Кто больше заметит небылиц?




Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: "Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"'. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу - положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу". Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется "Путаница". Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.

 

Придумай небылицу

Игра проводится после того, как с детьми неоднократно проводили предыдущую игру.

Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.

Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: "Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я..."

Примерный рассказ воспитателя:

"Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им "до свидания". Все весело мне ответили: "До свидания". Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать".

Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. "А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы",- предлагает воспитатель.

Приводим примеры рассказов-небылиц, придуманных детьми;

"Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а зайца как не бывало. Посмотрела она туда, сюда - нет зайца. Подняла она глаза вверх, а заяц сидит на верхушке сосны и смеется".

"Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка перевернулась, и человек упал на дно. Идет по песку на дне, смотрит - навстречу акула. Она его проглотила, а он распорол ей брюхо и вылез".

Литература.

Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»

 

Дидактические игры, способствующие

Развитию речи.

 

Игра "Путешествие в "страну вещей"

Дидактические задачи. Обратить внимание детей на то, что в групповой комнате много разных вещей-предметов. Проверить, знают ли дети их точное название, назначение. Развивать умение указывать вещи и называть их так, чтобы всем было видно и слышно. Рассказывать об особенностях вещи и правилах обращения с нею. Вызвать интерес детей к обычному через необычное - путешествие в "страну вещей".

Игровая задача. Путешествие по комнате в "страну вещей".

Игровые действия. Осмотр мебели, название, сравнение одних видов мебели с другими; выявление частей и особенностей каждого вида мебели, правильные практические действия.

Правила игры. Выполнять указания старшего путешественника (организующие поведение и познавательную деятельность). Указывать вещи и называть их так, чтобы всем было видно и слышно. Рассказывать об особенностях вещи и правилах обращения с нею. Помогать друг другу при затруднениях.

Оборудование. Обычная мебель в групповой комнате.

Ход игры

Воспитатель. Писатель С. Я. Маршак однажды сказал: В каждой комнате так много разных вещей, что ее можно назвать "страна вещей". Поиграем так: мы - путешественники, идем в "страну вещей". Посмотрим, какая мебель есть в нашей комнате. Как называется, для чего она. Узнаем, чем отличается один вид мебели от другого.

Начнем путешествие отсюда (от двери), как будто мы входим в "страну вещей". (Вступление должно быть очень коротким, но вызывающим интерес у детей, эмоциональный настрой.)

Путешественники, готовьтесь! Пошли! Что это? Почему в "стране вещей" маленькие стульчики? Кто здесь живет?

Дети. В "стране вещей" живут маленькие дети,

Воспитатель. Путешественники, как вы узнали, что это стульчики? Пусть каждый из вас возьмет и рассмотрит стульчик. Что у него

есть?

Дети (рассматривают стульчики и отмечают основные части их): четыре ножки, спинка, сиденье.

Воспитатель. Путешественники правильно ответили. А как вы думаете: стульчики умеют говорить, радоваться или жаловаться. Как? Сейчас узнаем! Каждый возьмет стульчик, перенесет в ту часть комнаты (указывает) и сядет на него.

Дети переносят стульчики по-разному: одни аккуратно, другие небрежно.

Воспитатель. Вот стульчики и рассказали о самих себе и о вас. Одни порадовались тому, что многие дети правильно, бережно и даже красиво перенесли их и поставили тихо, без стука. А другие пожаловались на то, что некоторые дети несли стульчик небрежно, тащили его сзади, поставили с грохотом, сели некрасиво и начали качаться на стуле. Не будем больше огорчать стульчики и научимся правильно пользоваться ими.

Воспитатель.

Теперь покажем стульчикам, что мы все научились правильно пользоваться ими. Не мешая друг другу, не толкаясь, отнесите стульчики к столикам, поставьте их красиво, сядьте.

В дальнейшем путешественники рассматривают столы, отмечают их особенности: четыре ножки, крышка, ее поверхность.

Воспитатель. Посмотрите на столы. Для чего они? Какой формы крышка стола? В каком она состоянии? О чем могли бы рассказать столы? Чему порадоваться? На что пожаловаться? (Столы заранее нужно расставить неудобно, беспорядочно расположить на них игрушки, карандаши и др.)

Дети подробно отвечают на поставленные вопросы.

 

Игра "Что предмет рассказывает о себе!"

Дидактические задачи. Учить детей различать в предмете цвет, форму, величину, назначение, название вещи. Развивать наблюдательность, умение видеть целое и части в предмете. Упражнять Детей в составлении короткого рассказа о том, "что предмет рассказывает о себе". Приучать детей слушать друг друга, не мешая, а иногда дополняя рассказ товарища.

Игровая задача. Посмотреть, какие предметы (или игрушки) находятся в "чудесном мешочке".

 

Игровые действия. Доставание из "чудесного мешочка" различных предметов. Сравнение одного предмета с другим.

 

Правила игры. Поочередно доставать вещи из мешочка, показывать другим детям, внимательно слушать рассказы детей, доброжелательно помогать при затруднениях.

Предметы, помещенные в "чудесный мешочек", должны быть доступными по содержанию, но по возможности ранее не совсем известные, привлекающие детей новизной. Могут быть парные предметы с небольшими различиями, которые и должен заметить ребенок, обратив на это внимание всех детей (другой цвет, форма, назначение и др.). Например, "Эта чашечка голубого цвета с золотыми полосочками, а у Кати была красная чашечка с цветочками. Чашечка маленькая, детская, для чая, а у Кати большая, для взрослого. У чашечки есть ручка, а у стакана ее нет".

Организация игры. Дети сидят полукругом. Мешочек лежит на столике, в центре.

Ход игры

Воспитатель. Мы уже путешествовали в "страну вещей", но не рассматривали каждую вещь или предмет. А они могут сами рассказать о себе не только словами, а своими признаками и качествами: о цвете, форме, величине, назначении, т. е. для чего вещь, как ею пользуется человек. Каждый достанет какую-либо вещь из "чудесного мешочка", посмотрит сам, покажет детям, подумает и придумает маленький рассказ о том, "что предмет (или вещь) рассказывает о себе" - как будто это сам предмет рассказал.

Но сделать это не так легко: нужно подумать, подобрать нужные и точные слова, сказать, нравится ли предмет.

Воспитатель дает примерный образец рассказа; "Жила в мешочке маленькая куколка. Вот она! У нее красное платье с белыми горошками. Черные туфельки, белые носочки. Куколка веселая - улыбается". Кто первый будет рассказывать?

Сережа. У мальчика была такая игрушка - машина. Цвет машины голубой, а руль красного цвета. Машина длинная - гоночная машина. У нее четыре колеса желтого цвета. Красивая машина. Я хотел бы иметь такую.

 

Игра "Что игрушка рассказывает о себе?"

Дидактические и игровые задачи сходны с предыдущей игрой.

 

Воспитатель приносит и ставит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но уже один вид коробки вызывает у них интерес. Этот интерес еще больше усиливается, когда воспитатель, предлагает угадать, что в коробке. Угадывание еще не сама игра - это то, что в народных играх составляет "игровую прелюдию", а в сказках--присказку, поэтому угадывание не должно быть длительным.

Двум-трем детям воспитатель предлагает вынуть из коробки игрушки. Все дети рассматривают их, могут по желанию взять в руки.

После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, воспитатель раскрывает игровой замысел: "С игрушками вы играете по-разному: в магазин, в "чудесный мешочек". А сейчас будем играть в игру, которая называется "Что игрушка рассказывает о себе?". Игра эта трудная, но вы справитесь с ней. Вот смотрите, что это?" Показывает синий шар, потом толкает его - и шар катится по столу. Дети отвечают: "Шар. синий шар... он катится".- "А как вы узнали?" - спрашивает воспитатель. "Да ведь видно сразу",-весело отвечают ребята.

"Да, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий и катится, - подтверждает воспитатель.- Вот мы и будем "смотреть глазами и руками"; можно даже постучать игрушками, сравнить их с другими, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать об игрушке, другие - слушать и замечать, всели сказано. Выигрывает тот, кто сам все расскажет об игрушке. Тот, кто дополнит, тоже выигрывает, а потом сам будет рассказывать, что другая игрушка говорит о себе".

Воспитатель дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы кто-нибудь из детей мог дополнить.

Затем дети по очереди называют игрушку и описывают ее качества. Воспитатель помогает ребенку в случае необходимости: "Боря, возьми в одну руку мяч, в другую - шар. Что можно сказать о них еще?" - "Шар тяжелее мяча", - догадывается мальчик.

Игра повторяется несколько раз.

Примечание. Игры с одним предметом можно проводить с отдельными детьми, которые еще не могут принимать участие в более сложной игре.

 

Игра "Путешествие за ценными находками"

Дидактические задачи. Узнать и назвать в разных по содержанию предметах материал, из которого предметы-игрушки сделаны (дерево, стекло, металл, пластмасса). Назвать предметы разного содержания обобщающим словом по признаку материала. Возбудить у детей интерес и желание узнать, почему человек делает предметы из разного материала.

Игровая задача. Получить билет и поехать в путешествие за ценными находками.

Игровые действия. Доставать из мешочка предмет, показывать детям, называть его и материал, из которого он сделан. Получить билет для путешествия за ценными находками. Распределиться (по желанию) на группы путешественников и выбрать материал, из которого будут собирать ценные находки. Путешествие по комнате, поиски и сбор ценных находок. Возвращение из путешествия и показ ценных находок. Нахождение одного обобщающего слова, которым можно назвать разные предметы, сделанные из одного материала (умственные действия).

Правила игры. Не переходить из одной группы путешественников в другую. Помнить, что искать и собирать находки можно только из одного материала. Не мешать друг другу, в случае необходимости - помогать. С находками обращаться осторожно, укладывать красиво. По гудку (условный сигнал) возвращаться из путешествия и, выложив ценные находки на столики, сказать, из какого материала все предметы сделаны.

Оборудование игры. Корзиночка, поднос, мешочек и др.

Предметы-игрушки из дерева: матрешка, шарик, коробочка, ложка, подносик, стаканчик;

предметы-игрушки из стекла: шарик, птичка, стаканчик, розетка, бутылочка, коробочка для чая, вазочка;

предметы-игрушки из металла: колокольчик, машинка, труба, стаканчик, лодочка;

предметы-игрушки из пластмассы: погремушка, птичка, лодочка, свисток, шарик.

Ход игры

Воспитатель (с интонацией радости, удивления).

Смотрите, опять "чудесный мешочек" у нас! Да не один, а два. В чем дело? (Вопрос вызывает интерес у детей.)

Ах вот что! В маленьком мешочке какие-то билетики. В том, который побольше, предметы, может быть, и игрушки...

Мы уже играли с "чудесным мешочком". Помните, каждый предмет или игрушка рассказывал сам о себе- какого он цвета, формы... А сегодня нужно, достав предмет или игрушку из мешочка, посмотреть, показать всем ребятам и назвать его, сказать, из какого материала сделан предмет или игрушка. Кто правильно узнает и назовет материал, тому маленький мешочек даст билетик для путешествия за ценными

находками из разных материалов. Кто хочет получить из "чудесного мешочка" чудесный билетик для путешествия?

Вызвав активный интерес, оживление, желание получить билетик, воспитатель рассказывает о правилах игры и тем самым устанавливает порядок ее проведения.

Несколько детей достают из большого мешочка одинаковые стаканчики, называют предмет и, узнав материал, получают билетики.

Убедившись, что дети поняли задачу, воспитатель говорит: "Маленький "чудесный мешочек" каждому даст билетик, который будет вам напоминать, из какого материала нужно искать вещи-предметы. В комнате у нас много разных предметов и из разных материалов. Кто будет собирать предметы из дерева, получает поднос; кто будет собирать предметы из металла, будет класть их в мешочек; а кто - из стекла и пластмассы - в коробочки. А теперь до свидания! Ищите ценные находки из разных материалов и привозите их на эти четыре столика".

Оживленно, весело, веря в "правду игры", дети отправляются на поиски.- По сигналу - гудку дети возвращаются из путешествия. Они расставляют, раскладывают игрушки, предметы на столах. Все предметы, игрушки знакомы им, но видят их дети по-иному - по признаку материала.

Воспитатель поощряет детей, поддерживает игровой замысел, игровое настроение: "Все путешественники нашли очень ценные находки! Сейчас они будут называть предметы и материал, из которого они сделаны".

Дети смотрят и слушают внимательно, с интересом, непреднамеренно учатся друг у друга.

Воспитатель. Умные путешественники, а я вам задам задачу потруднее. Подумайте, нельзя ли назвать одним словом разные предметы, если они сделаны из одного материала. Не торопитесь, думайте... (Игровое действие в уме.)

Дети. Игрушки и предметы из дерева - деревянные; из стекла - стеклянные; из металла - металлические. (Решение "трудной задачи" вызывает у детей интеллектуальное удовлетворение, радость успеха.)

 

Игра "Поищем и найдем "волшебные слова"

Дидактические задачи. Обратить внимание детей на то, что многие слова являются "волшебными", помогают человеку. Возбудить интерес детей и раскрыть значение слов, их применение. Предложить детям самим поискать и найти "волшебные слова" в приведенных примерах. Воспитывать умение произносить эти слова с нужной интонацией и мимикой.

Игровая задача. Поискать и найти "волшебные слова".

Игровые действия. Практические и умственные действия в соответствии с ситуацией, созданной замыслом игры. Поиск "волшебного слова" в кратком примере. Упражнения в применении слов в общении, при обращении детей друг к другу, к близким, к знакомым.

Правила игры. Думать, искать и находить "волшебное слово" в приведенном примере. Не мешать друг другу, а если нужно, помогать. Радоваться успеху товарища и всех детей группы.

Оборудование. Книжки-малышки с текстами, в которых имеются "волшебные слова". Коробочка - копилка "волшебных слов". Таблички со словами. Значки, обозначающие знание детьми "волшебных слов".

Ход игры

Воспитатель. Будем играть так: искать и находить "волшебные слова". Одно "волшебное слово" вы уже знаете. Какое это слово? Как вы узнали?

Дети. Пожалуйста. Есть такой рассказ "Волшебное слово".

Воспитатель. Кто, какой автор написал этот рассказ?

Дети. Воронкова.

Воспитатель. Почему слово пожалуйста названо волшебным?

Дети. Слово пожалуйста помогает.

Воспитатель. Правильно, это слово - верный помощник человека. Когда же оно помогает? Подумайте, вспомните рассказ "Волшебное слово", придумайте сами примеры. (Подвести детей к пониманию типичных форм общения.)

Дети. Слово пожалуйста говорят тогда, когда нужно что-то попросить... Когда у тебя что-то просят, нужно дать и сказать пожалуйста... Когда просишь разрешения что-то сделать, надо сказать пожалуйста.

(Если дети затрудняются, можно прочесть им часть рассказа "Волшебное слово", предупредив их о том, чтобы они слушали и заметили, когда слово становится "волшебным".)

Воспитатель. Слово пожалуйста означает уважительное, культурное обращение. Запомните это, и слово станет вашим помощником.

Слово пожалуйста имеет верного друга - они почти неразлучны. Какое же это слово? Подумайте и догадайтесь. (Может быть, дети и испытают некоторое затруднение, но их ум будет подготовлен к правильному ответу.)

Воспитатель. Слово спасибо говорят друг другу, когда за что-то благодарят. Это доброе, красивое слово. Его нужно произносить неторопливо, подойти к человеку, которому нужно сказать это слово, посмотреть на него, назвать по имени и отчеству и сказать спасибо. Нужно так сказать, чтобы слово принесло радость тому, кому оно сказано, и тому, кто его говорит. Тогда слово спасибо будет "волшебным словом", вашим верным помощником.

Можно привести несколько примеров, которые вызовут необходимость сказать слово спасибо (или прочитать тексты из книжек-малышек).

Спасибо за поданную книгу, вещь, за принесенную игрушку, за оказанную помощь, за угощение, за доброе пожелание, за спетую песню, за рассказанную сказку, за поздравление с днем рождения, с Новым годом, с праздником.)

Вот мы и узнали два "волшебных слова". Они напечатаны на карточках. Вот посмотрите! (Показывает.) Мы наклеим на карточки красный кружочек и положим в коробочку - "копилку волшебных слов". Не забывайте слова пожалуйста и спасибо, помогайте друг другу. Когда мы научимся ими пользоваться, наклеим на карточку звездочку.

Если вы узнаете другие слова благодарности, скажите. Мы и для них сделаем карточку и положим в "копилку волшебных слов".

Костя. Папа сказал, что можно сказать спасибо, а можно сказать благодарю.

Аня. Попросить можно и словами будьте добры -так сказала мама.

(Вновь добытые детьми слова заносятся педагогом на карточку и помещаются в "копилку волшебных слов".)

 

Игра "Письма доброго сказочника"

Дидактические задачи. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Раскрыть детям значение слов нельзя, можно, надо. На конкретных и понятных детям примерах учить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами нельзя, можно, надо.

Игровая задача. Узнать "что такое хорошо, что такое плохо" (что можно и что нельзя).

Игровые действия. Слушать объяснения воспитателя к игре

(умственное действие). Слушать внимательно письма доброго сказочника. Приводить примеры из своей жизни, из жизни близких.

Правила игры. Слушать внимательно, не мешать друг другу, думать, приводить примеры о своих поступках и желаниях.

Оборудование. Привлекательные для детей конвертики разного цвета. Книжки-малышки с текстами о словах нельзя, можно, надо. Книжки рассказов самих детей. Письмо из другого детского сада.

Ход игры

Воспитатель. Дима любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто говорит ему нельзя: "Я даже устал: все нельзя и нельзя..." А бабушка говорит: "Хороший у нас мальчик, но повторять ему, что нельзя делать, надо сто раз".

Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма-рассказы о том, что такое нельзя и что такое можно.

Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты). Что в них написано?

Письмо первое.

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются.

Воспитатель, Что бы вы сказали о таких мальчиках?

Дети. Нельзя смеяться над дедушкой.

Воспитатель. И добрый сказочник пишет в письме:

Нельзя смеяться над старыми людьми. К ним нужно относиться заботливо, помогать им. Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей. Запомните это.

Письмо второе.

Дима жалуется, что ему хочется играть, а бабушка говорит: "Нельзя играть, когда уже пора ложиться спать".

Дима говорит: "Не хочу спать, хочу играть". Бабушка беспокоится и снова просит Диму заканчивать игру.

Воспитатель. Прав ли Дима?

Дети. Нет. Надо слушать бабушку. Она правильно говорит.

Воспитатель. Добрый сказочник пишет (читает):

Нельзя спорить со старшими. Нельзя на их требования, просьбы отвечать не хочу.

Письмо третье.

Папа, мама и Оля сели за стол обедать. На столе лежали два апельсина. Оля забрала оба апельсина и начала катать их по столу. "Нельзя играть за столом, когда собрались обедать, -сказал папа.- Положи апельсины на тарелку". Оля капризным голосом ответила: "Я сама их съем".

Воспитатель. Что бы вы сказали об Оле? (Дети отвечают.) Воспитатель (читает):

Нельзя играть, когда приготовились к обеду. Нельзя требовать, чтобы одному отдавали все: нужно было поделить апельсины на всех.

Письмо четвертое.

Костя требует от папы: "Купи велосипед". Услышав в ответ, что отец сейчас не может купить велосипед, что деньги нужны на другое, Костя говорит: "У Толи есть, а у меня нет велосипеда".

Воспитатель. Что бы вы сказали о Косте? (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель (читает):

Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у тебя нет чего-либо, что есть у другого.

Письмо пятое.

Клава капризничает и плачет, когда отец и мать уходят куда-нибудь. Бабушка молчит, но ей обидно, что внучка не хочет остаться с ней.

Воспитатель. Права ли Клава?

Дети, Нечего плакать - надо остаться с бабушкой.

Воспитатель (читает)

Нельзя оставлять старого человека одного. Помни, ты - радость для бабушки. Спой ей песенку, расскажи о твоих подружках, играх.

Письмо шестое.

Илюша и Степа вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось?

Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель. Что бы вы сказали о мальчиках? (Дети высказывают свое мнение.)

Воспитатель (читает):

Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их.

Письмо седьмое.

В трамвае очень много народу. Все едут с работы. Вера все время смотрит, не освободится ли где место. Вот она быстро занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Среди них и ее мама.

Воспитатель. Как должна бы поступить девочка? Мудрый сказочник говорит: "Нельзя сидеть, когда взрослые стоят. Им нужно предложить сесть". Как надо сказать?

Письмо восьмое.

Мальчик получил в подарок игрушку - машину. Он принес ее в детский сад, показывал ребятам, но играть не давал. "Моя машина!"

Воспитатель. Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике? Сказочник говорит: "Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один".

Письмо девятое.

Сережа сказал, что в выходной день он с папой пойдет в зоологический сад, и позвал Андрюшу. Андрюша был рад. Он всем рассказывал, что пойдет в зоологический сад с Сережей и его папой. Папа Сережи не мог взять Андрюшу. Сережа был огорчен, но не решился об этом сказать Андрюше. Он сказал, что они не ходили в зоологический сад.

Воспитатель. Что вы скажете о Сереже? Добрый сказочник сказал; "Нельзя говорить неправду и обещать то, что не можешь выполнить".

Письмо десятое.

Маша увидела в детском саду новую маленькую куколку. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой,

Воспитатель. Правильно ли поступила Маша?

Дети. Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям или другим людям. Нельзя, даже если очень хочется.

Воспитатель. Вот мы и прочитали все письма сказочника и узнали, что означает слово нельзя.

Дети перечисляют, о чем они узнали из писем.

Воспитатель. Слово нельзя - это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Вот и слово нельзя мы положим в нашу копилку.

И о слове можно добрый сказочник написал письма. Мы их почитаем, когда будет другая игра.

 

Игра "Мы друзья-товарищи"

Дидактические задачи. Развивать способность детей замечать и описывать словами состояние человека по его внешнему виду, настроению, развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут и общаются дети; воспитывать отзывчивость на состояние окружающих людей словом и делом.

Игровая задача. Познакомиться с друзьями-товарищами по их портретам.

Игровые действия. Рассматривать картинки - портреты. Отвечать- на вопросы: "Что можно сказать о каждом мальчике, девочке, группе детей?" Выбор товарища.

Оборудование игры. Серия картин - иллюстраций, изображающих детей 4-5 и 5-6 лет и совсем маленьких.

Ход игры

Воспитатель показывает детям красиво оформленную папку, на которой написаны слова "Мы друзья-товарищи", и спрашивает: "Что же может быть в папке?" (Вопрос привлекает внимание детей и возбуждает их интерес.) "Вася, посмотри, что в папке, покажи нам 3 картинки. Какие хорошие ребята! А как их звать, мы и не знаем. Как будем звать девочку? А мальчиков? (.Дети предлагают имена.) Вот мы и познакомились... (Примерно Аня, Алеша, Миша.) Что о каждом можно сказать? Посмотрите хорошенько, подумайте".

(У детей, возможно, возникнут затруднения: они еще не умеют смотреть и видеть. Часто перечисляют внешние признаки: платье, бантик, туфельки и др.)

Воспитатель. О ком из мальчиков можно сказать, что он веселый, добрый, а о ком, что он задумался, может быть, вспоминает что-то. А девочка добрая, смотрите, как она заботливо смотрит на птенчика. (Педагог как бы дает образец "видения".)

После этого дети достают из папки все портреты и расставляют их на витрине.

Воспитатель. Посмотрите внимательно: может, кому-то нужно помочь? С кем-либо куда-то пойти? У кого-либо что-то спросить? Так мы и познакомимся.со всеми. А может, кто-либо из вас выберет себе дружка, подругу.

Играть будем так; каждый возьмет картинку, хорошо рассмотрит ее, покажет всем детям и скажет, кто на картинке, что он узнал о мальчике (девочке). А может быть, кто-нибудь захочет такого дружка, подружку.

(Важно, чтобы дети учились видеть в портретах человеческие черты и умели рассказать об этом.)

А теперь вновь поставьте все картинки-портреты. Посмотрим на них и узнаем, почему на папке написано "Мы друзья-товарищи". Они и с нами хотят быть друзьями-товарищами. Напишем им письмо! Хотите спеть песенку? А кто придумает сказочку, рассказ, нарисует картинку - пошлем друзьям-товарищам.-

Игра "Письмо мальчику Почемучке"

Дидактические задачи. Выявить объем представлений детей о зимнем периоде времени, умение выражать мысль краткой пояснительной речью. Вызвать у детей желание ответить на вопросы Почемучки.

Игровая задача. Написать письмо Почемучке.

Игровые (интеллектуально-словесные) действия выражаются в ответах детей на вопросы Почемучки.

Правила игры. Отвечать на вопросы кратко, но так, чтобы Почемучке было понятно. Помогать друг другу (продолжить, уточнить мысль), но не перебивать, не мешать.

Оборудование для игры. Большой цветной конверт с маркой (на конверте написан адрес детского сада и группы). Поздравительная открытка воспитательнице и детям. Маленькие разноцветные конвертики размером 6ХЮ см, в каждом из которых карточка с вопросом к детям.

Ход игры

Воспитатель (показывает большой конверт). Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт. Кому же он и от кого? (Вопрос привлекает внимание и интерес детей.) На конверте адрес нашего детского сада и нашей группы! А что в конверте? Письмо от Почемучки!

Почемучка - мальчик. Он веселый, добрый, любознательный. Почемучка часто спрашивает: "Кто? что? где? почему?" Поэтому его и называют Почемучка. Может. быть, и нас он о чем-то спрашивает? Вот что он пишет: "Дети, там, где я живу, не бывает зимы. Расскажите мне о зиме. Я буду рад..."

Что-то еще есть в большом конверте... Что же?

(Кто-либо из детей вынимает цветные конвертики и кладет на каждый столик. Дети рассматривают конвертики и обнаруживают в каждом карточку с вопросом.)

Воспитатель. В каждом конвертике Почемучка о чем-то спрашивает. Хотите ответить на его вопросы?

Дети. Хотим... А мы сможем?..

Воспитатель. Сможете, если хорошо подумаете и постараетесь отвечать кратко, но так, чтобы Почемучка вес понял. (Далее воспитатель вынимает из конвертиков одну карточку за другой и читает вопрос, дети отвечают.)

Вопросы Почемучки.

- Что такое зима? -

- С какого месяца начинается зима и сколько месяцев продолжается?

Как живут звери зимой в лесу? Где они живут?

- Какие птицы улетают и какие остаются? Как оы помогаете зимующим птицам?

- А как люди готовятся к зиме? Какую работу они выполняют? Очень мне это хочется знать.

- Как вы играете зимой? И я поиграл бы с вами.

- Какие зимой бывают праздники? Какой самый веселый праздник?

-- Какое время года наступает после зимы?

Ответы детей на вопросы Почемучки.

- Зима - холодное время года. Зимой на улицах, на дорогах, в поле, в лесу очень много снега. Мороз. Реки замерзают.

- Зима наступает после осени, начинается с декабря и заканчивается февралем (декабрь, январь, февраль).

- В лесу медведь целую зиму лежит в берлоге - спит. Лисичка прячется от холода в норе. Прикрывается от холода пушистым хвостом". Но она выхолит, ищет, что можно съесть. Лиса питается мышками, иногда может и зайку поймать. Белка живет в дупле. Она запасливый зверек. Летом сушит грибы, собирает орешки, шишки. Белочка - красивый зверек. Ома, легко перепрыгивает с дерева на дерево. Зайка зимой становится белым, а летом бывает серым. Беленького зайку на снегу трудно заметить. Зимой он грызет кору деревьев. Ежик прячется в норку из сухих листьев. В порке тепло и ежика незаметно.

Домашние животные Живут в помещении: в коровнике, в хлеву. А в колхозах животные живу г в больших фермах. Это такие длинные здания.

- Еще осенью птицы улетают на юг. Улетают грачи, журавли, ласточки, дрозды, соловьи. Остаются на зиму вороны, воробьи, синички, сороки, галки. Еще в лесу филин - ночная птица. У нас есть кормушки. В кормушки мы сыплем крошки, семечки. Птицы прилетают и клюют. Зимой к нам прилетают снегири. Они питаются ягодами рябины. Люди к зиме замазывают рамы окон, чтобы холод не проходил в дом. Еще шьют или покупают теплую одежду - шубки, пальто, шапки, валенки или теплые сапожки, рукавички.

- В городе с тротуаров и проезжей части дороги снег сгребают в кучи, чтобы могли проходить машины и люди. Снег сгребают машинами, сваливают его в кузов и увозят, Зимой в колхозах ухаживают за животными. Их кормят сеном, овощами.

- Зимой мы катаемся на санках, на лыжах, на коньках. Очень весело! Из больших комьев снега делаем снеговиков, нос из морковки, на голове шляпа, в руках метла.

- Зимой у нас праздник елки. Новогодний праздник. На празднике бывает очень весела и смешно. Подарки раздает Дед Мороз. Он привозит их на саночках, в мешке или в большущей рукавице, а то и хлопушке. На празднике мы танцуем, поем, играем в разные игры, отгадываем загадки, рассказываем стихи.

После зимы будет весна, с I марта. В конце марта прилетят грачи, а потом и другие птицы.

Воспитатель записывает ответы и обещает из всего, что дети сказали, составить письмо Почемучке. Дети просят воспитателя передать Почемучке приглашение приехать к ним в гости, предлагают послать ему подарок (открытку с видом зимы).

На большой конверт для письма Почемучке каждый ребенок наклеивает марку.

На другой день во время прогулки дети опускают письмо в почтовый ящик.

Примечание. Игры такого типа могут быть проведены о каждом времени года.

Игра "Какое время года!"

Дидактические задачи. Учить детей слушать поэтический текст и словами описывать вызванные им чувства. Воспитывать эстетические эмоции и переживания. Закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.

Воспитывать уважение к поэту (перед чтением стихотворений обязательно называть поэта, сказать о нем несколько слов - как бы организовать встречу детей с поэтом).

Организация детей. Должна быть создана обстановка общения, сопереживания, возможности о чем-то спросить, сказать, вспомнить. Такую игру можно проводить в разное время: в утренние часы, вечерние, в группе, на экскурсии или прогулке, во -время отдыха и т. д.

Ход игры

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатели - поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года, жизнь и труд людей и многое другое. Поэт пишет стихотворение не только для себя, он стремится порадовать и других, привлечь их внимание к тому, что, например, происходит в разное время года.

"Я буду читать стихотворение (лучше всего наизусть или по карточке), а вы послушайте. Читать буду два раза. Первый раз.- вы как будто встречаетесь с писателем, знакомитесь с тем, о чем он написал. А когда буду читать второй раз, вы слушайте и думайте, о каком времени года писал поэт. Как будто он спрашивает: "Какое это время года? Что вы о нем узнали? Что запомнилось и что понравилось?" Это и будет игра-загадка, разговор с писателем и друг с другом".

После чтения должен быть именно разговор, обмен мыслями, высказывание отношения. В. А. Сухомлинский высоко ценил минуты, когда детская мысль просится в слово, но не сразу находит яркое, красочное, верное и точное слово. Будить мысль и облекать ее в слово, сочетать с переживанием и составляет особенность умной игры. Торопить детей не надо, чтобы не спугнуть поиск мысли и слова и не превратить игру в занятие. Начинает "отгадывать" воспитатель, используя текст стихотворения. Ее примеру следуют дети.

Примечание. Использование примерных поэтических отрывков может быть различным: подобрать стихотворения об одном времени года или о разных и сравнить их особенност



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: