Опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire, WCQ, Р.Лазаруса и С.Фолкман) неоднократно переводился на русский язык (Л.И.Вассерман, Т.Л.Крюкова, И.А.Джидарьян и др.), повторно апробировался либо модифицировался (например, Е.В.Битюцкая) и используется во многих исследованиях, однако данные о его валидности и надежности неоднозначны. (В некоторых переводах – методика «Стратегии совладающего поведения», см., например, [Вассерман и др., 2009]).
Наиболее масштабная апробация проводилась под руководством Л.И.Вассермана [Вассерман и др., 2009] на выборке объемом более 1600 практически здоровых взрослых испытуемых. В подвыборке 100 испытуемых тест-ретестовая надежность с интервалом 1 месяц составила 0,84, что является достаточно высоким показателем. По результатам апробации опросника, проведенной Т.Л.Крюковой [Крюкова, 2010] и ее учениками на выборке 600 испытуемых, надежность-согласованность (альфа Кронбаха) составила от 0,39 до 0,62 для разных шкал, что свидетельствует о низкой согласованности шкал. Факторный анализ при 8-факторном решении объясняет лишь небольшой процент дисперсии данных. Схожие результаты были получены И.А.Джидарьян [Джидарьян, 2001]: факторный анализ выявил 10-факторное решение, которое лишь частично соответствует англоязычному, объясняет малый процент дисперсии данных, характеризуется малой устойчивостью. По всей видимости, проблема нестабильности факторного решения характерна для опросника в целом. Уже Р.Лазарус пишет о целесообразности использования проблемно-ориентированных и эмоционально-ориентированных копингов как более стабильных оценок.
Тем не менее имеется достаточно много свидетельств внешней и конструктной валидности методики WCQ в различных областях [Вассерман и др., 2009; Крюкова, 2010]. При сопоставлении данных испытуемых различных по стрессогенности профессинальных групп (моряки-подводники, военнослужащие – с диагнозом «расстройство адаптации»; курсанты военного университета) выявлены значимые межгрупповые различия по субшкалам дистанцирования, избегания, планирования, положительной переоценки [Вассерман, 2009]. В исследовании В.Е.Куфтяк с использованием WCQ [Совладающее поведение..., 2008] семейных пар на разных этапах жизни семьи было показано, что мужья и жены предпочитают разные стратегии совладания в трудных ситуациях на этапах: формирование семьи, появление нового члена семьи – ребенка, становление дошкольника и подростка. В деструктивных семьях, часто использующих физические наказания ребенка, оба родителя чаще используют конфронтативный копинг, дистанцирование и избегание и реже – самоконтроль, принятие ответственности и планирование. В исследовании Е.С.Замышляевой старшеклассников в условиях приближающихся единых государственных экзаменов (ЕГЭ) было выявлено у сельских учащихся, по сравнению с городскими, повышение по шкалам дистанцирования, избегания и положительной переоценки (см. [Крюкова, 2010]).
|
К настоящему моменту существует две русскоязычных версии методики COPE.
В первом случае [Иванов, Гаранян, 2010] апробация проводилась на выборке, включающей 411 условно здоровых испытуемых и 112 пациентов с психическими расстройствами. По результатам факторного анализа авторы несколько изменили шкалы опросника: была расширена шкала активного копинга, выделена как самостоятельная шкала позитивного переопределения, а поиск эмоциональной и инструментальной социальной поддержки был объединен в одну шкалу. Надежность-согласованность составила 0,43–0,89 для различных субшкал, являясь низкой для 5 из 15 субшкал (менее 0,6–0,7) и неприемлемой для двух субшкал (0,4–0,5). Была показана достаточно высокая ретестовая надежность методики, а также выявлены корреляции субшкал с опросником способов совладания.
|
Во втором случае [Гордеева и др., 2010] в ходе апробации пункты субшкал с низкой надежностью (первый этап, N = 292) были заново сформулированы, что позволило достичь показателей надежности, соответствующих или превышающих англоязычные показатели. На этом втором этапе (N = 148) надежность субшкал (коэффициент альфа Кронбаха) составила 0,66–0,92 при двух субшкалах с невысокими показателями (0,66–0,70). Единственной субшкалой с низкой надежностью оказалась шкала мысленного ухода от проблемы (0,41), что соответствует англоязычным данным (0,45). Авторская структура субшкал не менялась. При оценке внешней валидности использовались опросники удовлетворенности жизнью, жизнестойкости, диспозиционной витальности, диспозиционного оптимизма, опросник когнитивной регуляции эмоций.