Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра рекламы, социальной работы, психологии и педагогики
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Выполнил:
студент группы ЭСР- 06
Иванова М. Б.
Проверил:
к.с.н. доцент Кирсанова Н.В.
Новокузнецк 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Программа социологического исследования роли
благотворительных организаций в системе профилактики
социального сиротства
2. Рабочий план
3. Выводы
4. Рекомендации
Список использованных источников
Приложения
1. Программа социологического исследования роли благотворительных организаций в системе профилактики социального сиротства.
Актуальность. Анализ ситуации детства в России показывает, что положение детей, их защищенность в последние годы продолжает ухудшаться.
С середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира. В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дерти зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с последнего времени рост беспризорности. К сожалению, несовершенство системы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечение родителей, точное количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране назвать вряд ли возможно.
|
Профилактика этих явлений в детской и подростковой среде, в современных условиях должна рассматриваться как приоритетная задача не только государственных и муниципальных органов власти и социальных служб, но и не государственных, некоммерческих организаций.
Степень разработанности проблемы исследования.
Формирование социологического подхода к проблемам детства относятся к концу XIX началу XX века. Э Дюркгейм разрабатывает концепцию двойственной природы человека с соответствующей системой воспитания, выделяя общество в состояние аномии. В начале XX века в работах отечественных и зарубежных исследователей все большее место занимают проблемы неблагополучия семьи, трудных подростков, осмысление таких категорий как «безнадзорные», «беспризорные», «дети – сироты» и, наконец «дети, оставшиеся без попечения родителей». Говоря о современниках, можно привести работы таких ученых как Бреева Е. Б., Дроздов А. Ю., Кабанов С. Н., Кузнецова Т. Ю., Устинов В. С., Федотова Ю. В., Черняк Е.М., Шереги Ф.Э. и др.
Непосредственная деятельность служб по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей освещаются в трудах Алексеевой Л.С, Антонова В.Н., Дементьевой И.Ф., Иващенко Г.М., Кудрявцева Г.А., Павленка П.Д., Романова Е.Г., Суханова О. В., Ширгалина Б.Ш. и многих других. Вопросы, касающиеся форм устройства детей, рассматриваются Горячевым М.Д., Догляд В., Кузякиным А. П., Кречет Л.С, Михеевой Л.Ю. и так далее.
|
Проблемой развития некоммерческого сектора в России и его деятельностью в сфере социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимаются Шинелева Л.Т., Хухлина В.В., Холостова Е.И. и др.
Однако деятельность благотворительных организаций, в профилактике социального сиротства, до сих пор не определена, в связи с этим возникает вопрос какова роль таких организаций в проводимой профилактической работе с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними. Выяснению этой проблемы и посвящено данное исследование.
Объект: профилактическая работа по предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.
Предмет: профилактическая работа по предупреждению детской безнадзорности и беспризорности благотворительными организациями.
Цель: определить роль благотворительных организаций в проводимой профилактической работе по предупреждению социального сиротства среди несовершеннолетних и выявить наиболее эффективные пути развития данного направления.
Задачи:
- определить нуждаются ли службы социальной защиты в оказании помощи благотворительными организациями при проведении профилактических мероприятий;
- выяснить оказывается помощь благотворительными организациями социальным службам;
- оценить качество проводимых профилактических мероприятий благотворительными организациями.
Операционализация понятий:
1) Теоретическая интерпретация.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо законных представителей.
|
Беспризорный – безнадзорный не имеющий место жительства и (или) места пребывания.
Благотворительная организация – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ, целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категории лиц.
Группа социального риска – любое социальное общество, способствующее возникновению, развитию реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостаток в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствии; дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонением в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или при помощи семьи.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений социальной защиты населения других аналогичных учреждении и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо, в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровью либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественное действие.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Социальные сироты — дети, родители которых лишены родительских прав, дети, изъятые из семьи в связи с не обеспечением родителями заботы, ухода и воспитания своих детей, угрозой их здоровью, психическому состоянию и благополучному развитию;
Социальная служба – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательное учреждение, в которых содержаться (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения; учреждения системы здравоохранения и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
2) Эмпирическая и операциональная интерпретация.
· участие благотворительных организаций в профилактике социального сиротства;
- постоянно сотрудничают с органами социальных служб;
- помощь имеет разовый характер;
- затрудняюсь ответить;
- только при обращении, личной инициативы не проявляют;
- не участвуют.
· отношение социальных служб к профилактическим мероприятиям, проводимым благотворительными организациями;
безразлично отрицательно требует серьезной приемлемо хорошее отличное
доработки
0 1 2 3 4 5
· необходимость разработки новых методов профилактики социального сиротства.
Нет Не знаю Да
-1 0 1
В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что:
- помощь, оказываемая благотворительными организациями в профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, имеет разовый характер;
- результативность профилактики социального сиротства улучшится при наличии постоянного сотрудничества между органами социальных служб и благотворительными организациями;
- эффективность профилактики возрастет, если будут разработаны и внедрены новые методики работы на основе межведомственного взаимодействия.
Методы сбора информации:
1. Теоретические методы: анализ и синтез литературных источников, метод индукции и дедукции,системный и дифференциальный анализ, статистический анализ.
2. Эмпирической базой исследования послужили:
- данные вторичного анализа статистических материалов, документов социальных служб и благотворительных организаций;
- материалы анкетного опроса работников социальных служб города Новокузнецка. Тип выборки – стихийный отбор (n = 400);
- данные экспертного опроса методом интервью. Тип выборки «снежный ком» (n=10);
- материалы контент-анализа периодического издания «Кузнецкий рабочий», «Франт» и телепередач города Новокузнецка, проведенного исследователем за период 2007-2008 гг.;
2. Рабочий план
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Примечания |
Этап подготовки к полевому исследованию | |||
Обсуждение и утверждение программы и методического инструментария исследования | Консультации со специалистами по теме исследования | ||
Тиражирование методического инструментария для массового сбора информации | 450 анкет, 10 планов интервью, 500 карточек контент-анализа | ||
Этап полевого исследования | |||
Согласование организационных вопросов полевого исследования с руководителями социальных учреждений где будет проводиться исследование | Консультации с руководителями социальных служб города Москвы | ||
Подготовка респондентов к исследованию | Сообщения на собраниях | ||
Массовый сбор первичной информации | |||
Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций | |||
Анализ результатов исследования и подготовка предварительного отчета | |||
Научное обсуждение предварительного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования | С руководителем дипломного проекта | ||
Доработка и утверждение окончательного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования | С руководителем дипломного проекта |
3. Выводы
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) отражена тревога государства по поводу снижения ценностного отношения к детству и детям со стороны семьи, родителей, школы, а также общества в целом. Законом обозначены социальные институты, на которые возлагается обязанность заниматься профилактикой неблагоприятных явлений, и безотлагательные мероприятия, ориентированные на ее реализацию.
Иными словами, профилактика - это работа с несовершеннолетними, еще не оказавшимися за пределами семьи. Профилактика направлена в первую очередь на несовершеннолетних, составляющих «группу риска» - несовершеннолетние из неблагополучных семей, где родители не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию или жестоко обращаются с ними.
В систему профилактики, согласно Закону, наряду с органами управления социальной защитой населения, образованием, опекой и попечительством, по делам молодежи, внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних, службами занятости, входят и учреждения социального обслуживания, оказывающие разностороннюю практическую помощь семье и детям и развивающие на своей базе профилактическую работу, а также благотворительные организации.
Определению роли благотворительных организаций в профилактических мероприятиях было посвящено данное социологическое исследование, в котором приняло участие 67 специалистов социальных служб работающие с несовершеннолетними.
Большинство респондентов (88%) службы социальной защиты в оказании помощи благотворительными организациями при проведении профилактических мероприятий и согласны с тем, что благотворительные организации должны входить в учреждения системы профилактики социального сиротства (78%).
Хотя и благотворительные организации оказывают помощь (45%), но эта помощь имеет разовый характер (56%), что подтверждает первую выдвинутую гипотезу исследования, или в том случае если к ним обращаются за помощью, а личной инициативы не проявляют (19%), что, по мнению 66% респондентов недостаточно. Оценки за качество проводимых профилактических мероприятий благотворительными организациями специалисты социальных служб работающие с детьми распределили следующим образом: 0 – 4%; 1 – 21%; 2 – 16%; 3 - 49%; 4 – 3%; 5 – 6%.
Опрошенные специалисты считают что, необходимо разрабатывать новые методы по профилактике социального сиротства (82%), так как существующих мер по профилактике социального сиротства не достаточно (85%), а межведомственное взаимодействие повысит эффективность профилактики (82%), и именно поэтому на вопрос «Считаете ли Вы необходимым налаживание межведомственных связей с другими организациями?» 98,5% специалистов ответили «Да», более того 80,5% считают что, эффективность профилактики возрастет, если будут разработаны и внедрены новые методики работы на основе межведомственного взаимодействия, что подтверждает вторую и третью гипотезу.
Контент-анализ сообщений в СМИ, касающихся проблем детей, проведенный в городе Новокузнецке, что местное телевидение и городские газеты уделяют достаточное внимание проблемам, как детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в социально опасном положении, так и работе социальных служб по этому направлению. Создаются отдельные передачи, посвященные проблематике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. В целях привлечения спонсорской помощи в газетах и на телевидении освещаются все мероприятия, связанные с детьми.
В городе Новокузнецке работают три телекомпании - «Апекс – ТВ», «10 – канал», «НовоТВ», и две еженедельные информационные газеты - «Кузнецкий рабочий» и «Франт». В период 01.01.02 – 01.09. 07 гг. проблемы детей, оставшихся без попечения родителей освещались СМИ 104 раза, из них:
- часовая телепередача с участием депутата областной думы, посвященная проблемам приютов и детским домов, нехваткой их финансирования и перспективы на будущее;
- сорокаминутная беседа с председателем Комитета социальной защиты населения города Новокузнецка о проводимой профилактической работе с детьми из группы риска;
- 69 сюжетов в теленовостях, посвященных основным городским мероприятиям, проводимым для детей, оставшихся без попечения родителей и детей «группы риска»;
- 4 статьи в газете «Кузнецкий рабочий» о неблагополучных семьях города, работе приюта «Надежда», летнем отдыхе детей из неблагополучных семей в рамках проекта «Сыны Отечества» и результатах данного проекта, 17 заметок о мероприятиях с участием детей, состоящих на учете в социальных службах;
- 2 статьи в газете «Франт» о Дне матери, проводимом ежегодно социальными службами для семей группы риска, о результатах летней работы социальных служб в рамках проекта «Сыны Отечества», а также 10 заметок, посвященных различным мероприятиям с участием детей «группы риска» и детей, оставшихся без попечения родителей.
Результаты контент-анализа позволяют сделать вывод, что в настоящее время не только правительство, но и общественность обратила внимание на проблему детской безнадзорности и беспризорности, принимаются срочные меры, проблема получила широкое освещение в СМИ, но до действительно значимых результатов в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в Россия еще далеко.
Для более детального изучения проблем детей, оставшихся без попечения родителей в городе Новокузнецке, проведен экспертный опрос. Отбор экспертов проводился методом «снежного кома». В опросе приняло участие 10 экспертов: председатель Комитета социальной защиты населения города Новокузнецка, начальник юридического отдела Комитета социальной защиты населения города Новокузнецка, 2 начальника управления социальной защиты населения города, 3 начальника КЦСОН города, 4 специалиста отделов помощи семье и детям КЦСОНов города Новокузнецка.
Эксперты считают, что органы государственной власти, достаточно хорошо владея ситуацией, не готовы действовать адекватно сложившейся ситуации. С точки зрения экспертов, государственное решение об организации приютов и детских домов для детей, оставшихся без попечения родителей,– акт своевременный, но для более эффективной работы по устранению феномена беспризорности необходимо бороться с его причинами. По мнению экспертов, наиболее действенной формой такой работы является организация профилактической работы по предупреждению появления беспризорных, которая предполагает:
- создание электронного банка данных неблагополучных семей;
- более жесткие формы наказания за безответственное отношение родителей к детям;
- создание инновационных методик работы с несовершеннолетними, с целью их занятости и трансформации целевых установок;
- привлечение внимания церкви, творческих союзов, различных спортивных секций и так далее, к оказанию помощи детям, находящимся в социально - опасном положении.
Основываясь на вышеизложенном, можно утверждать, что для профилактики безнадзорности нужны совершенно иные, более радикальные подходы. Наряду с решением общих, довольно простых повседневных проблем детской и подростковой популяции, профилактика предполагает создание постоянно действующих, быстро отзывающихся на нужды и потребности детей социальных служб, располагающих высококвалифицированными кадрами специалистов (социологов, социальных работников, психологов, юристов, медиков, социальных педагогов), имеющих возможности для взаимодействия с любыми социальными институтами и способных самостоятельно, в любое время суток и в короткие сроки оперативно реагировать на неблагоприятные ситуации, в которые попадают несовершеннолетние. В организации подобных служб заложен механизм, способный дать ощутимый сдвиг в решении проблем, связанных с детской безнадзорностью, масштабы которой достигли критических пределов.
Определение приоритетов в работе по профилактике безнадзорности, тех организационных форм, в рамках которых получает свое наиболее полное воплощение, остается исключительно актуальным. Делая все возможное для того, чтобы все дети были счастливы и в будущем становились полезными, компетентными и воспитанными гражданами, государство обязано целенаправленно помогать тем из них, кому в силу ряда субъективных и объективных причин не способны обеспечить нормальную жизнедеятельность семья, родители.
Неотъемлемой частью профилактической работы является взаимодействие социальных служб с ведомствами и организациями, имеющими непосредственное отношение к профилактике безнадзорных, с обслуживаемыми ими клиентами или семьями, а также дифференцированное, индивидуализированное и точное знание проблем безнадзорных, их самих, условий их жизни и связей, что, собственно, и составляет основу содержания профилактической работы.
В результате поставленная цель исследования достигнута, выдвинутые гипотезы подтверждены.
4. Рекомендации
В заключении, основываясь на результате исследования можно дать следующие рекомендации:
- необходимо разрабатывать и внедрять новые методики работы по профилактике социального сиротства на основе межведомственного взаимодействия;
- необходимо постоянно привлекать к сотрудничеству благотворительные организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева Л.С. Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности: Метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2002
2. Артемьева Я.Б. Профилактическая и реабилитационная работа приюта в условиях активизации межведомственного взаимодействия. Материалы всероссийского совещания директоров специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. – Санкт-Петербург, 2002
3. Бобыкин В.М. Инновационные образовательные учреждения для детей-сирот. – Вологда: Вологод. ин-т развития образования, 2003
4. Государственная семейная политика. Опыт регионов в России по организации межведомственного взаимодействия по защите прав и интересов детей. - Москва, 2000
5. Грибанова Л. Детские деревни «SOS». Австрийский опыт на российской почве.- М.: Агентство социальной информации, 2001
6. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие.- М: «Дашков и К°», 2004
7. Об органах опеки и попечительства и защите прав детей. Проект Тасис «Поддержка партнерских связей в области образования, здравоохранения и социальной помощи» / Автор Мартти Кемппайнен, эксперт проекта. – М.: Министерство образования РФ, 2002
8. Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности: Метод. рекомендации. / Под общ. ред. Л.С. Алексеевой - М.: Просвещение, 2002
9. Панов А.М. Сотрудничество органов социальной защиты населения и социально-реабилитационных учреждений с общественными объединениями в сфере профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: практика и проблемы. Материалы всероссийского совещания директоров специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. – Санкт-Петербург, 2002
10. Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах России. – М.: АНО «Консультации для Ассоциаций и Фондов», 1998
11. Хухлина В.В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития. – М.: СТИ МГУС, 2000
12. Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. – М.: «Дашков и К°», 2002
13. Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска».– М.: Изд-во УРАО, 2001
Приложения
Приложение 1
Анкета для работников социальных служб
Уважаемый респондент!
Кафедра рекламы, социальной работы, психологии и педагогики СибГИУ приглашает Вас принять участие в исследовании роли благотворительных организаций в системе профилактики социального сиротства. Просим внимательно прочитать все вопросы анкеты и дать полные и искренние ответы, отметив любым значком позицию, соответствующую Вашему мнению, либо написав свой ответ в отведенном для этого месте. Анонимность гарантированна.
Заранее благодарим за сотрудничество!
1. Считаете ли Вы необходимым налаживание межведомственных связей с другими организациями?
001 Да;
002 Нет;
003 Не знаю.
2. На ваш взгляд как межведомственное взаимодействие повлияет на эффективность профилактики?
004 Только положительно;
005 Положительно, но не лишено отрицательных моментов;
006 Трудно сказать;
007 Отрицательно, но не лишено положительных моментов;
008 Только отрицательно.
3. Считаете ли Вы, что благотворительные организации должны участвовать в работе учреждений системы профилактики социального сиротства?
009 Да;
010 Нет;
011 Не знаю.
4. Нуждаются ли службы социальной защиты в оказании помощи благотворительными организациями при проведении профилактических мероприятий?
012 Да;
013 Нет;
014 Не знаю.
5. Оказывается ли Вам помощь благотворительными организациями?
015 Да;
016 Нет;
017 Не знаю.
6. Если оказывается, то как часто?
018 Постоянно сотрудничают;
019 Помощь имеет разовый характер;
020 Затрудняюсь ответить;
021 Только при обращении, личной инициативы не проявляют.
7. На Ваш взгляд достаточно ли благотворительные организации оказывают помощь в профилактике социального сиротства?
022 Да; 023 Нет; 024 Не знаю.
8. Как бы Вы оценили по пятибалльной шкале качество проводимых профилактических мероприятий благотворительными организациями?
9. Считаете ли Вы существующие меры по предупреждению социального сиротства достаточными?
031 Да;
032 Нет;
033 Не знаю.
10. Как вы думаете, необходима ли разработка новых методов по профилактике социального сиротства?
034 Да;
035 Нет;
036 Не знаю.
11. По Вашему мнению, эффективность профилактики возрастет, если будут разработаны и внедрены новые методики работы на основе межведомственного взаимодействия?
037 Да;
038 Нет;
039 Не знаю.
Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
12. Ваш пол:
040 Мужской; 041 Женский.
13. Ваш возраст:
042 До 30 лет; 043 (31-45 лет); 044 (46-55 лет); 045 (55 и больше лет).
14. Образование:
046 Неполное среднее;
047 Среднее;
048 Среднее профессиональное;
049 Неполное высшее;
050 Высшее.
15. Укажите наименование учреждения, в котором Вы работаете_____________
СПАСИБО!
Статистика полученных данных
№ п/п | Вопросы анкеты | Общее количество ответов | |
Чел. | % | ||
Считаете ли Вы необходимым налаживание межведомственных связей с другими организациями? | |||
да; | 98,5 | ||
нет; | |||
не знаю. | 1,5 | ||
На ваш взгляд как межведомственное взаимодействие повлияет на эффективность профилактики? | |||
Только положительно; | |||
Положительно, но не лишено отрицательных моментов; | |||
Трудно сказать; | |||
Отрицательно, но не лишено положительных моментов; | |||
Только отрицательно. | |||
Считаете ли Вы, что благотворительные организации должны входить в учреждения системы профилактики социального сиротства? | |||
да; | |||
нет; | |||
не знаю. | |||
Нуждаются ли службы социальной защиты в оказании помощи благотворительными организациями при проведении профилактических мероприятий? | |||
да; | |||
нет; | |||
не знаю. | |||
Оказывается ли Вам помощь благотворительными организациями? | |||
да; | |||
нет; | |||
не знаю. | |||
Если оказывается, то как часто? | |||
Постоянно сотрудничают; | |||
Помощь имеет разовый характер; | |||
Затрудняюсь ответить; | |||
Только при обращении, личной инициативы не проявляют. | |||
На Ваш взгляд достаточно ли благотворительные организации оказывают помощь в профилактике социального сиротства? | |||
да; | |||
нет; | |||
не знаю. | |||
Как бы Вы оценили по пятибалльной шкале качество проводимых профилактических мероприятий благотворительными организациями? | |||
Считаете ли Вы существующие меры по предупреждению социального сиротства достаточными? | |||
да; | |||
нет; | |||
не знаю. | |||
Как вы думаете, необходима ли разработка новых методов по профилактике социального сиротства? | |||
да; | |||
нет; | 1,5 | ||
не знаю. | 16,5 | ||
По Вашему мнению, эффективность профилактики возрастет, если будут разработаны и внедрены новые методики работы на основе межведомственного взаимодействия? | |||
да; | 80,5 | ||
нет; | 1,5 | ||
не знаю. |
Приложение 2
Контент-анализ
Перечень категорий анализа
· Категория – работа организаций по профилактике социального сиротства, в том числе благотворительных:
- аналитические газеты города Новокузнецка за 2000 – 2005 год;
- сюжеты телепередач Новокузнецкого телевидения за 2000 – 2005 год;
· Индикаторы:
- дети, не имеющие родителей;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- беспризорные дети, безнадзорные дети, бомжующие дети;
- детские дома;
- приюты временного содержания;
- социальное сиротство;
- нехватка финансирования детских программ;
- разработка инновационных программ направленных на помощь детям;
- разработка инновационных технологий социальной работы;
- внедрение инновационных технологий социальной работы;
- спонсорская помощь детям;
- работа органов социальной защиты с детьми;
- профилактика безнадзорности и беспризорности;
- семьи группы риска;
- опека и попечительство;
- работа благотворительных организаций с детьми;
- детские благотворительные акции;
- детские фонды;
- программы, направленные на детей;
- медицинская благотворительная помощь;
- правозащитные программы;
- материальная помощь;
- культурная программа для детей.
Карточки контент-анализа
Карточка № __________
Название газеты ____________________номер выпуска _________________ год 200_____
Название материала ____________________________________________________________
1. Номер полосы ________________________ 2. Объем _________________________