Изучение поэмы Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
В 10 классе
(разработки уроков)
Пояснительная записка
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе. На изучение произведения отводится 5 часов.
Предлагаемые материалы содержат подробные, развёрнутые планы уроков. Разработки обеспечивают максимальное выполнение стандартов образования как в объёме чтения литературного произведения, так и в объёме овладения практическими умениями и навыками. Могут использоваться полноценно со всеми учебниками.
Урок №1.
Тема. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр, композиция.
Цели: познакомить учащихся с историей создания поэмы, рассмотреть особенности жанра и композиции, развивать понятие народности в литературе; совершенствовать навыки анализа произведения, повышать культуру речи учеников.
Оборудование: мультимедийная система, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания. Рассказать об основных мотивах лирики Н.А.Некрасова.
3. Актуализация прежних знаний:
- что такое «поэма»? (Поэма – один из видов лиро-эпического жанра. Основные черты поэмы – наличие развёрнутого сюжета, развитие образа лирического героя.)
- назвать известные вам поэмы, указать автора. (М.Ю.Лермонтов «Мцыри», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», А.С.Пушкин «Руслан и Людмила», «Медный всадник» и др.)
4. Новый материал. Лекция учителя.
План (на экране)
1)История создания поэмы.
2)Композиция произведения. Жанр.
3)Народность литературы.
Материал для учителя.
1) Величайшее произведение Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в 1865-1877 годах, в эпоху острых социальных конфликтов. Поэт задумал её как «народную книгу». Он мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Перед нами действительно эпопея – художественное произведение, в котором отражаются великие исторические события, целые эпохи в жизни страны. (На экране)
- Какие исторические события отразились в поэме – эпопее? (Некрасов начал работу над поэмой после крепостной реформы, когда правительству удалось подавить бунты крестьян; это были годы реакции).
Работал Некрасов над поэмой до конца своей жизни (1878 г), но поэма так и не была закончена. «Одно, о чём сожалею, - горевал поэт незадолго до смерти, - это то, что не кончил свою поэму». Некоторые части её сохранились в набросках.
2) Композиция – построение произведения. (На экране)
Поэма включает 4 части. Перед учёными встал вопрос о последовательности частей. Большинство пришло к выводу, что вслед за первой частью следует «Крестьянка», затем «Последыш», в заключение «Пир на весь мир». Доводы: в первой части и в «Крестьянке» изображён старый, отживший мир. В «Последыше» - гибель этого мира. В «Пире…» - признаки новой жизни. В некоторых изданиях поэма напечатана в следующей последовательности: первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
3)Народность литературы – выражение в литературе общенародных идеалов, стремлений, интересов с опорой на художественные традиции народного творчества.
- Почему поэму «Кому на Руси жить хорошо» называют народной? (Она выражает идеалы, стремления народа, изучает и изображает его жизнь, используя при этом народные художественные традиции.)
5. Закрепление. Беседа.
- Когда писалась поэма и какое время в ней отражено?
- В чём особенности композиции?
- Кто является героем поэмы?
- Почему поэму называют народной?
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание: выучить лекцию, прочитать главы «Пролог», «Поп», индивидуальное задание – подготовить выразительное чтение главы «Сельская ярмонка».
Урок №2.
Тема. Изображение народной жизни в поэме. Поиски счастливого.
Цели: проследить динамику народного самосознания, изменение представления о счастье; развивать навык анализа фрагмента художественного произведения; работать над культурой речи.
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
- Рассказать об истории создания поэмы, жанре и композиции.
- Проверить содержание главы «Поп» (письменная работа).
3. Анализ главы «Поп».
Мы проследим, как меняется представление о счастье у мужиков.
- Вспомним, какова цель путешествия мужиков-правдоискателей? (Узнать, кто же счастлив)
- Что, по их мнению, представляет собой счастье? (Счастье сводится к материальной обеспеченности.)
Встреча с попом в 1 главе проясняет, что своего представления о счастье у мужиков нет. Формулу счастья формулирует поп.
- Какую?
«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь…
Не так ли, други милые?»
Они сказали: «Так…»
- Как отреагировали мужики на рассказ попа? (Он заставил их задуматься).
- Может ли быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец? (Несчастия народа приносят глубокие нравственные страдания чутким людям из духовенства: «С таких трудов копейками живиться тяжело!)
Сделаем вывод: какое влияние на мужиков оказала встреча с попом? (Правдоискатели меняют представление о счастье, их внимание начинает привлекать не мир господ, а народная жизнь.)
4. Проверка индивидуального задания. Выразительное чтение главы «Сельская ярмонка».
Анализ главы.
- Кто является главным действующим лицом? (Народная толпа).
- Какие черты народного характера раскрываются в этой главе? (Душевная щедрость, природная одарённость).
- Как смотрят мужики комедию в балагане? (Вставляют свои словечки, они не пассивные наблюдатели, а активные участники народной жизни).
- Какова роль данной главы в произведении? (Помогает раскрыть характер народа).
5. Самостоятельная работа. Прочитать главу «Пьяная ночь», составить план характеристики Якима Нагого, записать в тетрадь.
Учащиеся читают и обсуждают получившиеся планы.
Примерный план.
1)Внешность («..у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле», «шея бурая, как пласт, сохой отрезанный», «рука – кора древесная, а волосы – песок»).
2)Трудолюбив, видит общественную несправедливость («Работаешь один, а чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщика: бог, царь и господин»).
3)Чувство чести и собственного достоинства (В ответ на упрёк Веретенникова в пьянстве, Яким гордо обрывает барина).
4)Угроза существующим порядкам («Придёт беда великая, так перестанем пить»).
5)Ставит ценности духовные выше материальных (Когда случился пожар, Яким бросился пасать картиночки да иконы, а не целковые).
6. Выводы по уроку.
- Как изменилось понятие счастья и оценка жизненных ценностей у крестьян?
- Что ценит автор в своих героях?
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание: прочитать главу «Счастливые», составить устный рассказ о Ермиле Гирине; прочитать главы «Помещики», «Последыш», «Крестьянка»; повторить термин «сатира»; индивидуальное задание – подготовить рассказ о Матрёне Тимофеевне.
Урок №3.