ПЕЧЕНЬ ПРИДАЕТ СМЕЛОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ




Вальтер Гольцапфель

 

Формирующие силы органов

 

Печень, легкие, почки, сердце –

Новые аспекты взаимосвязи

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Органы и организм

Печень придает смелость действовать

Легкое укрепляет мысли

Почка задает размах темперамента

Сердце создает внутреннюю опору

Окружение органов

Примечания

 

 

ОРГАНЫИ ОРГАНИЗМ

 

Органы человека, с одной стороны, представляют собой изолированные образования, которые каждый по-своему отчетливо выделяются из общих процессов человеческого организма. С другой стороны, органы открыты дня процессов всего организма, прежде всего благодаря кровеносным сосудам и нервам. Как животные одного стада обладают относительной самостоятельностью и, тем не менее, вчленяются в целое, так же ведут себя и органы по отношению к организму.

Эта двойственность - открытость и закрытость - выражается уже во внешней форме органов, прежде всего в почке. Почка своей выпуклой стороной закрывается наружу, но своей вогнутой стороной открывается вовнутрь воротами почки, через которые проходят мочеточник и приносящие и уносящие сосуды (рис. 1).

Почка, так сказать, является органом всех органов. Она отчетливее всего демонстрирует собственную сущность органов. Остальные органы можно понимать как вариацию этой Праформы. Так, в форме легкого равновесие, соблюдаемое почкой между верхним и нижним полюсами, меняется в сторону перевеса нижнего полюса. Достаточно обширному основанию легкого противостоит ограниченная небольшим пространством верхушка (рис. 2).

 

Печень переводит ось, вертикальную для почки и легкого, в горизонтальное положение (рис. 3).

Наконец, сердце обнаруживает со всех сторон выпуклые контуры, не отмечая отчетливо входные ворота кровеносных сосудов (рис. 4).

Б этих изменениях формы уже намечается сущность того или иного органа, что будет подробнее представлено в следующих главах. Схематично изображенная здесь внешняя форма органов есть лишь конечный результат сверхчувственной системы сил, стоящих за этими органами. Чувственно воспринимаемое физическое образование оживляется эфирным телом, одушевляется астральным телом и объединяется в целое в Я человека. Эта четверичность сущностных членов через четыре элемента включается в органические процессы. Собственно физические процессы разыгрываются в твердом элементе, эфирное тело действует в жидкостном элементе, астральное тело - в воздушных и газообразных процессах, Я - в тепловых явлениях. Это взаимопроникновение членов существа и элементов в каждом из органов акцентуировано по-своему: в одном органе преобладает тепловой элемент, в другом жидкостные явления, и так далее. Тем самым определяется характер органа.

Однако для всех органов справедливо взаимодействие всех четырех членов существа, как это показано на схеме (рис. 5). Мы должны «представлять себе, что такая сверхчувственная силовая система находится в таком отношении к доступному нашим чувствам органу, что чувственная материя, материя физического мира, включается в нее, притянутая силовыми точками, и выстраивается вдоль силовых линий. Лишь благодаря этому включению физической материи в сверхчувственную силовую систему орган становится физическим органом... »1

Так возникает физическая форма органа как результат взаимодействия сверхчувственных силовых систем. При этом орган нужно представлять себе не как статическое образование, а как узловую точку, постоянно возникающую и исчезающую снова.

Дня такого возникновения и исчезновения в результате взаимодействия различных сил хорошим примером является песчаный остров, например, остров Спикерог на севере Германии. В этом случае речь идет о волнах, ветре и солнечном тепле, которые все время перемещают песок и тем самым постоянно заново создают форму острова. При этом удивительным образом возникает приблизительно форма почки.

Мы сами из своего опыта мало что знаем о наших органах. Это связано с их сокрытой в теле человека природой. Лишь деятельность ритмических органов - легких и сердца - слегка проникает в сознание. Дыхание обычно происходит неосознанно, но мы можем воспринимать его, если обратим на него внимание. Деятельность сердца тоже лишь в исключительном случае доходит до сознания как сердцебиение. - Других органов в здоровом состоянии мы не ощущаем. Если получаем сознание, например, о желудке в результате ощущения тяжести или боли, значит налицо болезненное состояние.

 

 

Врач путем ощупывания, выстукивания и выслушивания пытается что-нибудь узнать о скрытых внутри тела органах. К этим косвенным методам исследования сегодня добавились новые техники прямого наблюдения органов. Можно проникнуть в полости тела и в органы при помощи канюль, катетеров и зеркал; при помощи пункции можно изъять часть органной субстанции и исследовать под микроскопом (биопсия).

Это методы исследования, все точнее нацеленные на все меньшие объекты. Есть и противоположная возможность: расширить взор и обратить его на взаимосвязи, в которые включен орган. Тогда состояние конечностей расскажет нам о легких, наблюдения над языком или кожей поведают о печени, данные осмотра глаз и ушей - о почках, кровоснабжение периферии тела - о сердце, и так далее. То, что можно назвать процессом органа - вся область, в которой действуют функции органа, - распространяется, таким образом, на все тело, даже за границы тела, как это еще будет представлено при описании отдельных органов. Орган некоторым образом перерастает организм, часть становится больше целого. Пример этого парадоксального отношения можно найти в сравнении внутренней поверхности органа с внешней поверхностью всего тепа. Например, внутренняя поверхность легкого составляет от 70 до 150 м2, тогда как кожа человека покрывает лишь площадь порядка 2 м2.

В наши дни органы снова привлекли усиленное внимание общественности. С одной стороны потому, что их можно заменить, либо пересаживанием здорового органа (трансплантацией), либо подключением к техническому устройству, например, к искусственной почке. Как следствие этих новых возможностей понятие об органе легко сдвигается в сторону восприятия его как аппарата. Орган становится изолированной деталью, которая существует независимо от организма и может быть заменена. Однако в действительности как раз опыт трансплантации показал, как сильно реагирует весь организм на подобные вмешательства.

С другой стороны, внимание обращено на органы из-за следующего факта. В наше время чрезвычайно возросла средняя продолжительность жизни. Люди доживают до гораздо более старшего возраста, чем раньше. Причин этого несколько. Конечно, большую роль здесь играет развитие медицины. Однако с некоторого времени предполагаемая продолжительность жизни опять начинает снижаться2, это снижение невелико, но отчетливо определимо. Причем происходит это не в результате болезней старости, а в результате таких болезней, которые поражают человека, как говорится, во цвете лет. Прежде всего, это справедливо по отношению к мужчинам, но женщины последуют за ними. Эта последовательность на сегодняшний день по большей мере сохраняется, прежде всего в наихудших тенденциях: сначала мужчины, за ними следуют женщины.

В этом снижении предполагаемой продолжительности жизни большую роль играют органы. Речь идёт прежде всего о болезнях сердца, легких и печени, вызываемых неправильным образом жизни. Большое влияние оказывает алкоголь; курение - особенно сигарет; питание - если оно чрезмерно или продукты питания напичканы чужеродными веществами. Эти взаимосвязи вызывают вопрос: какие влияния вообще воздействуют на органы благоприятно, а какие неблагоприятно? Рудольф Штайнер в одном докладе для врачей дал содержательные указания по этому поводу. 3

Сердцу наносится ущерб, когда человек пассивно предается движению, то есть когда он движется, не производя при этом никакой деятельности, а используя средство передвижения, как, например, автомобиль, поезд, самолет, и так далее. Известно, что водители такси, машинисты локомотивов и пилоты чаще других страдают заболеваниями сердца. Но пассивное движение оказывает влияние не только на водителя, но и на пассажиров, особенно при высокой скорости. Так, при скоростях более 90 км/ч учащается пульс, и снова он успокаивается до нормальных значений лишь спустя восемь минут после остановки машины. При этом у женщин частота пульса возрастает сильнее, чем у мужчин, а у молодых людей эти изменения невелики. - Кровяное давление тоже возрастает при быстром пассивном движении4. Во время движения, вызываемого собственной деятельностью, производится тепло. Этот элемент соответствует сердцу. Противодействует повреждению сердца такое движение, при котором активность выходит за рамки телесного передвижения и достигает уровня одушевленного движения человека, как это происходит в первую очередь в эвритмии.

Тогда как влияние движения на деятельность сердца можно хорошо понять, исходя из наших привычных представлений, понятие положительных и отрицательных влияний на деятельность мочевого пузыря и почек требует некоторых размышлений. Эта деятельность нарушается, если у человека «нет возможности правильно совершать внутренние движения; то есть, если он, я хочу сказать, недостаточно тщательно подходит к принятию пищи, если он глотает, вместо того чтобы жевать, и в результате нарушает весь процесс пищеварения.»3 В этом описании можно увидеть образ человека, день которого распланирован и наполнен стрессом выполнения этих планов, который во время еды читает газету и слушает радио, в результате чего прием пищи, производимый без внимания, превращается в простое «проглатывание». Подобная стрессовая ситуация влияет на деятельность почки и надпочечника. При описанном недобросовестном питании из-за проглатывания воздуха могут развиваться недомогания, проявляющиеся сначала в сердце (симптомокомплекс Ремхельда). Но участие воздушного элемента косвенно снова указывает на почки, как это еще будет показано в соответствующей главе.

Благоприятно на систему почек и мочевого пузыря можно влиять, если мы «поместим человека в воздушную среду, богатую кислородом, в которой он будет вынужден больше дышать, в которой он бессознательно будет вынужден более тщательно совершать процесс дыхания.»3

Состояние печени зависит от водной структуры места, где живет человек. Здесь имеет большое значение качество питьевой воды, которое сегодня во многих местах находится в угрожающем состоянии. – Переживание вкуса как процесс, происходящий в жидкой среде (слюна), тоже оказывает большое влияние на печень. Утонченный изысканный вкус – вовсе не роскошь, он способствует деятельности печени, тогда как переход к просто потреблению пищи вредит печени; при этом в первую очередь речь идет о потреблении алкоголя. Для легких определяющим является твердый элемент. «Жизнь легких тесно связана с особенностями того, чем является данная местность просто в силу своей земной конфигурации – имеем ли мы дело с местностью, в которой, как, например, здесь (Дорнах), очень много известковых почв, или мы имеем дело с местностью, где много кремниевых почв, то есть присутствуют первичные горные формации. Соответственно этому жизнь легких человека в высшей степени различна, ибо легкие существенно зависимы от состояний твердых почв местности. Первейшей задачей врача, открывающего в данной местности практику, является основательное изучение геологии местности. Изучение геологии данной местности является, собственно, тоем же самым, что изучение легких в данной местности. И нужно уяснить себе, что крайне неблагоприятным моментом является невозможность легких приспособиться к окружению.»3

Эта связь легкого с почвой основана на том, что легкое само является «маленькой Землей», как это будет показано в главе о легких. Когда раньше легочных больных посылали в горы, на них влияла не только высота этого места, но и другое строение земной поверхности. Рудольф Штайнер вообще рекомендует перемену места жительства как терапию болезней легких. «И если человеку, предрасположенному к заболеваниям легких, которому не подходит определенная местность, посоветовать поселиться в другой местности, более ему подходящей, то это будет для него самым лучшим...»3

Во многих еще сегодня употребляемых оборотах речи находит отражение душевная функция органов, которая была известна инстинктивному воззрению прежних времен.

Если сегодня немцы говорят: «Dem ist wohl eine Laus über die Leber gelaufen» («Ему словно вошь по печени пробежала»), то тем самым они хотят выразить, что этот человек расстроен и стеснен. Когда же кто-то говорит, что у него «frisch von der Leber weg» («отлегло от печени»), то это значит, что стеснение прошло.

Особенно многочисленны выражения, связанные с сердцем. Во многих письмах мы передаем «сердечный привет». «Золотое сердце» человека выражается во всем его поведении и, возможно, в «сердечном рукопожатии». А при «бессердечном» отношении у другого «сердце обливается кровью», вплоть до того, что «сердце разорвется». Если у кого-то «сердце справа», то это относится не к его анатомической позиции. – Если мы хотим «auf Herz und Mieren prüfen» («испытать у человека сердце и почку»), то имеем в виду не лабораторные исследования, а исследование характера. Если исповедовавший Ветхий Завет жаловался: «Бог наказал меня через почки», то он не хотел сказать, что у него почечная болезнь, но что у него были плохие сны. - Примечательно, что практически нет выражений, касающихся легких. Если, например, человек говорит: «Мне перехватило дыхание», если он потрясен неожиданным событием, то подобное высказывание относится скорее к почке, чем к легкому, как мы еще увидим.

Душевные взаимосвязи органов, по-новому объясненные сегодня антропософией, имеют большое значение для лечебной педагогики, имеющей дело с людьми, нуждающимися в «душевном уходе». Но психология Рудольфа Штайнера не останавливается на душевном уровне, а все время спускается до области органического и поднимается в духовную деятельность. Особенно это справедливо по отношению к душевной жизни ребенка. У взрослого душевная жизнь относительно самостоятельна от полностью сформированного органа. У ребенка все еще действует совместно, орган и душевная жизнь находятся в совместном развитии. Проявления души ребенка нельзя отделять от здоровых и патологических процессов в органах.

«Психическое познание органов»4 показывает, как силы, работающие в органах, воздействуют на душевную жизнь и влияют на мышление, чувства и волю. Если это высвобождение созидающих сил возрастает до слишком сильного воздействия на душевное, возникают так называемые душевные болезни. Р. Трайхлер последовал этому указанию Рудольфа Штайнера и показан, как определенные психиатрические заболевания связаны с отдельными органами. 6, 7 Эти психические заболевания (как шизофрения или маниакально-депрессивный психоз) направлены в сторону экскарнации и встречаются практически только у взрослых.

У ребенка, живущего целиком в процессах инкарнации, направление душевной жизни по отношению к органу противоположно. Речь идет не о вытягивании сил, а, напротив, о воздействии на орган. Возникающие нарушения основаны на затруднении этого воздействия. Душевная жизнь, стремящаяся охватить орган и использовать его как свой инструмент, наталкивается на противодействие не полностью сформированного органа. В лечебной педагогике мы имеем дело прежде всего с подобными «нарушениями воли». Об этом будет идти речь ниже.

«У взрослого человека душевная жизнь становится относительно самостоятельной, так как органы уже имеют определенное направление; заболевание того или иного органа влияет на душевную жизнь не так сильно и может быть при лечении рассмотрено как заболевание органа. У ребенка все еще действует совокупно; больной орган еще очень сильно воздействует на душевную жизнь.

Видите ли, сегодняшние болезни, которые обычно диагностируются в нашей сегодняшней патологии, - это более грубые болезни. Более тонкие болезни собственно не доступны гистологии, они расположены в жидкой среде, пронизывающей орган, например, печень, в движении жидкости или даже в движении пронизывающего печень газообразного. Прогревание такого органа тоже имеет большое значение для душевной жизни.

Итак, в детском возрасте, когда речь идет о дефекте воли, нужно прежде всего спросить: с каким органом, с какой органной дегенерацией, с каким органным заболеванием связан такой дефект воли?»8

Если в дальнейшем рассмотрении из множества органов выбраны только четыре, а именно: печень, легкое, почка и сердце - то за этим выбором стоит четырехчленная сущность человека в своей сверхчувственной деятельности, как это будет показано. Однако один признак, который доступен уже физическому наблюдению и по которому эти четыре органа отличаются от других, мы назовем сейчас.

Кровь попадает в орган как красная артериальная кровь и снова покидает его как синяя венозная кровь. Это общее правило, которого, однако, именно эти четыре органа в смысле их функционального кровотока не придерживаются. 9 Известно, что в легком отношение обратное: кровь втекает в него синей и вытекает насыщенной газами воздуха и красной. - В печени кровь также втекает синей (воротная вена) и покидает орган опять же синей (венозная чудесная сеть). - Кровь, протекающая через почечный клубочек, не отдает кислород и поэтому неизмененная вытекает снова как красная кровь (артериальная чудесная сеть). - Наконец, в сердце синяя и красная кровь находятся друг напротив друга, не вступая во взаимоотношение.* /*Эта синяя кровь, собственно, является темно-красной, но видится как синяя, так как мы видим ее затемненной через кожу (учение о цвете Гете), например, в крупных сосудах на тыле ладони/Таким образом, в этом предварительном рассмотрении обозначились четыре мотива кровотока в органах, которые и образуют каркас дальнейшего рассмотрения:

 

 

 

ПЕЧЕНЬ ПРИДАЕТ СМЕЛОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

 

Печень... является... тем органом, который придает человеку смелость превратить задуманный поступок в действительно совершенный... Печень всегда опосредует превращение запланированных идей в совершенные конечностями поступки.»8 Этими словами в первом докладе «Лечебнопедагогического курса» Рудольф Штайнер описывает печень под углом зрения, которого не найти ни в одном медицинском учебнике, но который является основополагающим для Лечебнопедагогического понимания органов и поэтому должен предварять все остальные рассмотрения органов. Тем самым печень обозначается как орган воли. Она имеет дело с превращением идеи в поступок, с осуществлением некоего намерения.

Как же она осуществляет это намерение? Как становится возможным, что возникающая во внутреннем человека идея в конце концов проявляется как физический поступок? Как из идеи получается движение конечностей?

Охваченная сознанием идея от своего физического осуществления в движениях конечностей находится много «дальше», чем было бы нужно, чтобы она могла непосредственно охватить их. Но она может осуществиться благодаря тому, что поэтапно воздействует вниз через члены существа человека. Возникшее в Я намерение охватывает сначала астральное тело, оно охватывает эфирное тело, и лишь отсюда действие переходит на физическое тело.

Чтобы определить роль печени в этой цепи воздействий, мы должны представить себе телесные проявления сверхчувственных членов существа: Я действует в тепловом элементе, астральное тело в воздушном элементе, эфирное тело - в жидком, а физическое тело - в твердом, земном элементе. Ступенчатое воздействие этих элементов наглядно видно на примере из взаимосвязей природы:

Я настолько же мало обладает способностью напрямую двигать конечность, насколько солнце оказывать формирующее воздействие на камень. Но оно может нагреть воздух и благодаря этому усилить круговорот воды, которая поднимается в воздух, выпадает в виде дождя и питает ручей. Наконец, текущая вода формирует камень до гальки.

Вода - это то, благодаря чему, в конечном счете, осуществляется идущий от Солнца импульс. В цепи воздействий на соответствующем месте находится печень, благодаря которой воплощается возникшее намерение. Она как мягкий, губчатый орган живет полностью в жидком и относится к элементу «вода». Тогда как остальные органы пронизаны тремя различными жидкостями (красная кровь, синяя кровь и лимфа), в печени их пять (добавляются еще кровь из воротной вены и желчь).

Печень не только сама обладает жидкостной природой, она еще и регулирует весь водный обмен организма и тем самым выполняет обширную задачу, ибо наше тело на две трети состоит из жидкости. Жажда приходит из печени. Так называемый центр жажды в промежуточном мозгу является отражением этой функции печени.

Жидкий элемент создает основу для включения эфирных созидающих сил, действующих в росте. Поэтому печень обладает такой необыкновенной силой роста и регенерации, что может восстановиться после оперативного удаления трех четвертей ее вещества. У интенсивно растущего эмбриона печень занимает значительную часть брюшной полости.

Занимая господствующее положение, печень находится вверху отграниченной брюшиной области обмена веществ. Она является нашим главным органом обмена веществ. Отсюда и обозначение ее как органа воли, ибо, согласно физиологической трехчленности Рудольфа Штайнера, среди душевных способностей именно воля основана на обмене веществ. В этом объемистом органе происходит бесчисленное множество самых различных превращений веществ. Эти вещественные превращения на органическом уровне соответствуют воле, ибо воля заключается в изменении данного. Как химик переводит вещества в жидкое состояние, если он хочет изменить их, так и жидкостная природа печени является необходимой предпосылкой ее превращающей способности. Если в этом текущем процессе возникают застои, застаивается и воля вместе с двигательной способностью конечностей.

Если по привычке пьют «сверх жажды», и если при этом речь идет об алкоголе, то это потому оказывается роковым, что в результате связанного с этим повреждения печени воля ослабляется и, несмотря на добрые намерения, часто уже больше не может противостоять алкоголизму. То же самое справедливо для потребления наркотиков, при котором всегда наносится урон печени.

При сильных повреждениях, прежде всего при так называемом циррозе печени, регулирующая жидкостной баланс функция печени отказывает и депо доходит до большого скопления жидкости в животе (асцит).

Среди пронизывающих печень жидкостей особое место занимает кровь воротной вены. Воротная вена собирает кровь от непарных органов (селезенка, желудок, кишечник, поджелудочная железа) и несет содержащиеся в ней вещества в печень для дальнейшей переработки. Тенденция печени к асимметрии, выражающаяся уже в ее смещенном вправо положении, проявляется в ее взаимосвязи с этими асимметрично расположенными органами. Асимметрия свойственна воле. Нервно-чувственная система как основа мыслительной деятельности основана на симметрии (два полушария мозга); в ритмической системе уже происходит смещение (справа три, слева две доли легких, сердце смещено влево), а в системе обмена веществ органы лежат полностью асимметрично (исключения еще будут обсуждены). Боля проявляет родство с асимметрией во всем, например - чтобы упомянуть совсем иную область - в асимметричной манере строительства некоторых современных архитекторов, подчеркивающих таким образом волевую динамику здания.

Для волевой функции печени большое значение имеет, прежде всего, обмен углеводов. Мучнистые крахмалоподобные вещества (злаки, картофель, бобовые и так далее) превращаются уже под воздействием содержащегося в слюне фермента птиалина в растворимую глюкозу (виноградный сахар), поэтому при долгом пережевывании содержащие крахмал продукты (например, хлеб) приобретают сладкий вкус. Это превращение продолжается в желудке и тонкой кишке, пока полученная таким образом глюкоза не будет впитана в тонкой кишке миллионами мельчайших ворсинок и доставлена в печень по воротной вене. Там она переводится в нерастворимую форму и откладывается в виде гликогена (животный крахмал). При необходимости гликоген обратно превращается в глюкозу и образует в мышцах основу для движения конечностей. При мышечной работе глюкоза переводится в молочную кислоту, которая вызывает утомление мышц. Выражение о «сладком ничего неделании» и «кислой работе» можно понимать буквально и находить этому подтверждение в превращении глюкозы в молочную кислоту. Как в молоке молочная кислота повышает его плотность и переводит его в простоквашу, «плотное молоко», так происходит и при непривычной работе мышц, и это уплотнение мы замечаем как боль в мышцах.Воротная вена делится в печени на все более мелкие разветвления, пока, наконец, мельчайшие сосуды не оплетают наименьшую функциональную единицу печени, так называемую печеночную дольку, пронизывают ее и откладывают там гликоген. Эти мельчайшие разветвления затем снова собираются в центральную вену дольки и относят кровь по печеночной вене в общий кровоток (см. рисунок 7).

Такие мельчайшие разветвления (капилляры), которые образует воротная вена в печени, можно найти только у несущих красную кровь артерий. Но здесь речь идет о синей крови, которая опутывает печеночную дольку и как синяя кровь снова покидает печень (венозная чудесная сеть). «Синее остается синим», мотив печени становится в этом месте видимым. Синий цвет характеризует богатую питательными веществами кровь, которую воротная вена приносит в печень. В предпочтении этого цвета выражается натура печени, проявляющаяся в вещественности и в обмене веществ.

Полученные питательные вещества и органическая субстанция пронизывают в печени друг друга и переходят друг в друга, ведь печень в основном и состоит из гликогена. Этот очень таинственный процесс, который мы можем здесь лишь наметить, происходит практические за границей сознания, но образует смутно переживаемую основу нашего ощущения бытия.

Начало преобразования углеводов во рту выглядит прямо противоположно. Это преобразование осознанно переживается в жевании и сладком вкусе, но при этом питательные вещества и субстанция тела строго разделены (рис. 8). Вкусовой нерв своим окончанием (вкусовая луковица) касается растворенных в слюне пищевых веществ, омывающих вкусовой сосочек основания языка. Именно эта постоянно выдерживаемая дистанция способствует возникновению сознательного переживания.

 

 

Говорят: «Солнце не только на небе, но и везде, где оно светит». Так же можно сказать: «Печень не только в расположенном под диафрагмой органе, но и везде, где происходит печеночный процесс». Таким образом, мы видим, как печень, в сущности, простирается как обширный процесс, который, с одной стороны, начинается с перевариванием пищи во рту и, с другой стороны, кончается в сокращении мышц. В действии и противодействии все стадии этого процесса связаны друг с другом. В тот момент, когда человек начинает во рту переживать вкус, печени уже посылается «сигнал», настраивающий ее функции на ожидаемые качества пищи. С другой стороны, мышечная работа влияет на то, сколько гликогена будет «затребовано», переведено в глюкозу и направлено в мышцы.

Человек своим поведением может нарушать это тонко настроенное взаимодействие. Например, если сладкий вкус во рту вызывается не углеводами, а подсластителем, то печень, не «познавшая» в своем развитии искусственно полученные подсластители, настраивается на усваивание углеводов. Но углеводы не появляются, и печень проработала, так сказать, «вхолостую». Если это повторяется часто, могут возникнуть повреждения печени.

Более тонкий печеночный процесс настолько всеобъемлющ, что выходит за границы тела человека. По праву говорят: «Мы едим также и глазами.» Это дает возможность вмешиваться в этот процесс педагогическими методами. Например, может случиться, что ребенок так плохо ведет себя за столом, что воспитатель в конце концов говорит: «В наказание ты не получишь десерт!» Ребенок уже увидел десерт и печень уже настроилась на него. Теперь она опять работает впустую! - Как же следует вести себя в подобных случаях? С педагогической точки зрения этот метод очень действенен, ибо любящий десерт ребенок поостережется в следующий раз упустить его из-за плохого поведения. Но где же точка зрения здоровья?

В противопоставлении обеих крайних точек печеночного процесса, ощущения вкуса и сокращения мышц, особую роль играет язык. Он не только орган вкуса, но одновременно и мышца, причем мышца особого рода. В то время как обычно мышцы бывают натянуты между двумя подвижными по отношению друг к другу костями, благодаря чему достигается подвижность конечности по определенным траекториям, язык прочно прикреплен только с одного конца, на дне рта, тогда как кончик языка свободно двигается во рту и даже вне его.

Мышечная деятельность есть волевое действие. Центр обмена углеводов, лежащего в основе движения мышц, расположен в печени. Если возникает застой в печени, особенно в обмене углеводов, то застаивается воля и движение. Тяжелое заболевание маленьких детей, гликогеноз, проявляется застаиванием гликогена в сильно увеличенной печени, а также мышечной слабостью и параличами. При гаргоилизме в печени появляются отложения (мукополисахариды) и нарушается двигательная функция, что хотя и не рассматривается в прямой связи с печенью, однако наступает одновременно. При многих формах слабоумия, которые характеризуются замедленными движениями, нарушен печеночный обмен веществ (врожденные дефекты метаболизма).

Рудольф Штайнер в первом докладе «Лечебнопедагогического курса» описывает более тонкую форму торможения воли, которое у одного молодого человека выразилось в следующей форме: он пошел на остановку, чтобы поехать в город, но когда пришел трамвай, он не смог войти в вагон. Воля запнулась необъяснимым образом, и причина была в легком дефекте печени.

Как возник этот дефект? То, что говорит по этому поводу Рудольф Штайнер, ведет нас в области, которые мы не можем связать с печенью на основании обычных представлений: отец этого молодого человека был философ и подразделял душевные свойства на представление и суждение, с одной стороны, и симпатию и антипатию, с другой. Тем самым были определены область мышления (представление, суждение) и область чувств (симпатия, антипатия); но область воли из его перечисления душевных свойств выпадала. Этот человек был настолько последовательным мыслителем, что производимое в сознании отрицание воли распространилось на его привычки и на его тонкую конституцию. «Он... через постоянное не-думание воли развил в печени склонность не переводить субъективные намерения в поступки.»8 Эта предрасположенность отца позже воплотилась в сыне как настоящий дефект печени и связанный с этим застой воли. То, что у отца еще было предрасположенностью, у сына превратилось в органическое нарушение. Здесь речь идет не о наследовании в обычном смысле. При обычном наследовании процессы остаются, так сказать, в той же плоскости. То есть, то, что в предыдущей генерации проявлялось как эпилепсия, в следующих генерациях повторяется как то же или родственное заболевание. – Подразумеваемое здесь «концентрирование» в известной мере опускается от душевного процесса на уровень органов. При этом латентное состояние, проявляющееся как особенность душевной жизни, концентрируется в патологический процесс.

Речь идет о более тонких взаимосвязях, которые легко ускользают от наблюдения. Если однажды обратить на это внимание, то в наблюдении подобных процессов можно найти единственное в своем роде средство для лучшего понимания некоторых патологических явлений. Подсобные латентные душевные предрасположенности более доступны нашему внутреннему ощущению, чем поначалу загадочные состояния, возникающие у душевнобольных людей. Таким образом мы переживаем эти патологические состояния изнутри, ибо: «Вряд ли ты можешь стать человеку кем-то в душевном смысле, если внутренне не можешь ощутить себя на его месте.»10

Легкий дефект печени, лежащий в основе описанного поражения воли, невозможно установить сегодняшними методами исследования, он расположен в области эфирного. В печени как органе водного элемента, как уже указывалось, вообще превалируют эфирные процессы.

Но как же можно терапевтически воздействовать на подобное эфирное застаивание, проявляющееся как нарушение воли у ребенка, если речь идет о лечебной педагогике? Терапевтическое воздействие повторяет нисходящий путь патологического процесса, ведущего от душевной предрасположенности одного человека (отца) к печеночному процессу другого человека (сына). Терапия проходит тот же путь от содержания сознания одного человека (воспитателя) к органическим процессам другого человека (ребенка).

Эту таинственную терапевтическую возможность описывает Рудольф Штайнер в «Лечебнопедагогическом курсе» на примере так называемого «педагогического закона»8, который справедлив не только в педагогике, но и точно также в лечебной педагогике, в отношениях родителей с детьми, в отношениях врача или медицинской сестры с пациентом, в межчеловеческих взаимоотношениях вообще в широком смысле.

В основе этого закона лежит иерархия членов существа человека: более высокий член существа воздействует всегда на следующий более низкий. Здесь мы хотим воздействовать на эфирное тело, значит, должны исходить из астрального тела. Как воспитатель может привести свое астральное тело в такое состояние, чтобы оно влияло на эфирное тело ребенка? Какая душевная конституция необходима, чтобы влиять на жизненные процессы? Ответ Рудольфа Штайнера опять же очень необычен: если воспитатель «будет развивать все больший и больший интерес к мистерии человеческой организации»8, тогда будет достигнута необходимая здесь душевная конституция. И этот общий антропологический интерес в конкретном случае развивается в углубленное понимание индивидуальной человеческой ситуации. В нашем случае воспитатель будет так варьировать свои знания о пронизывающих печень процессах воли и обмена веществ, что сможет представить себе затруднение, возникающее в результате застаивания этих процессов в районе печени. Он полностью ставит себя на место ребенка, который хочет чего-либо, но эта его воля наталкивается на препятствие до превращения в поступок. Воспитатель будет переживать эту ситуацию с глубоким сочувствием.

Что же это за сочувствие? Это объективное сочувствие, без эмоций и сентиментальности, без симпатии и антипатии, основанное исключительно на проникающем понимании.8 Субъективное сочувствие сентиментально, застревает на уровне чувств, оно беспомощно, бесполезно, даже в некотором роде оскорбительно и поэтому по праву отвергается душевнобольными. В таком случае это звучит так: «Мы не хотим вашего сочувствия!» - Объективное сочувствие, построенное на понимании человека, вызывает у воспитателя такой душевный настрой, от которого на подопечного производится укрепляющее воздействие.

Конечно, нелегко так сильно развить и так интенсивно переживать понимание, основанное на человековедении, чтобы из него оказывалось непосредственное влияние на ребенка. Но есть признаки того, что уже искреннее душевное усилие на этом пути оказывает такое воздействие, даже если полноценное понимание еще не достигнуто. На педагогических или лечебнопедагогических конференциях можно видеть подобные случаи, когда кто-либо занимается проблемами определенного ребенк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: