КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ОСНОВЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тестовые задания обсуждены на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «26» сентября 2012 г. протокол № 2
Заведующий кафедрой И.К. Шакиров
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела менеджмента качества Д.Н. Алюшева
ПАСПОРТ
№ | Наименование пункта | Значение |
1. | Кафедра | Гуманитарные дисциплины |
2. | Автор – разработчик | Виноградова И.А., доцент, к.н. |
3. | Наименование дисциплины | Основы научных исследований |
4. | Общая трудоемкость по учебному плану | 72/108 |
5. | Вид контроля (нужное подчеркнуть) | Предварительный (входной), текущий, промежуточный (зачет ) |
6. | Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки | Направления подготовки:080502 «Экономика и управление на предприятии», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», направления 080100 Специальность:036401 «Таможенное дело» |
7. | Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них | |
8. | Количество заданий при тестировании студента | |
9. | Из них правильных ответов (в %): | |
10. | для оценки «отлично» | |
11. | для оценки «хорошо» | |
12. | для оценки «удовлетворительно» | |
или для получения оценки «зачет» не менее | 55% | |
13. | Время тестирования (в минутах) |
V1: Методология научного исследования
V1: Источники информации
V1: Научные работы
V1: Язык и стиль научной работы
V1: Оформление научного исследования
V1: Защита научной работы
V1: Методология научного исследования
I:
S: Отличительными признаками научного исследования являются:
|
-: целенаправленность
-: поиск нового
-: систематичность
-: строгая доказательность
+: все перечисленные признаки
I:
S: Основная функция метода:
+: внутренняя организация и регулирование процесса познания
-: поиск общего у ряда единичных явлений
-: достижение результата
I:
S: _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
+: метод
-: принцип
-: эксперимент
-: разработка
I:
S: _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.
+: наука
-: апробация
-: концепция
-: теория
I:
S: _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
+: методология
-: идеология
-: аналогия
-: морфология
I:
S: Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
-: философские
-: общенаучные
-: частнонаучные
-: дисциплинарные
+: определяющие
I:
S: В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:
-: наблюдение
-: эксперимент
-: сравнение
+: формализация
I:
S: Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:
-: опытная проверка гипотез и теорий
-: формирование новых научных концепций
+: заинтересованное отношение к изучаемому предмету
|
I:
S: К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
-: анализ
-: синтез
-: абстрагирование
+: эксперимент
I:
S: Замысел исследования – это…
+: основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
-: литературное оформление результатов исследования
-:накопление фактического материала
I:
S: Наука выполняет функции:
-: гносеологическую
-: трансформационную
+: гносеологическую и трансформационную
I:
S: При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
-: структурный
-: организационный
-: функциональный
+: структурный, организационный и функциональный
I:
S: Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
-: фундаментальная
-: прикладная
-: в виде разработок
+: фундаментальная, прикладная и в виде разработок
I:
S: Научно-техническая политика в развитии науки может быть:
-: фронтальная
-: селективная
-: ассимиляционная
+: фронтальная, селективная и ассимиляционная
I:
S: Главными целями научной политики в системе образования являются:
+: подготовка научно-педагогических кадров
-: совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
-: совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
-: все перечисленные цели
I:
S: Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:
-: местный бюджет
-: федеральный бюджет
+: внебюджетные средства
I:
S: Основное внимание Министерство образования РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:
|
+: фундаментальных
-: прикладных
-: разработок
I:
S: В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП):
-: федеральным целевым программам
+: программам Министерства образования России
-: программам других министерств
-: региональным программам
I:
S: В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:
-: высокий
-: средний
+: незначителен
I:
S: Методика научного исследования представляет собой:
-: систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
-: систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
-: совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
-: способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
+: все перечисленные определения
I:
S: Экономический эффект определяется по:
-:фундаментальным и поисковым НИР
+: прикладным НИР и научным разработкам
I:
S: В формировании научной теории важная роль отводится:
-: индукции и дедукции
-: абдукции
-: моделированию и эксперименту
+: всем перечисленным инструментам
I:
S: Существует ли однозначная точка зрения о времени возникновения науки?
-: да
+: нет
I:
S: В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?
-: в период античности
-: в Новое время
-: с середины XIX в.
+: со второй половины XX.
I:
S: В какой период времени наука возникла как социальный институт?
-: в период античности
+: в Новое время
-: с середины XIX в.
-: со второй половины XX.
I:
S: В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?
+: в период античности
-: в Новое время
-: с середины XIX в.
-: со второй половины XX.
I:
S: _________ - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
+: наука
-: гипотеза
-: теория
-: концепция
I:
S: В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?
-: в период античности
-: в Новое время
+: с середины XIX в.
-: со второй половины XX.
I:
S: Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …
+: научное направление
-: научная теория
-: научная концепция
-: научный эксперимент
I:
S: Основу любой науки составляет…
+: терминология, профессиональная лексика
-: обычный разговорный язык
I:
S: Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:
-: Анализ
+: Синтез
-: Индукция
-: Дедукция
I:
S: Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
-: Наблюдение
-: Эксперимент
+: Аналогия
-: Синтез
I:
S: Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:
+: Моделирование
-: Аналогия
-: Эксперимент
-: Синтез
I:
S: Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
-: Анализ
-: Синтез
-: Индукция
+: Дедукция
I:
S: Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…
-: опыт
+: наука
-: философия
-: естествознание
I:
S: Функцией науки в обществе является…
-: создание грамотного, «умного» общества
-: построение эффективной работы социума
+: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов
-: создание базы для дальнейших научных исследований
I:
S: Наука как форма общественного сознания возникла в…
+: Древней Греции
-: Древнем Риме
-: Египте
-: Новое время
I:
S: Наука как социальный институт возникла в…
-: Древней Греции
-: Древнем Риме
-: Египте
+: Новое время
I:
S: Наука как система подготовки кадров существует с…
-: 16 века
-: 17 века
+: середины 19 века
-: середины 18 века
I:
S: Науки о природе называются…
-: общественные науки
-: философские науки
-: технические науки
+: естественные науки
I:
S: Науки об обществе называются…
+: общественные науки
-: философские науки
-: технические науки
-: естественные науки
I:
S: Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…
-: общественные науки
+: философские науки
-: технические науки
-: естественные науки
I:
S: Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…
-: общественные науки
-: философские науки
+: технические науки
-: естественные науки
I:
S: Физика, механика, химия, биология относятся к…
-: общественным наукам
-: философским наукам
-: техническим наукам
+: естественным наукам
I:
S: Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?
-: прикладные науки
+: фундаментальные науки
-: технические науки
-: естественные науки
I:
S: Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?
+: прикладные науки
-: фундаментальные науки
-: технические науки
-: естественные науки
I:
S: Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…
-: научная теория
-: научная практика
-: научный метод
+: научное исследование
I:
S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
-: целенаправленность
-: поиск нового
+: бессистемность
-: доказательность
I:
S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
-: целенаправленность
-: поиск нового
-: систематичность
+: бездоказательность
I:
S: Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?
-: подготовительный
+: творческий
-: исследовательский
-: заключительный
I:
S: Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.
+: подготовительном
-: втором
-: исследовательском
-: заключительном
I:
S: Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
-: втором
-: исследовательском
+: подготовительном
-: заключительном
I:
S: Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
-: первом
+: исследовательском (втором)
-: подготовительном
-: заключительном
I:
S: Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.
-: первом
-: подготовительном
+: исследовательском (втором)
-: заключительном
I:
S: Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.
-: первом
-: подготовительном
-: заключительном
+: исследовательском (втором)
I:
S: Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.
-: первом
-: подготовительном
-: исследовательском (втором)
+: заключительном (третьем)
I:
S: Проблема научного исследования – это…
+: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
-: то, что не получается у автора научного исследования
-: источник информации, необходимой для исследования
-: более конкретный источник информации, необходимой для исследования
I:
S: Объект научного исследования – это…
-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
-: то, что не получается у автора научного исследования
+: источник информации, необходимой для исследования
-: более конкретный источник информации, необходимой для исследования
I:
S: Предмет научного исследования – это…
-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
-: то, что не получается у автора научного исследования
-: источник информации, необходимой для исследования
+: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета
I:
S: Тема научного исследования должна быть…
-: с размытой формулировкой
+: точно сформулированной
-: сформулирована в конце исследования
-: сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать
I:
S: Цель научного исследования – это…
+: краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования
-: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
-: источник информации, необходимой для исследования
-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
I:
S: Тема научного исследования – это…
+: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
-: источник информации, необходимой для исследования
-: более конкретный источник информации, необходимой для исследования
I:
S: Гипотеза научного исследования – это…
-: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
+: предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений
-: источник информации, необходимой для исследования
I:
S: Рабочая гипотеза – это…
-: реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию
+: временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
-: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
I:
S: Метод научного исследования – это…
-: система последовательных действий, модель исследования
-: предварительные обобщения и выводы
-: временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
+: способ исследования, способ деятельности
I:
S: Методика научного исследования – это…
+: система последовательных действий, модель исследования
-: предварительные обобщения и выводы
-: временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
-: способ исследования, способ деятельности
I:
S: _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата.
-: гипотеза
+: метод
-: цели
-: задачи
I:
S: Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования.
-: общенаучным
-: частнонаучным
-: междисциплинарным
+: философским
I:
S: Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.
-: общенаучным
+: частнонаучным
-: междисциплинарным
-: философским
I:
S: Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.
-: общекультурным
-: общелогическим
+: эмпирическим
-: теоретическим
I:
S: Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…
+: наблюдение
-: эксперимент
-: сравнение
-: теоретизация
I:
S: Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это…
-: наблюдение
+: эксперимент
-: сравнение
-: теоретизация
I:
S: Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…
-: наблюдение
-: эксперимент
+: сравнение
-: теоретизация
I:
S: Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
-: активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
-: познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
+: целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
I:
S: Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
+: активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
-: познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
-: целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
I:
S: Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
-: активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
+: познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
-: целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
I:
S: Аксиома – это…
-: положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет
-: положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы
+: положение, которое принимается без логического доказательства
-: положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами
I:
S: Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в…
+: логико-математических науках и информатике
-: естествознании
-: технических и гуманитарных науках
-: математических науках
I:
S: Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в…
-: логико-математических науках и информатике
-: естествознании
-: технических и гуманитарных науках
+: математических науках
I:
S: Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в…
-: логико-математических науках и информатике
+: естествознании
-: технических и гуманитарных науках
-: математических науках
I:
S: Прагматический метод теоретического исследования применяется в…
-: логико-математических науках и информатике
-: естествознании
+: технических и гуманитарных науках
-: математических науках
I:
S: Абстрагирование как общелогический метод исследования – это…
-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
+: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
-: прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
I:
S: Обобщение как общелогический метод исследования – это…
-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
+: прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
I:
S: Анализ как общелогический метод исследования – это…
+: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
-: прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
I:
S: Синтез как общелогический метод исследования – это…
-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
-: прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
+: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
I:
S: Индукция как общелогический метод исследования – это…
+: совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
-: использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
I:
S: Дедукция как общелогический метод исследования – это…
-: совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
+: использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
I:
S: Системный подход в научном исследовании – это…
-: совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
-: использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
+: совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем
I:
S: Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…
-: синтез
+: системный подход
-: метод индукции
-: метод дедукции
I:
S: Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…
-: синтез
-: системный подход
-: метод индукции
+: метод дедукции
I:
S: Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…
-: синтез
-: системный подход
+: метод индукции
-: метод дедукции
I:
S: Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…
+: синтез
-: системный подход
-: метод индукции
-: метод дедукции
I:
S: Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…
-: синтез
+: анализ
-: метод индукции
-: метод дедукции
I:
S: Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…
-: синтез
-: анализ
+: обобщение
-: абстрагирование
I:
S: Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…
-: синтез
-: анализ
-: обобщение
+: абстрагирование
I:
S: Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.
-: общенаучным
-: частнонаучным
+: социологическим
-: философским
I:
S: При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?
+: метод опроса
-: анализ документов
-: социологический эксперимент
-: моделирование
I:
S: При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?
-: метод опроса
-: анализ документов
+: социологический эксперимент
-: моделирование