Виды и типы эмпирических исследований.





ТЕМА: ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДОЛГОЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. Общие понятия об эмпирической социологии.

2. Виды и типы эмпирических исследований.

3. Первый раздел программы.

 

ВОПРОС.

Теоретическая социология ----Теории среднего уровня (отраслевые социологии: социология молодежи, социология труда, социология семьи, социология религии и др.) ----- Эмпирическая социология

Общая теоретическая социология – систематическое изложение законов, по которым живет и развивается любое человеческое общество.

Теории среднего уровня:

1. Социологические концепции, которые разрабатывается на стыке наук (социология права, медицинская социология, социология управления).

2. Отрасли институциональной социологии - особое направление, связанное с использованием устойчивой формы организации общественной жизни ( социология религии, семьи и т.д.)

3. Социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности ( социология чтения т.д.).

Эмпирическая социология (социография) – совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации, её обработки и анализа.

 

ВОПРОС.

Виды и типы эмпирических исследований.

 

1. В зависимости от глубины, масштабности анализа.

· Разведывательное исследование (пилотажное, зондажное) – наиболее простой, ограниченный по времени и задачам, вид исследования.

1) На стадии предварительного, пробного этапа масштабных исследований, для проверки работы инструментария, получения дополнительных сведений об объекте, предмете.

2) По завершению основного этапа, когда нужно уточнить частные вопросы.

3) Связано с необходимостью получения оперативных данных, требуемых для принятия неожиданно назревших оперативно – управленческих задач (экспресс – опросы, цель: быстрое исследование конкретного момента \ случая, который особо интересует заказчика).

· Описательное исследование – более сложный и масштабный способ сбора и анализа социологической информации. Проводится по полной программе с помощью ранее апробированного инструментария.

· Аналитическое исследование – научный поиск и описание структурных элементов неизвестного социологического исследования, когда нет апробированного инструментария и не проведена операционализация понятий.

2. По разнесению по времени ( в зависимости от изучения объекта либо в статике, либо в динамике).

· Разовое исследование – исследование, которое проводится только раз, к нему больше не возвращаются.

· Лонгитюдное – исследование, которое проводится на протяжении длительного времени в одной и той же выборочной совокупности.

· Панельные исследования – техника исследования, направленная на изучение мнения по одному и тому же вопросу группы людей, образующих один и тот же объект исследования (вопрос один – группа разная).

3. В зависимости от источников первичной информации и методов её сбора.

· Опрос – метод сбора первичной социологической информации, которая предусматривает устное или письменное обращение к совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, а также регистрацию ответов респондентов с последующей статистической обработкой полученных результатов.

Виды:

- интервьюирование

1) по стратегии и технике проведения:

+Стандартизированное – общение интервьюера и респондента жестко регламентировано детально разработанным опросником.

+Фокусированное – задается тема беседы, обсуждение круга проблем.

+Открытые – минимальная стандартизация, задается только тема беседы.

2) по типу

+с ответственным лицом

+с экспертом

+с рядовым респондентом

- анкетирование

+ индивидуальное, групповое массовое

+ раздаточное, почтовое, онлайн анкетирование, прессовое.

· Метод анализа документов – метод, когда в качестве источника информации выступает практически любой материальный носитель, на котором запечатлена социально – значимая информация, имеющая отношение к исследуемой проблеме.

· Наблюдение – прямая регистрация событий исследователя при помощи органов чувств (зрение, слух).

Виды:

- включенные \ не включенные.

- скрытые \ открытые.

- структурированные ( записи) \ неструктурированные (диктофон, камера)

- прямое – непосредственное наблюдение реального поведения (вербальное \ невербальное) \ непрямое (косвенное) – наблюдение результатов.

· Эксперимент – создание особых заданных условий, в которых осуществляется сбор информации. Одна из главных проблем получения информации – правильный подбор экспериментальной и контрольной группы.

 

ВОПРОС.

Процесс выполнения любого исследования включает в себя ряд этапов:

1. Разработка программы исследования (занимает 70 % нашего времени).

2. Пилотажное исследование (разведывательное исследование для проверки инструментария).

3. Сбор первичной социологической информации (полевой этап).

4. Обработка первичной информации (создание базы данных).

5. Анализ данных, полученных в результате обработки.

6. Подготовка отчетов и аналитических справок.

Программа – изложение сути исследуемой социальной проблемы, целей, задач, основных предпосылок исследования с указанием процедур и логических последовательностей отдельных операций по проверке гипотез.

Отвечает на вопросы: 1. Что надо делать?; 2. Как выполнить задуманное? ; 3. На основании, каких научных заделов, научно – технических средств осуществить задуманное?

Разделы программы:

1. Методологический раздел.

1) Постановка проблемы, формулировка предположений (актуальность исследования).

Всякое научное исследование начинается с определения проблемы. Например, можно задаться вопросом - почему одни люди принимают активное участие в защите окружающей среды, а другие выступают против этого движения, некоторые вообще не интересуются этим вопросом. Построение проблемы начинается с выдвижения гипотез или предположений, объясняющих наблюдаемые факты и тем самым намечающих подходы к решению проблемы. Например, можно выдвинуть гипотезу, что позиции людей в отношении защиты окружающей среды определяются характером их профессии. Можно предположить, что на отношение людей к экологии оказывает влияние их возраст, так как молодое поколение воспитывалось тогда, когда проблемы окружающей среды были уже осознаны. Выдвижение общих гипотез помогает сформулировать конкретные вопросы, например, правда ли, что люди умственного труда чаще, чем рабочие поддерживают мероприятия в защиту окружающей среды. Правда ли, что молодые люди выступают чаще в защиту законов об окружающей среде. После этого можно будет разработать способы наблюдения, которые позволили бы нам ответить на наши вопросы.

2) Обзор литературных источников по проблеме.

Любое исследование включает в себя просмотр и оценку того, что было написано другими авторами по теме исследования. Например, сайт института социологии российских наук, журнал «Социс»; сайт российской государственной библиотеки (РГБ) – электронный каталог – единый каталог, сайт «ВАК» - высшая аттестационная комиссия, сайт «Высшая школа экономики».

3) Определение целей и задач исследования. Основная и подразумеваемая цель – получение новой информации, приращение научного знания об исследуемой сфере общественной жизни.

При этом следует понимать, какую новую информацию о состоянии какой- то проблемы, о причинах, вызвавших её в жизни или о характере связи между социальными явлениями, вы хотите получить.

Цель – прикладной результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социолога. Необходимо продумать и сформулировать те теоретические и практические действия, которые необходимо предпринять для достижения цели. Короткое и четкое определение таких шагов составляет перечень задач исследования. Каждая из задач формулируется в виде определенных логических операций, направленных на поиск ответов на исследовательские вопросы (задачи должны быть содержательными, последняя должна обобщать).

4) Объект и предмет.

Объект – группа, общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности, то есть то, на что направлен процесс познания и социологического исследования.

Предмет – те стороны и свойства объекта и составляющих его людей, в которых отражается интересующая нас проблема и благодаря которым тот или иной человек, социальный институт, явление становятся частью объекта. Например, мнения заинтересованных людей по тем или иным аспектам изучаемой проблемы, образцы поведения, которые они демонстрируют в связи с этим, оценки, которые они дают тем или иным сторонам социальной действительности, связанным с изучаемой проблемой.

5) Логический анализ и операционализация понятий.

Понятия - слова, которые мы выбираем для описания социальных явлений, определенных типов поведения и признаков. Понятия должны быть тщательно подобраны, точны и информативны. Одна из задач этой части программы состоит в том, чтобы разъяснить, что мы имеем под каждым понятием, и ,дать ему определение. При этом мы можем воспользоваться теми определениями, которые существуют в научных работах или выработать собственные формулировки. Важно ли что, что бы всякий раз, когда мы употребляем понятие, мы подразумеваем под ним одно и то же, в каком бы контексте оно не использовалось.

Условия соответствия понятий:

· Должны соотноситься с явлениями, которые являются наблюдаемыми.

Пример: социальный класс – понятие, которое нельзя наблюдать.

Понятие должно соотноситься с явлениями, которые являются наблюдаемыми. Например существует ряд понятий, которые нельзя наблюдать непосредственно-социальный класс.

Понятие - должны быть однозначными. Т.Е. понятие должно строиться на основе точно определенной совокупности свойств. Например: должно быть определено точно включает ли демократического государства такой признак как проведение выборов во властные структуры. В советском государстве так же проводились выборы, но в биллютени стоял лишь один кандидат, за которого голосовало 99,9% населения. Следовательно просто наличие выборов недостаточно , чтобы можно было говорить о демократическом государстве.

Понятие - должно быть теоретически значимыми. Это означает, что понятие должно быть связано с другими понятиями теории, чтобы участвовать в объяснении наблюдаемых событий.

Переменная – это такое явление, характеристика и процесс, которые могут принимать различные конкретные значения.

Переменные бывают нескольких видов:

1. 1.Независимые – те наблюдаемые явления, параметры и характеристики, которые способны воздействовать на возникновение других явлений и вызывать их к жизни.

1.2.Зависимые – это те переменные, которые были вызваны, зависят или выступают в качестве функций других явлений.
Влияние независимой переменной на зависимую переменную может осуществляться через интервентные переменные (промежуточные переменные). Поэтому предполагая характер связи между различными переменными, необходимо начертить их графически, при помощи так называемых стрелочных диаграмм.

1.3. Антецедентная переменная вступает в действие до независимой переменной.

2.Качественные и количественные переменные.

2. 1. качественные переменные нельзя соотнести по принципу «больше или меньше».

2.2 Количественные переменные можно измерить по принципу «Больше или меньше».

Между переменными можно установить отношения и связи.

1. Ковариация – явления, соответствующие двум или более понятиям, изменяются одновременно. Если увеличивается, уменьшается одно, то увеличивается, уменьшается и другое. Ковариационные отношения не дают нам знания о причинах такого изменения явлений, то есть если есть ковариация ещё неизвестно, что является причиной. Или оба фактора порождаются каким – то третьим. Например, можно выяснить, что в отношениях ковариации находится уровень информированности людей и их участие в голосовании. Информированность и участие в выборах возрастает и уменьшается одновременно. Но неизвестно, что является причиной, а что следствием. Люди участвуют в голосовании, потому что лучше информированы или стремятся быть лучше информированными, так как собираются участвовать в голосовании или же уровень информации и вероятность голосования зависят от третьего фактора.

2. Каузация (причинные отношения) – указывают, что влияние одного или нескольких факторов приведут к изменениям одного или нескольких других факторов. Можно построить суждение, что чем сильнее человек осознает партийную принадлежность, тем вероятней его участие в голосовании, однако наоборот, будет неверно. То есть осознание членства в партии – причина участия голосовании. Высокая вероятность участия в голосовании обязательно ведет к причислению себя к партии. При каузации выполняются три условия:

  • Одно из этих явлений предшествует другому по времени, тогда очевидно, что предшествующее явление становится причиной последующего.
  • Необходимо иметь представление о том, каким образом изменения одного явления вызывает изменение другого явления.
  • Изменения обоих явлений не должны порождаться, каким – то, третьим фактором.

Третье условие связано с проблемой мнимых отношений, когда 2 явления изменяются вроде бы одно за другим, но на самом деле они называются третьим явлением, в отсутствии которого они не изменяются. Например, исследователь обнаруживает, что цены на армянский коньяк и зарплата министров колеблются так, что повышение зарплаты министров происходит с некоторым запаздыванием по сравнению с ценами на коньяк. Вывод: изменения цен на коньяк – причина изменений зарплаты министров. Но скорее всего и то и другое зависит общих экономических условий. Или зависит от цен на бензин, которые определяют долю транспортных расходов в общей цене товаров и зарплате министров. Таким образом, на самом деле отношения между данными явлениями было все же ковариацией, а не каузацией. Необходимо понимать ещё о двух особенностях социальной каузации:

1. Одно явление может вызвать другое, либо прямо, либо опосредованно. А может вызвать Б, потому что является причиной С, которая определяет изменения Б. А---Б – прямая каузация, А-С-Б, А-с-Б – опосредованная.

2. Обуславливаются более, чем одной причиной, то есть реально чаще всего исследователь имеет дело с множественной каузацией, есть А и на него влияют Б, С и Д (несколько факторов).

Ковариационные и каузальные отношения могут быть положительными и отрицательными.

Положительные отношения – чем больше А, тем больше Б. Если А возрастает, то и Б возрастает. Например, чем сильнее относительное неравноправие национальных меньшинств в обществе, тем выше вероятность политического насилия ( А +).

Отрицательные отношения - чем больше А, тем меньше Б. Если А возрастает, то Б уменьшается. Например, чем более многочисленный средний класс в обществе, тем меньше вероятность революционных настроений в обществе (А-).

1. Чем дольше человек работает в учреждении, тем меньше у него желание возлагать на себя новые обязанности.

А (работа в учреждении) ------В (желание возлагать новые обязанности)

Накопленный опыт, уровень квалификации (третий фактор)

2. Учитель Иванов, вероятно, не будет голосовать на предстоящих выборах, потому что ему уже полгода не выплачивают зарплату.

Зависимая переменная – вероятность участия в голосовании (Б).

Независимая - частота выплаты зарплаты (А).

Третий фактор ( протест, работа в другом учреждении)

А ----- Б

3. По мере снижения возраста наблюдается повышение толерантности к добрачным формам сексуальных отношений.

А – независимая, снижение возраста.

Б – зависимая, повышение толерантности.

А ------Б.

Третий фактор – влияние СМИ, общая культура в обществе.

4. Российский электорат становится толерантным к кандидатам с криминальным прошлым.

Б – зависимая (толерантность к кандидатам).

А- независимая

Для того, что бы связать исходные теоретические понятия с мнениями людей и оценками, которые они дают явлениям окружающей действительности, необходимо провести ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЮ понятий, то есть решить какие именно виды эмпирических наблюдений, должны быть проведены для измерения степени распространенности ( частоты, интересующего нас признака, типа поведения, характера оценки, а также какие индикаторы следует для этого выбрать). ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – перевод теоретических понятий, иногда сложных для восприятиях их, на понятный язык.

Формулировка гипотез.

ГИПОТЕЗА – научно – обоснованное предположение о наличии или отсутствии связей между переменными.

Гипотеза включает указания на характер этой связи. Лучше придерживаться гипотезы, даже если она не подтвердиться, еже ли не иметь вовсе гипотезу.

Что бы гипотеза была вероятной, необходимо выполнение двух условий:

  1. Изучение достижений в данной области.
  2. Тщательно изучить те события, которые мы хотим объяснить. Без этого нельзя понять, что следует объяснять, где искать причины событий.

Типы гипотез:

  1. Недействительные гипотезы – предположение, устанавливающее отсутствие связей между двумя процессами. Когда мы анализируем данные, нам приходится иметь данные с недействительными гипотезами и опровергать их. Недействительная гипотеза противостоит гипотезе, которую мы пытаемся утверждать.
  2. Коррелятивная гипотеза утверждает, что предполагается наличие взаимосвязей между двумя и более переменными. Однако, она не определяет точно природу этой связи.
  3. Направленная гипотеза. Высказывается предположение о направлении взаимосвязей между понятиями. Если исследователь думает, что явление имеет тенденцию к уменьшению \ увеличению, то эта гипотеза по прямой взаимосвязи между ними.
  4. Каузальная гипотеза указывает на причинно – следственные связи между переменными.
  5. Тафталогическая гипотеза – гипотеза, в которой независимая и зависимая переменные идентичны, что делает её подтверждение или опровержение невозможным.

Требования к гипотезе:

  1. Гипотезы должны представлять собой эмпирические утверждения, то есть они выражаются сформулированными предположениями о взаимосвязях, которые существуют в реальном мире, а не утверждениями о том, что обязано иметь место или быть истинным или о том, во что верит исследователь.
  2. Гипотеза должна объяснять наиболее общие проявления феномена, а не частные.
  3. Гипотеза должна быть правдоподобна, то есть должна существовать какая-то логическая основанная на опыте новых людей причина, заставляющая полагать, что она подтвердиться.
  4. Понятия, используемые в гипотезе должны быть конкретны.
  5. Гипотеза должны быть доступна эмпирической проверке.

 

 

2. Процедурно – методический раздел.

1. Обоснование обследуемой совокупности.

2. Таблицы расчета выборки

3. Инструментарий опроса

 

Вопрос.

Для проведения исследования социологи прибегают к выборочным методам исследования. Суть в том, что по определенным правилам из общей численности генеральной совокупности отбирается число людей, которое призвано в качестве своеобразной модели воспроизводить структуру объекта – выборочная совокупность, а процесс – выборка.

Генеральная совокупность - часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы исследования.

Выборочная совокупность – ограниченное правилами выборки, число единиц наблюдения, отбираемых из генеральной совокупности, призванная из микромодели воспроизводить структуру генеральной совокупности.

Выборка – процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемых целями и задачами исследования.

Свойство выборки,которое позволяет выступать ей моделью генеральной совокупности – репрезентативность.

Виды:





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!