В практике идеологической работы могут возникать ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно либо вообще невозможно выделить объект — носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Как сформировать группу экспертов?
Центральный среди всех критериев отбора экспертов — их компетентность. Для ее определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода:
1) самооценка экспертов.
Наиболее простая и удобная форма самооценки экспертов— совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий»; При этом первой позиции приписывается числовое значение «1», второй — «0,5», третьей — «0». В таком случае совокупный индекс — коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по формуле:
k1+k2+k3
К=----------------
где k1 —числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний, k2 — числовое значение самооценки 'практического опыта и k3 — числовое значение самооценки способности к прогнозу.
При отборе экспертов методом самооценки возникает проблема ее завышения;
|
2) метод «снежного кома».
А также существуют методы объективных оценок компетентности экспертных таблиц и анкет, случайного отбора и др.
Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками.
В наиболее общем виде можно выделить три основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности; оценку степени достоверности данных массовых опросов; аттестация коллектива (или его членов) по уровням трудовой активности, политической сознательности, нравственной зрелости и т. д.
В процессе экспертных опросов реализуется целый ряд методов, которые можно разделить на очные и заочные. К очным методам относятся в первую очередь свободное интервью и «мозговая атака» («мозговой штурм»).
Используя метод свободного интервью, социолог лично обращается к эксперту, не имея жесткого, заранее составленного плана беседы. В этом случае интервью приобретает разведывательный характер, с его помощью уточняются некоторые теоретические аспекты проблемы, интерпретируются понятия и выявляются основные линии исследования. Для решения этих задач привлекаются эксперты в количестве не более 10—15 человек. Здесь нужно отдавать себе отчет в том, что узких специалистов по изучаемой проблеме не так-то много и названного количества вполне достаточно для достижения цели.
Что касается метода «мозговой атаки», то он предполагает коллективную очную деятельность экспертов. Этот метод очень сложен в организационном плане, поскольку собрать группу специалистов — людей очень занятых — в одно время и в одном месте не так-то просто. Но он может быть весьма эффективным. Выдвижение и коллективное обсуждение предложений по решению той или иной проблемы при возможности свободного высказывания самых неожиданных идей, обмена мнениями, творческой дискуссии, конечно, весьма плодотворно. Особенно эффективен этот метод тогда, когда проблема мало изучена и стоит задача поиска путей ее исследования и решения.
|
Заочные методы, в отличие от очных, проще и дешевле, но их эффективность и надежность не столь высоки. К заочным методам относятся: написание материалов в виде докладной записки эксперта; анкетирование с помощью рассылаемых опросных листов; метод Дельфи; метод шкальных оценок. Остановимся коротко на каждом из них.
Экспертная оценка, содержащаяся в докладной записке специалиста, базируется на анализе проблемы (процесса, явления) и тщательно готовится экспертом. Она (оценка) может быть использована социологом для определения круга исследовательских задач, требующих своего решения.
Рассылаемый экспертам опросный лист представляет собой перечень вопросов с просьбой дать развернутые письменные ответы на них в свободной форме (по сути, это как открытые вопросы анкеты). Однако уровень возвращаемости анкет при использовании этого метода не всегда высок. Опросный лист может содержать вопросы и формализованного характера. В этом случае подученная информация подлежит не только качественному, но и количественному анализу
|
Дельфийский метод (разработан в США в 1950-х гг.) представляет собой многократный экспертный опрос одной и той же группы людей. На каждом последующем этапе экспертов знакомят с результатами предыдущего, при этом просят обосновать свою точку зрения, если она сильно отличается от остальных. Экспертные оценки даются по специально разработанным шкалам. Крайние оценки и их мотивировка обсуждаются всеми участниками опроса. Групповая экспертная оценка считается надежной при условии согласованности ответов опрашиваемых. Этот метод характеризуется анонимностью, регулируемой обратной связью, статистически обоснованными результатами
Метод шкальных оценок подразумевает применение различных специально разработанных шкал для количественной оценки информации, полученной при анкетном опросе экспертов. Построение шкалы оценок, хотя и представляет собой сложную задачу и требует математической обработки, может дать ценную аналитическую информацию об экспертных оценках.
Методы анализа экспертных оценок. Применение различных М. а. э. о. дает возможность как получения обобщенных данных, позволяющих определить групповое мнение экспертов, так и получения новой информации, содержащейся в латентной форме в экспертных оценках. Выбор конкретного метода анализа зависит от выбора метода измерения экспертных оценок.
Экспертное оценивание используется в решении плохо формализуемых проблем, которые условно можно разделить на два класса. К первому относятся проблемы, обеспеченные достаточным количеством информации. В оценивании проблем первого класса эксперт рассматривается как хороший измеритель, а групповое решение экспертов близко к истинному решению проблемы. Для анализа экспертных оценок проблем первого класса применяется математическая статистика, предоставляющая широкий набор методов.
В большинстве прикладных исследований проблем первого класса экспертные оценки используются для выделения существенных факторов и их ранжирования либо для ранжирования самих объектов оценивания. Для анализа таких оценок используют методы ранговой корреляции, позволяющие определить степень согласованности мнений экспертов и методы построения обобщенной ранжировки, дающие возможность либо прямым путем формировать матрицу обобщенных ранжировок, либо путем перехода от матрицы ранжировок к матрице парных сравнений.
Использование парных и множественных сравнений дает возможность применения техники проверки согласованности в духе дисперсионного анализа и получения результирующего предпочтения в шкале порядка.
Балльное оценивание имеет естественным завершением возможность получения различных вариантов средних экспертных оценок.
В оценивании проблем второго класса экспертные оценки получаем либо в вербальной форме, либо в виде вероятностных оценок. В этом случае возникает необходимость предварительного анализа неоднородности экспертной группы, поскольку средние, центральные оценки могут утратить содержательный смысл, оказаться хуже индивидуальных или групповых оценок. Анализируется распределение экспертов в многомерном пространстве признаков. Каждый эксперт в этом пространстве может быть представлен точкой с координатами, соответствующими его оценкам признаков.
Вербальные экспертные оценки исследуются традиционными методами анализа документов.
Вероятностные экспертные оценки могут быть получены и обработаны методом анализа на проблемных сетях, позволяющего говорить на одном языке о проблемах как количественных, так и качественных, как хорошо, так и плохо структурируемых. Метод анализа на проблемных сетях дает возможность включения в исследование формальных моделей, что расширяет пути применения компьютерных средств. Использование этого средства анализа позволяет осуществить переход от сгенерированных условных экспертных оценок к безусловным.
В ситуации формирования экспертных оценок при наличии априорной и апостериорной информации используется байесовский подход, позволяющий определить вероятности при обратном анализе, когда рассчитывается вероятность определенного исхода для раннего из двух зависимых событий при данном исходе второго события, что особенно важно в социологических исследованиях, когда мы диагностируем различные социальные изменения, не имея возможности точного указания их причин;
Е) тестирование.
Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и общностей.
По предмету исследования можно выделить три класса тестов:
(а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности,
(б) личностные — специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т. д.),
(в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного "давления" группы на ее членов и др.
Общие особенности психологических тестов определяются предметом изучения и спецификой применяемой техники. С точки зрения технических приемов, обычно выделяют четыре разновидности тестов:
(а) так называемые объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания (например, измерение кожногальванического рефлекса служит индикатором эмоционального состояния);
(б) опросные методики или субъективные тесты, как, например, общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела. Эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения;
(в) тесты "с карандашом и бумагой", например, для диагностики внимания - вычеркивание определенных букв в тексте ("корректорский тест") или вычерчивание оптимального выхода из лабиринта (оценка некоторых свойств интеллекта) и т. д.;
(г) тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых, например, активно используемая в практике отечественных психологов методика ГОЛ - групповой оценки личности.
Непременная особенность тестовой методики - многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики. В сущности, тест представляет серию испытаний, по совокупному выполнению которых определяется степень выраженности данного свойства.
Тестовые показатели всегда относительны. Точка соотнесения итогового балла (индекса) определяется статистически на значительной группе испытуемых (обычно около 200 - 300 лиц).
Любой тест может быть применен только к группам испытуемых, которые аналогичны базовой — той самой, на которой отрабатывались тестовые задания. Для измерения одного и того же свойства (например уровня импульсивности), но в разных половозрастных или социальных группах при сохранении общего принципа используются специфические наборы заданий.
С тем же требованием - быть адекватным изучаемому объекту - связана адаптация тестов, первоначально разработанных в иных социально-культурных условиях. В вербальных процедурах это касается и непосредственно языковых проблем. Простой перевод на другой язык часто искажает не только смысл пункта, но и его "вес" в общей шкале. Замена данного пункта другим ведет опять-таки к изменениям в корреляционных связях с другими показаниями теста. Поэтому адаптация разработанного теста - сложная исследовательская работа.
Контрольные вопросы:
1. Общая характеристика и условия использования социологического опроса. Виды опросов и критерии их классификации.
2. Виды вопросов, применяемых в социологическом опросе и критерии их оценки.
3. Анкетный опрос как разновидность социологического опроса, его преимущества и недостатки.
4. Социологическая анкета как основной инструмент опроса, ее логическая и организационная структура.
5. Почтовый опрос как разновидность социологического опроса.
6. Интервью как разновидность социологического опроса. Виды интервью.
7. Требования к проведению интервью. «Эффект интервьюера» и способы его нейтрализации.
8. Техника проведения экспертного опроса.
Лекция №2 Методы измерения социальных установок
С научных позиций социальную установку можно определить как «общую ориентацию человека на определенный социальный объект, предшествующую действию и выражающую предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта».
Установка, как правило, связана с каким-то интересом, потребностью личности. Однако последняя приобретает конкретную форму, направленность только тогда, когда ясно осознан объект интереса. Объективированная, приобретая предметную форму, потребность есть установка. Она-то и предопределяет характер, направленность удовлетворения потребности. Поскольку формы удовлетворения могут быть разнообразными, постольку одна и та же потребность может лежать в основе различных установок, мотивирующих отличные друг от друга формы поведения личности.
Установка обладает такой характеристикой, как направленность, делает возможным прогноз характера массового действия, нацеленного на разрешение социального противоречия. Если установка имеет положительную направленность, то она мотивирует действие созидательного характера, если отрицательную - разрушительного.
Исследование установок методами прикладной социологии важно именно для прогнозирования возможного поведения масс, выявления степени остроты противоречия, конфликтности ситуации, складывающихся в сфере политических, национальных, экономических, экологических и иных отношений.
Шкалы для измерения социальной установки
Шкала самооценки. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде некоторой числовой оси с положительными и отрицательными градациями.
При конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного» вопроса ее позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделенных «нейтральной» позицией. В социологической практике чаще всего применяется "шкала самооценки с пятью позициями. Приведем пример такой шкалы:
«Как Вы относитесь к кооперативам?»
- полностью одобряю их деятельность
- в целом положительно, хотя их деятельность не лишена недостатков
- они меня не интересуют (или: с безразличием; или: затрудняюсь дать оценку)
- в их деятельности больше отрицательного, чем положительного
- считаю их деятельность очень вредной.
Шкала в приведенном примере включает две положительные и две отрицательные позиции, разграниченные одной нулевой позицией. Первые две позиции «регистрируют» соответствующую степень положительной установки, последние две — отрицательной. «Нулевая» позиция может иметь две интерпретации: она либо обозначает «нейтральное состояние» установки (позиции типа «с безразличием», «они меня не интересуют»), либо является просто разделительной границей между положительной и отрицательной установками при ответах типа «затрудняюсь дать оценку».
Числовая шкала самооценки имеет вид числовой оси с положительными и отрицательными делениями. Число делений, расположенных симметрично относительно точки «О», специально не ограничивается. Однако наиболее оптимальной для исследовательской практики считается шкала, включающая 21 деление. Приведем пример такой шкалы
«Отметьте, пожалуйста, Ваше отношение к кооперативам, зачеркнув крестиком соответствующую позицию на числовой оси»:
полностью нейтральное полностью
отрицательное положительное
Основной недостаток шкалы самооценки — высокая степень ее субъективности.
Сложность конструирования других видов шкал измерения установок связана именно с попыткой избежать подобной субъективности оценок (самооценок), а также обосновать равенство интервалов между позициями шкалы. Ибо без этого математические операции с первичной информацией весьма условны и могут вести к большим погрешностям.
Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что результаты измерения установок при ее помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал.
Наиболее простой прием измерения установок по правилам такой шкалы - ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя.
Когда хотят, чтобы цель выявления установок для респондентов оставалась скрытой, в эту шкалу вводятся «фиктивные» объекты. В таких ситуациях среди ранжируемых объектов значимы один или несколько
Более сложный вариант измерения установок при помощи ранговой шкалы - метод парных сравнений.
Суть его заключается в следующем. Обозначенные на карточках объекты (их наименования) для оценки парами поочередно показывают респондентам, предлагая им указать более предпочитаемый. При этом такой сравнительной оценке подвергаются все возможные сочетания пар объектов Например, если ранжированию подлежат четыре объекта (А, Б, В и Г), то оценке подлежат следующие сочетания пар: АБ, АВ, АГ, БВ, БГ, ВГ, то есть всего шесть. Количество парных сочетаний (Q), образуемых при изучении установок респондентов относительно некоторого числа объектов (n), вычисляется по формуле:
n!
Q = -----------------------
2(n—2)!
Сложность применения метода парных сравнений заключается в том, что с ростом числа объектов, подлежащих оценке респондентом, резко возрастает число пар.
Метод парных сравнений успешно может быть использован для измерения «социальных дистанций». То есть если, например, доля (в процентном выражении) респондентов, отдавших предпочтение французам при их сравнении с немцами, равна доле отдавших предпочтение итальянцам при их сравнении с англичанами, то правомерно утверждать, что относительная «социальная дистанция» между французами и немцами такова же, как между англичанами и итальянцами.
Шкала Богардуса. Ее основное предназначение — измерение национальных и расовых установок. Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя все последующие и исключает все предыдущие. Вопрос для нее имеет следующую формулировку: «Какие взаимоотношения с представителем соответствующей национальности для Вас приемлемы?»
— брачные отношения
— личная дружба
— быть соседями
— быть коллегами по работе
— быть жителями одного города, поселка, села
— быть согражданами одной республики
— быть согражданами страны
— не возражаю против их выезда из страны
Шкала Терстоуна, являющаяся интервальной. Процедура ее построения состоит из следующих этапов:
1) пдбираются 100 - 200 всевозможных суждений, выражений, касающихся изучаемой установки. Они должны быть как положительной, так и отрицательной направленности;
2) формируется группа экспертов (от 50 до 100 человек), в задачу которых входит распределить все суждения в 7, 9 или 11 групп так, чтобы каждая последующая группа включала в себя суждения, менее тесно связанные с содержанием изучаемой установки;
3) суждения, которые распределяются по группам хаотично, отклоняются. Те же, большая часть которых накопилась в смежных группах, остаются. Для них вычисляется средняя арифметическая. В дальнейшем ее принимают в качестве веса соответствующего суждения;
4) сохраненные суждения вновь перебираются, сформулированные наименее ясно, двусмысленно, расплывчато— отклоняются. В итоге остаются от 15 до 30 наиболее четких суждений, разделенных друг от друга «равными» интервалами. За числовую величину интервала принимается значение дисперсии;
5) оставшиеся суждения образуют позиции шкалы измерения установок. Их можно расположить в любом порядке. Интенсивность установок респондентов оценивается на основании вычисления среднего веса позиций шкалы, отмеченных ими.
В социологической практике шкала Терстоуна применяется для изучения политических, национальных, антимилитаристских и других установок.
Метод семантического дифференциала, разработанный Осгудом. Он основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки. Примеры подобных сочетаний: темная - светлая личность, прекрасная - ужасная политика, человечный - бесчеловечный поступок и т. д. В социологической практике наиболее распространен семантический дифференциал, включающий три пары антонимов. Например, для оценки степени «активности»: энергичный - скованный, монотонный - резкий, быстрый - медленный.
Для повышения точности измерения установки при помощи семантического дифференциала между антонимами располагают числовую ось, в результате чего для каждой пары антонимов получают пяти- или семи балльную шкалу.
приятный неприятный
чистый грязный
добрый жестокий
Общая оценка интенсивности и направленности измеренной установки рассчитывается по формуле:
2∑xi
W = ----------
i(z-l)'
где Xi - средняя арифметическая по i-й шкале;
i - число шкал (в нашем случае i = 3);
z - число позиций шкалы (в нашем случае z=7);
W изменяет величину от +1 (полностью положительная установка) до -1 (полностью отрицательная установка).
И другие шкалы.
Контрольные вопросы:
1. Понятие «социальная установка», особенности его операционали заци в социологическом исследовании.
2. Методы измерения социальных установок: шкала самооценки; метод парных сравнений; шкала Богардуса; шкала Терстоуна; методика Рокича; шкалограммный анализ Л. Гутгаана; методика В. Ядова.
3. Надежность измерения социальной информации.
4. Понятие, виды и принципы создания тестов.
5. Основные требования к процедуре тестирования.
6. Использование метода смысловых ассоциаций в тестировании. Семантический дифференциал Осгуда.
Лекция № 4 Качественные методы в социологическом исследовании
Качественная социология занимается субъективным аспектом реальной практики проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациям: что значит в данном обществе "быть врачом" или "быть учителем" и какова практика отношений "врача" и "учителя" в реальности. Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных данных; для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей, их практики - второго ряда проблем - необходимо знание, основанное преимущественно на понимании и интерпретации.
Общая стратегия качественного подхода состоит в открытом, поисковом, неструктурированном характере анализа проблемной ситуации. Внимание исследователя направлено на укрупненное (как под микроскопом) рассмотрение отдельных субъектов в единстве их объективного и субъективного социального опыта.
Использование качественных методов является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъективных факторов. Качественные исследования позволяют также изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений.
Качественную парадигму называют иногда гуманистической социологией, а также интерпретативной или понимающей - в соответствии с теоретическими концепциями, лежащими в основе данного направления.
В отличие от структурализма, где социальные структуры представляются как довлеющие над индивидом, что и обеспечивает социальный порядок в обществе, здесь индивиды понимаются как агенты социального действия (Г. Зиммель, Дж. Мид, М. Вебер). Они не являются продуктами или более того "жертвами" социального мира, но скорее думающими, чувствующими, действующими субъектами, которые творчески участвуют в создании мира вокруг себя, придают свой смысл и значение как собственному поведению, так и поведению других. Большие социальные системы при таком подходе рассматриваются как возникающие из сложного процесса взаимодействий, в котором общие "смыслы и значения" устанавливаются и, в определенной мере, разделяются всеми участниками социального взаимодействия. Например, всем понятно, что означает одно слово "да!" произнесенное во время обряда бракосочетания. Оно символически структурирует все действия и имеет одинаковое смысловое значение для всех участников обряда.
Поэтому качественную социологию называют также субъективной социологией. Следуя традициям Макса Вебера, социолог -"качественник" выясняет, какие значения придает субъект своему действию. Эти субъективные значения интерпретируются исследователем и выстраиваются в определенной логической последовательности для конструирования типических моделей человеческого поведения.
Ее можно назвать также микросоциологией или «фрагментарной» социологией, ибо при таком подходе внимание концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий (интеракций). Г. Зиммель считал, что глобальные социальные теории в социологии невозможны. В своем анализе он опирался на "микроосновы" человеческого опыта, в первую очередь — его культурную составляющую, благодаря чему, по мнению Зиммеля, возможно, с одной стороны, понимание индивидуального опыта реальной жизни, с другой — видение общества как целого мозаичного полотна, сотканного из множества "фрагментов".
Качественную методологию часто называют интерпретативной или понимающей, так как здесь социолог рассматривает действия социальных агентов как мотивированные, имеющие смысл и ориентированные на других. Эти действия подлежат анализу именно посредством проникновения в те смыслы и значения, которые им придают сами люди, то есть путем понимания и интерпретации социальных действий (М. Вебер, Г. Зиммель).
Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас, X. Блюмер) привнес в качественную социологию представление о языке, как ключевой основе для интерпретации смыслов социальных коммуникаций. Согласно этому подходу, интеракции в обществе обеспечиваются посредством языка, через обмен жестами, символами. Человеческое действие не может быть понято только лишь на основе фиксации его внешних проявлений, для этого необходимо познание внутреннего символического смысла, воплощенного в языке, понятном участникам взаимодействия.
В феноменологической традиции, эти идеи развиты вплоть до представления о том, что понять мотивы поведения человека можно лишь исходя из представления о его биографической ситуации, по словам А. Шюца, его "жизненном мире". Люди субъективно конструируют социальную реальность, привнося в каждую социальную ситуацию свои мотивы и модели поведения (П. Бергер и Т. Лукман) и, когда такие ситуации повторяются, применяют те же мотивы и модели поведения, типизируя их. Так внутренний мир субъекта становится достоянием других, типизируется и, в конечном счете, "институцианализируется".
Этнометодология опирается на исследование смыслов (значения) поведения путем эмпирического наблюдения за рутинной каждодневной практикой людей. Обычные люди считаются здесь экспертами, более компетентными в своем каждодневном опыте, чем кто-либо из профессиональных социологов. И это используется как источник познания повседневной практики отдельных социальных групп. Данный аспект анализа называют также фольклорной социологией (Г. Гарфинкель).
Итак, с точки зрения методологии качественная или гуманистическая социология является по своей сути микросоциологией; исследователь концентрирует внимание на субъекте, агенте социального действия и обращается прежде всего к его личностному повседневному опыту и взаимодействиям с другищи, выраженным в словах, высказываниях, рассказах о Собственной жизни. Анализируя интерактивную информацию (слова, жесты, коммуникативные символы), социолог осмысливает и интерпретирует особые формы локального социального существования людей; он обобщает свои наблюдения и переводит их на язык научных терминов для теоретической интерпретации скрытого социального смысла или механизмов функционирования данного аспекта социальной реальности.
Сказанное можно теперь суммировать в схеме, которая дает представление о различиях двух подходов (схема).
Различие стратегий исследования при качественном и количественном подходах
Парадигма количественного подхода | Парадигма качественного подхода |
Теоретико-методологическая база | |
- Реализм - Достоверное, объективное знание - Описание логических связей между отдельными параметрами | - Феноменология - Релятивизм - Описание общей картины события или явления |
Фокус анализа | |
- Общее, генеральное - Классификация путем отождествления событий, случаев - В центре внимания — структуры; внешнее: объективное | - Особенное, частное - Описание событий, случаев - В центре внимания — человек; внутреннее: субъективное |
Исследовательские цели, задачи | |
- Дать причинное объяснение - Измерить взаимосвязи | - Интерпретировать, понять наблюдаемое - Концептуализировать |
Единицы анализа | |
- Факты, события | - Субъективные значения, чувства |
Валидность (надежность) | |
- Достоверное повторение установленных связей | - Реальное насыщение информации |
Логика анализа | |
- Дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий | - Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. — к концепциям |
Стиль | |
- Жесткий, холодный - Систематизация | - Мягкий, теплый - Воображение, представление о... |
Разновидности качественных исследований.
Многообразие тактик, применяемых в настоящее время в области качественной социологии, в целом можно свести к следующим наиболее распространенным: кейс-стади, этнографические исследования, устная история, история жизни, история семьи, grounded theory.
Исследование отдельной общности - кейс-стади (case study) Дословный перевод: "исследование случая" — традиционное поле изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом прежде всего может быть замкнутая общность, труднодоступная для анализа другими методами: "дно" общества, социальные элиты, религиозные секты, а также и производственные коллективы.
Обычно объектом анализа является один случай. При сравнении его с другими их число не должно превышать трех-четырех случаев. В дневнике наблюдений детально регистрируются как обычные (повседневные) так и экстремальные ситуации в жизнедеятельности объекта наблюдения по временным единицам (часы, дни, недели). Все факты, комментарии, идеи обсуждаются в группе исследователей.
Предметом изучения в кейс-стади могут быть и социально-психологические особенности отдельной личности, представляющей самостоятельный интерес как "клинический" случай.
Специфика кейс-стади состоит в глубинном изучении своеобразия объекта, выводы о результатах обычно носят сугубо локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций по разрешению конфликтов или более успешному функционированию общности.
Этнографические исследования как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения. Источниками информации в этнографическом исследовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.
Исторические исследования, или устная история, обычно описывают субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Интерес социолога может быть направлен на изучение локальных или общезначимых исторических событий (история движений, организаций; населенного пункта). Особенность данного направления - отношение к информанту как очевидцу исторических событий. Поэтому с точки зрения методики здесь на первом плане — проблемы его правдивости, адекватности воспоминаний, возможности его памяти. Для этого необходим - глубокий анализ социально-исторического контекста. Обычные источники информации: мемуары, дневники, письма, интервью и, конечно, имеющиеся официальные исторические свидетельства.
История семьи. Это направление изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее "непрерывности" как социального феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от поколения к поколению, передачи "культурного капитала" или трансформации ценностей.
Источниками информации здесь служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы.
История жизни человека от детства к взрослению и старению является, пожалуй, одним из самых распространенных направлений в качественной социологии. Метод получения информации - биографическое интервью представляет собой жизненное повествование как своего рода "сценическое представление" (метафора Э. Гоффмана) о себе и своей жизни. Интерес исследователя может быть направлен на сам способ построения рассказа о жизни, путь "конструирования" биографии для выявления социальной идентификации респондента.