что я вас настрою". Пока я считаю до 20, вы найдете в классе и "сфотографируете" своими глазами те предметы, названия которых начинаются с согласной буквы. На счет "20" все крепко закрывают глаза и рассматривают свои мысленные фотографии. А тот, кого я назову, расскажет, что у него на фотографии получилось". После этого другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и вместе проверяют, не пропустили ли они что-нибудь. Затем то же повторяется для гласных.

И гровая ситуация с "превращением" облегчает принятие детьми учебного задания, которое требует развития определенного уровня саморегуляции и внутреннего плана действий: держа "в уме" инструкцию, избирательно запоминать предметы. Осознание различий между гласными и согласными, не являясь здесь непосредственной целью для ребенка, происходит в процессе его игровой деятельности, включаясь в ее содержание.

 

 

12. "Кто быстрее"

Цель: Развитие мышления, активизация словарного запаса, тренинг группового взаимодействия.

Описание: Дети образуют две команды по пять человек, каждый получает по букве: девочки - гласные, мальчики - согласные.

Задание: каждой команде как можно быстрее составить из своих букв слово и выстроиться соответственно в ряд. Выигрывает та команда, которая построилась быстрее. При желании детей, игра повторяется с теми, кто не играл, а потом с двумя выигравшими командами.

С опряжение с полом непроизвольно закрепляет ассоциативную "привязку" в сознании детей разделения букв на две категории: гласные и согласные. Задача - как можно быстрее в разрозненных элементах-буквах узнать целое (слово) - требует от детей достаточного развития одной из основных операций мышления - синтеза; а ситуация соревнования усиливает мотивацию к выполнению этой задачи. При этом происходит также тренировка умения быстро перебирать варианты решения, когда дети вспоминают и пробуют составить разные слова.

13. "Разноцветные мячики"

Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание:
I вариант. (Два мяча.) Учитель молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший называет гласную, если мяч красного цвета; согласную, если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно учителю.
II вариант. (Два мяча.) Учитель, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ученик называет количество в этом слове: гласных, если мяч красного цвета; согласных, если мяч синего цвета.
III вариант. (Три мяча.) Учитель молча бросает кому нибудь мяч. Поймавший придумывает слово: с одной гласной, если мяч красного цвета; с двумя гласными, если мяч зеленого цвета; с двумя согласными, если мяч
синего цвета.

В этой игре происходит отработка до автоматизма навыка узнавать и воспроизводить определенную категорию звуков. Движение мячика удерживает внимание; необходимость "держать в уме" правило действия - связь цвета ответа - тренирует также умение следовать внутреннему плану действий, а соревновательный характер игры, общий ее темп стимулируют быстроту мышления.

14. "Найди слово"

Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса, развитие умения работать в группе, разрешение проблемной ситуации.

Описание: Играют две команды по восемь человек. Выигравшая команда определяется меньшим количеством затраченного времени (время измеряется секундомером). На доске прикреплены четыре плаката в ряд так, чтобы возле каждого смогли встать по два человека. Каждый плакат содержит одно слово с пропущенной буквой (до конца инструктажа плакаты закрыты).

Задание для первой команды:
КО-А
У -ОЧКА
- СЫ
Д-М
Каждый член команды получает одну из следующих букв:
3, С, Д, Т, У, Ы, О, О (букв О - две).

Задание для второй команды:
-УБЫ
СЫ-
СТ-Л
-АРТА
Каждый член команды получает одну из следующих букв:
3, Г, Р, Н, О, У, П, К.

Инструкция учителя: "Здесь каждому слову подходят по две буквы. Вы должны как можно скорее найти "свое" слово и встать возле него. Начнете по моей команде: раз, два, три!" Учитель открывает плакаты и включает секундомер.

Р ешение этой задачи требует определенного словарного запаса и воображения - умения быстро воссоздавать целое при недостающих деталях. Возможность двух вариантов ответа создает проблемную ситуацию, разрешаемую всеми членами команды. Работающий секундомер и элемент соревнования усиливают мотивацию. Для закрепления понятий "гласные" и "согласные" можно также использовать и прием распределения букв: гласные - девочки, согласные - мальчики или наоборот.

15. "Звуки-близнецы"

Цель: Развитие зрительного сосредоточения, осознание роли артикуляции в речи, подготовка к темам "Звонкие и глухие согласные" и "Парные гласные".

Описание: Учитель или любой вызванный к доске ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы, остальные отгадывают, предварительно повторив его движения

В процессе воспроизведения речевых движений губ и языка дети глубже чувствуют связь между этими движениями и звуком. Они могут самостоятельно прийти к выводу, что звонкие и глухие согласные по движениям губ абсолютно одинаковы, а различными их делает участие или неучастие голоса, положение языка.

 

СЛОГ

16. "Найди себе пару"

Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание: Дети получают карточки со слогами:
НА - СОС - КА - МЫШ - ЖИ - ЛЫ- НА - ВЕС

Задание: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы - дети должны открыть это сами.)

П ри соединении элементов в целое дети тренируются в мыслительной операции синтеза. Поскольку элемент-слог - само тело ребенка, и слова составляются как бы "комбинированием" этих тел, идея о том, что слова состоят из слогов, четко запечатлевается в сознании учеников, подкрепляясь ощущением рукопожатия "слога-соседа". Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка (НАСОС - СОСНА - СОСКА КАМЫШ - МЫШКА, ЖИЛЫ- ЛЫЖИ, НАВЕС - ВЕСНА). Это помогает детям глубже осознать роль слогов как "строительных кирпичиков" для слова.

17. "Кто больше увидит и запомнит"

Цель: Развитие внимания, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.

Описание: Участвуют две команды (например, мальчики и девочки).

Задание для первой команды: пока учитель считает до 20, нужно найти и запомнить все предметы в классе, в названии которых два слога.

Задание для второй команды: для второй команды - аналогичное, но искать и запоминать следует предметы, в названии которых три слога.

При произнесении учителем последнего числа "двадцать!" все члены команды закрывают глаза. Один из них (названный учителем) перечисляет все, что запомнил; затем остальные члены команды дополняют. После того как все вспомнили, что могли, дети открывают глаза и вместе с соперниками считают, сколько пропущено. Выигрывает та команда, которая пропустила меньше предметов.

П оиск заданных предметов в процессе счета до 20 включает одновременно несколько умственных действий, что требует хорошего распределения внимания: 1) удерживание в памяти инструкции, 2) направленный поиск в зрительном восприятии, 3) отбор и запоминание нужных предметов, 4) слушание голоса учителя - чтобы на счет "двадцать" закрыть глаза. Мотивацию к этой сложной деятельности подкрепляет игра-соревнование. Идея о слогах как элементах слова присутствует и в инструкции, и в самой деятельности: чтобы отобрать слово для запоминания, сначала нужно его проанализировать, то есть разбить на слоги и сосчитать, сколько их.

 

18. "Кто больше увидит и запомнит"
(вариант игры)

Цель: Развитие мышления, переживание интеллектуальных эмоций, закрепление учебного материала через связь с эмоциями.

Описание: Проводится на следующий день после предыдущей игры - если правило еще не давалось ("В слове столько слогов, сколько гласных").

Учитель говорит ученикам: "А теперь поиграем, как вчера, только немного изменим условия: пока я считаю до двадцати, вы найдете и запомните те предметы в классе, в названии которых есть две гласные буквы". На следующий день, после того как дети отыскивали предметы с двумя слогами, у многих из них в памяти еще сохраняются запомненные накануне слова. И теперь, в поисках предметов с двумя гласными в названии, они обнаруживают, что это те же слова, которые вчера определялись как состоящие из двух слогов, только теперь они определяются как слова, включающие 2 гласные.

П редполагается, что большинство детей при этом самостоятельно могут вывести правило о взаимосвязи количества слогов и гласных в слове, переживая при этом "инсайт" - ощущение собственного открытия. Но и те, кто не догадался сам, нужное правило в этих условиях запоминают быстро и прочно.

 

19. "Сколько в слове слогов?"

Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление учебного материала.

Описание: Учитель, бросает мяч, называя слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов в этом слове.

В этой игре происходит тренировка умения разбивать слово на слоги до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают детей мобилизовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь.

20. "Разноцветные мячики"

Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.

Описание: Учитель бросает в случайном порядке мячи разного цвета, произнося при этом односложное слово. Ученик поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно изменяет слово так, чтобы оно стало: если мяч красный - двусложным (дом - дома), если мяч синий - трехсложным (дом - домики). Варианты слов: САД, КУСТ, НОС, БЛИН, ЛИСТ, ГРИБ СТОЛ, НОЖ.

Э то упражнение требует от детей хорошего распределения внимания, так как они одновременно выполняют два умственных действия: удерживают в памяти сложную инструкцию, связывающую цвет мячика с заданием, и быстро изменяют слово образец в соответствии с этой инструкцией. Возможность преобразовать слова разными способами (САДЫ- САДИК- САДИКИ - САДОЧЕК и т. п.) позволяет расширить речевые возможности ребенка. Здесь полезным может быть подключение учителя к игре как равноправного члена, а не только как "задающего слово", тогда придумывать односложные слова должны будут и ученики, когда бросают ему мяч.

21. "Змейка (Закончи слово)"

Цель: Развитие внимания, устной речи, памяти, умения работать в группе.

Описание: К доске выходят 6-10 человек (в зависимости от свободного пространства), встают в две равные шеренги друг против друга.

Задание для участников: крайний в шеренге ученик называет слог; стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог - задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

Задание для зрителей: запомнить все придуманные слова.

В процессе манипулирования слогами у детей закрепляется осознание факта, что слово состоит из слогов. Расположение детей в пространстве - "словесная эстафета" - и отдельное задание для зрителей призваны оживить и разнообразить деятельность, иногда воспринимаемую детьми как слишком трудную и поэтому скучную.

 

ПЕРЕНОС

22. "Вместе волка не боимся!"

Цель: Закрепление правила через бессознательное подражание; развитие умения работать в группе.

Описание: К доске выходят 8 детей - это "зайчики-буквы". Каждому ребенку вручается карточка с буквой так, чтобы в результате составились два слова и в каждом был бы слог из одной гласной. Например: УЛИЦА МОЯ "Буквы", взявшись за руки, объединяются в слоги; слоги-буквы, в данном случае "У" и "Я", скачут зайчиками неподалеку. Ученик, роль которого - "волк-перенос", на это время прячется. Когда учитель видит, что все "зайцы-буквы" нашли свои места, он подает сигнал: "Перенос". По этому сигналу каждая отдельная "буква-слог" должна присоединиться к другому слогу, как при переносе на письме со строки на строку. Того, кто не успеет, "волк-перенос" хватает, и они меняются ролями.

И гровые роли, сюжет с прятаньем и появлением "волка" должны обеспечить достаточное эмоциональное подкрепление мотивации. Разыгрывание и переживание в игре страха "одинокой буквы", ее стремление скорее присоединиться к другим при появлении "переноса" способствуют глубокому запечатлению правила о невозможности отрыва одной буквы при переносе, даже если она является отдельным слогом.

 

23. "Что нельзя переносить?"

Цель: Развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала.

Описание: Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове "тридцать" все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает все, что нашел, остальные дополняют. В заключение все вместе еще раз проверяют.

С амостоятельный поиск односложных названий предполагает "отбрасывание" неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не оказалось слишком легким и поэтому скучным.

24. "Разноцветные мячики"

Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.

Описание: Учитель в случайном порядке бросает в класс мячи разного цвета, предварительно условившись с детьми, что если мяч красного цвета, то поймавший его ученик, прежде чем бросить обратно, называет слово, которое можно переносить; если мячик синий, называется слово, которое переносить нельзя.

С лучайный порядок бросания мячей разного цвета побуждает детей предусмотреть разные варианты: или держать в памяти наготове сразу два слова - односложное и многосложное, или быстро подбирать подходящее уже с мячиком в руках. В любом случае происходит тренировка умения выделять в речи слова того или иного строения и навык быстро определять возможность или невозможность переноса.

25. "Мячик-разделитель"

Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.

Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие-нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.

М ячик - средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребенку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания).

 

Следующие дидактические игры – это веселые рассказы и картинки из книги Бондаренко А.А. «В летней школе ударения». Их можно использовать в качестве фрагмента урока, домашнего задания и просто увлекательного чтения. Причем, этот познавательный процесс будет интересен и шестилеткам, и тем, кто уже закончил первый класс, а также учителям и родителям. Сами картинки будут представлять собой наглядность, способствующую конкретизации изучаемого материала.

 

УРОК СО СВЕЧОЙ

И АПЕЛЬСИНОМ

 

На следующий день ученики вновь собрались на весёлой лужайке. Тётя Клава со своей толстой сумкой устроилась в тени под берёзой.

Пётр Петрович стоял у доски. В руках у него была длинная коробка с надписью: «Свечи парафиновые хозяй­ственные». На пеньке лежал белый лист плотной бумаги и пять маленьких круглых зеркалец. (А может быть, зеркатьцев? Или зеркальцей? Какое трудное слово! Надо срочно посмотреть в словарь, как же правильно? Сло­варь — это книжка, похожая на справочное бюро. От­кроешь словарь и найдёшь ответ на любой вопрос о слове: как слово пишется, как изменяется, что обозначает. Вот, в словаре напечатано: ЗЕРКАЛЕЦ. Значит, так надо пи­сать и говорить.)

А директор объявил: «Второй урок!» И записал на доске цифру 2. Чтобы всем было ясно.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как делятся сло­ги. Задание первое: подышать. Вдох — выдох, вдох — выдох!

Ну и задание! Легче не бывает. Вот бы такие задания выполнять на уроках в настоящей школе! Пётр Петрович продолжал:

— Поднесите ко рту свою ладонь. Вдохните. Выдо­хните. Чувствует ли ваша ладошка, как тёплый воздух согревает её на выдохе?

— Теперь пусть каждый возьмёт зеркальце. Подне­сите его ко рту на выдохе. Что вы видите?

— Я себя вижу! — сделал радостное открытие Гриша.

— Что вы видите НА ЗЕРКАЛЬЦЕ, а не В ЗЕРКАЛЬЦЕ? — уточнил вопрос директор.

— У меня зеркальце запотело,— удивилась Оля.

— И у меня! У меня тоже! — поддержали остальные.

— Это след от воздуха, который вы выдохнули. Тут Пётр Петрович сделал многозначительную паузу и за­шептал, как заговорщик:

— Внимание! Открываю секрет: слоги делаются на выдохе. Когда мы произносим слоги, воздух из нас выходит толчками. Каждый слог и есть толчок воздуха. Слог - толчок. Вдохните глубоко. Выдыхая, произне­сите по слогам своё имя. Не забудьте поднести ко рту ладошку.

Гриша поднёс ладонь ко рту, глубоко вдохнул и медленно выдохнул: ГРИ — ША. Его ладошка почув­ствовала целых два толчка воздуха. Значит, два слога. У Игоря, Кати и Оли тоже получилось по два толчка. Любопытно, сколько раз воздух ударился о Наташину ладонь?...

ДРУЖАТ ЛИ ГЛАСНЫЕ

С СОГЛАСНЫМИ?

Весь третий урок дети ломали голову над вопросом «Из каких звуков состоит слог?». Вы скажете: «Над чем тут голову ломать? Кто не знает гласных и согласных?» Конечно, эти звуки речи хорошо известны бывшим вто­роклассникам. Но и они за летние каникулы успели забыть, чем же отличаются гласные от согласных и как эти звуки «работают» в слоге. Пришлось вспомнить за­ново. А Грише вспоминать было нечего, он ничего не знал о гласных и согласных.

— Почему гласные называются: ГЛАСНЫЕ? — задал свой первый вопрос Пётр Петрович.

— Потому что голос,— тихо сказала Катя.

— Да, слова ГЛАС и ГОЛОС очень похожи. Как близнецы. Голос в старину так и называли: глас. Но нам с Гришей непонятно, что значит «потому что голос». Объясни, пожалуйста!

— Гласные звуки образуются голосом, у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: