Этапы развития и протекания конфликта




КСР № 3 (второй семестр)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

Цель: Расширение знаний по проблеме межличностного конфликта и формирование умений анализа конфликта.

Основные этапы конфликта и анализ конфликтной ситуации

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТА

1. Наличие противоречия (целей, интересов, намерений) и противодействия двух субъектов.

2. Наличие негативных переживаний субъектов взаимодействия, затрудняющих общение.

3. Субъективное восприятие и определение участниками ситуации как конфликтной

4. Последовательность конкретных действий, поведенческих проявлений участников ситуации («хотят добиться своего», «жалуются», «спорят и отстаивают свою правоту»).

 

ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (СТАДИИ) КОНФЛИКТА

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной).

2. Определение (осознание) ситуации как конфликтной субъектами взаимодействия. На данном этапе у участников взаимодействия возникает напряжение, связанное с осознанием препятствия на пути достижения цели. Происходит познание человека, который является оппонентом. Вследствие ложной идентификации, конфликтные действия не начинаются. При верной идентификации формируются представления о ситуации, об оппонентах, о собственных действиях и разворачиваются конфликтные действия.

3. Этап конфликтных действий начинается тогда, когда определен оппонент. Например. Один сотрудник совершает ряд действий, затрудняющих другому достижение цели (оговор, открытые негативные высказывания своему сопернику).

4. Разрешение конфликта. К исходам конфликта относятся: поражение одной стороны и выигрыш другой, разрушение отношений вследствие невозможности договориться, уход от решения конфликтной ситуации, достижение компромисса.

 

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА

1. Субъекты конфликта (люди, группы), имеющие внешнюю и внутреннюю позицию в данной ситуации. Внутренняя позиция – истинные цели и намерения вступления в конфликт. Внешняя позиция – цели и мотивы, которые демонстрируются.

2. Объект конфликта – то, из-за чего возникает конфликт. Объект обладает следующими свойствами: он неделим, т. е. каждый из участников стремится обладать им полностью, он обладает разной степенью доступности. Например, объектом конфликта может являться должность, которую стремятся занять два человека. Вакантную должность невозможно разделить. Разная степень доступности проявляется в том, что один из претендентов имеет больше шансов занять данную должность, так как обладает, например. Большим опытом работы.

3. Действия участников конфликта.

4. Исход конфликта – представляет собой результат, завершающий действия.

 

Задание 1.

В Приложении Б предлагаются ситуации, ознакомившись с которыми, необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Какие ситуации представляют собой социально-психологический конфликт? На основании каких признаков вы сделали эти выводы.

2. Какие конфликтные ситуации являются примером межличностного, а какие – межгруппового конфликта?

3. На примере одной из представленных ситуаций определите основные этапы развития и протекания конфликта.

 

Задание 2.

На основе собственного опыта опишите и проанализируйте одну конфликтную ситуацию в соответствии с предлагаемой схемой.

Схема анализа конфликтных ситуаций

1. Определите субъектов конфликтной ситуации.

2. Объект конфликта (то, из-за чего возникает конфликт).

3. Деструктивные действия участников конфликтной ситуации.

4. Исход конфликта – как был разрешен конфликт.

 

Задание 3.

Заполните и обработайте тест К. Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации».

- Какие действия характеризуют тот или иной стиль поведения?

- Какие стили поведения являются самыми эффективными для достижения положительных исходов?

- С какой целью может использоваться методика К. Томаса в практике социально-психологического консультирования?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение социально-психологического конфликта.

2. Какие искажения восприятия ситуации возникают на стадии формирования субъективного образа конфликта?

3. Назовите возможные исходы конфликта.

4. Назовите и дайте характеристику основным стилям поведения в конфликтных ситуациях.

5. Какими свойствами обладает объект конфликта?

6. Что является причиной частых конфликтов в ситуациях взаимодействия: «родитель - ребенок», «подросток - группа», «муж - жена».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова, М. Р. Социальная психология: Учебное пособие / М. Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

2. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. – 591 с.

3. Гришина, И. В. Психология конфликта / И. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Словарь

Конфликт – вид отношений людей (межличностных или межгрупповых), в основе которого лежит столкновение сторон, мнений, сил, целей и интересов.

Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), социальные условия, которые приводят к конфликту.

Исход конфликта – результат конфликтного взаимодействия людей, который может быть представлен как разрешение с учетом выигрыша обеих сторон, одной стороны, ложное разрешение, исчезновение объекта конфликта.

Объект конфликта – это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся участники взаимодействия.

Стороны конфликта – это участники конфликта, которые могут быть представлены как отдельными людьми, так и группами.

Стили поведения в конфликте – устойчивое поведение, свойственное человеку в конфликтной ситуации.

Субъективный образ конфликтной ситуации – субъективное представление каждой из сторон о конфликте, другом участнике, собственных действиях, которое формируется вследствие существующих искажений восприятия.

Схематизация – упрощение реального конфликта, концентрация на какой-то одной линии отношений.

Уменьшение воспринимаемой перспективы развития взаимодействия – в процессе развертывания конфликтных действий участники не видят возможности дальнейшего взаимодействия.

Поляризация оценок и суждений – по отношению к собственному поведению и намерениям оппонента начинают действовать категоричные суждения.

Коммуникативные искажения – возникновение барьеров, которые искажают информацию, придают ей определенный мнимый смысл.

Атрибутивные искажения – собственным действиям и намерениям приписываются такие характеристики, как «единственно правильные, вынужденные», а действия оппонента оцениваются как «злонамеренные».

Этапы развития и протекания конфликта

Название этапа Содержание этапа Результат
Этап 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации Конфликт еще не представлен, но стороны обнаруживают наличие препятствий в достижении целей. Возникновение предпосылок конфликтной ситуации
Этап 2. Осознание и определение ситуации как конфликтной Возникновение напряжения, недомолвок. Нахождение лиц, препятствующих достижению цели. Формирование представлений об оппоненте, его поведении, о собственном поведении и конфликтной ситуации. Ложная идентификация: Неверное определение оппонента – конфликт не развивается. Истинная идентификация – верное определение оппонента – развитие конфликтной ситуации.
Этап 3. Конфликтные действия Борьба за объект конфликта, развитие конфликтных отношений. Изменение позиций в отношении объекта и его досягаемости.
Этап 4. Исход конфликта Завершение конфликтной ситуации. Обеспечение выигрыша одной из сторон; изменение целевых установок; исчезновение самого объекта конфликта; физическое или функциональное разведение участников; внутреннее переструктурирование образа ситуации; разрешение через конфронтацию к сотрудничеству.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

Ситуация 4.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: