Тема 1 Природа и характеристики изменений с точки
Зрения организационного развития
Вопросы:
1. Предприятие как система
2. Направления анализа внешней и внутренней среды предприятия
3. Понятия «организационные» и «управленческие» изменения
4. Классификация управленческих изменений
5. Мотивы и стимулы внедрения изменений
6. Особенности управленческих изменений
Предприятие как система
Современная организация – открытая система, испытывающая на себе влияние внешней среды и, в свою очередь, оказывающая на нее влияние.
Главный источник прибавочной стоимости, создаваемой в организации – люди, обладающие знаниями.
При управлении современной организацией необходимо учитывать непривычность и неожиданность будущего развития.
Современные предприятия - сложные системы взаимодействующих и упорядоченных внутренних элементов, образующих устойчивую целостность и находящихся во взаимодействии с внешней средой.
К элементам системы «предприятие» относятся [5]:
- цели,
- задачи,
- структура,
- ресурсы,
- технологии,
- результаты,
- объекты,
- менеджмент.
Элементы системы «предприятие» формируются, используются и преобразуются для повышения эффективности деятельности предприятия.
В целях выживания и развития предприятие вынуждено приспосабливаться как к внутренним, так и к внешним изменениям. Сотрудники предприятия и группы сотрудников также должны развиваться, совершенствоваться и приспосабливаться к изменениям на предприятии.
Изменения могут осуществляться на уровне отдельного сотрудника, группы сотрудников и предприятия в целом. При переходе на каждый следующий уровень изменения становятся все более сложными в реализации и требуют большего времени. Изменение, которое влияет на сотрудника, например, изменение его служебных обязанностей, займет меньше времени и будет менее трудным при реализации, чем изменение стратегии предприятия.
|
Вопрос 2 Направления анализа внешней и внутренней среды
предприятия
Основная задача анализа внешней среды — это отслеживание и изучение окружающих организацию различных факторов Для выявления изменений, трендов, возможностей и угроз, факторов риска. Отслеживание изменений во внешней среде способствует своевременному принятию мер по использованию возможностей и нейтрализации факторов риска. Основные направления анализа внешней среды организации представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 – Основные направления анализа внешней среды
Факторы внешней среды | Компоненты факторов внешней среды |
Экономические | Состояние экономики, темпы инфляции и уровня занятости, стабильность национальной валюты, налоговые ставки, процентные ставки |
Рыночные | Глобализация рынка, его региональная дифференциация, уровень конкуренции в отрасли, типы конкуренции, ограничения на конкуренцию, перспективы рынка |
Технологические | Используемые технологии, распространение новых технологий, скорость морального устаревания технологий, перспективы НТП |
Политико-правовые | Изменения в законодательстве, надежность судебной и исполнительной властей, защита прав собственника, потребителя, производителя |
Социально-политические | Сдвиги в политической системе |
Социально-культурные | Демографические сдвиги, изменения в системе ценностей, уровень образования, традиции, стереотипы |
Физико-экологические | Климатические условия, нагрузка на экосистему, экологические требования |
|
При анализе внешней среды необходимо учитывать ее основные характеристики (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Основные характеристики внешней среды
Характеристики внешней среды | Параметры, влияющие на характеристики среды |
Сложность | Число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора |
Подвижность | Скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия |
Неопределенность | Относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности |
Взаимосвязь факторов | Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы |
Влияние внешних факторов на развитие организации безусловно, и оно возрастает в современных условиях.
Внешняя среда организации характеризуется рядом особенностей:
• потребитель диктует что, когда и в каком виде он хочет получить;
• конкуренция на рынке ввиду глобализации резко обостряется;
• потребности потребителей и ситуация на рынке меняются с возрастающей скоростью;
• ускорение научно-технического прогресса создает стремительный поток новейших технических средств, программного обеспечения, методов управления и информационных технологий;
• нестабильность рынка ресурсов высока и т.д.
Но не меньшее значение для анализа источников организационных изменений имеет учет внутренних факторов.
|
Главной задачей изучения внутренней среды организации является выявление особенностей организации (сильных и слабых сторон) в целях использования этих знаний при создании своих конкурентных преимуществ.
В табл. 1.3 систематизированы объекты анализа сильных и слабых сторон организации.
Таблица 1.3 - Объекты полного анализа сильных и слабых сторон организации
Область исследования | Объект исследования |
Организация | Тип организационной структуры Структура полномочий и ответственности Система координации (нормы, правила, регламенты) Система планирования Система контроля Фактическая практика работы с субъектами или процессами Интересы внутри предприятия |
Персонал | Отношения (степень энтузиазма, моральный климат, согласованность интересов) Профессиональная компетенция (знания, квалификация, технические навыки и умения, профессиональный опыт) Численность |
Маркетинг | Сила продавца Знание потребителя (потребностей, состава, численности, лояльности, динамики) Потребительские свойства продукции Перечень продуктов Качество сервиса Репутация |
Технология | Установленное оборудование Технологии производства Степень моральной новизны оборудования, технологий Усовершенствование продукции, наличие новых разработок, патентов, лицензий Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
Продукт | Качество и новизна продукта Стадия жизненного цикла Экономичность производства Перспективы |
Ресурсы | Материальные Финансовые Информационные Интеллектуальные Трудовые Особенности доступа к ресурсам |
Финансы | Оборот Рентабельность продукции Возврат на вложенный капитал, инвестиции Скорость роста |
Организационная культура | Ценности производства Ценности коллектива Особенности культуры |
Как известно, коммерческая организация при рыночных отношениях представляет собой социальную систему, развивающуюся по аналогичному принципу, но в качестве движущих сил выступают производственные мощности и система управления. Если система управления в начале этапа оптимальна, производственные мощности растут достаточно быстро и начинают сдерживаться отстающей системой управления организацией. В результате рассогласования возникает кризис, приводящий либо к стагнации и потере конкурентных преимуществ, либо к кардинальной перестройке системы управления и открытию новых горизонтов.
Очевидно, что коммерческая организация – динамично меняющаяся система, для которой остановка практически всегда означает вытеснение конкурентами. Не принимая во внимание изменений и откладывая рассмотрение перемен и дальнейшего развития, организация ставит под угрозу эффективность своей работы и свое положение на рынке.
Перемены, которые были не так давно внешними, становятся внутренними. Необходимость перемен становится неизбежной в такой ситуации. Быстрота, с которой происходят социальные изменения, и растущая сложность условий окружения уже сами по себе определяют необходимость в частых организационных изменениях. Таким образом, любая организация, стремящаяся к развитию либо выживанию в динамичной обстановке, должна находиться в процессе непрерывных изменений, так как в противном случае ставится под угрозу ее способность к дальнейшему функционированию.
Поэтому современные условия работы большинства организаций таковы, что проведение изменений превратилось из чрезвычайного события в постоянный планомерный процесс. Организации вынуждены становиться гибкими, постоянно реагировать на изменения внешней среды, вырабатывать и реализовывать локальные и глобальные проекты изменений своей деятельности, которые должны протекать без потери контроля над организацией.
В условиях динамизма социально-экономической, политической, правовой среды, высокой неопределенности внешних и внутренних процессов наиболее актуальными для современных организаций являются проблемы управления организационными изменениями, а также специальной подготовки управленческих кадров в области управления изменениями. Многие организации становятся перед вопросом, как адаптировать привычную организацию бизнеса к внешним изменениям. Иными словами, организации ищут возможность приспособиться к новой ситуации, и одним из вариантов в этом случае является перестройка системы управления организацией.
В отечественной практике управления отчетливо проявляется проблема отсутствия методического обоснования путей и способов проведения изменении в организациях, моделей разработки и управления изменениями в ходе комплексных программ изменений. Российскими организациями уделяется недостаточно внимания анализу процесса адаптации, выработке направлений преобразования, разработке моделей и механизмов управления изменениями, которые можно было бы использовать при сложившейся системе управления.
Высокий уровень неопределенности применения вариантов решений, сложность и непроработанность процессов организационных изменений обусловливают необходимость всестороннего изучения этих процессов. Однако сложившиеся методики и модели управления изменениями, успешно апробированные в некоторых организациях, могут помочь повысить положительный эффект, тем самым ускоряя процесс развития организации. Поэтому изучение и разработка методологических основ управления изменениями и применение их в организациях могут существенно повлиять на развитие организаций в целях повышения их конкурентоспособности на рынке.
Понятия «организационные» и «управленческие» изменения
В организациях различного уровня вне зависимости от состояния дел могут формироваться изменения различного характера, например социально-культурные, технологические, технические, информационные и т.д.
В настоящее время авторами дается интерпретация организационных изменений в контексте различных понятий: «развитие», «совершенствование», «реорганизация», «реструктуризация», «трансформация», «преобразование», «реформирование». Однако основополагающим понятием в существующей терминологии, устанавливающим отношения между разными понятиями, на базе проведенного анализа является понятие «организационное изменение».
Ключевые критерии понятия «организационное изменение» отражают [2]:
• основные цели и причины изменений;
• прогрессивный характер изменений — реформирование системы управления организацией;
• возможные темпы проведения изменений;
• масштабы изменений;
• затрагиваемые элементы.
Наиболее понятным является понятие «реструктуризация», детально отражающее все выделяемые критерии, наиболее общим — «развитие».
Само понятие «изменение» трактуется как «перемена в чем-нибудь, переделка, изменяющая прежнее» [74]. Согласно определению, данному в словаре [91], «изменение» значит «придание чему-либо другого положения, задание чему- либо другого направления или курса; совершение сдвига от одной позиции к другой; модифицирование; трансформирование, замена, перевод в другое качество». На основе проведенного сравнительного анализа и выделенных требований к определению «организационное изменение» сформируем уточненное понятие.
Организационное изменение (ОИ) — это комплексное понятие, означающее переход организации или отдельных ее составляющих в новое состояние в соответствии с изменяющимися требованиями внешней или внутренней среды и темпами этих изменений для достижения организацией поставленных целей развития, направленных на повышение эффективности деятельности.
Первопричина перемен — действие сил, внешних по отношению к организации. Внешнее окружение — это экономические, технологические, политические и социальные силы, которые действуют как ускоритель процесса многих преобразований. Сначала они едва заметны и не ощущаются организацией, но постепенно перемены в технологиях, методах и способах работы проникают в организации конкурентов и партнеров, создавая новые стандарты качества, времени, деятельности.
В силу действия объективных законов любые изменения в экономике, политике, технике и технологиях, науке, социально-культурной и правовой сферах оказывают определенное влияние на развитие организации.
Управленческие изменения на предприятиях ассоциируются, прежде всего, с организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях руководства предприятием. Помимо изменения структуры управления они могут включать и другие мероприятия. Их цели - повышение эффективности и совершенствование методов управления производством и персоналом, изменение организационной структуры, изменения в стратегии, а также в социально-трудовой сфере.
Сущность и особенности управленческих изменений на предприятиях раскрываются основными положениями стратегического и инновационного менеджмента, теорией и практикой управления изменениями.
Внимание ученых к проблемам управления изменений в начале прошлого века было обусловлено развитием индустриального общества. Оно сопровождалось циклическими кризисными явлениями.
Открытие «длинных волн» Н.Д. Кондратьева дало объяснение происхождению кризисов и подъемов общественного производства [32].
Затем Й. Шумпетер обосновал возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет стимулирования обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения.
Л.Н. Гумилёв выдвигает теорию этногенеза, в свете которой изменения создаются и продвигаются в жизнь пассионариями, людьми с избытком энергии, по аналогии с лидерами, и, как отмечает Й. Шумпетер, прирожденными предпринимателями.
Развитие инновационного менеджмента и его современных концепций направлено на выяснение природы изменений, на исследование факторов, инициирующих развитие, на разработку методов введения прогрессивных изменений в деятельность предприятий.
Изменения могут плановыми и незапланированными. Плановые организационные изменения являются преднамеренными улучшениями, касающимися взаимоотношений, технологии или трансформации процессов, структуры координационных механизмов, кадровых и должностных позиций, культуры и других аспектов организаций. Если изменение предпринимается в целях повышения эффективности деятельности предприятия и направлено на его развитие, если до этого времени на предприятии не использовались предлагаемые производственные процессы и технологии, стратегии и методы управления, то в этом случае можно считать, что данное изменение тождественно инновации.
Изменение может происходить в управляющей или управляемой подсистеме системы менеджмента предприятия. В связи с этим можно выделить изменения в продуктах и технологиях, происходящие в управляемой подсистеме, и управленческие изменения, протекающие в управляющей подсистеме (рис. 2.1.).
Рисунок 2.1 – Классификация изменений по признаку подсистемы
системы менеджмента
Существует довольно широких перечень определений управленческих изменений.
В работе [2] М.Д. Аистова определяет управленческие изменения как целенаправленные изменения в функционировании предприятия, существенно преобразующие системы, структуру организации, стиль управления, персонал, организационную культуру.
По мнению М.А. Иванова и Д.М. Шустермана [27], управленческие изменения — это изменения в организационно- управленческой сфере предприятия, сопровождающие процесс развития предприятия. Под развитием предприятия при этом понимается процесс его качественного совершенствования, приводящий к изменению его системообразующих функций и организационной культуры.
Управленческие изменения — это управляемые преобразования стратегии, организационной структуры, систем и методов управления на предприятии, приводящие к существенному улучшению его деятельности.
Согласно требованиям Госкомстата России сведения об управленческих изменениях на предприятии должны предоставляться по следующим направлениям:
— разработка и реализация новой или значительно измененной стратегии в организации;
— внедрение современных, основанных на информационных технологиях методов управления организацией;
— разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур;
— применение современных систем контроля качества, сертификации продукции, включая использование современных стандартов качества;
— разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда в организации;
— внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок»);
— создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);
— организация и совершенствование маркетинговой деятельности;
— прочие управленческие изменения.