На заре человечества и на ранних ступенях его культурного развития центральной фигурой общественной жизни был взрослый человек. Как отмечает польский антрополог Л. Кшивицкий, зрелый человек как знаток окрестностей и обладатель многолетнего жизненного опыта был объектом уважения в первобытной орде. Он знал, когда и где созревают плоды, как поймать рыбу, каким образом убить зверя и так далее, и благодаря этим знаниям был важнейшим связующим звеном общества. Но с наступлением старости, когда силы уже отказывались служить, знания и умения становились бесполезными. Беспомощного старика бросали на произвол судьбы (L. Krzuwicki, 189S). Поэтому первобытные общества были обществами без стариков.
Возрастание со временем числа старых людей в первобытном обществе во многом объясняется изжитием, хотя и частичным, возникшего в древности обычая убивать стариков, облеченного часто в форму религиозного требования, хотя по сути мотивировавшегося недостатком пищи. Этим же мотивировался и столь же широко распространенный обычай детоубийства. Ребенок, как и старик, находился на периферии общественной жизни.
С «приручением» огня положение стариков и детей изменяется к лучшему; возникает первое общественное разделение труда по половозрастным признакам: на долю мужчин выпадает добыча средств пропитания, а женщины, дети и старики наблюдают за огнем.
Итак, первобытное общество было обществом, в котором царил зрелый взрослый человек. Практически все существование человека в это время было подчинено достижению зрелости. В это же время начинают вырабатываться и первые представления о возрастах жизни человека, первоначально органически вплетенные в обыденную, практическую жизнь человека.
|
Подчеркнуто уважительное отношение древних греков к мудрости, ассоциируемой со старостью (Эпикур), делает старика из дряхлого и непригодного к активной общественной жизни члена общества (первобытный строй) в фигуру существенную - старейшину, в функции которого входит управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения. В Древней Греции чтили своих долгожителей. До наших времен дошли сведения о долгожителях Древней Эллады - преимущественно из среды людей знаменитых, прославившихся на каком-то общественном поприще.
Несмотря на то что осмысление и исследование старости началось давно, еще со времен Гиппократа, Цицерона и Галена, интенсивность этого процесса в Новое время была явно недостаточной; изучение старости проходило в соответствии с известным высказыванием Цицерона: «Старость есть болезнь». В конце XIX века этот тезис подвергал сомнению знаменитый французский врач, психиатр и психолог Шарко. Он настаивал на необходимости преодоления пренебрежения по отношению к старости и тем самым сделал Францию на долгие годы центром научной геронтологии. По пути отказа от предубеждений относительно человеческой старости пошел в России в конце XIX - начале XX века И. И. Мечников; его идеи были поддержаны затем в советский период А. А. Богомольцем, А. С. Догелем, М. С. Мильманом, А. В. Нагорным, Н. Д. Стражеско и др.
Анализ работ по геронтологии того времени позволяет говорить о принципиально новом открытии старости учеными, главным в котором был взгляд на старость как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся к процессам инволюции, а самоцельный и особенный по своим характеристикам.
|
Оживление интереса к старости было обусловлено самыми различными факторами:
- демографическими - в конце XIX - начале XX века человечество стало «стареть», увеличилась доля стариков в обществе;
- экономическими - характер производства потребовал от рабочих квалификации и опыта, которые приходят только с возрастом;
- медицинскими - был преодолен ряда болезней, что увеличило продолжительность жизни;
- религиозно-философскими — споры о возможности человеческого бессмертия удивительным образом соединились с прогрессом биологической науки, от которой стали ждать научных оснований вечной жизни.
Причины, по которым организм начинает стареть, можно разделить на внешние и внутренние.
К внутренним факторам можно отнести следующие
- наследственность, бороться с которой еще никто не научился;
- возраст, который почему-то только прибавляется, попутно производя необратимые изменения в обмене веществ, а следовательно, изменения в самой структуре кожи.
Биологические причины старения описываются с точки зрения теории биологических часов и теории катастрофы ошибок.
Внешние факторы старения:
- воздействие окружающей среды. Наиболее губительным его проявлением считаются ультрафиолетовые лучи, вызывающие образование свободных радикалов, которые атакуют эластические волокна кожи и ускоряют ее старение;
- другие источники свободных радикалов (курение, алкоголь, нездоровый образ жизни и т. д.)
|
Внешние факторы на 80% вызывают преждевременное старение. Прежде всего, это губительное влияние окружающей среды и нездоровый образ жизни.
УФ-излучение
Загорелая кожа слегка шоколадного оттенка считается очень модной, ее часто относят к признакам здоровья. Согласно утверждениям медиков, УФ-излучение полезно для человека, но только в небольших дозах. Стоит упомянуть хотя бы тот факт, что загар – не что иное, как защитная реакция кожи на повреждение.
Курение
Если сравнить лицо курильщика с лицом некурящего человека, то очевидным будет сероватый оттенок кожи, бледность и глубокие морщины у первого. Дело в том, что у курильщиков процесс образования морщин ускорен в пять раз по сравнению с некурящими людьми.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прилагая определенные усилия, может на протяжении долгого времени оставаться молодым. Стоит только забыть о загаре и курении и перебраться в экологически чистое место обитания.
Что же касается генетики, то здесь остается только смириться и принять этот факт, как данность. Или поискать среди своих родственников тех, кто уже благополучно дожил хотя бы до 90 лет, и жить со спокойной душой дальше.
Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития — это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.
Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, — необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.
Пожилой, предпенсионный возраст – 55-60 лет (до выхода на пенсию) — это прежде всего ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:
1. Социальная ситуация развития:
— ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;
— основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;
— отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;
— стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;