Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Международный университет «МИТСО»
Витебский филиал
Кафедра логистики и менеджмента
ОБОСНОВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ТОВАРОВ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ
Методические рекомендации по проведению СУРС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Для студентов очной и заочной форм обучения
Специальности «Менеджмент»
Витебск, 2015
Печатается по решению научно-методического совета Витебского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
ББК: 65.012
Рецензент: к.э.н., доцент Побяржина Т.П.
Демидова, Е. С. Обоснование продвижения белорусских товаров на внешние рынки. Методические рекомендации по проведению СУРС по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность» для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Менеджмент». Витебск, ВФ УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 20015.- 12 c.
Методические рекомендации по проведению СУРС предназначены для студентов 3 курса дневной и заочной форм обучения. Данные рекомендации содержат задания для СУРС, общие требования, предъявляемые к оформлению, порядок защиты самостоятельных работ.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СУРС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Воспользуйтесь доступными для Вас источниками информации и соберите следующую информацию:
1. Динамика объемов экспорта, импорта и сальдо внешней торговли Республики Беларусь за последние 5 лет.
2. Динамика экспорта и импорта продукции соответствующей отрасли. Сделать вывод о сложившейся тенденции.
|
3. Основные страны - торговые партнеры нашей страны по данной продукции (круговые диаграммы).
4. Сравнительная характеристика отдельных стран как потенциальных рынков сбыта продукции предприятия. Выбрать три страны и показать факторы привлекательности и риски каждой страны. Выбрать наиболее привлекательный рынок сбыта.
В качестве источника информации можно использовать статистический сборник «Внешняя торговля Республики Беларусь», размещенный на официальном сайте Национального статистического комитета https://www.belstat.gov.by/bgd/public_compilation/.
5. Показать возможные способы установления контактов с потенциальными покупателями в выбранной стране.
6. Выбрать и обосновать вид транспорта (расстояние, время, затраты)
7. Определить код товара по ТН ВЭД.
8. Выбрать и обосновать базисные условия поставки товара.
9. Показать методы продвижения ваших товаров на мировом рынке (максимально конкретные меры).
10. Действия до разработки и заключения внешнеторгового договора с контрагентом:
Определить и указать источники данных:
а) разрешен ли на территорию соответствующего государства ввоз товара;
б) необходимо ли за этот товар уплачивать экспортную (импортную) таможенную пошлину, если да, то каков её размер;
в) установлены ли на экспортируемый товар предельные минимальные цены;
г) нужно ли для вывоза товара иметь лицензию, каким органом выдается лицензия, каков порядок ее получения и сколько будет стоить её получение;
д) нужно ли получить разрешение у соответствующих органов на вывоз товара;
|
е) нужно ли получение сертификата качества на товар;
ж) требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного и других санитарных и экологических сертификатов;
з) какие имеются льготы по вывозу товара;
и) действуют ли в отношениях между Республикой Беларусь и государством, к которому принадлежит контрагент, международные договоры, который устанавливает определённый режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств
Все данные представить в структурированной форме в виде таблиц и рисунков (см. требования к оформлению работ – с.12.)
На все данные необходимо привести ссылки на источники.
Титульный лист, содержание работы (см. Приложения) и список источников (минимум 5) обязательны.
РАЗРАБОТАТЬ ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР НА ПОСТАВКУ ТОВАРА (выбрать из списка экспортируемых товаров).
СПИСОК ВИДОВ ЭКСПОРТИРУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
Продукция | Город |
1. Продукция швейной отрасли промышленности | г. Брест |
2. Продукция трикотажной отрасли промышленности | г. Пинск |
3. Продукция обувной отрасли промышленности | г. Барановичи |
4. Продукция текстильной отрасли промышленности | г. Брест |
5. Продукция мясоперерабатывающей отрасли | г. Витебск |
6. Продукция деревообрабатывающей отрасли промышленности | г. Бобруйск |
7. Продукция промышленности стройматериалов | г. Витебск |
8. Продукция мебельной отрасли промышленности | г. Пинск |
9. Продукция швейной отрасли промышленности | г. Витебск |
10. Продукция обувной отрасли промышленности | г. Витебск |
11. Продукция станкостроительной промышленности | г. Гомель |
12. Продукция текстильной отрасли промышленности | г. Орша |
13. Продукция деревообрабатывающей промышленности | г. Витебск |
14. Продукция молочной отрасли промышленности | г. Витебск |
15. Продукция пищевой отрасли промышленности | г. Городок |
16. Продукция отрасли промышленности стеновых материалов | г. Витебск |
17. Продукция электронной отрасли промышленности | г. Витебск |
18. Продукция металлургической отрасли промышленности | г. Жлобин |
19. Продукция швейной отрасли промышленности | г. Гомель |
20. Продукция машиностроительной промышленности | г. Гомель |
21. Продукция станкостроительной промышленности | г. Витебск |
22. Продукция молочно-консервной промышленности | г. Рогачев |
23. Продукция химической отрасли промышленности | г.Светлогорск |
24. Продукция кондитерской отрасли промышленности | г. Гомель |
25. Продукция полиграфической отрасли промышленности | г. Гомель |
26. Продукция целлюлозно-бумажной промышленности | г. Добруш |
27. Продукция химической отрасли промышленности | г. Лида |
28. Продукция мясоперерабатывающей промышленности | г. Гродно |
29. Продукция деревообрабатывающей промышленности | г. Гродно |
30. Продукция фармацевтической промышленности | г. Минск |
31. Продукция электронной отрасли промышленности | г. Минск |
32. Продукция промышленности стеновых материалов | г. Минск |
33. Продукция автомобильной промышленности | г. Жодино |
34. Продукция кондитерской отрасли промышленности | г. Минск |
35. Продукция кондитерской отрасли промышленности | г. Молодечно |
36. Продукция швейной отрасли промышленности | г. Жодино |
37. Продукция трикотажной отрасли промышленности | г. Солигорск |
38. Продукция мебельной отрасли промышленности | г. Борисов |
39. Продукция химической отрасли промышленности | г. Могилев |
40. Продукция машиностроительной промышленности | г. Осиповичи |
41. Продукция цементной отрасли промышленности | г. Кричев |
42. Продукция кондитерской отрасли промышленности | г. Бобруйск |
|
РАЗРАБОТКА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (КОНТРАКТА)
Законодательством закреплено, что внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения сделки исключительно в письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет её недействительность.
Как и любой договор, внешнеторговый договор составляется в произвольной форме, но в законодательстве предусмотрены определенные требования, в соответствии с которыми в таком договоре (контракте) в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:
- стоимость товаров;
- условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной.
Помимо существенных условий, указанных выше, внешнеторговый договор (контракт) в зависимости от вида договорных обязательств (купля-продажа, оказание услуг, выполнение работ и т.д.) должен содержать существенные условия, предусмотренные для данного вида договора. Например, в договоре купли-продажи товара к таким существенным условиям будут относиться наименование товара и его количество.
Так как на практике чаще, чем иные виды договоров, встречается договор (контракт) купли-продажи (поставки) товаров, предлагаем на его примере рассмотреть разделы, которые должен будет содержать в себе такой договор (контракт).
1. Дата и место заключения договора.
2. Преамбула договора.
Указывается полное наименование сторон, заключающих договор, с указанием, резидентом какой страны они являются; фамилия, имя и отчество лиц, подписывающих договор, с указанием документа, на основании которого они действуют (устав, положение, доверенность и т.д.), дается определение сторон как контрагентов («продавец» и «покупатель»).
3. Предмет договора.
В этом разделе кратко описывается суть договора купли-продажи; наименование товара и его индивидуальные характеристики (ассортимент, размеры и другие данные, необходимые для описания товара); количество.
При этом, условие о количестве товара может быть согласовано путем отсылки к спецификациям, в которых будет содержаться подробный ассортимент и количество товара.
4. Качество и комплектность товара.
Устанавливается качественная характеристика товара. Условия качества и комплектности товара формулируются со ссылкой на нормативно-техническую документацию: стандарты, технические условия и т.д.
5. Цена и общая стоимость товара.
Указывается цена товара, которая может быть установлена как в той валюте, в которой в дальнейшем будут осуществляться платежи, так и в иной валюте; общая стоимость партии.
6. Условия и сроки поставки товаров.
Условия поставки - это откуда, куда, как будет доставляться груз, кто это будет делать.
Условия определяются в соответствии с Инкотермс (Incoterms). Заключая договор, стороны должны указать, какого года Инкотермс они будут применять при поставке товара.
Сроки поставки могут быть определены указанием календарной даты, определением периода (например, ежемесячно, не позднее такого-то числа), указанием количества дней от получения продавцом заявки покупателя либо денежных средств в оплату товара.
При импорте товаров поставка должна быть произведена в срок не более 60 календарных дней с даты проведения платежа. При этом именно резиденты обязаны обеспечить их поступление в указанный срок на территорию Республики Беларусь.
7. Упаковка и маркировка товара.
Определяется вид и требования к упаковке или таре и маркировке. Различают внешнюю упаковку - тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара.
Маркировка груза предполагает указание реквизитов экспортера и импортера, номера договора, места назначения, специальных обозначений к таким относятся «осторожно: хрупкое», «вверх не кантовать», «центр тяжести».
8. Валюта платежа и условия расчёта.
Валюта платежа - валюта, в которой может осуществляться расчет, при этом она может не совпадать с валютой цены.
Стороны устанавливают порядок расчетов: предоплата, оплата по факту поставки товара, отсрочка платежа. Указывается форма расчетов: банковский перевод, аккредитив и др.
Оговариваются сроки оплаты и другие условия. При экспорте установлены предельные сроки поступления платежа, а именно не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров. При этом денежные средства должны поступить только на счета экспортеров.
9. Страхование.
Здесь устанавливаются условия страхования: что подлежит страхованию, от каких рисков, кто страхует, в чью пользу производится страхование.
10. Сдача-приёмка товара.
Этот раздел должен содержать сведения о сроках сдачи-приемки по количеству и качеству, месте и времени, способе приемки по качеству, а также в нем должно быть указано, кем осуществляется приемка-передачи товара.
11. Рекламации и порядок гарантийного обслуживания.
Устанавливаются порядок и сроки возврата, замены неисправного (бракованного) товара или допоставки недоукомплектованного товара, оговаривается, за чей счет будет осуществляться возврат или замена, а также правила и сроки гарантийного обслуживания.
12. Ответственность сторон.
В этом разделе устанавливается размер пени (неустойки), штрафов за несвоевременную или некачественную поставку товара, за недопоставку товара, за несвоевременную оплату товара, за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору.
Не рекомендуется включать в договор фразы типа «ответственность сторон определяется действующим законодательством», так как, в сущности, они не устанавливают никакой ответственности.
13. Порядок разрешения споров.
Здесь стороны указывают порядок разрешения споров, возникших между ними (путём переговоров, направления претензии, разрешения споров в суде), суды которые будут рассматривать споры.
14. Форс-мажорные обстоятельства.
15. Иные условия договора.
Сюда можно включить условия о порядке внесения изменений и дополнений в договор, о неразглашении иным лицам сведений о содержании договора, порядок передачи прав и обязанностей по договору третьим лицам, количество страниц и экземпляров договора и т.д.
16. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
Указываются наименования сторон, их юридические адреса, адреса электронной почты и банковские реквизиты.
17. Подписи сторон.
Раздел содержит подписи лиц, уполномоченных организациями заключить договор, заверенные печатью с обязательной расшифровкой их фамилии, имени и отчества и указанием должностей.
Так как зачастую стороны по внешнеэкономическому контракту находятся в разных государствах, очень часто они обмениваются такими договорами по факсу, так как встретиться с партнером по сделке для заключения договора нет возможности. Это происходит следующим образом, Одна сторона подписывает договор, ставит на нём печать и отправляет по факсу другой стороне. Другая сторона полученный по факсу договор тоже подписывает, ставит печать и по факсу возвращает обратно. В итоге у каждой из сторон есть обоюдно подписанный «факсовый» договор.
Подписания договора таким образом очень удобно, но в дальнейшем с таким договором могут возникнуть неприятные ситуации, например, с налоговой или банком, или даже судом. Дело в том, что в случае чего вышеперечисленные органы требуют оригиналы договоров, подписанные от руки.
В связи с этим, лучше подписывать договоры собственноручно и не верить в обещания контрагента прислать для начала договор по факсу, а потом выслать подлинник по почте.