Конспект по русскому языку
Школа: №
Класс: 3Учитель: Полецкая Е.В.
Тема урока: «Определение».
Педагогическая цель. | Создать условия для развития умения сравнивать предложения с определениями и без них, выявлять значение определений. |
Тип урока. | Открытие новых знаний и способов действий. |
Цель урока. | Формирование понятия об определении, как о второстепенном члене предложения. |
Задачи урока. | - образовательные: учить находить определение и отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом; - развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; - воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооцен - воспитательные: воспитать умение работать в паре, умение вести диалоги: ученик – ученик, ученик – учитель; способствовать формированию адекватной самооценки. |
Планируемые результаты (предметные). | Проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения, простое предложение. |
Личностные результаты. | Проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; учатся понимать причину успеха / неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации успеха. |
Универсальные учебные действия(метапредметные). | Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста, находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения, осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Выстраивают коммуникативно-речевые действия; соблюдают грамматические и орфоэпические нормы устной речи. |
Основное содержание темы, понятия и термины. | Введение понятия «определение». Сравнение предложений с определениями и без них. Наблюдение над значением определений. Роль определений в предложении. |
Образовательные ресурсы. | 1. Учебник Иванова С. В. «Русский язык» (1 часть). 2. Рабочая тетрадь. 3. Компьютер, интерактивная доска. 4. Презентация к уроку по теме «Определение». 5. Карточки. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствие учащихся. - Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать. - Проверим готовность к уроку. Слайд № 2. - Откройте тетради, запишите число, классная работа, день недели. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Записывают в тетради. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Правильно списывают в тетрадь. | Готовность к уроку |
2. Чистописание. 2.1. Словарная работа. | Индивидуальная. ПрактическийПисьмо | 1) Слайд №3. Минутка чистописания. Хх // Хх // Хх// Хх// Хороший друг – это настоящий клад. Учитель записывает чистописание на доске. 2) Слайд №4. Словарная работа. - Носит домик на себе И на суше и в воде, Домик крепкий, без калитки Ходит чуть быстрей улитки. – Кто это? 3) - Как передвигается черепаха? Учитель открывает карточку на доске: Словарь: медленно. 4) –Запишите, и проведите полный разбор словарного слова. | 1)Выполняют письмо по образцу. 2)Отгадывают загадку (черепаха) 3)Учащиеся отвечают: «медленно». 4)Записывают в тетрадь и проводят разбор. | Вырабатывают каллиграфический почерк. Отгадывают, записывают и выполняют орфографический разбор нового словарного слова. | Правильное написание чистописания. Устные развернутые ответы. Правильное написание и разбор словарного слова. |
3. Постановка учебной задачи. 4. Усвоение знаний и способов действий. Обсуждение проблемной ситуации. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа. | Слайд № 5. Рубрика «Давай подумаем» Зелёная листва шелестит на ветках. Пушистые снежинки ложатся на землю. Красный шар летит по небу. - Прочитайте предложения. - Найдите известные члены предложения. - Задайте к ним вопросы, назовите их. - Какими членами предложения они являются? Слайд № 6. - Какие вопросы можно задать к словам, которые остались? - Что обозначают слова, отвечающие на вопросы: Какая? Какие? Какой? - Откройте учебник и прочитайте правило на стр. 95. Слайд № 7. - Как называется второстепенный член предложения? - Попробуйте самостоятельно определить, что мы сегодня будем делать на уроке. - Сегодня на уроке мы будем работать сновым второстепенным членом предложения - определением, который отвечает на вопросы: Какой? Какая?Какое? Какие? и обозначает признак предмета. Будем учиться находить его в предложении и подчеркивать - Запишите в тетрадь сегодняшнюю тему урока. - Затем запишите второе предложение. - Подчеркните в нём все знакомые члены предложения и определение. | Учащиеся отвечают на вопросы. Находят известные члены предложения, задают к ним вопросы, называют их. Работают с правилом; выполняют задание. Учащиеся определяют тему урока. Записывают в тетрадь тему урока и второе предложение. Графически обозначают знакомые члены предложения. Находят слова и задают к ним вопросы. (какая?) зелёная листва (какие?) пушистые снежинки (какой?) красный шар Находят в предложении определение и графически его обозначают. | * Развивают умение распознавать главные и изученные второстепенные члены предложения, устанавливают связь слов в предложении с помощью вопросов. * Развивают умение самостоятельно определять тему и цели урока. * Развивают умение находить определение в предложениях с помощью вопроса, выделять его графически. * Принимают учебную задачу, сформулированную учителем. * Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Устные развернутые ответы. Письменное выполнение работы в тетради. Чтение правила. |
5. Закрепление знаний и способов действий. Наблюдение над значением определений. 5.1.Физкультминутка. | Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Работа с текстом, беседа, упражнение. | Организует выполнение упражнения 1 (учебник стр. 96). - К какому члену предложе-ниязаданы вопросы? - В каком предложении лишний вопрос? Почему? - К какому члену предложе- ния относится этот вопрос? Слайд № 8. - Запишите полученные словосочетания с определением в свою тетрадь. Слайд № 9. Организует выполнение упражнения 4 (учебник стр. 97). - Прочитайте слова, и выпиши в тетрадь только те, которые могут отвечать на вопросы определения. Проводит физкультминутку. Слайд № 10. Рубрика: «Работа в паре». Организует выполнение упражнения 5 (учебник стр. 97 - 98). - Работа в паре. Прочитайте внимательно задание, обсудите в своей паре и запишите полученный текст в тетрадь. - Пары, которые быстрее всех выполнят задание, прочитают полученный текст. Слайд № 11. Рубрика: «Давай подумаем». Звучит мелодия.- Звучит нежная мелодия. Я вижу дворец.- Я вижу великолепный дворец. - Как вы думаете, для чего нужны определения в предложении? | Читают задание, находят лишнюю пару. Объясняют, почему лишняя. В тетрадь записывают словосочетания. (какие?)лесные орехи (какая?) рыжая белка (какая?) зелёная листва (чьё?) беличье дупло Читают задание. В тетрадь записывают слова, которые могут отвечать на вопросы определения. Какой? Красивый, гладкий, смешной, каменный, волшебный. Чей? Бабушкин, заячий. Выполняют движения на внимание. Обсуждают в паре задание. Подбирают слова определения для текста. Записывают в тетрадь. Читают полученный текст. Сравнивают предложения. Делают выводы. | Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последователь- ность действий. Оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Устные развернутые ответы. Письменное выполнение работы в тетради. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - О каком второстепенном члене предложения сегодня на уроке вы узнали? - Какую работу выполняют в предложении второстепенные члены предложения? - Как вы оцените свою работу на уроке? Слайд №12, 13, 14. - Составьте и запишите несколько предложений с определениями. | Отвечают на вопросы. Составляют устно предложения | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам. Саморегу- ляция. |
7. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Слайд № 15. - Всем спасибо! Молодцы! - Запишите в дневнике домашнее задание: Учебник стр. 96, упр. 2. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем развития. | Упражнение. |