В большинстве исследований копинги измеряются ретроспективно. По последним данным, это искажает оценки: ретроспективно люди склонны недооценивать когнитивные и переоценивать поведенческие копинги, которые они использовали [Stone et al., 1998]. Корреляции между экологическими и ретроспективными измерениями средние или несколько выше средних – по разным данным, в пределах 0,47–0,68.
Как правило, в методиках измерения копингов необходимо описать конкретную стрессовую ситуацию, в других опросниках требуется обобщенный ответ («Что Вы обычно делаете в трудной ситуации»). Ситуативные оценки копингов не совпадают с диспозициональными (обобщенными) оценками [Bouchard et al., 2004], даже если испытуемых просят выделить основные стрессовые события за неделю и по ним рассчитывают интегративные баллы по копингам за неделю. Обобщенные и конкретные оценки разделяют 23–36% вариативности данных, то есть не совпадают более чем в половине случаев. И диспозициональный, и ситуативный стресс (его интегративная оценка за определенный период времени) связаны с психологическим переживанием дистресса и определяются личностными переменными и особенностями когнитивной оценки ситуации, однако связь эта различна.
Интересно, что ситуативный копинг связан с дистрессом непосредственно, а диспозициональный – опосредствованно, через ситуативный копинг. Ситуативный копинг удается предсказать на основе диспозиционального копинга и когнитивных оценок. Причем проблемно-ориентированные копинги связаны со вторичной оценкой ситуации (оценкой своих способностей), а дистанцирование / избегание – с первичной оценкой (оценкой ситуации). В случае ситуативных оценок копингов личностные черты (нейротизм, экстраверсия, открытость) объясняют значительную часть дисперсии проблемно-ориентированных копингов и дистанцирования / избегания. При оценке диспозиционального копинга только нейротизм и открытость слабо связаны с дистанцированием / избеганием, но не с проблемно-ориентированными копингами.
|
В последних работах Р.Лазарус [2006] настаивает на важности процессуальных измерений копингов при помощи интервью. Данные, полученные при помощи нарративных методов, не коррелируют с данными опросников, но позволяют предсказывать, например, скорость выздоровления и наличие осложнений после хирургического вмешательства.
Заключение
Итак, исследования показывают, что негативные последствия столкновения с трудными жизненными ситуациями могут быть смягчены адаптивными стратегиями их преодоления (совладания). Именно поэтому копинг-стратегии являются важным предиктором психологического благополучия, здоровья и успешности деятельности. Однако большая часть позитивных результатов связана с обобщенным делением стратегий совладания на проблемно- и эмоционально-ориентированные, а также по критериям приближения (активности) и избегания. Многообещающими являются исследования разнообразия копинг-стратегий и гибкости их применения. Полученные данные позволяют рассматривать копинг-стратегии в структуре саморегуляции как фактор обеспечения по меньшей мере некоторых ее важных этапов. Копинг-стратегии являются своеобразным медиатором, через который глубинные психологические конструкты обеспечивают саморегуляцию поведения в стрессовой ситуации.
|
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 09-06-00410а.
Литература
Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: дис.... канд. психол. наук. Казань, 2007.
Александрова Л.А. Психологические условия адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: автореферат дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, N 1. С. 3–18.
Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2006.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.
Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: дис. … канд. психол. наук. М., 2007.
Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2009.
Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Рассказова Е.А., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сентября 2010 г. / под ред. Т.Л.Крюковой и др. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. Т. 2. С. 195–197.
|
Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2006.
Джидарьян И.А. Представления о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001.
Иванов П.А., Гаранян Н.Г. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. 2010. N 1. С. 82–93.
Корнев К.И. Проблема совладающего поведения ВИЧ-инфицированных больных // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2006. N 2. С. 17–24.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004.
Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Авантитул, 2007.
Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2003.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, вып. 2. С. 37–47.
Нартова-Бочавер С.К. “Coping Behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, N 5. С. 20–30.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.
Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2005.
Прихидько А.И. Социально-психологический анализ адаптации ученых к социальным изменениям: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2006.
Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2003.
Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л.Журавлева и др. М.: ИП РАН, 2008.
Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2002.
Шагарова И.В. Личностные детерминанты и типы копинг-поведения в ситуации потери работы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2008.
Шепелева Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Моск. гос. ун-т. М., 2008.
Bouchard G., Guillemette A., Landry-Leger N. Situational and dispositional coping: an examination of their personality, cognitive appraisals and psychological distress // European Journal of Personality. 2004. Vol. 18. P. 221–238.
Bowman G., Stern M. Adjustment to occupational stress: the relationship of perceived control to effectiveness of coping strategies // Journal of Counseling Psychology. 1995. Vol. 42, N 3. P. 294–303.
Brown S.P., Westbrook R.A., Challagalla G. Good Cope, Bad Cope: Adaptive and maladaptive doping strategies following a critical negative work event // Journal of applied psychology. 2005. Vol. 90, N 4. P. 982–798.
Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267–283.
Cheng C., Cheung M.W.L. Cognitive processes underlying coping flexibility: differentiation and integration // Journal of personality. 2005. Vol. 73, N 4. P. 859–880.
Clark K.C., Bormann C., Cropanzano R., James K. Validation evidence for three coping measures // Journal of Personality Assessment. 1995. Vol. 65, N 3. P. 434–455.
Compas B. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues / International Journal of Behavioral Development. 1998. Vol. 22, N 2. P. 231–237.
Compas B.E., Connor-Smith J., Saltzman S., Thomsen A., Wadsworth S. Coping with stress during childhood and adolescence: problems, progress, and potential in theory and research // Psychological Bulletin. 2001.Vol. 127, N 1. P. 87–127.
Cramer P. Coping and defensive mechanisms: What's the difference? // Journal of Personality. 1998. Vol. 66. P. 919–946.
Dubow E.F., Tisak J. The relation between stressful life events and adjustment in elementary school children: The role of social support and social problem-solving skills // Child Development. 1989. Vol. 60. P. 1412–1423.
Edwards S. Physical exercise and psychological well-being // South African Journal of Psychology. 2006. Vol. 36, N 2. P. 357–373.
Eisenberg N., Fabes R.A., Murphy B., Maszk P., Smith M., Karbon N. The role of emotionality and regulation in children’s social functioning: A longitudinal study // Child Development. 1995. Vol. 66. P. 1239–1261.
Folkman S., Schaefer C., Lazarus R. Cognitive Processes as Mediators of Stress and Coping // V.Hamilton (Ed.). Human Stress and Cognition. 1979. Chapter 9. P. 265–298.
Fry P.S. Perfectionism, humor and optimism as moderators of health outcomes and determinants of coping // Genetic, Social, and General Psychology Monographs. 1995. Vol. 121, N. 2. P. 34–52.
Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37, N 3. P. 727–745.
Hardie E., Critchley C., Morris Z. Self-coping complexity: role of self-construal in relational., individual and collective coping styles and health outcomes // Asian Journal of Social Psychology. 2006. Vol. 9. P. 224–235.
Kuiper N., Martin R. Laughter and stress in daily life: relation to positive and negative affect // Motivation and Emotion. 1998. Vol. 22, N 2. P. 133–152.
Lasarus R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping // Journal of Personality. 2006. Vol. 74, N 1. P. 9–43.
Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984.
Losoya S., Eisenberg N., Fabes R. Developmental issues in the study of coping // International Journal of Behavioral Development. 1998. Vol. 22, N 2. P. 287–313.
MacCrae R., Costa P. Personality, coping and coping effectiveness in an adult sample // Journal of Personality. 1986. Vol. 54, N 2. P. 385–405.
Miller S.M., Green M.L. Coping with stress and frustration: Origins, nature and development // M.Lewis, C.Saarni (Eds). The socialization of emotions. New York: Plenum, 1985. P. 263–314.
Miceli M. Castelfranchi C. Further distinction between coping and defensive mechanisms // Journal of Personality. 2001. Vol. 69, N 2. P. 287–296.
Ptacek J.T., Smith R.E., Zanas J. Gender, appraisal and coping: a longitudinal analysis // Journal of personality. 1992. Vol. 60, N 4. P. 747–768.
Stone A., Schwartz J., Shiffman S., Marco C., Hickcox Paty J., Porter L., Cruise L. A comparison of coping assessed by Ecological Momentary Assessment and retrospective recall // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74, N 6. P. 1670–1680.
Vaillant G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology // American Psychologist. 2000. Vol. 55, N 1. P. 89–98.
Поступила в редакцию 15 декабря 2010 г. Дата публикации: 17 июня 2011 г.
Сведения об авторах
Рассказова Елена Игоревна. Кандидат психологических наук, научный сотрудник, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, Москва, Россия.
E-mail: l_rasskazova@yahoo.com
Гордеева Тамара Олеговна. Кандидат психологических наук, доцент (ученое звание), доцент факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, Москва, Россия.
E-mail: tamgordeeva@gmail.com
Ссылка для цитирования
Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: https://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421100116/0027.
[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]
К началу страницы >>
- < Назад
- Вперёд >
Copyright © 2008–2013, ООО "Издательство Солитон" [= Editions Soliton]
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-33500
ISSN 2075-7999 • Psihologičeskie issledovaniâ
Ulrich's Periodicals Directory • Psikhologicheskie Issledovaniya