КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР




ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(старший дошкольный возраст)

 

 

ИГРЫНА РАЗЛИЧИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

«Найди такую же фигуру»

Цель. закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.

Материал. набор геометрических фигур

 

Содержание. Перед детьми на столе геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, овал, прямоугольник.

Педагог показывает желтый круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети

 

 

 

«Квадраты»

Цель: уточнить представление о то, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны.

Материал. Доска, разлинованная в клетку, большой и маленький квадраты, 2 полоски бумаги, равные по длине большого и маленького квадратов.

Содержание. П. говорит: «Сегодня мы будем учиться рисовать квадраты в тетрадях в клетку. (Помещает на фланелеграф, 2 квадрата). Давайте, сравним квадраты, чем они похожи и чем отличаются. Чем отличаются квадраты? (Один большой, другой маленький). Чем похожи квадраты? (У каждого из них по 4 стороны, 4 угла, все стороны равны). Как доказать, что все стороны квадрата равны? (Дети меркой проверяют). После П. предлагает нарисовать квадрат: «Отступаю от верхней и от левого края страницы по 2 клетки, ставлю точку, от нее вправо провожу линию, равную длине 2 клеток, это будет правая сторона квадрата. Вниз провожу линию, тоже равную длине 2 клеток, это будет верхняя сторона, квадрата» и т. д. (Аналогично рисует несколько квадратов в строчку). Затем предлагает детям нарисовать квадраты, сторона которых равна 2 клеткам. Далее дети рисуют под маленькими квадратами большие, которая равна 4 клеткам. В конце занятия дети сравнивают квадраты.

 

 

Только одно свойство.

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами определяя их по первому признаку.

Игровой материал. Набор фигур: (четыре фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырех цветов маленького размера и столько же фигур, но больших по размеру. Всего 16 маленьких фигур и 16 больших).

У двоих играющих детей по полному набору фигур Первый играющий кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй игрок положил фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый остался без фигур.

 

 

 

Почини одеяло

Цель. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

 

 

 

 

«Знакомство с квадратом».

Педагог рассказывает детям сказку, по ходу которой задает вопросы и задания. Воспитатель выставляет фигуры, дети их называют.

выставляет фигу

Жили-бы

И был у них домик. Вот такой:

Гуляли они как-то и увидели

Испугались Круг и Треугольник, спрятались за куст и думают: кто же это?»

- На круг похож? (Нет.) Почему? (Есть углы.)

- На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Четыре.) Круг сказал: «Пойдем, спросим, как его зовут». Вот они и познакомились:

Я - Круг. У меня нет углов. Я, как солнце, тарелка. Я могу катиться».

Я - Треугольник. У меня 3 угла и 3 стороны. Я похож на крышу».

А меня зовут Квадрат. На что я похож? (Дети придумывают ответы) Дом у нас будет вот какой!

Затем воспитатель просит детей взять фигуры, которые лежат у них на столе, и показать каждого из трех друзей – круг, треугольник и квадрат. В завершение выставляет на фланелиграфе рисунок.

Дети должны найти и подсчитать круги, квадраты, треугольники. Можно предложить детям в свободное время дорисовать рисунок с квадратом, чтобы получился какой - нибудь предмет.

 

 

 

«Путешествие».

 

Педагог спрашивает детей, любят ли они путешествовать.

Геометрические фигуры тоже отправились в путешествие.

На фланелеграфе выставляются двухэтажные вагончики с геометрическими фигурами:

- Сколько паровозов? Сколько вагончиков?

- Какие фигуры едут на верхней полке, а какие - на нижней? (Обсуждаются сначала фигуры первого вагончика, а потом второго).

- Прицепили третий вагончик. Разместите в нем вверху желтый треугольник, а внизу - красный квадрат.

- Разместите в четвертом вагончике внизу синий круг, а вверху -

зеленый квадрат.

- Разместите свои фигуры как хотите и расскажите, какая из нихвверху, а какая внизу.

 

«Геометрическое лото»

 

У каждого ребенка геометрические фигуры двух цветов двух размеров и двух форм например

Педагог рассказывает:

- Жили-были фигуры и вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами!» Как разделить фигуры:

а) по цвету;

б) по размеру;

в) по форме?

Обычно деление по цвету не вызывает у детей затруднения. Более сложное задание - деление по размеру, и самое трудное - по форме. В случае необходимости, педагог помогает детям выполнить задание с помощью наводящих вопросов. Дети раздвигают фигуры на столах в разные сторон.

Далее педагог продолжает рассказ:

- Делились фигуры, делились - и поняли, что жить надо вместе и дружно.

 

 

 

«Геометрическое лото»

У детей на столах геометрические фигуры четырех цветов и одного размера. Педагог показывает в течение 5 секунд карточку с изображением двух геометрических фигур, из которых одна закрывает часть другой, например: Дети должны запомнить расположение фигур и выложить их по памяти у себя на столе. Затем кто-либо из детей проговаривает, как расположены фигуры:

- Зеленый квадрат лежит на желтом круге (или желтый круг лежит под зеленым квадратом).

Игра повторяется несколько раз.

 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: