СЕМИНАР-ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНОЙ ЭТИКИ
Автор-составитель: Мирошина Г.Г.
Старший преподаватель кафедры педагогики СГГУ
Тренинг коммуникативной этики состоит из системы относительно самостоятельных, но логически взаимосвязанных между собой занятий. В структуру каждого занятия входит комплекс: упражнений на знакомство, аналитических упражнений, «подвижек и релаксов», упражнений на самосознание, на развитие рефлексии и эмпатии. Основу занятий составляет коммуникативный блок, состоящий из двух модулей: теоретического и практического. Практический модуль коммуникативного блока представляет собой упражнения на формирование различных коммуникативных способностей.
Занятие –1 «Лицом друг к другу»
Цель: Познакомить участников тренинга друг с другом; обеспечить позитивный эмоциональный настрой на дальнейшую работу.
Вступительное слово тренера
Наш семинар-тренинг посвящен интересной проблеме - проблеме общения. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши человеческого общения.
Общение одно из величайших благ и достояния человечества. Посредством общения мы делимся чувствами и мыслями, обмениваемся информацией, передаем и приобретаем социальный опыт. Владея искусством общения человек, может решить любые жизненные проблемы, связанные с межличностным взаимодействием. Основным средством общения является язык, т.е. человеческая речь. Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
|
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, культурным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
Общение в социальной психологии представляет своеобразную пирамиду состояний как: взаимодействие социальных объектов; обмен информацией, знаниями, опытом; как восприятие и познание людьми друг друга; как деятельность. В центре этой пирамиды личность, переживающая собственное состояние, возникающее в результате общения.
Умение общаться – настоящее сокровище. И чем больше вы отдадите, тем больше прибавиться в вашей копилке – копилке общения.
|
Давайте с вами договоримся, что, встречаясь друг с другом на наших занятиях, все:
· открыты новым впечатлениям;
· принимают другого как себя;
· никого не критикуют и не осуждают;
· не отсиживаются, а проявляют активность;
· не боятся быть самим собой;
· взаимоподдерживают друг друга;
· проявляют друг к другу эмпатию и чуткость;
· говорят от себя и по существу;
· задания выполняют как важное и ответственное дело;
· ориентированы не на самодемонстрацию, а на дело;
· не обсуждают вне группы то, что происходит в ней;
· стараются быть искренними;
· не опаздывают на занятия.
Упражнение № 1. «Первое Знакомство»
Цель: Познакомить участников тренинга друг с другом, помочь им адаптироваться в новой среде.
Упражнение проводится в кругу.
1. Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, принципы, увлечения и др.). Желательно, чтобы члены Т-группы задали ему вопросы. Тренер побуждает их к этому.
2. Ставится задача – назвать, передавая задание по кругу, как можно больше вариантов имени каждого (по очереди). Тот, чье имя было названо всеми членами группы в разных вариациях, рассказывает группе о том, что он чувствовал, когда его называли другие. Задание повторяется для каждого члена группы.
Рефлексия.