Философское учение о культуре




Понятие и функции культуры.

Понятие культуры (лат. culture - возделывание, уход) имеет древнее происхождение и первоначально обозначало занятие земледелием. Но уже у Цицерона встречается и более широкое толкование культуры как философской обработки, взращивания человеческого ума. Современное понимание культуры известно в Европе лишь с XVIII века - эпохи Просвещения и обозначает духовный рост, образование, совершенствование человеческой природы.

Культура - это прежде всего ценностное понятие, обозначающее выработанную обществом систему моделей поведения, способов общения и деятельности людей. Культура неразрывно связана с продуктами человеческой деятельности, поэтому различают материальную и духовную культуру. Материальная культура представляет собой совокупность всех материальных благ общества и средств их производства.

Культура в собственном смысле слова обозначает способ человеческой жизни и нравственно детерминирует любые человеческие поступки. В культуре накапливаются наиболее совершенные образцы поведения, морально-нравственные принципы и наиболее оптимальные способы общения и деятельности людей. Все эти представления и идеальные схемы со временем кристаллизуется в системы этикета, методы научного познания, нормы морали и права и составляют социально-исторический опыт людей.

Начиная с античности в философии сложилось четкое представление о трех ликах культуры: Истине, Добре, Красоте. Будучи сверхсложной системой, культура обладает многофункциональностью и выполняет ряд важных социальных функций:

1. Познавательная функция заключается в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания мира и использования этого знания в человеческой практике. Культура при этом осуществляет синтез всех форм общественного сознания.

2. Информативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта. Для реализации этой функции сама культура должна быть сложной и все более усложняющейся по мере количественных и качественных изменений социального опыта знаковой системой.

3. Коммуникативная функция позволяет людям вступать в общение посредством естественных и искусственных языков. Важное значение при этом имеет техническая культура общества (спутниковая связь, ТВ, Интернет и т.д.).

4. Нормативно-приспособительная функция регулирует поведение отдельных индивидов и целых социальных групп при помощи норм морали и права. Сами индивиды приспосабливаются к социальной действительности, используя нормы этикета и принципы межличностного общения.

5. Гуманистическая функция выступает в качестве главной, системообразующей, которой подчинены все остальные функции. Воспитание гуманности - основная задача культуры. Данная функция состоит в фильтрации всей циркулирующей в обществе информации: все устаревшее, реакционное выводится за пределы системы культуры, а все новое, связанное с Истиной, Добром и Красотой, накапливается.

Общественная жизнь людей во всем ее многообразии базируется на постоянном воспроизводстве и обновлении как материальных условий жизни, так и системы общественных отношений, в которых эта жизнь протекает. Процесс воспроизводства всегда осуществляется под воздействием и постоянным контролем определенной программы, регламентирующей необходимость и последовательность конкретных действий. Так, например, по ходу развития человечества меняются способы добывания пищи, внедряется предварительная термическая обработка, входят в обиход ножи и вилки, применяются разнообразные добавки (соль, соусы, приправы) и т.д. Но программа, побуждающая человека добывать и готовить себе пищу, остается по сути той же самой - происходит лишь совершенствование способов реализации этой программы. Сохранение и передача подобных программ от поколения к поколению осуществляется за счет культуры.

 

Россия, Запад, Восток в диалоге культур

Основными атрибутами культуры являются язык и символика. Благодаря языку происходит сохранение и передача социального опыта. Язык своей структурой задает особый образ мира и особый способ кодирования окружающей реальности. Так, например, в европейских языках используется линейный алфавит и преобладает причинно-следственное восприятие объектов. На Востоке (в т.н. традиционных культурах) существует иероглифическая письменность, которая формирует целостный образ мира и приучает человека серьезное внимание уделять различным нюансам и случайностям.

В философской литературе XIX века широко обсуждался вопрос о характере русской культуры. Его предтечей послужил идейный спор западников и славянофилов. Запад и Восток в этих спорах выступают не как географические регионы, а как особые типы цивилизации. Под Западом имеют в виду техногенную цивилизацию, которая сложилась в Европе в XV-XVII вв. и затем распространилась на Северную Америку и Австралию. Для Запада характерно утверждение господства человека над природой, что обусловлено интенсивным развитием науки и техники. В западной культуре преобладает индивидуализм и дух предпринимательства.

Восток, наоборот, характеризуется позицией невмешательства человека в природные процессы. На Востоке доминирует коллективистский менталитет, существует культ предков и сильно развиты родовые и семейные отношения.

Русская культура формировалась на протяжении последних 11 веков под влиянием различного рода факторов. В эпоху Киевской Руси на формирование русской культуры большое влияние оказала Византия. Письменность и христианство проникли на русскую землю с юга, из Восточной римской империи. В период татаро-монгольского ига русская культура испытывала влияние Золотой орды. С Востока к нам проникли ценности кочевников и ассимилировались с исконно русскими традициями и обычаями. Со времен Петра I Россия находилась под решающим воздействием западных стран. Несмотря на силу и разнонаправленность этих различных факторов, они не уничтожили русскую культуру, а лишь укрепили ее самобытность и национальный колорит. Современная российская культура несводима ни к восточной, ни к западной культурам. Она признана во всем мире и оказывает мощное обратное воздействие любым внешним влияниям. Как писал в свое время великий русский поэт Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить.

 

Проблема личности. Свобода и ответственность личности.

Проблема личности берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Понятие личности производно от лат. слова “persona” - лицо или гражданин и обозначает человека, обладающего определенной свободой действий и несущего ответственность за эти действия перед другими людьми. Личность можно определить с двух сторон. Во-первых, как знание человека о самом себе, а во-вторых, - как знание других людей об этом человеке.

Такое двойственное определение личности отражает скрывающуюся за ним проблему. Личность - это прежде всего живой человек, обладающий неповторимой индивидуальностью и уникальными особенностями характера; с другой стороны - личность представляет гражданскую позицию человека, его общественно-значимые взгляды и ценности.

Проблема личности была поставлена в эпоху Возрождения, когда философия смогла сформулировать идею человеческой индивидуальности. При этом за каждым отдельным человеком признавались творческие способности. Немецкая классика в лице И.Канта поставила проблему личности на теоретический фундамент и наделила личность нравственным содержанием. В современной философии проблема личности решается с помощью базовых философских категорий: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Понятие личности следует отличать от граничащих с ним по смыслу понятий человек, индивид, индивидуальность. Понятие человек отождествляется со всеобщими родовыми качествами человека, такими как разум, речь, способность к труду, социальность.

Индивид есть отдельный конкретный человек - носитель всеобщих человеческих свойств и субъект социальной жизни. Категория индивида фиксирует те связи и отношения, посредством которых человек оказывается включенным в социальную жизнь. Эта категория определяет формальные черты человека как представителя человеческой общности. Если в природе представитель какого-то вида животных носит название особи, то в человеческом обществе то же самое явление обозначается понятием индивид.

Индивидуальность - это такая совокупность свойств и качеств индивида, которая отличает его от всех других. Категория индивидуальности характеризует неповторимость и самобытность человека. Часто говорят об индивидуальности художника, поэта, музыканта. Это понятие отражает творческую сущность человека. и часто используется часто обозначения внутреннего мира человека, его мыслей и переживаний. В некотором смысле это понятие тождественно античному понятию микрокосма. Однако, следует подчеркнуть, что довольно часто уникальное, неповторимое в индивидуальности образуется самим сочетанием общих, типичных свойств человека. Вне связи с общим индивидуальности не существует.

Понятие личности характеризует человека со стороны его связей с обществом, указывает на его социальные позиции и ориентиры. Индивидуальные смысложизненные установки, преломляемые в социальных ролях и функциях, внедряются в систему общественных отношений и оказывают на нее активное воздействие. При этом основной характеристикой личности выступает ее свобода действовать в соответствии со своими интересами, а также нести ответственность перед людьми за свои поступки. Поэтому существование личности возможно только в гражданском обществе.

Свобода личности есть многогранное понятие, которое может быть определено как способность человека успешно действовать в результате познания им закономерностей окружающего природного и социального мира. Б. Спиноза (XVIIв.) определял свободу “как осознанную необходимость”. Свободу следует отличать от произвола, т.е. безответственных действий. Свобода бывает негативной (свобода от чего-либо) и позитивной (свобода для...). Эта тема глубоко проанализирована в работе амер. философа 20 века Э.Фромма “Бегство от свободы”.

Различают также экономическую, политическую свободу, свободу вероисповедения и свободу совести.

Свобода экономическая есть свобода от эксплуатации. Наиболее яркими примерами эксплуатации являются неэквивалентный обмен товарами и услугами между владельцами средств производства и собственниками рабочей силы, экономическая дискриминация женщин в оплате труда. Экономическая свобода включает в себя кроме защиты от эксплуатации также свободу принятия экономических решений. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в какой отрасли и каком регионе ему лучше проявлять свою активность, и какая форма собственности является для него наиболее целесообразной.

Свобода политическая представляет собой такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. Сюда входит всеобщее, равное избирательное право, справедливое национально-государственное устройство, возможность влиять через демократические рычаги управления на качество собственной жизни.

Свобода совести и свобода вероисповедания – это гарантированные Конституцией РФ (ст. 28) гражданские свободы, характеризующие одну из сторон правового статуса личности. Конституция РФ использует понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» как равнозначные. Свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, один из аспектов демократии. По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один - это свобода морально-этических воззрений человека, возможность для каждой личности иметь свои собственные представления о справедливости и несправедливости, о добре и зле и совершать поступки в соответствии с этими представлениями о мире. Другой аспект свободы совести - это возможность личности выбрать себе любой идеал и верить в него. В этом смысле свобода совести совпадает по значению со свободой вероисповедания, т.к. свобода вероисповеданияпредставляет собой возможность верить в существование идеала.

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Она предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений и конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого гражданина свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое “культура” в пер. с лат.?

2. Как связаны между собой цивилизационный подход и теория локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского и А.Тойнби?

3. В чем состоит смысл единства исторического процесса?

4. Чем понятие личности отличается от понятий индивид и индивидуальность?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: