Лингвистические задания.




1. В слове один звук. Какой он: гласный или согласный?

2. В слове два звука. Какие это звуки?

3. В слове три звука. Сколько гласных? Сколько согласных?

4. В слове четыре звука. Сколько в нем согласных? Почему?

5. В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова-

6. В слове три согласных и три гласных. На сколько слогов можно разделить это слово? Приведите примеры таких слов.

7. В слове два звука. Сколько слогов?

8. В словах клин, клоун по три согласных звука. А по сколько слогов в каждом слове и почему?

9. Как звали печального ослика из сказки Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все»? Как звали крошку-кенгуренка, сына мамы Кенги? Запишите имена обоих героев (Иа, Ру). Сколько слогов в этих именах и почему?

10. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните почему.

11. Цветы

На столе учителя открытки с цветами. Нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух слогов, из трех и т.д.

(Цветы могут быть такими: мак, роза, гладиолус, сирень, гвоздика, лилия, магнолия, астра, ландыш, фиалка, незабудка и т.д.)

Дидактическая игра.

Слог за слогом

Цель игры: закрепление навыка деления слов на слоги.

У каждого из играющих — лист бумаги и карандаш. Один из участников игры называет слово, состоящее из двух или более слогов. Все записывают это слово. Затем каждый должен написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Выигрывает тот, кто первым напишет 10 слов (15 и т.д. — по условию).

Пример слоговой цепочки: я-ма, ма-ши-на, на-ту-ра, ра-ке-та, та-рел-ка, ка-ша и т.д.

ПЕРЕНОС СЛОВ

Веселые стихи.

Как я перенес слова

(Рассказ первоклассника)

 

Мы изучаем перенос, кол —

вот как слова я перенес: И получил

Едва За это «кол».

Я перенес: Опять

Е— Я перенес:

два, — О —

Как получил пять.

За это «два». Теперь,

Укол Наверно,

Я перенес: Будет «пять».

У—

А вы как думаете, ребята?

Грамматическая сказка.

 

Мягкий знак и правила переноса

 

Мягкий знак дружит с разными буквами.

В словах коньки, деньки, пеньки — с Я, в словах капельки, петельки, угольки — с Л. А вот с К почему-то нет.

К встает только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после нее, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»

Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!»

— А как по-другому?

У-гольки, — попросил мягкий знак.

Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают,

— Тогда угол-ьки, — снова просит мягкий знак.

— Так нельзя. Не по правилам.

— Тогда угольк-и.

— Что ты? Что ты? Разве.так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса.

Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.

УДАРЕНИЕ

Грамматические сказки и рассказы.

 

Гласные поссорились

 

Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, деревья поникли — всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.

А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда О или А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается...

К счастью, на помощь пришел волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она сразу слышится ясно и не может быть даже ни малейшего сомнения в ее написании. Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень хотели подружиться с волшебником, чтобы уметь всегда правильно писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются безударные гласные А и О (да и другие тоже, например ЕИ).

Именно с тех пор и пишут дети грамотно, а гласные не ссорятся. А чего им ссориться, если существует волшебник Ударение! Надо только вовремя позвать его на помощь. И вы, ребята, тоже зовите его, когда будете сомневаться, какую букву писать. Он всегда поможет!

 

Волшебник Ударение

 

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

— Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал:

— Я тебя не боюсь, я такой сильный н тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение это же просто черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замόк, а перед взором всех предстал Зάмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки к сказали:

— Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бéлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Áтлас получился Атлάс, вместо Кάпель Капéль, вместо ДорόгаДорогά, ГородάГόрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

Стрелки и гвоздики

В школе проходил КВН между четвертыми классами. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелки и гвоздики и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные. Как вы думаете, почему?

Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов, почему так получилось? Капитаны в общем-то не растерялись, объяснили все, как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться — в этом и состоял конкурс.

Догадаться о чем? Да о том, что в каждом из написанных слов скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по—разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрéлки — стрелкú, гвόздики — гвоздúки.

 

Ударение

(миниатюра)

Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.

— Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: три раза в неделю по

одной столовой ложке. После приема пищи. Начинает пищать. Вбегает мама.

— Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

— А я лекарство принял. А здесь написано... (читает).

— Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

— Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Занавес.

Рифмованные упражнения

А теперь про ударенье

Сочиним стихотворенье..

 

Ударный слог, ударный слог...

Он названивай так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

 

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Следи за повеленьем молотка.

Держи в руках сто, озорника!

 

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! — и ударил в безударный слог...

... И сразу же исчез огромный ЗАМОК,

И появился маленький ЗАМОК...

 

— Послушай, молоток, не путай слоги,

Опять озорничая, не солги...

Нет, снова — тук!...

Шли по морю ПИРÓГИ,

Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ!

Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму.

Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:

1. Оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове (как в некоторых других языках мира).

2. Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.

3. Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени. Если мы откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.

Определение ударного слога, как на странно, вызывает трудности у младших школьников, хотя произносят они то или иное слово с правильной постановкой ударения.

Как найти ударение в слове? Да очень просто! Ударный слог произносится с большей силой и с длительностью в голосе. Нужно как бы пропеть или окликнуть предмет (даже если он и неодушевленный):

— Кни-и-и-жечка! Ру-у-у-чка! Де-е-е-вочка!

Надеемся, что этот простой прием поможет малышам без труда находить ударные и безударные слоги в словах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: