Понятия «организационные» и «управленческие» изменения




Тема 1 Природа и характеристики изменений с точки

Зрения организационного развития

 

Вопросы:

1. Предприятие как система

2. Направления анализа внешней и внутренней среды предприятия

3. Понятия «организационные» и «управленческие» изменения

4. Классификация управленческих изменений

5. Мотивы и стимулы внедрения изменений

6. Особенности управленческих изменений

Предприятие как система

 

Современная организация – открытая си­стема, испытывающая на себе влияние внешней среды и, в свою очередь, оказывающая на нее влияние.

Главный источник при­бавочной стоимости, создаваемой в организации – люди, обладающие знаниями.

При управлении современной организацией необходимо учитывать непривычность и неожиданность будущего развития.

Современные предприятия - сложные си­стемы взаимодействующих и упорядоченных внутренних эле­ментов, образующих устойчивую целостность и находящихся во взаимодействии с внешней средой.

К элементам системы «предприятие» от­носятся [5]:

- цели,

- задачи,

- структура,

- ресурсы,

- технологии,

- резуль­таты,

- объекты,

- менеджмент.

Элементы системы «предприятие» формируются, используются и преобразуются для повышения эффективности деятельности предприятия.

В целях выживания и развития предприятие вынуждено приспосабливаться как к внутренним, так и к внешним измене­ниям. Сотрудники предприятия и группы сотрудников также должны развиваться, совершенствоваться и приспосабливаться к изменениям на предприятии.

Изменения могут осуществляться на уровне отдельного со­трудника, группы сотрудников и предприятия в целом. При переходе на каждый следующий уровень изменения становятся все более сложными в реализации и требуют большего времени. Изменение, которое влияет на сотрудника, например, измене­ние его служебных обязанностей, займет меньше времени и бу­дет менее трудным при реализации, чем изменение стратегии предприятия.

 

Вопрос 2 Направления анализа внешней и внутренней среды

предприятия

 

Основная задача анализа внешней среды — это отслежива­ние и изучение окружающих организацию различных факторов Для выявления изменений, трендов, возможностей и угроз, фак­торов риска. Отслеживание изменений во внешней среде спо­собствует своевременному принятию мер по использованию возможностей и нейтрализации факторов риска. Основные на­правления анализа внешней среды организации представлены в табл. 1.1.

 

 

Таблица 1.1 – Основные направления анализа внешней среды

Факторы внешней среды Компоненты факторов внешней среды
Экономические Состояние экономики, темпы инфляции и уровня занятости, стабильность нацио­нальной валюты, налоговые ставки, процент­ные ставки
Рыночные Глобализация рынка, его региональная дифференциация, уровень конкуренции в отрасли, типы конкуренции, ограничения на конкуренцию, перспективы рынка
Технологические Используемые технологии, распространение новых технологий, скорость морального устаревания технологий, перспективы НТП
Политико-правовые Изменения в законодательстве, надежность судебной и исполнительной властей, защита прав собственника, потребителя, производи­теля
Социально-политические Сдвиги в политической системе
Социально-культурные Демографические сдвиги, изменения в системе ценностей, уровень образования, традиции, стереотипы
Физико-экологические Климатические условия, нагрузка на экоси­стему, экологические требования

 

При анализе внешней среды необходимо учитывать ее ос­новные характеристики (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Основные характеристики внешней среды

Характеристики внешней среды Параметры, влияющие на характеристики среды
Сложность Число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариант­ности каждого фактора
Подвижность Скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия
Неопределенность Относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности
Взаимосвязь факторов Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

 

Влияние внешних факторов на развитие организации безуслов­но, и оно возрастает в современных условиях.

Внешняя среда организации характеризуется рядом особенностей:

потребитель диктует что, когда и в каком виде он хочет получить;

конкуренция на рынке ввиду глобализации резко обос­тряется;

потребности потребителей и ситуация на рынке меняются с возрастающей скоростью;

ускорение научно-технического прогресса создает стреми­тельный поток новейших технических средств, программного обеспечения, методов управления и информационных техноло­гий;

нестабильность рынка ресурсов высока и т.д.

Но не меньшее значение для анализа источников организа­ционных изменений имеет учет внутренних факторов.

Главной задачей изучения внутренней среды организации является выявление особенностей организации (сильных и сла­бых сторон) в целях использования этих знаний при создании своих конкурентных преимуществ.

В табл. 1.3 систематизирова­ны объекты анализа сильных и слабых сторон организации.

Таблица 1.3 - Объекты полного анализа сильных и слабых сторон организации

Область исследования Объект исследования
Организация Тип организационной структуры Структура полномочий и ответственности Система координации (нормы, правила, регламенты) Система планирования Система контроля Фактическая практика работы с субъектами или процес­сами Интересы внутри предприятия
Персонал Отношения (степень энтузиазма, моральный климат, согласованность интересов) Профессиональная компетенция (знания, квалификация, технические навыки и умения, профессиональный опыт) Численность
Маркетинг Сила продавца Знание потребителя (потребностей, состава, численности, лояльности, динамики) Потребительские свойства продукции Перечень продуктов Качество сервиса Репутация
Технология Установленное оборудование Технологии производства Степень моральной новизны оборудования, технологий Усовершенствование продукции, наличие новых разрабо­ток, патентов, лицензий Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Продукт Качество и новизна продукта Стадия жизненного цикла Экономичность производства Перспективы
Ресурсы Материальные Финансовые Информационные Интеллектуальные Трудовые Особенности доступа к ресурсам
Финансы Оборот Рентабельность продукции Возврат на вложенный капитал, инвестиции Скорость роста
Организаци­онная культура Ценности производства Ценности коллектива Особенности культуры

Как известно, коммерческая организация при рыночных от­ношениях представляет собой социальную систему, развиваю­щуюся по аналогичному принципу, но в качестве движущих сил выступают производственные мощности и система управления. Если система управления в начале этапа оптимальна, производ­ственные мощности растут достаточно быстро и начинают сдер­живаться отстающей системой управления организацией. В ре­зультате рассогласования возникает кризис, приводящий либо к стагнации и потере конкурентных преимуществ, либо к кар­динальной перестройке системы управления и открытию новых горизонтов.

Очевидно, что коммерческая организация – динамично ме­няющаяся система, для которой остановка практически всегда означает вытеснение конкурентами. Не принимая во внимание изменений и откладывая рассмотрение перемен и дальнейшего развития, организация ставит под угрозу эффективность своей работы и свое положение на рынке.

Перемены, которые были не так давно внешними, становят­ся внутренними. Необходимость перемен становится неизбеж­ной в такой ситуации. Быстрота, с которой происходят социаль­ные изменения, и растущая сложность условий окружения уже сами по себе определяют необходимость в частых организаци­онных изменениях. Таким образом, любая организация, стремя­щаяся к развитию либо выживанию в динамичной обстановке, должна находиться в процессе непрерывных изменений, так как в противном случае ставится под угрозу ее способность к даль­нейшему функционированию.

Поэтому современные условия работы большинства органи­заций таковы, что проведение изменений превратилось из чрез­вычайного события в постоянный планомерный процесс. Орга­низации вынуждены становиться гибкими, постоянно реагиро­вать на изменения внешней среды, вырабатывать и реализовывать локальные и глобальные проекты изменений своей деятельно­сти, которые должны протекать без потери контроля над орга­низацией.

В условиях динамизма социально-экономической, полити­ческой, правовой среды, высокой неопределенности внешних и внутренних процессов наиболее актуальными для современ­ных организаций являются проблемы управления организаци­онными изменениями, а также специальной подготовки управ­ленческих кадров в области управления изменениями. Многие организации становятся перед вопросом, как адаптировать при­вычную организацию бизнеса к внешним изменениям. Иными словами, организации ищут возможность приспособиться к но­вой ситуации, и одним из вариантов в этом случае является перестройка системы управления организацией.

В отечественной практике управления отчетливо проявляет­ся проблема отсутствия методического обоснования путей и способов проведения изменении в организациях, моделей раз­работки и управления изменениями в ходе комплексных про­грамм изменений. Российскими организациями уделяется недо­статочно внимания анализу процесса адаптации, выработке на­правлений преобразования, разработке моделей и механизмов управления изменениями, которые можно было бы использо­вать при сложившейся системе управления.

Высокий уровень неопределенности применения вариантов решений, сложность и непроработанность процессов организа­ционных изменений обусловливают необходимость всесторон­него изучения этих процессов. Однако сложившиеся методики и модели управления изменениями, успешно апробированные в некоторых организациях, могут помочь повысить положитель­ный эффект, тем самым ускоряя процесс развития организации. Поэтому изучение и разработка методологических основ управ­ления изменениями и применение их в организациях могут су­щественно повлиять на развитие организаций в целях повыше­ния их конкурентоспособности на рынке.


 

 

Понятия «организационные» и «управленческие» изменения

 

В организациях различного уровня вне зависимости от состояния дел могут формироваться измене­ния различного характера, например социально-культурные, технологические, технические, информационные и т.д.

В настоящее время авторами дается интерпретация органи­зационных изменений в контексте различных понятий: «разви­тие», «совершенствование», «реорганизация», «реструктуриза­ция», «трансформация», «преобразование», «реформирование». Однако основополагающим понятием в существующей терми­нологии, устанавливающим отношения между разными поняти­ями, на базе проведенного анализа является понятие «организа­ционное изменение».

Ключевые критерии понятия «организационное изменение» отражают [2]:

основные цели и причины изменений;

прогрессивный характер изменений — реформирование системы управления организацией;

возможные темпы проведения изменений;

масштабы изменений;

затрагиваемые элементы.

Наиболее понятным является понятие «реструктуризация», детально отражающее все выделяемые критерии, наиболее общим — «развитие».

Само понятие «изменение» трактуется как «перемена в чем-нибудь, переделка, изменяющая прежнее» [74]. Согласно определению, данному в словаре [91], «изменение» значит «придание чему-либо другого положения, задание чему- либо другого направления или курса; совершение сдвига от од­ной позиции к другой; модифицирование; трансформирование, замена, перевод в другое качество». На основе проведенного сравнительного анализа и выделенных требований к определе­нию «организационное изменение» сформируем уточненное по­нятие.

Организационное изменение (ОИ) — это комплексное поня­тие, означающее переход организации или отдельных ее состав­ляющих в новое состояние в соответствии с изменяющимися требованиями внешней или внутренней среды и темпами этих изменений для достижения организацией поставленных целей развития, направленных на повышение эффективности деятель­ности.

Первопричина перемен — действие сил, внешних по отношению к организации. Внешнее окружение — это экономические, технологические, политиче­ские и социальные силы, которые действуют как ускоритель процесса многих преобразований. Сначала они едва заметны и не ощущаются организацией, но постепенно перемены в тех­нологиях, методах и способах работы проникают в организации конкурентов и партнеров, создавая новые стандарты качества, времени, деятельности.

В силу действия объективных законов любые изменения в экономике, политике, технике и технологиях, науке, социально-культурной и правовой сферах оказывают определенное влияние на развитие организации.

Управленческие изменения на предприятиях ассоциируются, прежде всего, с организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях руководства предприятием. Помимо из­менения структуры управления они могут включать и другие ме­роприятия. Их цели - повышение эффективности и совершенствование методов управления производством и пер­соналом, изменение организационной структуры, изменения в стратегии, а также в социально-трудовой сфере.

Сущность и особенности управленческих из­менений на предприятиях раскрываются основными положениями стратеги­ческого и инновационного менеджмента, теорией и практикой управления изменениями.

Внимание ученых к проблемам управления изменений в начале прошлого века было обусловлено развитием индустри­ального общества. Оно сопровождалось циклическими кри­зисными явлениями.

Открытие «длинных волн» Н.Д. Кондратьева дало объяснение происхождению кризисов и подъемов обще­ственного производства [32].

Затем Й. Шумпетер обосновал возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет стимулирования обновления капитала че­рез технические, организационные, экономические и управлен­ческие нововведения.

Л.Н. Гумилёв выдвигает теорию этногенеза, в свете которой изменения создаются и продвигаются в жизнь пассионариями, людьми с избытком энергии, по аналогии с лидерами, и, как отмечает Й. Шумпетер, прирожденными предпринимателями.

Развитие инновационного менеджмента и его современных концепций направлено на выяснение природы изменений, на исследование факторов, инициирующих развитие, на разработ­ку методов введения прогрессивных изменений в деятельность предприятий.

Изменения могут плановыми и незапланированными. Плановые организаци­онные изменения являются преднамеренными улучшениями, ка­сающимися взаимоотношений, технологии или трансформации процессов, структуры координационных механизмов, кадровых и должностных позиций, культуры и других аспектов организа­ций. Если изменение предпринимается в це­лях повышения эффективности деятельности предприятия и на­правлено на его развитие, если до этого времени на предприятии не использовались предлагаемые производственные процессы и технологии, стратегии и методы управления, то в этом случае можно считать, что данное изменение тождественно инновации.

Изменение может происходить в управляющей или управля­емой подсистеме системы менеджмента предприятия. В связи с этим можно выделить изменения в продуктах и технологиях, происходящие в управляемой подсистеме, и управленческие из­менения, протекающие в управляющей подсистеме (рис. 2.1.).

 

 

 


Рисунок 2.1 – Классификация изменений по признаку подсистемы

системы менеджмента

 

Существует довольно широких перечень определений управленческих изменений.

В работе [2] М.Д. Аистова определяет управленческие изме­нения как целенаправленные изменения в функционировании предприятия, существенно преобразующие системы, структуру организации, стиль управления, персонал, организационную культуру.

По мнению М.А. Иванова и Д.М. Шустермана [27], управ­ленческие изменения — это изменения в организационно- управленческой сфере предприятия, сопровождающие процесс развития предприятия. Под развитием предприятия при этом понимается процесс его качественного совершенствования, приводящий к изменению его системообразующих функций и организационной культуры.

Управленческие изменения — это управляе­мые преобразования стратегии, организационной структуры, систем и методов управления на предприятии, приводящие к существенному улучшению его деятельности.

Согласно требованиям Госкомстата России сведения об уп­равленческих изменениях на предприятии должны предостав­ляться по следующим направлениям:

разработка и реализация новой или значительно изменен­ной стратегии в организации;

внедрение современных, основанных на информацион­ных технологиях методов управления организацией;

разработка и внедрение новых или значительно изменен­ных организационных структур;

применение современных систем контроля качества, сер­тификации продукции, включая использование современных стандартов качества;

разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда в организации;

внедрение современных систем логистики и поставок сы­рья, материалов, комплектующих («точно в срок»);

создание специализированных подразделений по проведе­нию научных исследований и разработок, практической реализа­ции научно-технических достижений (технологические и инжи­ниринговые центры, малые инновационные предприятия);

организация и совершенствование маркетинговой дея­тельности;

прочие управленческие изменения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: