Вероятностная (случайная).




Методы расчета выборочной совокупности, для которых каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную заранее заданную вероятность быть отобранным.

Главное условие – наличие полного списка всех элементов генеральной совокупности от одного до N, где N – общее число всех элементов. Произведя последовательную нумерацию всех элементов можно использовать методики расчета выборки:

· Лотерейная выборка (n – число жетонов, которое извлечено из общего количества).

· Метод таблицы случайных чисел

· Метод систематической (механической) выборки.

Из пронумерованного списка через равные интервалы отбирается заданное число респондентов, при этом шаг выборки рассчитывается по простой формуле K=N\n, где N – генеральная совокупность, n – выборочная совокупность.

Случайный старт – определение места в списке, с которого начинается выборка.

Недостаток – трудности, связанные с получением списка генеральной совокупности.

Невероятностная выборка.

Способ отбора единиц измерения, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента попасть в состав выборочной совокупности, что не всегда дает возможность рассчитать, насколько правильно репрезентативна выборка.

К этим методам прибегают тогда, когда применить вероятностные методы невозможно в виду отсутствия полного списка генеральной совокупности.

Виды:

· Квотная выборка – микромодель генеральной совокупности, которая создается на основе определенных параметров объекта, чаще всего социально – демографических, которые берутся из статистических справочников.

· Гнездовая выборка (кластерная) – определяются гнезда элементов и составляются списки. Затем из этого списка проектируется выборка.

· Метод снежного кома

· Стихийные выборки – формируются произвольно и независимо от самого исследователя.

Пример – опросы с помощью СМИ, выборка первого встречного.

  • Многоступенчатая выборка – построенная с применением поэтапного отбора элементов вопроса. При этом совокупность объекта отобранных на предыдущем этапе становится объектом для следующего этапа. Промежуточные объекты, составляющие выборочную совокупность на высших ступенях – единицы отбора. Различают первичные и вторичные единицы. Объекты с самой нижней ступени, с которой ведется сбор информации – единицы наблюдения.

Таблица расчета выборки

Размер генеральной совокупности Размер выборки для следующих уровней точности
+-1% +-2% +-3% +-4% +-5% +-10%
  + + +     -
  + + +      
  + +        
  + +        
  +          
  +          
  +          
  +          
  +          
  +          
  +          
  +          
  +          
  +          
             
             
             
             
             
             
100000…            

 

Инструментарий опроса:

Опрос – распространенный метод социологии, основными преимуществами являются:

1. Экономичен в смысле затрат и средств и в отношении времени сбора первичной информации;

2. Широта охвата самых разнообразных проблем жизнедеятельности;

3. Возможность использования современных возможностей стандартизации вопросов анкет, они позволяют получать унифицированное множество неповторимых и уникальных респондентов и благодаря этой унификации использовать оперативные и мощные программы и широкий набор методов математического анализа.

Основной инструмент – вопросник. В зависимости от формы опроса (личное интервью, заочное или групповое анкетирование) вопросник будет называться – бланк, интервью, анкета.

Формы вопроса:

1. Закрытые \ открытые.

2. Альтернативные \ неальтернативные.

3. Вопросы фильтры и т.д.

Требования к формулировке вопроса:

1. Вопросы должны быть не двусмысленными. Двусмысленный вопрос предполагает не один вариант ответа, а несколько.

2. Вопрос должен быть коротким и простым.

3. В формулировке вопросов должны использоваться слова, хорошо известные респондентам. Следует избегать необычной лексики, сленгов и т.п.

4. Нужно избегать двойного отрицания.

5. Вопрос должен быть ясным и не запутанным.

6. Следует избегать предубежденности в формулировке вопроса. Следует избегать вопросы с заранее заданным ответом, они могут подталкивать респондента к неточному ответу.

7. Респондент должен полностью понимать вопросы и выражать свое мнение.

8. Подумайте, не превышает ли заданный вопрос памяти респондента.

9. Респонденты иногда затрудняются ответить на вопрос, поэтому необходимо предусмотреть возможности отступления, чтобы не загонять респондента в угол.

10. Необходимо продумать варианты ответа, которые не задевают самолюбие респондента.

11. Не следует переоценивать своих возможностей в предвидение всех вариантов ответа, поэтому в вопросе должен быть вариант «другое», «свой вариант».

12. Некоторые вопросы ориентированы не на всех, а на какую – либо категорию, необходимы вопросы – фильтры.

Дизайн анкеты:

1. В верхней части анкеты – приветствие, кто проводит, телефон, цель, техника заполнения анкеты.

2. Вопросы в анкете идут по принципу нарастания сложности.

3. Необходимо продумать инструкции к вопросам.

4. Паспортичка размещается в конце анкеты (пол, возраст, образование, сфера деятельности, доход (самый последний вопрос)).

5. «Благодарим за внимание» - последняя фраза.

Правила кодирования.

Кодирование - присвоение числовых кодов вопросам и тем или иным значениям.

Задача – упорядочение первичной информации и обеспечение удобств её ввода в компьютерную базу данных, которая и подлежит статистической обработке.

При кодировании неальтернативных вопросов кодируют каждый вариант ответа, как отдельную переменную.

При кодировании альтернативных – номер самого вопроса и номер каждого ответа. Вариантов ответа всего 2, кодируются очень просто 1 – есть ответ, 0 – нет ответа (не отмечено).

По завершению необходимо проверить правильность порядка кодов переменных один за другим.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: