План лекции:
1. Стандартизация систем управления качеством;
2. Стандартизация и экология.
3. Стандартизация и метрологическое обеспечение;
1. Стандартизация систем управления качеством.
«Семейство» международных стандартов по системам менеджмента качества ИСО 9000 версии 2000 г.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО). В этой связи международные стандарты по управлению (менеджменту) качества теперь называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 и совмещенные с ними стандарты ИСО серии 14000 признаны всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм. Семейство основополагающих стандартов ИСО 9000 разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества:
В России принятые стандарты идентичные международным. В версии 2000 в РФ приняты следующие стандарты:
§ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
§ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
§ ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
Данный стандарт может использоваться:
Ø организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
Ø организациями для уверенности в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
|
Ø пользователями продукции;
Ø заинтересованными организациями в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества;
Ø сторонами, контролирующими или проводящими обучение по системе менеджмента качества;
Ø разработчиками соответствующих стандартов.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества в случаях:
§ если организация нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и соответствующим обязательным требованиям;
§ если организация ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, постоянно улучшая и обеспечивая соответствие продукции обязательным требованиям.
Основные положения данного стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида выпускаемой продукции.
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение эффективности системы качества, и улучшение деятельности организаций. Внимание сосредоточено на достижении постоянного улучшения стандарта, которое измеряется степенью удовлетворенности потребителя и других заинтересованных сторон.
Задачи ГОСТ Р ИСО 9001-2001, направленные на удовлетворение требований потребителей и улучшение качества продукции, значительно расширены. Они учитывают заинтересованность всех сторон, и предусматривают деятельность организации в целом. Принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию.
|
С появлением в 1987г. других стандартов комплекс стандартов ИСО 9000 значительно увеличился.
2. Стандартизация и экология
Стандартизация в области экологии начинает играть заметную роль не только в деятельности национальных и международных организаций по стандартизации. Все чаще стандарты рассматриваются как необходимое средство регулирования отношений в сфере охраны природы и использования ресурсов.
Стандарты – это средство управления качеством окружающей среды.
Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Например, только в странах ЕС принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной политики ЕС по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шумов. Директивы по генеральной политике ЕС направлены на методы оценки стоимости контроля за загрязнением в промышленности; оценку степени влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду; создание Европейского агентства по охране окружающей среды, сети контроля и обеспечения информацией и др.
В ЕС введена экомаркировка специальным знаком в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирования изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне, белым на черном фоне.
|
Для получения права использовать экознак изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации, с которыми соискатель может заключить контракт по каждому виду продукции отдельно. Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции продавца (изготовителя).
Один из важных аспектов экологической стандартизации – утилизация отходов производства и потребления. В промышленно развитых странах существуют государственные программы, основанные на директивах (законах прямого действия), национальных стандартах, содержащих жесткие нормы по классификации отходов (особенно категории опасных); стандартах по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Законодательные положения устанавливают и юридическую ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.
Национальные стандарты по экологическим нормам в этой области разрабатывают на базе действующих законов. В России проблемы утилизации отходов производства и потребления отражены в следующих законах:
§ об охране окружающей и природной среды;
§ об экологической экспертизе;
§ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
§ о недрах;
§ о плате на землю;
§ о предприятиях и предпринимательской деятельности;
§ о стандартизации;
§ о сертификации продукции и услуг;
§ о конверсии оборонной промышленности;
§ об обороне.
Утилизация отходов – заключительная составляющая петли качества (ЖЦП) в управлении качеством на предприятии. Однако нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии жизненного цикла продукции.
В России работы по стандартизации отходов активизировались к началу 90-х годов. Разработан проект закона о твердых отходах производства и потребления. Наиболее актуальным результатом можно считать гармонизацию подготовительных проектов с Директивой ЕС, определяющей организацию системы информации об опасных веществах. Кроме того, Госстандарт России принял ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала)», который стал основой Постановления Правительства РФ по паспортизации техногенных отходов, что обяжет руководителей предприятий нести ответственность за достоверность информации об отходах, в частности, об их опасности, содержании ресурсных компонентов и т.д.
Создание нормативных документов по утилизации отходов, в том числе и указанного паспорта, особенно необходимо для выявления опасных отходов. Стандартизация в данной области также обеспечит выполнение Россией условий ГАТТ/ВТО по торговле отходами и продуктами их переработки.
Важную роль в экостандартизации играет ИСО. В 1993г. В оргструктуре организации был создан технический комитет «Экологическое управление» (или «управление качеством окружающей среды») ИСО ТК 207, в составе которого работают 6 подкомитетов и две рабочие группы. Их деятельность охватывает такие аспекты, как:
§ создание системы экологического управления;
§ экологический аудит;
§ экологическая маркировка;
§ оценка характеристик экологичности и др.
Результат работы комитета – принятие международных стандартов ИСО серии 14000, которые по структуре во многом совпадают с ИСО 9000, что обеспечивает их совместимость.
Серия 14000 содержит как основополагающие стандарты, так и нормативные стандарты.
Основополагающий стандарт ИСО 14001 «Системы управления в области окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО 14004 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам и сопутствующим технологиям» содержат рекомендации по организации управления охраной окружающей среды — от самооценки до процедуры регистрации и сертификации. Нормативные стандарты определяют требования к системе управления мерами по охране окружающей среды.
3. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства.
Метрологическое обеспечение – это комплекс научных и технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений в соответствии с требованиями стандартов.
Оценку качества продукции проводят при предпродажном контроле (оценка «первого лица» — производителя), при эксплуатации или после ремонта (оценка «второго лица» — потребителя) или при сертификации (оценка «третьего лица, независимого от производителя и потребителя).
Метрологическое обеспечение присутствует на всех уровнях управления производством:
§ нормативном, когда определяются основные принципы, цели, используемые инструменты и внутренние правила, относящиеся к системе менеджмента качества;
§ стратегическом, когда принимаются решения по выбору направлений деятельности, будущей конкурентоспособности продукции и управлению предприятием;
§ эксплуатационном (производственная деятельность), когда принимаются оперативные решения и дается оценка товаров и услуг, предлагаемых потребителю.
Метрологическое обеспечение наиболее эффективно решает стоящие перед ней задачи в тесной взаимосвязи со стандартизацией. Эта взаимосвязь, с одной стороны, обусловлена тем, что развитие общественного производства невозможно без достоверных и сопоставимых данных о характеристиках стандартизуемых объектов, а получение таких характеристик, в свою очередь, не может быть достигнуто без обеспечения единства и требуемой точности измерений. С другой стороны, сколько-нибудь эффективное метрологическое обеспечение невозможно без комплекса стандартизованных норм, правил и положений в этой области. Стандартизация пронизывает все основные виды деятельности в сфере метрологического обеспечения. Она создает основную предпосылку для обеспечения единства и требуемой точности измерений. Более того, общие правила и нормы метрологического обеспечения устанавливаются стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Эта область стандартизации быстро развивается. Утверждено и действуют более 350 государственных стандартов данной системы.
Метрологическое обеспечение наиболее тесно связано с такими объектами стандартизации, как методы контроля и испытаний продукции. Для этих объектов важно обеспечить комплексное решение целого ряда метрологических задач. К ним следует отнести установление номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, разработку и внедрение методик выполнения измерений требуемой точности. При этом эффективным путем упорядочивания массовых, типовых методик выполнения измерений является их стандартизация.
О наличии тесной связи между метрологическим обеспечением и стандартизацией свидетельствует и такая область деятельности, как государственный надзор и ведомственный контроль за соблюдением требований стандартов, многие аспекты которой непосредственно связаны с надзором за состоянием и применением средств измерений.
Без точной и объективной измерительной информации невозможно обеспечить эффективность производства и высокое качество продукции.
К измерительной информации в современных условиях предъявляются следующие требования: результаты измерений должны быть выражены в узаконенных единицах, должна быть достаточно точно известна погрешность выполняемых измерений, и эта погрешность не должна превышать пределов допускаемых значений.
Научной основой метрологического обеспечения является метрология.
Организационной основой метрологического обеспечения являются государственная и ведомственная службы.
Техническими основами метрологического обеспечения являются:
§ система государственных эталонов единиц физических величин;
§ система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерений;
§ система государственных испытаний и метрологической аттестации средств измерений;
§ система государственной и ведомственной поверки средств измерений.
Основные задачи метрологического обеспечения:
1. Определение основных направлений развития метрологии и путей наиболее эффективного использования научных и технических достижений в этой области, разработка научно-методических и организационных основ метрологического обеспечения на всех уровнях управления народным хозяйством;
2. Создание системы государственных эталонов единиц физических величин. Государственные эталоны – основа всех измерений в народном хозяйстве;
3. Планирование и проведение государственных испытаний средств измерений, утверждение типов средств измерений, допущенных к применению в России;
4. Государственная поверка средств измерений, надзор за производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений и соблюдением метрологических правил;
5. Развитие и совершенствование стандартизации в области метрологического обеспечения. Стандартизация охватывает все основные виды деятельности в сфере метрологического обеспечения во всех отраслях народного хозяйства. Стандартизация создает нормативную основу обеспечения единства и требуемой точности измерений;
6. Организация работ по международному сотрудничеству в области метрологии.
Метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации – это анализ и оценка принятых технических решений по выбору параметров, подлежащих измерению, установлению норм точности и обеспечению методами и средствами измерений процессов разработки, изготовления, испытания, эксплуатации и ремонта изделия. она проводится с целью обеспечения эффективности измерений при контроле изделий в процессе их разработки, изготовления, эксплуатации и ремонта; осуществляется на различных стадиях разработки документации.
Основными задачами метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации являются:
§ определение оптимальной номенклатуры измеряемых параметров;
§ оценка контролепригодности конструкций изделия;
§ установление соответствия показателей точности измерений требованиям эффективности и достоверности контроля и взаимозаменяемости;
§ установление соответствия показателей точности измерений требованиям обеспечения оптимальных режимов технологических процессов;
§ выявление возможности преимущественного применения автоматизированных средств измерений, оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальных трудоемкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности;
§ определение целесообразности обработки на ЭВМ результатов измерений.
Исходя из перечисленных задач, на основе анализа и оценки уровня и оптимальности принятых технических решений, эксперт должен знать предложения по исправлению недостатков.
Не следует смешивать метрологическую экспертизу и метрологический контроль. Метрологический контроль – это оценка принятых технических решений метрологических задач методом сравнения с конкретными требованиями к объекту экспертизы. Метрологический контроль осуществляют работники метрологических служб и специально подготовленные нормоконтролеры.
Средства измерений (СИ) – это средства, предназначенные для измерений, вырабатывающие сигнал (показание), несущий информацию о значении измеряемой величины, или воспроизводящие величину заданного размера. Они представляют собой конструктивно законченные изделия, предназначенные для измерений. СИ, предназначенные для целей воспроизведения единиц физических величин и передачи их размеров другим СИ, являются образцовыми. Все другие СИ, используемые не для этих целей, являются рабочими. С их помощью выполняют измерения при контроле качества продукции.
Для определения погрешностей СИ и установления пригодности к применению проводят их поверку. Средствами поверки являются сооружения, устройства, материалы и вещества, используемые для поверки.
Для экспертизы технической документации на СИ, определения степени соответствия установленным нормам, современному техническому уровню и целесообразности производства применяют государственные испытания. ГОСТ 8.383-80 устанавливает два вида государственных испытаний: приемочные и контрольные.
Внедрение измерительной техники является одним из важнейших направлений совершенствования метрологического обеспечения. Экономическая эффективность новых СИ определяется, в первую очередь, улучшением качества получаемой измерительной информации, что непосредственно влияет на качество изготавливаемой продукции.
Вопросы:
1. Обоснуйте важность международных стандартов в области экологии?
2. Какие законы приняты в РФ, связанные с охраной окружающей среды и утилизацией отходов?
3. Что такое метрологическое обеспечение и почему оно тесно связано со стандартизацией?
4. Что является технической основой метрологического обеспечения и какие требования предъявляются к измерительной информации?