Куклина Ксения Алексеевна, студентка 1-го курса факультета зоотехнии и биологии, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Научные руководители: Шерстюк М.В., к.и.н., доцент; Дронов И.Е., к.и.н., доцент
(Слайд 1)
Здравствуйте, дорогие коллеги! Меня зовут Ксения, я студентка 1-го курса факультета зоотехнии и биологии. На данной конференции представляю работу, посвященную экспериментам в области образования в СССР в 20-е годы XX века.
(Слайд 2)
Реформы образования, как и эксперименты в нем мы можем прослеживать на протяжении всей истории России. Если же говорить о наиболее весомом периоде изменений то, несомненно, это именно 20-ые годы XX века, или же зарождение советского союза. Именно в то время производились попытки «альтернативного обучения».
(Слайд 3)
В данной работе были использованы такие источники, как: произведения Н.В. Чехова и wеb-ресурсы «Академик», «Киберленинка», «ИстМат» и «Библиотека СССР». На слайде подробно представлены вышеназванные ресурсы, благодаря которым были получены данные об экспериментах в области образования в СССР в 20-е годы ХХ века.
(Слайд 4)
Начать стоит с дореволюционной системы образования, которая действовала в Российской империи до 1917 года. Она представляла собой классно-урочную систему, которая не сильно отличалась от той что существует сейчас. В ней был неизменный состав учащихся, со сходным возрастом, уровнем изначальной подготовки. Всю ответственность за учебный процесс нес один преподаватель. Каждый класс имеет определенный годовой план, в соответствии с которым организует свою работу. Основная форма организации учебного процесса – урок, он посвящен лишь одному предмету. Данная система не имела ярко выраженных минусов (кроме затрудненного перехода между разными уровнями образования, ведь он напрямую зависел от состоятельности семьи).
|
(Слайд 5)
Однако, после началась революция в планах которой были широкие реформы в сфере образования. После октябрьской революции в 1918 году было выдано Положение о Единой трудовой школе. Школа должна была быть бесплатной и обязательной. Обучение в ней было совместным. Какие-либо религиозные элементы в преподавании не допускались. Также было заявлено об ограничении в количестве учащихся на одного учителя, которое составляло 25 человек. Это было очень хорошее внесение как минимум потому, что в дореволюционный период с этим существовала серьезная проблема касательно того, что в некоторых заведениях на одного учителя приходилось более 50, а иногда и более 70 учеников, что создавало напряжение в проведении учебного процесса. Самоуправлением в школе были заняты сами ученики, школьной совет, в который вступали учащиеся с 12 лет, и местное трудовое население (педагоги и работники заведения).
(Слайд 6)
Однако, это положение оказалась просто утопичной идеей, так как уровень учащихся слишком разнился и простым разделением по возрастам эту проблему решить было невозможно. Кроме того, тогда же открыто пропагандировалась свобода личности и равенство, которые противоречили четкому регламенту школы. Поэтому людям дается их желанная свобода в образовании, при помощи которой мы получаем более приятное и легкое времяпрепровождение в школе, потерявшее всяческие рамки. Как итог ситуация в образовании становится только хуже и правительство отпускает ситуацию. Помимо всего прочего, в следствии гражданской войны в стране царила разруха. Была острая нехватка не только педагогов, работников учебных заведений, но и учебных материалов и аудиторий для занятий. Все это послужило толчком к поиску альтернативного способа обучения.
|
(Слайд 7)
Разницу в уровне образования и тотальную нехватку педагогического состава пытаются устранить, применяя новые, экспериментальные методы обучения. Доподлинно известно четыре метода, которые мы и рассмотрим.
(Слайд 8)
Первым таким методом преподавания был коллективный. Его в 1922 году предложил А.Е.Карев для «изжития индивидуального метода преподавания». С учителей снималась персональная ответственность, так как классом руководил коллектив преподавателей, а не отдельный педагог. Руководители совместно определяют модель для общих занятий. Они создают схему для дальнейшего обучения группы. Однако каждый преподаватель мог давать советы несогласованные с другими, что при наличии персональной симпатии со стороны студентов приводило к полной неразберихе в головах последних.
Главным минусом и тем из-за чего не прижился данный метод, являлось то, что у каждого преподавателя было свое мнение о том, как должен выглядеть учебный процесс и сам способ преподавания. В итоге метод из коллективного превратился в антиколлективный.
(Слайд 9)
Далее идет бригадно-лабораторный метод. Этот метод получил первоначальную опытную проверку в 1928-1929 гг. в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, а с весны 1931 года в Ленинградских и Московских высших учебных заведениях и техникумах. Учебная работа строилась по групповому принципу под обязательным руководством и ответственностью преподавателя. Количество обучаемых ограничивалось 25-30 студентами. Группы делились на более мелкие бригады.
|
Бригады прорабатывали необходимый материал самостоятельно. При данном методе преподаватель нес в основном надзирающую функцию.
(Слайд 10)
Соответственно метод не охватывал работу каждого ученика и не предусматривал индивидуального усвоения, и оценки знаний вследствие чего в дальнейшем был отвергнут. Кроме того, немаловажной проблемой был недостаток финансирования на переоборудование аудиторий под занятия, что также ударяло по качеству учебного процесса.
(Слайд 11)
Переходим к методу проектов. Метод проектов как таковой возник в США в 20-ые годы и разрабатывался американским философом, по совместительству педагогом, Джоном Дьюи. В сущности, идея заключалась в том, чтобы добиться заинтересованности в предмете познания со стороны самого ребенка.
Потому этот метод строился на решении проблем, которые непосредственно можно было связывать с нашей повседневной жизнью, в том числе и более глубинного масштаба, что развивало бы в ребенке самостоятельность и умение справляться с непредвиденными ситуациями. Можно сказать, что в советских реалиях идеи именитого философа стали внедряться в систему образования широко, но недостаточно продуманно и последовательно сводя все теоретические знания необходимые для развития личности лишь до рамок каждого по отдельности выполняемого проекта, давая их бессистемно и в целом делая образование узконаправленным и абсолютно нежизнеспособным.
(Слайд 12)
Был и такой метод как комплексный. Изначально он предполагался как способ изучения по темам, то есть внутри одного комплекса были собраны уроки из разных дисциплин касающиеся одной темы. Пример из начальной школы: тема – утка, в этот день ученики изучали, что такое утка на естествознании, на географии где она обитает, на экологии ее значение в природе.
Данный подход был разработан в 1923 году ГУС. При анализе комплексную систему можно было разделить на два типа: комплекс расположения материалов и стержневой комплекс. В первом типе весь учебный материал собирался вокруг одной темы и служил решению одной цели поставленной в комплексе. Стержневой комплекс же представлял собой систему, где в основе комплекса один предмет, а уже к нему подгоняется весь процесс образования. Система педагогического процесса основана на трудовой деятельности.
(Слайд 13)
В обоих случаях обучение происходит поверхностно, что замечали и сами учителя. Отношение к методу почти сразу сложилось негативное, так как преподаватели сами не понимали принципа, а уроки часто скатывались в бессмыслицу. В результате чего у данного метода была активная критика со стороны педагогических журналов.
(Слайд 14)
К началу 30-ых годов экспериментальные методы постепенно вытесняются из образования, получая вместе с тем вполне здоровую критику со стороны правительства. Все это ознаменуется переходом к решению вопросов образования из рук школы в руки правительства. Идет курс на стабилизацию учебного процесса. Методы, призванные решить проблемы индивидуальной разрозненности в знаниях, оказались неэффективными. Времени на эксперименты не оставалось, нужно было отстраивать страну после революции. Началась быстрая индустриализация, а соответственно появилась острая необходимость в квалифицированных кадрах. В результате мы видим возвращение к идеи дореволюционной классно-урочной системы образования, которая на тот момент была единственной рабочей на тот момент.
(Слайд 15)
В связи с этим был издан ряд постановлений:
В постановлении ЦК ВКП(б) 1931 года «О начальной и средней школе» также выставляются задачи по решению проблем с качеством кадров и задачи касательно материальной поддержки заведений, что впоследствии воплощаются в жизнь.
В феврале 1933 года постановлением ЦК ВКП(б) «О б учебниках для начальной и средней школы» было установлено создание стабильных учебников с единым материалом.
Уже в 1934 году выходит постановление «О структурах начальной и средней школ в СССР» в котором сформирована четкая структура школ, количество классов и лет обучения в каждом из типов заведений.
(Слайд 16)
Подытоживая все ранее сказанное касательно экспериментов в образовании, мы можем сказать, что успехом ни один из них в полной мере не увенчался. Ото всех них пришлось отказаться по разным причинам. Время данное на эксперименты в образовании длилось приблизительно столько, сколько нужно было для выпуска одного поколения учащихся.
Мы видим, что все,что было сделано в этот период, было обусловлено, необходимо и несло смысл, так как не было возможности побороть то количество проблем, которое появилось в сфере образования. Так было необходимо попробовать новые методы. Эксперименты, проведенные в образовании, оставили свой след и на современной системе. Например, элементы бригадно-лабораторного метода при проведении лабораторных работ или подход к изучению темы при создании какой-либо проектной работы. Все это пришло к нам из 20-ых годов XX века.
(Слайд 16)
Спасибо за внимание!