![]() | ![]() | ||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() |
12.Составьте кластер «Древнерусская школа», отразив в нем такие позиции: цели, категории обучающихся, содержание, образования, дисциплина, учитель, учебные пособия.
![]() | ||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | |||||||||||||||||||
![]() | ![]() | |||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||
16.Заполните таблицу:
Литературные памятники Древней Руси и Русского государства
Название | Автор | Год создания | Основные педагогические идеи | Примечания |
«Слово о законе и благодати» | митрополит Иларион Киевский | 1049-1051 | Намечены исходные идеи православного взгляда на воспитание человека. Посредством символического описания детства, отрочества, юности и зрелости князя Владимира Святославича он показал важность в деле формирования человека опоры на отеческие традиции, несмотря на их явно языческие корни. Иларион подчеркивал важную роль в воспитании унаследованных от предков, родителей личностных качеств. Первый этап образования, по Илариону, должен был осуществляться на основе традиционного, «ветхого» порядка: в раннем детстве закаливание и укрепление физических сил, в отрочестве - воинское воспитание, затем - формирование волевых качеств и общее умственное развитие. Однако все это должно было являться лишь подготовительным этапом к собственно христианскому просвещению, связанному с личным подвижничеством, деятельностью по усвоению евангельских истин. | «Слово о законе и благодати» Илариона было почитаемо всеми просвещенными людьми Руси и оказало сильнейшее влияние на таких мыслителей, как Кирилл Туровский (XII в.), Епифаний Премудрый (XIV в.), Нил Сорский (XV-XVI вв.) и др. |
«Изборник Святослава» | Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был Иоанн-дьяк, имя второго неизвестно | 1073, 1076 | Содержал элементы знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности. Главная его задача - познакомить новопредставленных христиан с христианскими идеями и представлениями, а также в достаточно краткой и легкой форме помочь овладеть некоторым уровнем просвещения. | В "Изборнике" помещен серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное сочинение киевлянина по методике чтения. Книга была роскошно издана и богато иллюстрирована. |
«Поучение детям» | В. Мономах | Владимир Мономах не только знакомил древнерусских читателей с общемировыми для того времени представлениями о воспитании, прежде всего христианском, но и высказывал собственные мысли. Основным методом воспитания он считал пример, особенно отца, которому следует подражать как образцу. Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином. Основные качества человека, которые необходимо формировать у детей, - религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милостливость по отношению к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях. Одно из основных умений, которое должен выработать отец в сыне, - это умение рачительно управлять своим домом. | Поучения детям стали одним из любимейших жанров на Руси. Их составляли даже образованные женщины, например «Поучение» княгини Марии, супруги князя Всеволода III Юрьевича (1176-1212), они входили в «Изборники» и «Златоусты», влияние их ощутимо в «Домострое» XVI в. | |
«Учение им же ведати человеку числа всех лет» | Кирик Новгородец | ъ Главная задача обучения - развить абстрактное мышление учащихся. Кирик также подчеркивает принцип постепенности и последовательности обучения: "Как понемногу создается город и делается большим, так и знание понемногу растет". Это научный трактат, где тесно переплетены математические, календарные, историко-хронологические и философские идеи и представления. | Уникальность этого сочинения в том, что оно возникло в связи с нуждами хронологии и календаря и является самостоятельным математическим сочинением, не вставленным, как тогда было принято, в религиозный текст. | |
«Притча о душе и теле» | Кирилл Туровский | в 60-х годах XII в. (не ранее 1160-1162 гг. и не позже 1169г.) | Автор говорил о сущности обучения; телесность человека сравнивалась им с «незатворенными вратами» города, сотворенного Богом, ум же является царем этого города. По Кириллу Туровскому, в основе методики обучения должен лежать принцип соревнования, состязания в добродетелях и знаниях. Лишь таким путем можно взять из книг духовную пищу. Способ обучения, который он всячески отстаивал, был дедуктивным — ход от абстрактного книжного знания к жизни, к практической деятельности. | В основных чертах он был близок как византийской, так и западноевропейской схоластической традиции школьного обучения. |
«Пчела» | Антоний Мелисса | XIV-XV вв | В сжатой форме выражают суть многих пед. заповедей и понятий, свойственных европ. культуре античности и средневековья и в то же время носящих общечеловеческий, вневременной характер. Многие изречения посвящены прославлению мудрости. Но истинная мудрость непременно сочетается с добродетелью; поэтому к учителю в первую очередь предъявляются нравств. требования: "Не тако можеши словом учити и привлеши к себе слушающих, аки нравом благим". Для достижения мудрости необходимо учение. В учении помогают книги, их значение в жизни человека неоднократно подчёркивается. Изречения "П." с разных сторон освещают учительский труд: акцентируется значение личного примера и таланта учителя, а также способностей ученика. Встречаются замечания о методах обучения: "Насильно учение не может твердо быти, с радостью же и веселием входя, твердо прилежит к душам внимающих". | "Пчела" пользовалась популярностью на Руси вплоть до 18 в., её тексты часто встречаются в сборниках в соседстве с др. сочинениями на пед. темы. Содержащиеся в сборнике изречения использовались в ориг. произведениях древне-рус, лит-ры, превращались в пословицы. |
«Домострой» | священник Сильвестр | Вершина педагогической мысли о семейно-школьном воспитании русского средневековья. В "Домострое" подведен итог почти тысячелетнего опыта семейного воспитания на Руси. Священной обязанностью родителей провозглашалось воспитание детей с младенческого возраста и контроль за всем ходом их обучения. "Домострой" прежде всего требовал любви к детям, заботы, понимания их возрастных и индивидуальных особенностей: "чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа сберегайте". Понятие "наказание" трактовалось, в первую очередь, как словесный наказ. Наказание "битьем" воспринималось как крайнее средство. Предлагалась весьма поучительная методика наказаний: во-первых, необходимо тщательно изучить проступок, наказывая не по прихоти своей, а лишь "по вине", во-вторых, необходимо наказывать, не унижая человеческого достоинства ребенка "не перед людьми, наедине". | В целом, "Домострой" играл важную роль в деле нравственного воспитания детей, подготовке их к школьному обучению и к практической жизни. | |
"Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению. | С. Полоцкий | Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики. • Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя. • Целенаправленность в воспитании; • Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве; • Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание; • Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей; |