ГРАФЫ КОНФЛИКТНЫХ РЕАКЦИЙ В ОБЩЕНИИ




1. Соперничество 2. Игнорирование 3. Сотрудничество
                 
  - спор; - борьба; - вызов; - обвинение; - месть; - неистовство; - словесные атаки; - унижение; - триангуляция; - драка.   -желание спрятаться; - уклонение; - отсрочка; - ложь; - игнорирование; - пренебрежение; - притворное согласие; - неуместный юмор; - избежание разговора   - диалог; - переговоры; - голосование; - убеждение; - объединение (интеграция); - логические рассуждения (анализ и синтез)
4. Компромисс 5. Приспособление    
               
  - обмен ресурсами; - справедливый торг; - временное заключение соглашения; - частичное соглашение и отказ то конфронтации; - взаимные уступки.   - согласие без борьбы; - согласие без конструктивного обсуждения; - мазохизм; - заискивание; - принятие поражения.    

Далее тренер предлагает провести исследование стилей поведения членов группы. Проводится тест К. Томаса. Осуществляется обмен мнениями.

Обсуждение результатов занятия.

Упражнение №5 «Живые руки»

Цель: Формирование чувства взаимного доверия.

Члены группы расставляют стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 60 сантиметров. Все должны снять с рук кольца и часы и завязать друг другу глаза. Руководитель подводит к стульям пары так, чтобы никто не знал, кто будет сидеть напротив. Тренер рассаживает пары на стулья. Разговаривать запрещается. Ведущий дает установку: «Вложите в ваши руки всю выразительность ваших чувств: познакомьтесь с партнером, касаясь друг друга руками (3 минуты); боритесь руками (3 минуты); миритесь руками (3 минуты); прощайтесь руками (3 минуты).

Снимите с глаз повязки и обменяйтесь друг с другом и с группой своими ощущениями».

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Репетиция поведения»

Цель: Научиться говорить «Нет»

Представьте себе ситуацию, в которой вы играете активную роль. Кратко запишите ее на листе бумаги. Ситуация должна включать в себя просьбы и отказы, критику и реакцию на нее и т.п. Примером может послужить ситуация приглашения выпить за успех дела, за друзей» в то время, когда вам не хочется (или нельзя) пить спиртное. Выберите себе партнера (или партнеров) по разыгрыванию ситуации. Объясните ему сценарий, его роль и попробуйте сконструировать саму ситуацию в таком виде, который считаете оптимальным.

Теперь проиграйте ситуацию. В начале выскажите партнеру свои просьбы, претензии, критику и т.д., затем послушайте его. Получите обратную связь с группой. Постарайтесь после этого улучшить конструкцию ситуации, «сделав» свое поведение более правильным. Поменяйте партнера или поменяйтесь с партнером ролями. Обсудите свое поведение и поведение партнера со всей группой.

Рефлексия.

Упражнение 7 «Кораблекрушение»

Цели: Выявление конфликтных зон в Т-группе; Сплочение команды; развитие толерантности; профилактика конфликтов.

Тренер дает установку группе представить, что они находятся на «Титанике» и корабль терпит кораблекрушение. Вы все пересаживаетесь на плот, но корабль в любой момент может пойти ко дну. На палубе рядом находятся ниженазванные предметы. Но надо спешить погрузить их, в любой момент судно может затонуть. Вы успеете взять только 11 предметов.

Задачи для команды:

1. Выбрать предметы в порядке убывания значимости.

2. Из них выбрать только – 11 самых необходимых.

3. Каждый должен предложить только 2-х, кого он считает спасти обязательным. Аргументация.

4. Осуществить погрузку на спасательный плот пассажиров в порядке необходимости спасти.

5. Определить 1-2-3 и др., кто останется без плота (число указывает тренер).

Время для работы 5-7 минут.

Перечень предметов:

1) секстант; 2) бинокль; 3) полиэтиленовая пленка – 4 кв.м.; 4) спички (1 коробка); 5) барометр;:6) канат (10 м.); 7) зеркало (1 0 х 10 см.); 8) топор; 9) ласты; 10) ружье и 5 патронов; 11) ракетница с тремя ракетами; 12) зажигалка: 13) плитка шоколада; 14) пачка галетного печенья; 15) спирт – 2-х литровая бутыль; 16) пять 2-х литровых бутылок (пластиковых) с водой; 17) лом; 18) пять банок мясных консервов:19) рыболовецкая сеть; 20) удочка; 21) плот на Н человек (кол-во определяет тренер); 22) пустая канистра на 10 литров; 23) пластмассовая посуда (10 больших тарелок); 24) радиоприемник на батарейках; 25) сапоги (по числу участников); 26) одеяло; 27) нож; 28) письменные принадлежности (тетрадь, ручка).

Члены группы обсуждают и сообщают свое решение.

Рефлексия.

Занятие – 3 «Эффективное слушание»

Цель: Сформировать первичные умения эффективного слушания.

Упражнение № 1 «Трибуна»

Цели: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе; содействовать сплочению группы.

Каждый участник с импровизированной трибуны обращается с тридцатисекундным приветствием к членам группы. Это может быть торжественное, комическое или какое-либо другое приветствие.

Рефлексия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Межличностное общение не может быть эффективным, если его участники не приложат должных усилий к пониманию другого и доступной передаче своих мыслей. Навык общения состоит из двух основных блоков: навыков (умения) слушать; умений передавать мысли вербальными и невербальными средствами. Поэтому главнейшим умением эффективного общения является умение или искусство (мастерство) слушать.

Почти в любой ситуации человек имеет потребность высказаться и быть услышанным. Из всего времени общения (коммуникации) большую часть мы отводим на «слушание».

Письмо Чтение Говорение Слушание
9% 16% 35% 40%  

 

Успешность общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Умение слушать не тождественно умению слышать. Первое уже выражает определенное отношение к собеседнику. Умение слушать – мощная сила, снимающая эмоциональное напряжение и облегчающая взаимопонимание. Внимательное, спокойное, располагающее слушание снижает уровень эмоционального возбуждения.

Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.

Умение слушать, как способ принятия собеседника повышает самооценку человека, являясь возможностью сообщить ему: «Вы человек достойный, я вас не осуждаю, а одобряю». Те, кого слушают, обычно ценят в собеседнике это умение и идут с ним на контакт потому, что ощущение «востребованности» - это базовая, универсальная потребность человека.

При неумении слушать проявляется невнимание к собеседнику. Неумение слушать создает такие проблемы как: неверное понимание, чувство обиды, потеря важной информации, замешательство, раздражение, агрессию, противостояние и др. Чтобы ответить на вопрос, в чем состоит умение слушать, надо ответить на два других:

А) На что похоже ощущение, когда Вы действительно кого-то слушаете?

Б) Что Вы чувствуете, когда кто-то с интересом и вниманием слушает Вас?

Далее тренер сообщает нижеследующую информацию.

Умение слушать это:

1) восприятие информации от говорящих собеседников или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций;

2) такое поощряющее отношение к говорящему, которое побуждает, «подталкивает» продолжать акт общения;

3) тонкое тактичное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего на один шаг вперед.

Факторы, провоцирующие конфликты между собеседниками:

- скоропалительность суждений и выводов, не дослушав;

- попытки вставить в монолог свои «две копейки», т.е. примеры, собственные суждения и др.;

- невнимательность к эмоциональному фону речи, а иногда и к сути;

- спешная готовность выразить свое понимание, согласие или несогласие.

Во время слушания решаются две задачи:

1. Воспринимается содержание сообщения;

2. Улавливаются эмоциональные проявления собеседника.

Каждый раз стоит спрашивать себя, что в данном случае важнее: что говорится или как это говорится. Кроме содержания беседы вам может оказаться важным знать, что испытывает ваш партнер. Это может быть нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, безмятежное равнодушие или же стремление побыстрее удалиться.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Примечание: Перед сообщением правил, тренер предлагает участникам Т-группы предложить свои правила. Они записываются на плакате.

 

1. Перестаньте сами говорить.

2. Помогите говорящему раскрепоститься.

3. Покажите собеседнику, что Вы готовы слушать.

4. Устраните раздражающие моменты.

5. Сопереживайте партнеру по общению.

6. Наберитесь терпения.

7. Сдерживайте свои эмоции.

8. Не допускайте споров и критики.

9. Задавайте вопросы.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ

СИТУАЦИИ

Примечание: Перед сообщением правил, тренер предлагает участникам Т-группы предложить свои правила. Они записываются на плакате.

 

1. Унять свое собственное раздражение и предубеждения.

2. Настроить себя на понимание, сопереживание, интересы и опасения другого человека.

3. Побуждать его высказаться, выплеснуть эмоциональный накал.

4. Определить степень возможности содержания информации для себя и важности самого общения.

5. Проанализировать направленность ключевых слов.

УСЛОВИЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯ

Полноценное слушание предполагает соблюдение следующих условий:

1. Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем.

2. Слушающий отказывается от всех предубеждений в отношении говорящего.

3. Слушающий никогда не пользуется чужими и предвзятыми оценками.

4. Слушающий абсолютно свободен от какого бы то ни было смущения и может задавать любые вопросы.

5. Слушающий показывает говорящему, что тот услышан и понят.

Комментарии: Тренер предлагает членам группы составить свод полезных советов для полноценного слушания. Ведется обсуждение вопроса: «Почему полноценное или эффективное слушание» относится к категории коммуникативной этики.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯ

1. Не говорите о себе.

2. Не меняйте темы.

3. Не советуйте, не ставьте диагнозы, не занимайтесь критикой, поощрениями, заверениями.

4. Не думайте наперед, что Вам сказать.

5. Не игнорируйте и не отрицайте чувств других людей.

6. Следите за их чувствами не только по тому, что они говорят, но и потому, как они это говорят. Обращайте внимание на такие немые проявления чувств, как слезы на глазах, неконтролируемые движения.

7. Не притворяйтесь, что понимаете чувства собеседника.

8. Спрашивайте об их нуждах, заботах, тревогах и трудностях. Задавайте вопросы, которые способствуют большей искренности.

Например: «Как Вы на все это смотрите?»

9. Покажите собеседнику, что понимаете его. Перескажите своими словами то, что вы воспринимаете как главное в их словах: «Правильно ли я понял, что Вы хотите?», «Тебя действительно это раздражает больше всего?».

 

Комментарии:Тренер предлагает слушателям сравнить нижеизложенные советы и своды правил Л.П. Усольцевой, И. Атватера, В.Н. Лавриненко. Найти в них общее, несовпадающее, противоречивое. Сделать самостоятельные выводы о принципах толерантного слушания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: