над произведениями крупной формы




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

Методическое сообщение

Некоторые аспекты о проблемах работы

над произведениями крупной формы

Автор Суханова Т.А.


Чем отличается произведение крупной формы от произведения малой формы? Только ли размерами? Безусловно, сочинениям крупной формы свойственны большие масштабы развития музыкального материала, по сравнению с другими произведениями, разнообразие содержания, глубина замысла, наличие контрастных образов. В связи с этим их исполнение требует от ученика умения мысленно охватывать значительные построения и, при соблюдении единства целого, выявлять характерные особенности отдельных образов и тем. Оно также требует навыков переключения с одной художественной задачи на другую, выдержки, большого объема памяти и внимания.

Один из самых доступных детскому пониманию видов крупной формы – вариации. Их целесообразно включать в репертуар ученика по возможности уже в первый год обучения. Своеобразие вариационного цикла в том, что он заключает в себе черты пьес малой формы. Поэтому ученик, работая над вариациями, приобретает разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в не многом сказать многое.

Очень важно объяснить ученику одну из главных задач в исполнении вариаций – понимать тематическую связь отдельных вариаций и понимать принцип варьирования. В некоторых вариационных циклах варьируется, видоизменяется тема, в других – тема остается неизменной, а меняется лишь гармония и фактура. В любом случае, первая задача педагога – заставить ученика осознанно относиться к работе, понимать принцип варьирования, уметь находить в каждой вариации тему и ее элементы.
Очень большое значение имеют цезуры между отдельными вариациями. Цезурами можно разъединить отдельные вариации и, наоборот, объединить, можно подчеркнуть значение отдельных вариаций, приковав к ним внимание слушателя предварительной «настораживающей» цезурой. Это сложно для ученика, тем более начинающего, но этому необходимо учиться. Выдерживать цезуры, максимально наполнять их содержанием – очень важное умение, просто необходимое для объединения всего цикла.
Следующая важнейшая задача при исполнении вариаций – во-первых, уметь ясно передавать характер каждой вариации в отдельности и, во-вторых, уметь моментально перестраиваться с характера одной вариации на характер другой, находясь в определенном образе буквально с первой ноты до последней, без смазанных, невнятных по характеру постепенных переходов.

Кульминационной обычно бывает финальная вариация, как правило, самая масштабная по размерам, самая динамичная и как бы обобщающая, завершающая по смыслу весь цикл. Задача педагога – выстроить вместе с учеником динамический план, прояснить «драматургию» всего произведения с тем, чтобы ученик ясно понимал, что происходит с темой, как меняется, трансформируется ее характер, чтобы сумел сделать кульминацию «ожидаемой» и самым естественным образом объединить несколько различных по характеру отдельных вариаций в единый цикл. Иногда возникают трудности в связи с большим масштабом произведения, а также вследствие яркости кульминаций: их легко сделать равными по значению. Необходимо вместе с учеником четко определить общую кульминацию и сделать ее подлинным центром, к которому устремляется все развитие.
Рондо - еще один вид крупной формы. Слово «рондо»— французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там «рондами» называли хороводные песни. Форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева, иначе с рефрена.

Этот вид крупной формы вполне доступный детскому восприятию, но, пожалуй, наиболее трудный в смысле ведения общей линии развития и достижения цельности. Дело в том, что периодичность повторения рефрена может придать исполнению монотонность и статичность. Необходимо в каждом проведении повторяющейся темы найти особую прелесть и новизну. При одинаковом тексте рефрены должны восприниматься и звучать по-разному, в зависимости от предшествующего эпизода, и педагогу вместе с учеником важно почувствовать этот новый оттенок каждого проведения рефрена.

Переходы от рефрена к эпизоду и наоборот необходимо прорабатывать отдельно, стараясь сосредоточенно дослушивать исполняемый раздел и с первого же звука следующего раздела начинать «рисовать» новый образ. Также очень важно, благодаря пониманию общего «сценария» произведения, определить общую кульминацию и вести к ней развитие музыкальной мысли.
Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой —как одной из самых важных форм музыкальной литературы. Подготовительным этапом к сонатам служат сонатины.

Сонатины М.Клементи, Ф.Кулау, Я.Дюссека, А.Диабелли, И.Гайдна, Л.Бетховена, В.Моцарта и других композиторов венской классической школы знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Благодаря лаконичности фортепианной «инструментовки» и известной прозрачности фактуры малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся особенно заметными. Поэтому классические сонатины очень полезны в первую очередь для воспитания таких качеств, как ясность и точность выполнения всех деталей текста.

Соната, а конкретнее довольно часто изучаемое в музыкальной школе сонатное allegro – высший тип музыкального развития и требует отчетливого представления о его структуре и о единстве его формы с конкретным содержанием.
Уже в самом начале работы над сонатным allegro, ученик должен определить его трехчастную структуру (экспозиция, разработка, реприза). В экспозиции нужно представить контуры и образные характеристики основных партий (главной и побочной, связующей и заключительной, если таковые имеются), уяснить их образную контрастность, проанализировать тональности, отклонения, модуляции. В разработке анализируется музыкальный материал, то есть определяется, какие темы взяты для развития. Это могут быть главная, побочная или совершенно новая тема. В репризе определяются сходство и различия с экспозицией. От ученика требуется быстрота слуховой реакции на происходящие в музыке частые смены образных состояний, особенно важна мгновенная исполнительская перестройка, а также выдержка, выносливость, эмоциональная приподнятость и душевный подъем. При исполнении сонаты важно достигнуть темпового единства. Без этого произведение может рассыпаться на отдельные построения. Необходимо ощущать ритмический пульс на протяжении всего сочинения, точно соблюдать паузы.

Учащемуся необходимо не только осознать смысловое различие соприкасающихся частей, важно также понимать значение грани между разделами. Необходимо научить ребенка до конца дослушивать исполняемый раздел и ярко, рельефно начинать следующий, подготовившись к нему не только мысленно, но и пианистически. Для формирования такой «мобильности» очень полезно учить переходы отдельно, сначала - с остановкой, затем точно по времени и в заданном темпе.
Следует, однако, помнить, что старательный учащийся, с большим вниманием и выразительно исполняя отдельные разделы формы (партии, темы, построения), часто теряет ощущение сквозной линии развития горизонтали. А это, в свою очередь, приводит к проявлению темпо - ритмической неустойчивости, технических погрешностей, преувеличенного обособления разделов произведения, неоправданной динамической и агогической нюансировки. Чтобы избежать этого, следует переключиться на работу над воплощением общей линии развития: подчеркивание смыслового значения кульминаций (местных и общих), неоднократное исполнение всего произведения с акцентом на направленность этого развития. При этом могут потерять свою выразительность отдельные детали, но к ним следует вернуться после исправления основного в данное время недостатка.
Необходимо обратить внимание ученика на то, что в разработке усиливается напряженность и драматизм музыки, и особенно важно ярко и убедительно передать динамический подъем, предшествующий кульминации, чтобы в полной мере раскрыть имеющиеся в сонате элементы драматизма.
Чрезвычайно важно выявить выразительную роль перехода к репризе, обычно имеющего большое смысловое значение. В репризе обязательно следует услышать появившиеся в ней новые (по сравнению с экспозицией) черты, в частности иную ладотональную окраску тем побочной и заключительной партий и в связи с этим их иной выразительный оттенок. Нужно помнить, что реприза - результат взаимодействия экспозиции и разработки – не повторяет «картину» экспозиции, а раскрывает перед исполнителем и слушателем новые стороны художественного замысла.
Вообще при работе над сонатой очень важно все, что касается времени: необходимо научить ребенка додерживать, досчитывать (паузы, длинные звуки, концы лиг), выдерживать единый темп. В данном случае не помешает вспомнить известный совет на этот счет: «Не придумано ничего лучшего, чем громкий счет и метроном». Разумеется, применять это радикальное средство следует дозировано.

При исполнении классических сонат ученик должен очень отчетливо ощущать сильные доли такта. Особенно важно это в затактных построениях и при синкопах, так как без ощущения тяготения мотивов к сильной доле происходит как бы смещение тактовой черты, и смысл музыки совершенно искажается.
Ну и, разумеется, при изучении сонат венских классиков, ученик обязательно должен хорошо понимать характерные черты стиля фортепианной музыки этой эпохи - это симфоничность, «оркестральность», требующей особого внимания и «дирижерского подхода» к звучности каждого голоса и значению каждой реплики. Это особое эмоциональное наполнение музыки венских классиков и в связи с этим очень большое значение гармонического плана. Это своеобразный характер звучности, связанный с квартетно – оркестровым письмом и особенностями стиля каждого из композиторов венской классической школы. Это скромная и продуманная роль педали.

Соната даёт огромные возможности композитору для того, чтобы отразить глубину душевного мира человека, драматических ситуаций. Соната способна в большей мере, чем другие формы, отражать диалектику реального мира.

К исполнению такой сложной категории педагогического репертуара, как классическая соната, приходится вести учащихся очень постепенно, на протяжении многих лет занятий, внимательно подбирая соответствующий репертуар. Усложнение его должно осуществляться с достаточной осторожностью, чтобы ученик имел возможность освоиться с новыми, более трудными задачами.

 

 

Список использованной литературы:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978
2. Как исполнять Бетховена. - М.: Классика-XXI, 2004
3. Как исполнять Гайдна. - М.: Классика-XXI, 2004
4. Как исполнять Моцарта. - М.: Классика-XXI, 2003
5. Фейнберг С. Пианизм как искусство. -М.: Классика-XXI, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: