Тема. Изображение народной жизни в поэме. Поиски счастливого.




Изучение поэмы Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

В 10 классе

(разработки уроков)

Пояснительная записка

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе. На изучение произведения отводится 5 часов.

Предлагаемые материалы содержат подробные, развёрнутые планы уроков. Разработки обеспечивают максимальное выполнение стандартов образования как в объёме чтения литературного произведения, так и в объёме овладения практическими умениями и навыками. Могут использоваться полноценно со всеми учебниками.

 

Урок №1.

Тема. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр, композиция.

Цели: познакомить учащихся с историей создания поэмы, рассмотреть особенности жанра и композиции, развивать понятие народности в литературе; совершенствовать навыки анализа произведения, повышать культуру речи учеников.

Оборудование: мультимедийная система, экран.

 

Ход урока.

1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания. Рассказать об основных мотивах лирики Н.А.Некрасова.

3. Актуализация прежних знаний:

- что такое «поэма»? (Поэма – один из видов лиро-эпического жанра. Основные черты поэмы – наличие развёрнутого сюжета, развитие образа лирического героя.)

- назвать известные вам поэмы, указать автора. (М.Ю.Лермонтов «Мцыри», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», А.С.Пушкин «Руслан и Людмила», «Медный всадник» и др.)

4. Новый материал. Лекция учителя.

План (на экране)

1)История создания поэмы.

2)Композиция произведения. Жанр.

3)Народность литературы.

 

Материал для учителя.

1) Величайшее произведение Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в 1865-1877 годах, в эпоху острых социальных конфликтов. Поэт задумал её как «народную книгу». Он мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Перед нами действительно эпопея – художественное произведение, в котором отражаются великие исторические события, целые эпохи в жизни страны. (На экране)

- Какие исторические события отразились в поэме – эпопее? (Некрасов начал работу над поэмой после крепостной реформы, когда правительству удалось подавить бунты крестьян; это были годы реакции).

Работал Некрасов над поэмой до конца своей жизни (1878 г), но поэма так и не была закончена. «Одно, о чём сожалею, - горевал поэт незадолго до смерти, - это то, что не кончил свою поэму». Некоторые части её сохранились в набросках.

2) Композиция – построение произведения. (На экране)

Поэма включает 4 части. Перед учёными встал вопрос о последовательности частей. Большинство пришло к выводу, что вслед за первой частью следует «Крестьянка», затем «Последыш», в заключение «Пир на весь мир». Доводы: в первой части и в «Крестьянке» изображён старый, отживший мир. В «Последыше» - гибель этого мира. В «Пире…» - признаки новой жизни. В некоторых изданиях поэма напечатана в следующей последовательности: первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

3)Народность литературы – выражение в литературе общенародных идеалов, стремлений, интересов с опорой на художественные традиции народного творчества.

- Почему поэму «Кому на Руси жить хорошо» называют народной? (Она выражает идеалы, стремления народа, изучает и изображает его жизнь, используя при этом народные художественные традиции.)

5. Закрепление. Беседа.

- Когда писалась поэма и какое время в ней отражено?

- В чём особенности композиции?

- Кто является героем поэмы?

- Почему поэму называют народной?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание: выучить лекцию, прочитать главы «Пролог», «Поп», индивидуальное задание – подготовить выразительное чтение главы «Сельская ярмонка».

 

 

Урок №2.

Тема. Изображение народной жизни в поэме. Поиски счастливого.

Цели: проследить динамику народного самосознания, изменение представления о счастье; развивать навык анализа фрагмента художественного произведения; работать над культурой речи.

 

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

- Рассказать об истории создания поэмы, жанре и композиции.

- Проверить содержание главы «Поп» (письменная работа).

3. Анализ главы «Поп».

Мы проследим, как меняется представление о счастье у мужиков.

- Вспомним, какова цель путешествия мужиков-правдоискателей? (Узнать, кто же счастлив)

- Что, по их мнению, представляет собой счастье? (Счастье сводится к материальной обеспеченности.)

Встреча с попом в 1 главе проясняет, что своего представления о счастье у мужиков нет. Формулу счастья формулирует поп.

- Какую?

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь…

Не так ли, други милые?»

Они сказали: «Так…»

- Как отреагировали мужики на рассказ попа? (Он заставил их задуматься).

- Может ли быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец? (Несчастия народа приносят глубокие нравственные страдания чутким людям из духовенства: «С таких трудов копейками живиться тяжело!)

Сделаем вывод: какое влияние на мужиков оказала встреча с попом? (Правдоискатели меняют представление о счастье, их внимание начинает привлекать не мир господ, а народная жизнь.)

4. Проверка индивидуального задания. Выразительное чтение главы «Сельская ярмонка».

Анализ главы.

- Кто является главным действующим лицом? (Народная толпа).

- Какие черты народного характера раскрываются в этой главе? (Душевная щедрость, природная одарённость).

- Как смотрят мужики комедию в балагане? (Вставляют свои словечки, они не пассивные наблюдатели, а активные участники народной жизни).

- Какова роль данной главы в произведении? (Помогает раскрыть характер народа).

5. Самостоятельная работа. Прочитать главу «Пьяная ночь», составить план характеристики Якима Нагого, записать в тетрадь.

Учащиеся читают и обсуждают получившиеся планы.

Примерный план.

1)Внешность («..у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле», «шея бурая, как пласт, сохой отрезанный», «рука – кора древесная, а волосы – песок»).

2)Трудолюбив, видит общественную несправедливость («Работаешь один, а чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщика: бог, царь и господин»).

3)Чувство чести и собственного достоинства (В ответ на упрёк Веретенникова в пьянстве, Яким гордо обрывает барина).

4)Угроза существующим порядкам («Придёт беда великая, так перестанем пить»).

5)Ставит ценности духовные выше материальных (Когда случился пожар, Яким бросился пасать картиночки да иконы, а не целковые).

6. Выводы по уроку.

- Как изменилось понятие счастья и оценка жизненных ценностей у крестьян?

- Что ценит автор в своих героях?

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание: прочитать главу «Счастливые», составить устный рассказ о Ермиле Гирине; прочитать главы «Помещики», «Последыш», «Крестьянка»; повторить термин «сатира»; индивидуальное задание – подготовить рассказ о Матрёне Тимофеевне.

 

 

Урок №3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: