Стандартизация в различных сферах




План лекции:

1. Стандартизация систем управления качеством;

2. Стандартизация и экология.

3. Стандартизация и метрологическое обеспечение;

1. Стандартизация систем управления качеством.

«Семейство» международных стандартов по системам менеджмента качества ИСО 9000 версии 2000 г.

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО). В этой связи международные стандарты по управлению (менеджменту) качества теперь называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 и совмещенные с ними стандарты ИСО серии 14000 признаны всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм. Семейство основополагающих стандартов ИСО 9000 разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества:

В России принятые стандарты идентичные международным. В версии 2000 в РФ приняты следующие стандарты:

§ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

§ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

§ ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

Данный стандарт может использоваться:

Ø организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

Ø организациями для уверенности в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;

Ø пользователями продукции;

Ø заинтересованными организациями в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества;

Ø сторонами, контролирующими или проводящими обучение по системе менеджмента качества;

Ø разработчиками соответствующих стандартов.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества в случаях:

§ если организация нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и соответствующим обязательным требованиям;

§ если организация ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, постоянно улучшая и обеспечивая соответствие продукции обязательным требованиям.

Основные положения данного стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида выпускаемой продукции.

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение эффективности системы качества, и улучшение деятельности организаций. Внимание сосредоточено на достижении постоянного улучшения стандарта, которое измеряется степенью удовлетворенности потребителя и других заинтересованных сторон.

Задачи ГОСТ Р ИСО 9001-2001, направленные на удовлетворение требований потребителей и улучшение качества продукции, значительно расширены. Они учитывают заинтересованность всех сторон, и предусматривают деятельность организации в целом. Принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию.

С появлением в 1987г. других стандартов комплекс стандартов ИСО 9000 значительно увеличился.

2. Стандартизация и экология

Стандартизация в области экологии начинает играть заметную роль не только в деятельности национальных и международных организаций по стандартизации. Все чаще стандарты рассматриваются как необходимое средство регулирования отношений в сфере охраны природы и использования ресурсов.

Стандарты – это средство управления качеством окружающей среды.

Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Например, только в странах ЕС принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной политики ЕС по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шумов. Директивы по генеральной политике ЕС направлены на методы оценки стоимости контроля за загрязнением в промышленности; оценку степени влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду; создание Европейского агентства по охране окружающей среды, сети контроля и обеспечения информацией и др.

В ЕС введена экомаркировка специальным знаком в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирования изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне, белым на черном фоне.

Для получения права использовать экознак изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации, с которыми соискатель может заключить контракт по каждому виду продукции отдельно. Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции продавца (изготовителя).

Один из важных аспектов экологической стандартизации – утилизация отходов производства и потребления. В промышленно развитых странах существуют государственные программы, основанные на директивах (законах прямого действия), национальных стандартах, содержащих жесткие нормы по классификации отходов (особенно категории опасных); стандартах по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Законодательные положения устанавливают и юридическую ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.

Национальные стандарты по экологическим нормам в этой области разрабатывают на базе действующих законов. В России проблемы утилизации отходов производства и потребления отражены в следующих законах:

§ об охране окружающей и природной среды;

§ об экологической экспертизе;

§ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

§ о недрах;

§ о плате на землю;

§ о предприятиях и предпринимательской деятельности;

§ о стандартизации;

§ о сертификации продукции и услуг;

§ о конверсии оборонной промышленности;

§ об обороне.

Утилизация отходов – заключительная составляющая петли качества (ЖЦП) в управлении качеством на предприятии. Однако нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии жизненного цикла продукции.

В России работы по стандартизации отходов активизировались к началу 90-х годов. Разработан проект закона о твердых отходах производства и потребления. Наиболее актуальным результатом можно считать гармонизацию подготовительных проектов с Директивой ЕС, определяющей организацию системы информации об опасных веществах. Кроме того, Госстандарт России принял ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала)», который стал основой Постановления Правительства РФ по паспортизации техногенных отходов, что обяжет руководителей предприятий нести ответственность за достоверность информации об отходах, в частности, об их опасности, содержании ресурсных компонентов и т.д.

Создание нормативных документов по утилизации отходов, в том числе и указанного паспорта, особенно необходимо для выявления опасных отходов. Стандартизация в данной области также обеспечит выполнение Россией условий ГАТТ/ВТО по торговле отходами и продуктами их переработки.

Важную роль в экостандартизации играет ИСО. В 1993г. В оргструктуре организации был создан технический комитет «Экологическое управление» (или «управление качеством окружающей среды») ИСО ТК 207, в составе которого работают 6 подкомитетов и две рабочие группы. Их деятельность охватывает такие аспекты, как:

§ создание системы экологического управления;

§ экологический аудит;

§ экологическая маркировка;

§ оценка характеристик экологичности и др.

Результат работы комитета – принятие международных стандартов ИСО серии 14000, которые по структуре во многом совпадают с ИСО 9000, что обеспечивает их совместимость.

Серия 14000 содержит как основополагающие стандарты, так и нормативные стандарты.

Основополагающий стандарт ИСО 14001 «Системы управления в области окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО 14004 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам и сопутствующим технологиям» содержат рекомендации по организации управления охраной окружающей среды — от самооценки до процедуры регистрации и сертификации. Нормативные стандарты определяют требования к системе управления мерами по охране окружающей среды.

3. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства.

Метрологическое обеспечение – это комплекс научных и технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений в соответствии с требованиями стандартов.

Оценку качества продукции проводят при предпродажном контроле (оценка «первого лица» — производителя), при эксплуатации или после ремонта (оценка «второго лица» — потребителя) или при сертификации (оценка «третьего лица, независимого от производителя и потребителя).

Метрологическое обеспечение присутствует на всех уровнях управления производством:

§ нормативном, когда определяются основные принципы, цели, используемые инструменты и внутренние правила, относящиеся к системе менеджмента качества;

§ стратегическом, когда принимаются решения по выбору направлений деятельности, будущей конкурентоспособности продукции и управлению предприятием;

§ эксплуатационном (производственная деятельность), когда принимаются оперативные решения и дается оценка товаров и услуг, предлагаемых потребителю.

Метрологическое обеспечение наиболее эффективно решает стоящие перед ней задачи в тесной взаимосвязи со стандартизацией. Эта взаимосвязь, с одной стороны, обусловлена тем, что развитие общественного производства невозможно без достоверных и сопоставимых данных о характеристиках стандартизуемых объектов, а получение таких характеристик, в свою очередь, не может быть достигнуто без обеспечения единства и требуемой точности измерений. С другой стороны, сколько-нибудь эффективное метрологическое обеспечение невозможно без комплекса стандартизованных норм, правил и положений в этой области. Стандартизация пронизывает все основные виды деятельности в сфере метрологического обеспечения. Она создает основную предпосылку для обеспечения единства и требуемой точности измерений. Более того, общие правила и нормы метрологического обеспечения устанавливаются стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Эта область стандартизации быстро развивается. Утверждено и действуют более 350 государственных стандартов данной системы.

Метрологическое обеспечение наиболее тесно связано с такими объектами стандартизации, как методы контроля и испытаний продукции. Для этих объектов важно обеспечить комплексное решение целого ряда метрологических задач. К ним следует отнести установление номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, разработку и внедрение методик выполнения измерений требуемой точности. При этом эффективным путем упорядочивания массовых, типовых методик выполнения измерений является их стандартизация.

О наличии тесной связи между метрологическим обеспечением и стандартизацией свидетельствует и такая область деятельности, как государственный надзор и ведомственный контроль за соблюдением требований стандартов, многие аспекты которой непосредственно связаны с надзором за состоянием и применением средств измерений.

Без точной и объективной измерительной информации невозможно обеспечить эффективность производства и высокое качество продукции.

К измерительной информации в современных условиях предъявляются следующие требования: результаты измерений должны быть выражены в узаконенных единицах, должна быть достаточно точно известна погрешность выполняемых измерений, и эта погрешность не должна превышать пределов допускаемых значений.

Научной основой метрологического обеспечения является метрология.

Организационной основой метрологического обеспечения являются государственная и ведомственная службы.

Техническими основами метрологического обеспечения являются:

§ система государственных эталонов единиц физических величин;

§ система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерений;

§ система государственных испытаний и метрологической аттестации средств измерений;

§ система государственной и ведомственной поверки средств измерений.

Основные задачи метрологического обеспечения:

1. Определение основных направлений развития метрологии и путей наиболее эффективного использования научных и технических достижений в этой области, разработка научно-методических и организационных основ метрологического обеспечения на всех уровнях управления народным хозяйством;

2. Создание системы государственных эталонов единиц физических величин. Государственные эталоны – основа всех измерений в народном хозяйстве;

3. Планирование и проведение государственных испытаний средств измерений, утверждение типов средств измерений, допущенных к применению в России;

4. Государственная поверка средств измерений, надзор за производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений и соблюдением метрологических правил;

5. Развитие и совершенствование стандартизации в области метрологического обеспечения. Стандартизация охватывает все основные виды деятельности в сфере метрологического обеспечения во всех отраслях народного хозяйства. Стандартизация создает нормативную основу обеспечения единства и требуемой точности измерений;

6. Организация работ по международному сотрудничеству в области метрологии.

Метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации – это анализ и оценка принятых технических решений по выбору параметров, подлежащих измерению, установлению норм точности и обеспечению методами и средствами измерений процессов разработки, изготовления, испытания, эксплуатации и ремонта изделия. она проводится с целью обеспечения эффективности измерений при контроле изделий в процессе их разработки, изготовления, эксплуатации и ремонта; осуществляется на различных стадиях разработки документации.

Основными задачами метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации являются:

§ определение оптимальной номенклатуры измеряемых параметров;

§ оценка контролепригодности конструкций изделия;

§ установление соответствия показателей точности измерений требованиям эффективности и достоверности контроля и взаимозаменяемости;

§ установление соответствия показателей точности измерений требованиям обеспечения оптимальных режимов технологических процессов;

§ выявление возможности преимущественного применения автоматизированных средств измерений, оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальных трудоемкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности;

§ определение целесообразности обработки на ЭВМ результатов измерений.

Исходя из перечисленных задач, на основе анализа и оценки уровня и оптимальности принятых технических решений, эксперт должен знать предложения по исправлению недостатков.

Не следует смешивать метрологическую экспертизу и метрологический контроль. Метрологический контроль – это оценка принятых технических решений метрологических задач методом сравнения с конкретными требованиями к объекту экспертизы. Метрологический контроль осуществляют работники метрологических служб и специально подготовленные нормоконтролеры.

Средства измерений (СИ) – это средства, предназначенные для измерений, вырабатывающие сигнал (показание), несущий информацию о значении измеряемой величины, или воспроизводящие величину заданного размера. Они представляют собой конструктивно законченные изделия, предназначенные для измерений. СИ, предназначенные для целей воспроизведения единиц физических величин и передачи их размеров другим СИ, являются образцовыми. Все другие СИ, используемые не для этих целей, являются рабочими. С их помощью выполняют измерения при контроле качества продукции.

Для определения погрешностей СИ и установления пригодности к применению проводят их поверку. Средствами поверки являются сооружения, устройства, материалы и вещества, используемые для поверки.

Для экспертизы технической документации на СИ, определения степени соответствия установленным нормам, современному техническому уровню и целесообразности производства применяют государственные испытания. ГОСТ 8.383-80 устанавливает два вида государственных испытаний: приемочные и контрольные.

Внедрение измерительной техники является одним из важнейших направлений совершенствования метрологического обеспечения. Экономическая эффективность новых СИ определяется, в первую очередь, улучшением качества получаемой измерительной информации, что непосредственно влияет на качество изготавливаемой продукции.

Вопросы:

1. Обоснуйте важность международных стандартов в области экологии?

2. Какие законы приняты в РФ, связанные с охраной окружающей среды и утилизацией отходов?

3. Что такое метрологическое обеспечение и почему оно тесно связано со стандартизацией?

4. Что является технической основой метрологического обеспечения и какие требования предъявляются к измерительной информации?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: