Методы (способы, приёмы исследования политики как сферы жизни общества). Все методы делятся на теоретические и эмпирические.
Теоретические:
Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход». Метод обращает внимание на целостность политики и характер ее взаимоотношений с внешней средой. С помощью системного метода можно анализировать характер внутренних связей между составляющими политику элементами.
Функциональный метод. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную структуру, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).
Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.
Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом. Анализирует изменения политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.
Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества. Зависимость политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. С его помощью можно анализировать политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы.
Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения. Близкие к нему - бихевиористский метод сосредоточен на личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации; психологический метод - основан на изучении субъективных механизмов политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение.
Эмпирические методы изучают политику на основании эмпирических исследований (анализ статистических данных; опрос - анкетирование и интервью; эксперимент, наблюдение и т. д.).
В отличие от объектов природы, в которых отсутствуют факторы сознания, преднамеренности и интересов, мир политических процессов, напротив, представлен этими факторами и не существует вне них. Т.е. исследователь (субъект познания политических явлений) имеет дело с другими субъектами, выступающими для него в качестве объектов изучения. Соответственно, субъекты политики, обладая собственными интересами, целями и т.п., способны вводить в заблуждение, дезинформировать, провоцировать не только самих себя и друг друга, но и исследователей их деятельности. Более того, субъекты политики, будучи объектами научного познания, не безразличны к этому своему статусу и могут самым решительным образом повлиять как на самого исследователя-политолога, так и на результаты его научной деятельности.
Функции политологии (польза, которую приносит наука):
1.функция познания политических явлений; эта функция находит своё выражение в способности в политологии открыть причинно-следственные связи и взаимозависимости между политическими явлениями, и на этой основе не только объяснить смыслы прошлых и настоящих политических событий, но и выявить закономерности, тенденции развития политических процессов;
2.функция прогнозирования; т.е. научное предвидение последствий, объективной направленности деятельности субъектов политики и политического развития общества;
3.оценочная (аксиологическая) функция; т.е. определение значимости политических событий, институтов, действий, проектов и т.п. с точки зрения их соответствия потребностям общества или общечеловеческим духовным и политическим ценностям;
4.функция рационализации политической деятельности (управленческая), которая находит своё выражение в разработке научных рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности методов государственной, партийной и иных форм политической деятельности;
5.функция политической социализации (воспитания); речь в данном случае идёт о том, что владение научными знаниями о природе, закономерностях политических отношений, о реальных смыслах политических событий, идеологий, лозунгов и т.п. является одним из решающих факторов формирования и развития демократической, гражданской, политической культуры, вне которой общество всегда обречено на тиранию государственной власти и политическое угнетение.