Соотношение педагогической науки и педагогической практики.




Соотношение педагогической науки и педагогической практики, их взаимосвязи - это самая общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. От того как она решается, зависят и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и в конечном счёте - эффективность образовательной системы в целом.

Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, в другом — успех приносят высокое личное мастерство учителя, искусство педагогического воздействия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно остро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней особенно доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами. Учитель перестал верить науке, наметилось отчуждение практики от теории.

Мы стали забывать, что подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог достигать высоких результатов без знания педагогической теории, это означало бы ненужность самих знаний.

Педагогическая практика должна быть научно обоснованной, а теоретическая работа в связи с этой практикой - получать всё большее развитие. Педагогическая наука даёт знание о способах предвидения последствий введения новых методов учебных материалов в образовательный процесс. А практические работники нуждаются в твёрдом научном основании для своей деятельности.

Различение педагогики как теоретической науки и практической деятельности, педагогической практики как своего рода технологии, искусства рассматривалось уже в исследованиях выдающихся ученых – педагогов прошлого. Таких как А. Г. Ободовский, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко.

А.С. Макаренко считал, что: "в основе педагогического мастерства лежит глубокое овладение теоретическими знаниями, вдумчивое и старательное отношение к делу воспитания и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности."

Прблему соотношения педагогической науки и педагогической практики необходимо рассматривать на двух разных уровнях: философский (куда входит тезис о единстве теории и практики) и общенаучный (где ориентирами являются системный и деятельностный подходы). Мы будем говорить о системно-деятельностном подходе, который интегрирует представления системного и деятельностного способов рассмотрения педагогической науки и практики.

Содержательный анализ связи науки и практики был бы невозможен, если бы педагогическая практика рассматривалась как деятельность, а педагогическая наука - как система знаний. Необходим некий "общий знаменатель", который позволил бы сопоставить эти 2 объекта по одни и тем же элементам. Таким общим термином служит деятельность. Различают следующий виды педагогической д-сти:

-работа педагогов-практиков

-административная д-сть

-научно-исследовательская д-сть

-передача результатов педагогической науки практике

С одной стороны, педагогическая и научная д-сть выступают как равноправные виды. С другой - научное познание входит в систему педагогической д-сти и признаётся одним из её видов наряду с практической, административной.

И практическая, и научная д-сти осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путём приобщения каждого человека к культуре, развтие его личности. В этом и состоит одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования. Говоря о таком единстве, мы имеем в виду единство 2-х видов деятельности: научной и практической. Другая форма - единая система их взаимосвязи, наличие которой - необходимое условие влияния педагогической науки на практику и выполнения практикой роли источника научного знания.

Науку и практику можно сопоставить по характеристикам, присущим любой д-сти:

-объекты

-средства

-результаты

Объектом практической педагогической д-сти является человек, которого мы обучаем и воспитываем. В то же время он, конечно,и субект. Человек является субъектом в другой системе отношений, прежде всего субъектом познавательной деятельности. Воздействие на воспитанников, ответственность за развитие у них определённых качеств личности - всё это остаётся за педагогом.

Объект научной педагогической деятельности - это образование как система практической педагогической д-сти в единстве всех её компонентов.

Средства, применяемые в научной и практической педагогической д-сти, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической д-сти людей. Для педагогической практики это: методы, приёмы, организационные формы воспитания и обучения, наглядные пособия и технические средства. Для науки это: наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путём эксперимента.

Цель и результаты практической работы учителя - обученность и воспитанность как качества личности. Результатом педагогической науки являются знания. Педагогические знания это законы, принципы, правила педагогической д-сти. Они существуют не только в сознании педагога, но и в материализованном виде - в научных трудах, программах, учебниках, пособиях.

Таким образом, педагогическая наука – это сочетание длительной практики процессов обучения и воспитания личности на фоне развития общества и социума, находящихся под влиянием исторических систем. Педагогическая наука – это итог долгого и последовательного исследования принципа развития личности. Научное знание педагогической практики и теории позволяет определять, какие именно можно выбирать эффективные педагогические решения.

Как и в любой науке, в педагогике существует давний спор о том, что такое педагогика: наука или искусство. Практическая деятельность позволяет разрешить данный спор. Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно подтверждает, что без фундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать. Знание философских понятий закономерностей обучения и воспитания, овладение формами, методами и средствами педагогического действия составляют основу педагогического мастерства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: