МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО»
Выполнила:
Чернова А.
Уфа – 2012
Содержание.
Стр. | |||
Введение | |||
1. | Система диагностики результатов освоения младшими школьниками образовательной области «Окружающий мир». | ||
1.1. | Основные принципы отбора методов (методик) диагностики содержательной линии «Человек и общество». | ||
1.2. | Значение системы диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество» в образовательной области «Окружающий мир». | ||
Выводы по первой главе | |||
2. | Оценивание как основой метод диагностики результатов освоения содержательных линий. | ||
2.1. | Оценивание метапредметных результатов освоения содержательных линий образования. | ||
2.2. | Оценивание предметных результатов. | ||
Выводы по второй главе | |||
Заключение | |||
Список литературы | |||
Введение
Начальная школа – особый этап развития школьника. Обучение в начальной школе призвано стать фундаментом, основой дальнейшего успешного обучения ребенка в основной школе и получения профессионального образования.
Сегодня ведутся активные поиски педагогов в области эффективного внедрения новых стандартов начального образования, основной целью образования в которых определено личностное развитие ученика.
В результате перед современным начальным образованием встала задача выработки новых подходов к структуризации содержания образования путем выделения в нем содержательных линий.
Таким образом, в условиях смещения акцента целей образования с традиционных знаний, умений и навыков к метапредметным и предметным результатам образования, особую актуальность приобрела проблема диагностики уровня освоения содержательных линий младшими школьниками.
Изучив современное состояние решения проблемы мы обнаружили противоречие между необходимостью решения данной проблемы в контексте новых стандартов образования и недостаточной разработанностью методики диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».
Исходя из противоречия, мы определили цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методику диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».
В соответствии с целью мы определили задачи исследования:
- определить теоретические основания диагностики освоения содержательных линий в начальной школе;
- выявить основные принципы диагностики освоения младшими школьниками образовательной области «Окружающий мир»;
- разработать методические рекомендации по разработке системы диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».
Исходя из цели и задач исследования, была выдвинута гипотеза о том, что решение проблемы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество» будет эффективным, если:
- будет изучен теоретический и практический опыт решения проблемы диагностики результатов освоения содержательных линий в начальной школе;
- будут сформулированы принципы диагностики освоения учащимися содержательных линий образовательной области «Окружающий мир»;
- будут определены функции, направления и механизмы системы диагностики освоения содержательной линии «Человек-общество» в образовательной области «Окружающий мир».
Объект исследования – целостный педагогический процесс в начальной школе.
Предмет исследования – система диагностики результатов освоения содержательных линий младшими школьниками.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются: системно-деятельностный подход, конструктивистский подход, идеи личностно ориентированного образования, идеи нравственного воспитания школьников, теории развития и социализации личности.
Для решения проблемы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество» были использованы такие методы как анализ научной литературы по теме исследования, моделирование системы диагностики результатов образования.
Новизна исследования заключается в том, что определена специфика диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».
Теоретическая значимость исследования: проанализирован и обобщен теоретический и практический опыт диагностики результатов освоения содержательных линий младшими школьниками.
Практическая значимость: разработана система диагностики результатов освоения содержательной линии «Человек-общество».
Результаты данного исследования были успешно апробированы на конференциях учебно-методического объединения учителей начальных классов Кировского и Октябрьского районов г. Уфы и могут использоваться педагогами в работе.
Работа состоит из двух глав, включающих по два параграфа каждая. Первая глава работы посвящена результатам освоения учащимися содержательной линии «Человек и общество», вторая – выбору методик диагностики результатов освоения учащимися содержания образования.
Система диагностики результатов освоения младшими школьниками образовательной области «Окружающий мир».
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Образовательная область «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Программными предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин, являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
- сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
- сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
- сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
- способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
- способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
- умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
- способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
Таким образом, система диагностики освоения учащимися содержательных линий предмета «Окружающий мир» строится вокруг оценки предметных и надпредметных результатов образования.