Методы расчета выборочной совокупности, для которых каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную заранее заданную вероятность быть отобранным.
Главное условие – наличие полного списка всех элементов генеральной совокупности от одного до N, где N – общее число всех элементов. Произведя последовательную нумерацию всех элементов можно использовать методики расчета выборки:
· Лотерейная выборка (n – число жетонов, которое извлечено из общего количества).
· Метод таблицы случайных чисел
· Метод систематической (механической) выборки.
Из пронумерованного списка через равные интервалы отбирается заданное число респондентов, при этом шаг выборки рассчитывается по простой формуле K=N\n, где N – генеральная совокупность, n – выборочная совокупность.
Случайный старт – определение места в списке, с которого начинается выборка.
Недостаток – трудности, связанные с получением списка генеральной совокупности.
Невероятностная выборка.
Способ отбора единиц измерения, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента попасть в состав выборочной совокупности, что не всегда дает возможность рассчитать, насколько правильно репрезентативна выборка.
К этим методам прибегают тогда, когда применить вероятностные методы невозможно в виду отсутствия полного списка генеральной совокупности.
Виды:
· Квотная выборка – микромодель генеральной совокупности, которая создается на основе определенных параметров объекта, чаще всего социально – демографических, которые берутся из статистических справочников.
· Гнездовая выборка (кластерная) – определяются гнезда элементов и составляются списки. Затем из этого списка проектируется выборка.
|
· Метод снежного кома
· Стихийные выборки – формируются произвольно и независимо от самого исследователя.
Пример – опросы с помощью СМИ, выборка первого встречного.
- Многоступенчатая выборка – построенная с применением поэтапного отбора элементов вопроса. При этом совокупность объекта отобранных на предыдущем этапе становится объектом для следующего этапа. Промежуточные объекты, составляющие выборочную совокупность на высших ступенях – единицы отбора. Различают первичные и вторичные единицы. Объекты с самой нижней ступени, с которой ведется сбор информации – единицы наблюдения.
Таблица расчета выборки
Размер генеральной совокупности | Размер выборки для следующих уровней точности | |||||
+-1% | +-2% | +-3% | +-4% | +-5% | +-10% | |
+ | + | + | - | |||
+ | + | + | ||||
+ | + | |||||
+ | + | |||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
100000… |
Инструментарий опроса:
Опрос – распространенный метод социологии, основными преимуществами являются:
|
1. Экономичен в смысле затрат и средств и в отношении времени сбора первичной информации;
2. Широта охвата самых разнообразных проблем жизнедеятельности;
3. Возможность использования современных возможностей стандартизации вопросов анкет, они позволяют получать унифицированное множество неповторимых и уникальных респондентов и благодаря этой унификации использовать оперативные и мощные программы и широкий набор методов математического анализа.
Основной инструмент – вопросник. В зависимости от формы опроса (личное интервью, заочное или групповое анкетирование) вопросник будет называться – бланк, интервью, анкета.
Формы вопроса:
1. Закрытые \ открытые.
2. Альтернативные \ неальтернативные.
3. Вопросы фильтры и т.д.
Требования к формулировке вопроса:
1. Вопросы должны быть не двусмысленными. Двусмысленный вопрос предполагает не один вариант ответа, а несколько.
2. Вопрос должен быть коротким и простым.
3. В формулировке вопросов должны использоваться слова, хорошо известные респондентам. Следует избегать необычной лексики, сленгов и т.п.
4. Нужно избегать двойного отрицания.
5. Вопрос должен быть ясным и не запутанным.
6. Следует избегать предубежденности в формулировке вопроса. Следует избегать вопросы с заранее заданным ответом, они могут подталкивать респондента к неточному ответу.
7. Респондент должен полностью понимать вопросы и выражать свое мнение.
8. Подумайте, не превышает ли заданный вопрос памяти респондента.
9. Респонденты иногда затрудняются ответить на вопрос, поэтому необходимо предусмотреть возможности отступления, чтобы не загонять респондента в угол.
|
10. Необходимо продумать варианты ответа, которые не задевают самолюбие респондента.
11. Не следует переоценивать своих возможностей в предвидение всех вариантов ответа, поэтому в вопросе должен быть вариант «другое», «свой вариант».
12. Некоторые вопросы ориентированы не на всех, а на какую – либо категорию, необходимы вопросы – фильтры.
Дизайн анкеты:
1. В верхней части анкеты – приветствие, кто проводит, телефон, цель, техника заполнения анкеты.
2. Вопросы в анкете идут по принципу нарастания сложности.
3. Необходимо продумать инструкции к вопросам.
4. Паспортичка размещается в конце анкеты (пол, возраст, образование, сфера деятельности, доход (самый последний вопрос)).
5. «Благодарим за внимание» - последняя фраза.
Правила кодирования.
Кодирование - присвоение числовых кодов вопросам и тем или иным значениям.
Задача – упорядочение первичной информации и обеспечение удобств её ввода в компьютерную базу данных, которая и подлежит статистической обработке.
При кодировании неальтернативных вопросов кодируют каждый вариант ответа, как отдельную переменную.
При кодировании альтернативных – номер самого вопроса и номер каждого ответа. Вариантов ответа всего 2, кодируются очень просто 1 – есть ответ, 0 – нет ответа (не отмечено).
По завершению необходимо проверить правильность порядка кодов переменных один за другим.