Развивающие игры как средство обучения и развития способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.




Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или сверстниками, игрушками или любыми приглянувшимися предметами.

Через игровую деятельность ребёнок познает мир: узнает свойства и характеристики окружающих его предметов, осваивает социальные роли и учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретает навыки и подтверждает свою состоятельность.

Игры развивают способность к обучению. Например, в стратегиях и головоломках не справиться без логического мышления, внимательности и хорошей памяти. А есть игры, где необходим творческий подход и развитие фантазии. Игры развивают навыки общения. В процессе игры мы учимся взаимодействовать с разными людьми, договариваться или отстаивать свою позицию.

Развивающие игры — прекрасные занятия для младших школьников. Игры погружают ребёнка в процесс познания и помогают лучше ориентироваться в окружающем мире. Регулярно играя в развивающие игры, ребёнок усвоит самые необходимые для жизни навыки, будет чувствовать себя увереннее в школе и легче адаптируется в первые годы школьной жизни.


Использование игрового формата как основного метода развития логики, мышления и памяти очень эффективно в урочной и внеурочной деятельности, особенно для учащихся 1-4 классов.

Среди множества игр, рекомендую следующие:

 

· Шахматы, шашки. Эти игры давно признаны лучшими тренажерами абстрактного мышления, логики, математических и прогностических способностей. Играя в шахматы и шашки, дети учатся анализировать действия противника, продумывать варианты возможного поведения, выстраивать логические цепочки и делать самостоятельные умозаключения. Кроме того, шахматы требуют от игрока большой концентрации внимания, хорошей памяти и определенных волевых усилий, при этом активно работает образное и стратегическое мышление. Попробуйте занимательные задания на шахматном поле.

· Нестандартные задания. Выполняя однообразные упражнения, ребенок быстро устает, теряет интерес к занятию. Чтобы поддерживать мыслительную активность на высоком уровне, детям нужно предлагать непривычные задачи. Решение заданий заставляет активнее работать мозг ребенка, быть более внимательным.

· Олимпиадные задания для детей. Решение примеров, задач, уравнений, алгоритмов, использование системы координат, построение проекций и другие математические действия напрямую направлены на развитие логики, пространственного мышления, аналитических способностей, способствуют формированию системного мышления и интеллектуальных способностей в целом.

· Числовые и другие математические ребусы. Их использование сделает учебный процесс более увлекательным и разнообразным. Для развития логического мышления необходимо постепенное усложнение заданий и отсутствие однотипности.

· Логические задачи и загадки на логику. Решая задачи на логику, память и мышление, ребенок учится устанавливать логические связи, анализировать и сопоставлять данные, классифицировать предметы, выявлять их общие свойства и черты, обобщать, выполнять другие логические действия. Дети любят разгадывать загадки, и чем больше нужно думать, размышлять, тем больше азарта и удовольствия они получают. Разгадка не должна быть очевидной.

· Задания со спичками. У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, поэтому им особенно нравятся задания на перемещения предметов.

· Головоломки – популярный вид интеллектуальных игр как у детей, так и у взрослых. Есть интересные головоломки в формате логических задач, загадок и вопросов с подвохом, самостоятельных игр для развития логики и мышления (анаграммы, криптограммы, различные виды кроссвордов, скреббл, судоку и т.д.) и тренажеров (логическая рамка, кубик Рубика, логическая змейка и другие).

В зависимости от задач, которые выполняет та или иная игра, игры для младших школьников делятся на несколько видов:

  • Ролевые игры помогают воссоздать конкретную ситуацию, разыграв её по ролям. В процессе ролевой игры ребёнок получает необходимые знания, навыки и опыт поведения в определённой ситуации.
  • Словесные игры способствуют расширению словарного запаса и кругозора, формированию грамотной и красивой речи. Ребёнок учится правильно выражать свои мысли и чувства.
  • Интерактивные игры помогают ребёнку лучше погрузиться в процесс, воспринимать информацию с помощью всех органов чувств. В интерактивных используется компьютер и другие мультимедийные средства.
  • Настольные игры развивают мышление, аналитические и математические способности, воображение, логику, концентрацию внимания, речь, навыки социального взаимодействия.

Игры для развития младших школьников можно использовать практически в любой обстановке — дома, в дороге, в школе, играть вдвоём с ребёнком или в большой компании.

 

Примеры развивающих игр, в которые вы можете поиграть с детьми.

 

«Договори слово»

Эта игра помогает расширить словарный запас и кругозор, тренирует память и развивает логическое мышление. Суть игры: первый игрок называет слово, на последнюю букву которого должен вспомнить слово следующий игрок. Далее каждый игрок говорит слово на последнюю букву предыдущего слова. Игру можно усложнить, если сузить сферу слов: например, называть только города, животных, овощи и так далее.

«Рисунки мыльными пузырями»

Игра развивает творческое мышление и фантазию. Смешайте пять столовых ложек гуаши, одну столовую ложку шампуня или жидкости для мытья посуды и одну чайную ложку воды. В полученную смесь опустите трубочку для сока и взбейте, чтобы получилась пена. Поднесите к этой пене лист бумаги, на нём появятся необычные формы. Закончить рисунок можно с помощью фломастеров и красок.

«Викторина»

Игры в формате викторин для младших школьников помогают расширить кругозор, развить внимание, быстроту реакции и командный дух. Можно сделать общую викторину с вопросами из разных сфер или на конкретную тему. Вопросы легко найти в свободном доступе в интернете или в книгах про дидактические игры для младших школьников. Например:

  • Какую процедуру заменяет одно яблоко? (Чистка зубов)
  • Самая популярная кличка дворовых собак? (Жучка)
  • Какое блюдо олицетворяло солнце для древних славян? (Блины)
  • Кого называют королём пустыни? (Верблюд)
  • Как называются мужские штаны у казаков? (Шаровары)

Школьникам очень нравится отгадывать варианты ответов, а если собрать несколько команд и сделать небольшое соревнование, то положительных эмоций и пользы от викторины будет ещё больше.

 

Упражнение «Волшебное зеркальце»

Пусть ребенок выберет из двух изображений в зеркале то одно, которое зеркальное предъявляемому,второе- правильное. Старшим дошкольникам и школьникам можно дать задание на определение зеркальных букв.

«Лабиринт» Пройди лабиринт только глазами, без помощи рук. Эта игра может быть направлена на улучшение скорости и эффективности чтения.

 

 

«Муха»

Игра помогает развить внимание и пространственную ориентацию. Играть можно, используя таблицу (луг), приведенную здесь, или нарисовав её мелками на асфальте. Объясняем, что муха маленькая, поэтому она превратилось в точку. Рисуем точку в одной из клеток. Затем ребенок закрывает глаза, представляя таблицу, и мысленно следит за полетом мухи (А-3, В-2, Б-1 и т. д.).

 

Таблица Шульте

Развиваем скорость чтения. Ребенок смотрит на точку в центре таблицы и, не бегая глазами по ячейкам, используя боковое (периферическое) зрение, называет по порядку буквы. Начинайте с 30 секунд. Постепенно уменьшайте время до 8-10 секунд.

 

«Зачеркушки»

Тренируем внимание, скорость восприятия, память.Зачеркиваем за 1 минуту как можно больше знаков. Кружки зачеркиваем вертикальной линией, квадраты — горизонтальной.

Компьютерные игры, полезные в учёбе для школьников.

Hearthstone

Heathstone — это популярная онлайн-игра по мотивам вселенной Warcraft. В ней огромное количество разнообразных коллекционных карт. Сюжета нет, только соревнования с другими игроками. Для победы в этой обучающей компьютерной игре для детей необходимо мыслить стратегически и быстро считать в уме. Партия длится 15-30 минут. За это время игрок должен продумать стратегию и просчитать все ходы при помощи чисел на картах. Отвлекаться на калькулятор некогда — складывать, вычитать и умножать придётся самому.

Human Resource Machine

Эта игра-головоломка для начинающих программистов. Она в лёгкой форме поможет освоить принципы программирования. Игрок управляет виртуальным офисом при помощи команд копирования, перемещения, сложения, вычитания и других. Человечки на экране двигаются так, как их запрограммировали, поэтому необходимо продумать их действия заранее. Каждый верный код приближает к решению загадки. Такая образовательная игра долго не наскучит.

Civilization

«Цивилизация» — это большая серия стратегий. Игрок управляет собственной цивилизацией: расселяет людей по деревням и городам, развивает инфраструктуру, добывает полезные ископаемые. Со временем его народ становится крепче, расширяет экономическое и культурное влияние. Можно играть с друзьями и даже целой командой.

Всё в игре происходит по законам развития общества. На начальных этапах аграрное общество, с разделением труда, строгой иерархией, необходимостью развивать армию. Позже главным условием развития становится образование и достижения науки. Ребёнок в игровой форме изучает весь опыт развития человеческой цивилизации и законы, по которым оно происходило.

Spore

Spore — игра, иллюстрирующая эволюционный процесс. Spore помогает понять, по каким законам происходит эволюция и зачем она нужна.

У игрока изначально в распоряжении одна клетка. Она плавает в мировом океане, старается выжить. Когда она вырастет в большой организм, ей можно будет добавить хвост, плавники, колючки. Каждая новая деталь влияет на то, как будет вести себя организм. Впоследствии их можно будет убрать. Постепенно у игрока появится целая цивилизация. Задача — дойти в эволюции вида, до строительства космического корабля и полёта в космос.

The Witness


The Witness — игра, развивающая мышление, обучающая не гнаться за сюжетом, а быть внимательным к деталям. Игрок попадает на остров, полный загадок и головоломок — более 600 лабиринтов! Повсюду памятники эпох — от древнего мира до наших дней. Головоломки расположены по уровням: от самых простых до сложных. В этой развивающей игре для решения одних загадок нужна логика, для других — гибкость мышления. Эти качества пригодятся в учёбе, помогут быстрее решать задачи и усваивать новые темы.

«Memorado»

Среди интерактивных игр для младших школьников можно ещё выделить игру «Меморадо». Играть в неё можно с помощью одноимённого приложения, которое скачивается в App Store или Google Play. Игра запрашивает у ребёнка, какие способности он хочет прокачать, и на основе этого предлагает ему задания. Эта интеллектуальная игра для младших школьников развивает мышление, память, логику и математические способности.

Настольные игры, полезные для школьников:

«Зевс на каникулах»


«Зевс на каникулах» — забавная математическая развивающая игра, в которую весело играть компанией друзей. Игроки строят в середине стола колоду — это Олимп. Все по очереди добавляют карты, подсчитывая высоту. Вершина — 100 баллов. Тот, кто первый окажется наверху, держа в руке фигурку Зевса, тот и победил. Заполучить громовержца можно при помощи других богов.

Игра динамичная, весёлая и отлично тренирует устный счёт. Числа могут меняться неожиданно. Например, сначала все прибавляли понемногу, а потом кто-то использовал карточку бога и нужно вычесть.

«Кортекс»

«Кортекс» — это соревновательная логическая игра для большой компании. В ней карточки с восемью типами заданий — на тренировку памяти, скорости мышления, реакции, координации, внимательности, устного счёта, логики и тактильного восприятия. Над каждой карточкой думают все участники, кто догадался первым — закрывает карту ладонью и говорит ответ. Если игрок ответил верно, он забирает карточку себе. Позже он сможет обменять её на фишки, которые принесут победу.

«Ихний Ихниевич»


‍ «Ихний Ихниевич» — игра для весёлого повторения правил русского языка. В ней три комплекта карт по уровням сложности, можно играть всеми сразу или отбросить совсем простые. Есть два типа карт. Одни — с яркими персонажами содержат термины. Другие — забавные предложения или словосочетания. Вариантов игры несколько. Например, придумать как можно больше словосочетаний и предложений при помощи случайных карт. Или объяснить из чего состоит уже готовая фраза. Для игры можно придумывать свои правила, главное, чтобы правила русского языка выполнялись верно. Если что-то непонятно в этой обучающей игре, есть подсказки.

 

Невозможно просто взять и вложить в голову ребенка определенный массив информации. Детский мозг усваивает все постепенно. На основе одних знаний формируются другие, более сложные. Игрой нельзя заменить занятия, но она сможет стать отличным дополнением в получении, закреплении и повторении знаний обучающихся по разным предметам.

Подобранные мной игры могут быть полезны для младших школьников. А ещё с их помощью можно по-новому взглянуть на нелюбимые предметы.

Для детей важно участие в играх. Оно способствует их нормальному самочувствию в общении со сверстниками. Поэтому учителю необходимо экспериментировать, играть с детьми, включать игру не только в праздники, но использовать её в урочной и внеурочной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: