Социализация, путём формирования творческих способностей методом реализации программы с множеством межпредметных связей
Актуальность программы обусловлена целью современного образования, сформулированной таким образом- формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Согласно концепции, современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях и ценностях многонационального народа Российской Федерации. Какой вклад в этот важный процесс может и должен внести педагог, какую роль в формировании единицы общества должен сыграть преподаватель, чтобы способствовать воспитанию достойного представителя нации? Эти проблемы предстоит рассмотреть молодым педагогам, опираясь на бесценный опыт предшественников, которые смогли оставить бесценное наследие и внести весомый влад в развитие педагогики.
Есть множество определений этому явлению, происходит слово от древне-греческого и означает буквально «детовождение, детоведение».
Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками
|
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования
Моё глубокое убеждение-педагогика и творчество-неразделимы. Особенно в плоскости дополнительного образования.
Общепринятый факт, что развитие творческих и музыкальных способностей, влияют в целом на социализацию и дальнейшую жизнедеятельность детей. Так- ребята, изучающие творческие предметы, по моим наблюдениям, более дисциплинированы и последовательны, умеют находить нестандартные решения в различных ситуациях, мыслят креативно, справляются с поставленными задачами успешнее своих сверстников, обладают любознательностью и стремлением к развитию, познанию себя и окружающего мира, более деятельные и раскрепощённые, инициативные, коммуникабельные, уверенные в себе и своих возможностях, разносторонне развитые натуры с большим спектром интересов и обширным кругозором. Качества, безусловно, нужные представителю современного социума.
Обучение в детском возрасте имеет ряд особенностей, так как дети более восприимчивые и податливые, искренне чувствующие с тонкой душевной организацией. И от среды, в которой они растут и от окружения зависит во многом их будущее- ученик, как чистый лист, на котором мы-педагоги дополнительного образования, можем изобразить нечто прекрасное, направляя их фонтанирующую энергию в созидательное русло искусства и творчества. На мой взгляд, одной из проблем учреждений дополнительного образования является формирование у обучающихся представлений, навыков, умений, знаний, техник, которые в последствии они смогут интегрировать в свою жизнедеятельность, что в свою очередь создаст благоприятные условия для успешной социализации ребят, а значит- их успешной самореализации.
|
Актуальность данной темы определяется также необходимостью создания таких условий, в которых потенциально одарённый ученик, сможет реализовать свой талант, самовыразиться и найти, возможно, своё призвание, под руководством наставника с большим творческим и педагогическим опытом. Для тех же, кто не увидит себя, в последствии, в данном виде деятельности, процесс обучения может стать хорошим стимулом для дальнейшего личностного роста и развития. Кроме того учебный процесс предусматривает умение внедряться в микроклимат и ладить со всеми участниками коллектива с разными личностными качествами и темпераметном – это очень важный аспект и показатель гибкости натуры, компромиссности, терпеливости, толерантности и коммуникабельности ребёнка. Некая диагностика его готовности вступать в конструктивный диалог, обобщать потенциал для достижения коллективных результатов и успешного, продуктивного развития и роста в контексте группы единомышленников. Таким образом, ансамбль-это мини модель общества, в котором есть свои правила, условия, алгоритмы, схемы, механизмы взаимодействия всех элементов и т.д. Своё умение выстраивать отношения в коллективе и с педагогом, ребёнок сможет перенести в формат повседневного соприкосновения с внешним миром, где множество градаций и иерархий, полученный опыт, безусловно, поможет ему успешно адаптироваться во взрослой жизни, а гармонизирует этот процесс деятельность на творческом поприще.
|
Работа в данном направлении уже успешно введется в рамках реализации образовательной программы объединения «Тутти-Фрутти» в МБОУ ДО «ДДТ «Дружный».
Теоретическая значимость данной программы заключается в изучении, структурировании и систематизации различного методического материала, в том числе из литературы, освещающей эти вопросы, в обобщении традиционных и экспериментальных методов развития творческих способностей, в разработке системы комплексных педагогических приемов и техник, направленных на раскрытие творческого потенциала и выявление художественно-эстетических ресурсов ребёнка. Для педагога же внедрение данной программы- это концепция деятельности под названием «Обучая, я учусь», направленная на безостановочное и непрекращающееся совершенствование своего внутреннего мира.
Результаты реализации данной программы могут быть важны как для пополнения педагогического багажа, расширения кругозора, так и для повышения творческого и профессионального статуса педагога, что обеспечит многогранность и разноплановость в методах преподавания, послужит стимулом для расширения границ педагогической и просветительской деятельности. Не менее важно в ходе учебного процесса осуществлять пропаганду культурных, духовно-нравственных и гуманистических ориентиров, путём демонстрации универсальных учебных действий и мобильности в способах обучения. Кроме того, в рамках данной программы, разработаны специализированные, узкопрофильные методики, диагностирующие показатели музыкальной одарённости, а так же тесты, выявляющие коэффициент предрасположенности к творческой деятельности в сфере вокального и сценического мастерства.
Практическая значимость результатов реализации данной программы заключается в том, что педагоги смогут адаптировать исходный материал к своему профилю и внедрить его в свои программы, а так же освоить упражнения, техники, методики, необходимые для всех представителей публичных профессий и профессий, связанных с декламационной функцией, речевой деятельностью, ораторским искусством. Ну и конечно бОльшая часть вопросов будет рассмотрена с учётом нужд педагогов с вокальной и сценической профессиональной ориентацией; педагогов творческих, музыкальных и артистических направлений разного профиля.
Анализ научной литературы показал, что упоминания о развивающей функции искусства и художественного творчества мы находим еще в античной культуре: в трудах философов и педагогов, таких как Пифагор, Платон, Аристотель. Данные идеи нашли свое отражение в гуманистических теориях представителей средневековья, эпохи возрождения и просвещения.
В России на протяжении многих десятилетый активно осуществляется теоретическая разработка и рассмотрение проблем назначения человека, творческой свободы, осознания им возможностей самореализации.
На основе своего педагогического опыта, я убедилась в том, что малоэффективно давать свой предмет узконаправленно и узкоспециализированно. Кроме того, учебный процесс рекомендую рассматривать через призму понятий и явлений, необходимых для социализации детей. Важно разрабатывать такую систему взаимосвязей с близко стоящими дисциплинами, которая позволит раскрыть вашу направленность не ограничиваясь стандартным набором аспектов, а креативно и нетрадиционно- с множеством параллелей и межпредметных связей, а значит панорамно, широко, многогранно, разносторонне. Перекликающиеся дисциплины формируют комплексный подход, а значит, масштабируют мышление и видение, а так же дают альтернативно-вариативное развитие. В конечном же итоге в приоритет нужно ставить не столько профессиональное, профильное развитие воспитанника, сколько социализацию через учебный процесс и рассмотрение межпредметных связей. Набор функций, умений, знаний, представлений и навыков теряет свою актуальность при отсутствии понимания как ими пользоваться и распоряжаться в дальнейшей жизнедеятельности и социуме.
Я считаю, чем шире диапазон представлений самого педагога о его предмете и сопутствующих дисциплинах, тем больше плодородных зёрен он сможет посеять в благодатную почву развития и просвещения своего ученика. И напротив, у ограниченного педагога незаурядных учеников скорее всего быть не может. Успех преподавания в моём понимании кроется в личном опыте педагога, в видении проблем и нужд изнутри, а эффективность донесения этого арсенала до учеников заключается во владении как можно большим спектром техник, методик, т.е. каждому педагогу рекомендуется расширять амплитуду своих возможностей, увеличивать прежде всего свою ресурсность, повышать свою компетентность, а так же развивать в себе и воспитанниках культурную, нравственную, духовную, интеллектуальную, ментальную и созидательную составляющую, эрудированность, осведомлённость в освещаемых вопросах,наряду и параллельно с освоением теории и практики вашего предмета.
В моей программе, особое внимание уделяется социализации, путём введения ребёнка в мир культуры, творчества, искусства, а так же развитию обучающихся через взаимосвязанные науки. Так прослеживается явная межпредметная связь моей дисциплины с театром. Поэтому, одним из способов трансляции опыта я выбираю театрализованные и сюжетно- ролевые игры. По мнению психологов, такая форма преподавания в педагогической практике должна занимать особое место, поскольку она способствует эстетическому развитию ребенка, так как у детей формируется особый вид познания в качестве восприятия эмоциональных образов. Любая песня, исполняемая на сцене, на мой взгляд, должна напоминать мини спектакль, в котором есть свои герои, события, своя идеология и задумка автора, свой смысл и художественная ценность. И любой исполнитель, как и актёр должен стремиться достоверно передать содержание и быть максимально убедительным в своём образе и амплуа.
Также в презентации программы, я бы хотела выделить труды деятелей театральной педагогики, музыкантов-исполнителей, педагогов-психологов, музыкантов-педагогов, деятелей вокального исусства.
Среди них:
Львова Юдифь Львовна- Педагогические ситуации и Творческая лаборатория учителя,
Виктор Абрамович Кан-Калик-Педагогическое творчество, Педагогическая деятельность как творческий процесс
Сергей Леонидович Рубинштейн-Основы общей психологии, Принцип творческой самодеятельности, Человек и мир
Михаил Николаевич Скаткин-Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении, Методология и методика педагогических исследований
Леонид Адольфович Баренбойм-Музыкальная педагогика и исполнительство, Система музыкального воспитания Карла Орфа (перевод с немецкого под редакией Баренбойма)
Ну и конечно же
Виктор Вадимович Емельянов-Ведущий консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата. Педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, методист, в прошлом-артист музыкального театра, сотрудник фониатрического кабинета новосибирской поликлиники, преподаватель ряда российских высших учебных заведений. Автор книги "Развитие голоса. Координация и тренинг" и обучающей программы "Фонопедический метод развития голоса". Метод Емельянова-это комплекс теоретических знаний и практических упражнений, сочетающих в себе как методику преподавания техники вокала, так и дефектологические приёмы охраны и восстановления голосового аппарата, а так же научное направление в исследовании голоса и вокальной культуры на стыке нескольких областей: физиология, теория вокала, история музыки, биоакустика и других.
Стрельникова Александра Николаевна-автор уникальной методики "Дыхательная гимнастика".
Не возможно не отметить JIарису Cтаниславовну Майковскую-Феномен этнотолерантности педагога-музыканта в контексте поликультурного образования, музыкально ориентированное поликультурное образование как основа формирования этнотолерантности.
Большое внимание хочется уделить так же понятию «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогических исследованиях.
Успешное внедрение этих достижений педагогической науки в свою практическую образовательную деятельность помогло мне оценить значимость реализации мастер-классов среди педагогов города.
Моя система методик, техник, навыков и умений, демонстрируемых в ходе серий мастер-классов, обеспечит педагогам практическую пользу как лично для себя, так и в дальнейшей педагогической деятельности, поскольку транслируемая информация будет носить трансформационный характер, стало быть составляющие части можно будет адаптировать, комбинировать, взаимодополнять, замещать, выстраивая различные схемы и последовательности.
Основной идеей данной программы является расширение творческого пространства в профессиональной деятельности педагога, путем взаимодействия основного предмета с межпредметными связями. Способствовать достижению данной цели будет обсуждение, анализ, аргументирование и наглядная демонстрация умений, навыков, техник и знаний, актуальных не только для педагогов по вокалу и сценическому мастерству, но и для педагогов творческой специализации в целом, так как задачи имеют одну направленность и тесно перекликаются друг с другом, ведь, в конечном итоге, главным призванием любого педагога является воспитание не просто грамотного и квалифицированного представителя своего направления деятельности, но полноценного члена современного общества с активной жизненной позицией и набором индивидуальных личностных качеств.
В задачи программы мастер-классов входит: Пополнение профессионального багажа, рассмотрение возможностей усовершенствования профессионального мастерства. Ожидаемый результат: на базе полученного опыта каждый педагог сможет адаптировать техники, методики к своему предмету и внедрить их в ход учебного процесса.
Инвентарь и инструментарий для проведения мастер-классов: просторная аудитория, зал, клавишный инструмент, проектор и экран или ноутбук, планшет, аудио аппаратура, дидактические пособия, карточки, аудио файлы, сценические аксессуары и элементы костюма.
Программа содержит практические задания разной сложности, применяемые в качестве диагностики и анализа рефлексии, а так же упражнения, направленные на анализ, усвоение и закрепление полученного материала.
Участниками мастер-класса могут быть педагоги любой направленности.