Как отличить назывное предложение от двусоставного неполного?
1. Н а х о ж у г р а м м а т и ч е с к у ю о с н о в у
× | Ø | |||
![]() |
![]() | |||
¯ 2. Каким второстепенным членом распространяется предложение? | ß Двусоставное предложение | |||
× | ¯ | Ø | ||
Нераспространяется | Согласованным определением | Дополнением или / и Обстоятельством | ||
ß | ß | ß | ||
Назывное | Назывное | Двусоставное неполное | ||
Ночь. | Полярная ночь. | За полярным кругомсейчасночь. |
Внимание! Нельзя подходить формально.
Ночная тень над городом.
Что подчёркивается?
Ночная тень (имеется) над городом. Нам важно, что ночная тень простёрлась не где-нибудь, а над городом? Важно именно место? | Ночная теньнад городом. Важен сам факт: ночнаятеньнад городом существует в тот момент, когда мы о ней говорим. Поможет постановка логического ударения: За полярным кругомсейчасночь. Второстепенный член выделяется интонационно. Ночная теньнад городом. В этом случае логическое ударение падает на существительное – подлежащее, а второстепенный член интонационно не подчёркивается. Второстепенный член в данном случае способствует появлению у подлежащего определительного значения тень (какая?) над городом = (которая повисла над городом) =придаточная определительная В этом случае говорим о несогласованном определении, совместившем в себе определительное и обстоятельственное значение. ß Предложение назывное |
Тренируемся:
1. Определите типы простых предложений в описании степи у М. А. Шолохова:
Степь без конца и края.
Древние курганы в голубой дымке.
Черный орел в поднебесье.
Мягкий шелест стелющейся под ветром травы.
Проверьте себя. Прочитайте приведённое объяснение.
Ни в одном предложении нет сказуемого, только подлежащее: степь, курганы, орел, шелест. Напрашивается решение: это назывные предложения! Но давайте проявим осторожность и проверим себя: не ошибаемся ли мы, не поспешно ли наше решение? |
Степьбез конца и края. В первом предложении второстепенный член без конца и края распространяет подлежащее степь и отвечает на вопрос к а к а я? Это, по всему видно, несогласованное определение. А предложение — назывное. Однако стоит нам произнести это предложение так: «Степь — без конца и края». И все изменится! Интонационная пауза (на письме мы ее обозначаем с помощью тире) расчленит предложение на два состава: подлежащее степь и сказуемое без конца и края, которое отвечает на вопрос к а к о в а степь? и выражает характеризующий признак подлежащего. Вот как велика роль интонации! |
Древниекурганыв голубой дымке. Во втором предложении второстепенный член в голубой дымке тоже служит несогласованным определением к существительному-подлежащему курганы (оно отвечает на вопрос какие?, а не где?). Следовательно, это тоже назывное предложение. |
Черныйорелв поднебесье. Каким членом предложения является здесь слово поднебесье? Если бы оно было употреблено так: В поднебесье парит черный орел, мы без колебаний сказали бы: это обстоятельство, так как отвечает оно на вопрос где? и поясняет сказуемое парит. А в нашем примере? Если в поднебесье — обстоятельство, то предложение это нельзя отнести к назывным: ведь обстоятельства распространяют группу сказуемого, а не подлежащего. Тогда его надо отнести к неполным двусоставным с опущенным сказуемым. Попробуем поискать это сказуемое! При всем старании в предложении Черный орел в поднебесье мы не ощущаем никакого сказуемого. Не помогут его восстановить и предыдущие предложения — в них тоже нет сказуемых. Прочитаем еще раз шолоховское описание... Степь без конца и края. Древние курганы в голубой дымке. Черный орел в поднебесье. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы. Вы, наверное, почувствовали, что в нем есть своеобразный ритм: логические ударения во всех предложениях падают на подлежащие. В результате обстоятельственное значение существительного с предлогом «в поднебесье» отступает на задний план, затушевывается, а на первый план выдвигается значение признака предмета (какой орел? - в поднебесье) по его местонахождению. Предложение является назывным. |
Мягкийшелест ½ стелющейся под ветром½травы. Докажите, что слово «травы» в этом предложении является несогласованным определением |
Иначе мы должны решить вопрос о типе второго предложения в описании А. П. Чехова: «Площадка для крокета. В глубине направодомс большой террасой ».
В глубине направо — явное обстоятельство.
Этим второстепенным членом конкретизируется место, где находится дом.
Предложение двусоставное неполное
2. Среди примеров есть неполные двусоставные предложения, которые ошибочно можно принять за назывные. Выпишите их; восстановите опущенные члены предложения; определите, каким членом предложения является существительное в именительном падеже. Установите по структуре тип остальных предложений.
1. Звезды меркнут и гаснут. В огне облака (И. Никитин). 2. Нынче праздник веселый у нас (С. Маршак). 3.—Пять часов? — подумала Варюша.— Рань-то какая! И тишь! (К. Паустовский). 4. Ночь. Вокруг тишина (С. Есенин). 5. Березовая рощица. За ней сосновый лес. А вот налево — пасека. Направо — МТС (С. Михалков). 6. В чаще шорох потаенный. Дуновение тепла. Тополь, сверху озаренный, перед домом вознесенный, весь из жидкого стекла (И. Бунин). 7. А на озере и утки, и гуси, и бакланы, и нырки, и всякая водяная птица. Купаются, ныряют, отряхиваются, кричат. Хорошо им. Воды много (Е. Чарушин).
Назывные предложения находят широкое применение в художественной речи. Довольно часто к ним прибегают и публицисты. Выразительность, смысловая емкость назывных предложений делают их незаменимым стилистическим средством, если надо лаконично, немногословно обрисовать обстановку действия, создать впечатление стремительности событий. Вот пример, говорящий сам за себя: описание динамики боя у А. С. Пушкина.
И грянул бой, Полтавский бой!..
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
Рассмотрите структуру предложений в первой строфе стихотворения С. Васильева «Весна и победа», которое на писано в год окончания Великой Отечественной войны, и ответьте на вопросы: какого типа простые предложения использованы автором? Почему поэт выбрал именно такую форму передачи своих мыслей и чувств?
Весна и победа. Дни песен и света.
Два солнечных, дивно скрещенных луча.
Два счастья. Два свежих, два ярких букета,
Завязанных крепкой тесьмой кумача.