Проверьте себя. Прочитайте приведённое объяснение.




Как отличить назывное предложение от двусоставного неполного?

1. Н а х о ж у г р а м м а т и ч е с к у ю о с н о в у

×   Ø
     
¯ 2. Каким второстепенным членом распространяется предложение?   ß Двусоставное предложение
× ¯   Ø    
Нераспространяется Согласованным определением Дополнением или / и Обстоятельством    
ß ß ß    
Назывное Назывное Двусоставное неполное    
Ночь. Полярная ночь. За полярным кругомсейчасночь.    

 

Внимание! Нельзя подходить формально.

Ночная тень над городом.

Что подчёркивается?

Ночная тень (имеется) над городом. Нам важно, что ночная тень простёрлась не где-нибудь, а над городом? Важно именно место?   Ночная теньнад городом. Важен сам факт: ночнаятеньнад городом существует в тот момент, когда мы о ней говорим.   Поможет постановка логического ударения: За полярным кругомсейчасночь. Второстепенный член выделяется интонационно. Ночная теньнад городом.   В этом случае логическое ударение падает на существительное – подлежащее, а второстепенный член интонационно не подчёркивается. Второстепенный член в данном случае способствует появлению у подлежащего определительного значения   тень (какая?) над городом = (которая повисла над городом) =придаточная определительная В этом случае говорим о несогласованном определении, совместившем в себе определительное и обстоятельственное значение. ß Предложение назывное

 

Тренируемся:

1. Определите типы простых предложений в описании степи у М. А. Шолохова:

Степь без конца и края.

Древние курганы в голубой дымке.

Черный орел в поднебесье.

Мягкий шелест стелющейся под ветром травы.

Проверьте себя. Прочитайте приведённое объяснение.

Ни в одном предложении нет сказуемого, только подлежащее: степь, курганы, орел, шелест. Напрашивается решение: это назывные предложения! Но давайте проявим осторожность и проверим себя: не ошибаемся ли мы, не поспешно ли наше решение?
Степьбез конца и края.   В первом предложении второстепенный член без конца и края распространяет подлежащее степь и отвечает на вопрос к а к а я? Это, по всему видно, несогласованное определение. А предложение — назывное.   Однако стоит нам произнести это предложение так: «Степь — без конца и края». И все изменится! Интонационная пауза (на письме мы ее обозначаем с помощью тире) расчленит предложение на два состава: подлежащее степь и сказуемое без конца и края, которое отвечает на вопрос к а к о в а степь? и выражает характеризующий признак подлежащего. Вот как велика роль интонации!
  Древниекурганыв голубой дымке.   Во втором предложении второстепенный член в голубой дымке тоже служит несогласованным определением к существительному-подлежащему курганы (оно отвечает на вопрос какие?, а не где?). Следовательно, это тоже назывное предложение.
  Черныйорелв поднебесье.   Каким членом предложения является здесь слово поднебесье? Если бы оно было употреблено так: В поднебесье парит черный орел, мы без колебаний сказали бы: это обстоятельство, так как отвечает оно на вопрос где? и поясняет сказуемое парит. А в нашем примере? Если в поднебесье — обстоятельство, то предложение это нельзя отнести к назывным: ведь обстоятельства распространяют группу сказуемого, а не подлежащего.   Тогда его надо отнести к неполным двусоставным с опущенным сказуемым. Попробуем поискать это сказуемое! При всем старании в предложении Черный орел в поднебесье мы не ощущаем никакого сказуемого. Не помогут его восстановить и предыдущие предложения — в них тоже нет сказуемых. Прочитаем еще раз шолоховское описание...   Степь без конца и края. Древние курганы в голубой дымке. Черный орел в поднебесье. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы.   Вы, наверное, почувствовали, что в нем есть своеобразный ритм: логические ударения во всех предложениях падают на подлежащие. В результате обстоятельственное значение существительного с предлогом «в поднебесье» отступает на задний план, затушевывается, а на первый план выдвигается значение признака предмета (какой орел? - в поднебесье) по его местонахождению. Предложение является назывным.  
Мягкийшелест ½ стелющейся под ветром½травы.   Докажите, что слово «травы» в этом предложении является несогласованным определением  

Иначе мы должны решить вопрос о типе второго предложения в описании А. П. Чехова: «Площадка для крокета. В глубине направодомс большой террасой ».

В глубине направо — явное обстоятельство.

Этим второстепенным членом конкретизируется место, где находится дом.

Предложение двусоставное неполное

2. Среди примеров есть неполные двусоставные предложения, ко­торые ошибочно можно принять за назывные. Выпишите их; восстано­вите опущенные члены предложения; определите, каким членом пред­ложения является существительное в именительном падеже. Установи­те по структуре тип остальных предложений.

1. Звезды меркнут и гаснут. В огне облака (И. Ники­тин). 2. Нынче праздник веселый у нас (С. Маршак). 3.—Пять часов? — подумала Варюша.— Рань-то какая! И тишь! (К. Паустовский). 4. Ночь. Вокруг тишина (С. Есе­нин). 5. Березовая рощица. За ней сосновый лес. А вот на­лево — пасека. Направо — МТС (С. Михалков). 6. В чаще шорох потаенный. Дуновение тепла. Тополь, сверху озарен­ный, перед домом вознесенный, весь из жидкого стекла (И. Бунин). 7. А на озере и утки, и гуси, и бакланы, и ныр­ки, и всякая водяная птица. Купаются, ныряют, отряхива­ются, кричат. Хорошо им. Воды много (Е. Чарушин).

Назывные предложения нахо­дят широкое применение в художественной речи. Довольно часто к ним прибегают и публицисты. Выразительность, смысловая емкость назывных предложений делают их незаменимым стилистическим средством, если надо лако­нично, немногословно обрисовать обстановку действия, соз­дать впечатление стремительности событий. Вот пример, говорящий сам за себя: описание динамики боя у А. С. Пушкина.

И грянул бой, Полтавский бой!..

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

 

Рассмотрите структуру предложений в первой строфе стихотворения С. Васильева «Весна и победа», которое на­ писано в год окончания Великой Отечественной войны, и ответьте на вопросы: какого типа простые предложения ис­пользованы автором? Почему поэт выбрал именно такую форму передачи своих мыслей и чувств?

 

Весна и победа. Дни песен и света.

Два солнечных, дивно скрещенных луча.

Два счастья. Два свежих, два ярких букета,

Завязанных крепкой тесьмой кумача.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: