Важное место в модели управления изменениями занимает оценка отношения персонала к изменениям. Она необходима для контроля уровня сопротивления в ходе реализации изменений и принятия решения о проведении мероприятий по преодолению сопротивления персонала.
Технология оценки отношения персонала к изменениям была первоначально составлена с учетом необходимых для выполнения данной задачи стандартных этапов, включающих подготовку и проведение опроса, непосредственную оценку отношения к изменениям, а также обратную связь.
Последующее применение технологии оценки отношения к изменениям в составе технологии преодоления сопротивления, а также в составе системы управления изменениями в целом дало основание для удовлетворительной оценки полученных результатов, а также для выводов о необходимых направлениях совершенствования данной технологии.
Дополненный и апробированный на практике вариант технологии оценки отношения персонала к изменениям представлен на рис. 5.4 [35].
Подготовка и проведение опроса
Рисунок 5.4 - Технология определения отношения персонала к изменениям
Первым этапом технологии оценки отношения персонала к изменениям является подготовка и проведение опроса среди сотрудников организации. Опрос позволяет выявись мнение сотрудников и провести оценку сопротивления и его характеристик.
Принятие решения об оценке отношения персонале] к изменениям. Решение о проведении оценки отношения персонала к изменениям принимается управленческой командой/на этапе реализации изменений в целях контроля уровня и характера сопротивления на предприятии.
|
Создание комиссии по исследованию отношения персонала к изменениям. Исследование отношения персонала к изменениям может быть поручено комиссии по профилактике и преодолению сопротивления. Оценку сопротивления могут провести маркетинговые службы организации. Еще одним вариантом данного исследования может быть его заказ в консалтинговой фирме.
Определение возможных позиций отношения персонала к изменениям. Среди возможных позиций отношения персонала к изменениям могут рассматриваться следующие: эмоциональное восприятие изменений, измеренное с помощью шкалы [35]; готовность предприятия к изменению; способность руководства осуществить изменения; желательность изменений для сотрудников предприятия и др.
Разработка опросных листов для определения отношения персонала к изменениям. Опросные листы разрабатываются с учетом необходимых позиций отношения персонала к изменениям. Форма опросного листа должна соответствовать сложившимся в деловом обороте требованиям к его составлению, поэтому за основу взят типовой опросный лист, используемый консалтинговыми фирмами. Перечень вопросов разработан под задачи авторского исследования. Макет опросного листа представлен в приложении 1.
Разработка методики определения отношения персонала к изменениям. Методика определения отношения персонала к изменениям разрабатывается в целях преобразования базы данных, полученных при опросе сотрудников предприятия, в показатели, которые можно использовать при выборе мероприятий по преодолению сопротивления изменениям.
|
Подготовка к исследованию отношения персонала к изменениям. Подготовка к исследованию заключается в тиражировании опросных листов, подготовке помещений для проведения опроса, составлении графика проведения опроса, оповещении сотрудников.
Проведение опроса. Проведение опроса осуществляется в соответствии с составленным графиком под руководством членов комиссий по проведению опроса, которые оказывают консультативную помощь его участникам.
Обработка полученных в результате опроса данных. Полученные в результате опроса данные обрабатываются следующим образом: отбраковываются неверно заполненные опросные листы, определяются число и общие характеристики участников опроса, подготавливается отчет о результатах опроса.
Следующим этапом технологии определения отношения персонала к изменениям выступает проведение оценки. Оценка опирается на методику определения отношения персонала к изменениям. Проведение оценки начинается с оценки эмоционального восприятия изменений в организации.
В ходе разработки процедур этапа оценки выявилась потребность в разработке шкалы «Эмоциональное восприятие изменений сотрудниками предприятия». За основу при создании шкалы был взят подход выделения категорий сотрудников по отношению к преобразованиям на предприятии [2]. Позиции шкалы должны быть адаптированы к задачам исследования организации и дополнены наиболее распространенными ответами сотрудников, полученными в ходе апробации системы управления изменениями. Полученный в результате доработок вариант шкалы приведен в приложении 2. Далее в зависимости от имеющихся ресурсов и потребностей инициаторов изменений в информации о сопротивлении изменениям могут быть проведены оценки причин сопротивления, степени информированности сотрудников о предстоящих изменениях, понимания сотрудниками сути изменений, готовности и желательности изменений в организации и т.д.
|
Оценка эмоционального восприятия изменений на предприятии. На основе результатов проведенного опроса определяется уровень эмоционального восприятия изменений в организации и по отдельным подразделениям.
Оценка сотрудниками причин сопротивления изменениям на предприятии. Результаты опроса позволяют выявить основные причины сопротивления изменениям в организации.
Оценка информированности сотрудников о предстоящих изменениях. На основе результатов проведенного опроса дается оценка уровня информированности сотрудников предприятия о проводимых на нем изменениях.
Оценка мнения сотрудников о степени демократичности/авторитарности подхода руководства при введении изменений. Опрос помогает выявить мнение сотрудников о степени демократичности/авторитарности подхода руководства при введении изменений. Усреднение отдельных показателей дает оценку уровня данного показателя по подразделениям предприятия.
Оценка понимания сотрудниками сути изменений и степени доверия к лицам, их осуществляющим. На основе результатов проведенного опроса дается оценка уровня понимания сотрудниками сути изменений и степени доверия к лицам, их осуществляющим.
Оценка мотивации участия персонала в изменениях. Данные, полученные при опросе, служат основой для оценки уровня мотивации участия персонала в изменениях.
Оценка готовности и способности предприятия к изменениям. Эта оценка осуществляется по методике, предложенной в данной работе.
Оценка желательности изменений на предприятии. Такая оценка также используется в методике выбора мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления персонала изменениям.
Занесение полученных данных в форму представления результатов оценки отношения к изменениям. Все полученные данные заносятся в форму представления результатов оценки, позволяющую осуществить выбор мероприятий по преодолению сопротивления персонала.
Формулировка новых задач по определению отношения персонала к изменениям. По мере получения опыта профилактики и преодоления сопротивления персонала изменениям на предприятии могут появиться новые задачи по определению отношения персонала к изменениям.
Важнейшим этапом определения отношения персонала к изменениям является подготовка и проведение опроса.
Технология проведения опроса была получена путем адаптации типовой технологии проведения опросов для целей диссертационного исследования. Опрос целесообразно осуществлять в пять этапов [34], [35]. Содержание этапов сформировано с учетом решаемых в работе задач, обсуждения и апробации предложенной технологии опроса на предприятиях. Полученная таким образом технология проведения опроса отражена на рис. 5.5 [35].
Формулирование целей опроса
Подготовка к проведению опроса
Проведение опроса
Заполнение опросных листов участниками | Передача опросных листов для обработки | |
Оформление материалов опроса
Анализ качества полученных материалов и отбраковка неверно заполненных анкет | Сведение материалов опроса по целям | Составление отчета о результатах опроса | Согласование и утверждение отчета о результатах опроса |
Анализ полученных материалов
Анализ выполнения целей опроса | Выявление нерешенных задач и новых проблем | Представление результатов анализа руководству |
Рисунок 5.5 - Технология проведения опроса
Формулирование целей опроса. Важно начать проведение опроса с формулирования его целей. Для разработки системы профилактики и преодоления сопротивления изменениям на предприятии необходимо знать отношение персонала предприятия к вводимым изменениям, определить характер поддержки или сопротивления, выяснить, готово ли предприятие к изменениям и каковы условия, которые могут привести к возникновению значительного сопротивления изменениям.
Подготовка к проведению опроса. На втором этапе необходимо провести комплекс подготовительных мероприятий, от которых будет зависеть успех опроса. Необходимо определить количество и состав сотрудников, участвующих в опросе. Затем осуществляются разработка методики проведения опроса и подготовка опросных листов. Далее необходимо определить ресурсное обеспечение и затраты на проведение опроса. Затем разрабатывается график проведения опроса. График и условия опроса доводятся в обязательном порядке до всех исполнителей. Проводится подготовка помещений для проведения опроса, и участники ставятся в известность о точном времени и месте его проведения.
Проведение опроса. Третий этап — непосредственное проведение опроса. Опрос проводится в одном или нескольких подразделениях организации. В назначенное время группа из 30 человек заполняет подготовленные для опроса листы и сдает представителю рабочей группы для оформления и обработки. Опрос проводится в несколько этапов до тех пор, пока не накопится достаточный для исследования объем информации.
Оформление материалов опроса. Четвертый этап опроса включает в себя предварительный анализ качества полученных в ходе опроса материалов и отбраковку неверно заполненных анкет. Комиссия по определению отношения персонала к изменениям сводит результаты опроса по заявленным целям. Затем оформляется отчет по результатам опроса, отчет согласовывается с руководителем комиссии и утверждается.
Анализ полученных материалов. На заключительных этапах проведения опроса осуществляется анализ выполнения целей опроса. После выявления нерешенных задач и выделения новых проблем результаты анализа заносятся в форму представления результатов опроса для представления руководству.
Формы обработки информации. Для однозначного понимания всей представляемой в рамках опроса информации методика оценки отношения к изменениям включает в себя разработку форм обработки информации. Они представляются в виде методических материалов или оформляются в виде рабочих инструкций. В процессе опроса сотрудников предприятия используются следующие формы представления информации: опросные листы; отчет о результатах опроса; форма представления результатов оценки отношения к изменениям.
Опросные листы. Макет опросного листа представлен в приложении 2. Опросный лист составлен по образцу типового опросного листа, используемого консультационными фирмами при проведении опросов. Исследование отношения персонала к изменениям включает набор данных, адаптированных для авторского исследования и объединенных в группы:
— общие сведения о предприятии и сотрудниках;
— оценка эмоциональной реакции сотрудников на вводимые инновации;
— оценка сотрудниками причин сопротивления изменениям на предприятии;
— оценка сотрудниками степени своей информированности о планах изменений;
— оценка мнения сотрудников о степени демократичности/ авторитарности подхода руководства при введении изменений;
— оценка мотивации участия персонала в изменениях;
— оценка понимания сотрудниками сути изменений и степени доверия лицам, их осуществляющим;
— оценка готовности предприятия к изменениям;
— оценка желательности изменений на предприятии;
— оценка способности предприятия к изменениям.
Общие сведения о предприятии и сотруднике. Включают в себя
наименование предприятия и подразделения, в котором работает сотрудник, сведения о должности и стаже работы сотрудника.
Оценка эмоциональной реакции сотрудников на вводимые инновации. Сотруднику предлагается оценить свою эмоциональную реакцию на изменения, выбрав только один, наиболее подходящий по эмоциональной окраске вариант на предложенной шкале. Шкала содержит 41 позицию, характеризующую различную реакцию персонала на изменения: от абсолютной поддержки до абсолютного неприятия (приложение 3).
Оценка сотрудниками причин сопротивления изменениям на предприятии. Оценка причин сопротивления осуществляется путем выбора нескольких наиболее вероятных, по мнению участника опроса, вариантов из предложенного списка.
Оценка сотрудниками степени своей информированности о планах изменений. Сотруднику предлагается ответить на четыре вопроса относительно его мнения о степени информированности сотрудников предприятия о планах изменений, выбрав один из трех вариантов ответа (да, затрудняюсь ответить, нет).
Оценка мнения сотрудников о степени демократичности/авторитарности подхода руководства при введении изменений. Сотруднику предлагается ответить на три вопроса относительно его мнения о степени демократичности/авторитарности подхода руководства при введении изменений, выбрав один из трех вариантов ответа (да, затрудняюсь ответить, нет).
Оценка мотивации участия персонала в изменениях. Сотруднику предлагается ответить на три вопроса относительно его мнения об уровне мотивации участия персонала в изменениях, выбрав один из трех вариантов ответа (да, затрудняюсь ответить, нет).
Оценка понимания сотрудниками сути изменений и степени доверия лицам, их осуществляющим. Сотруднику предлагается ответить на три вопроса относительно его мнения о степени понимания сотрудниками сути изменений и степени доверия проводникам изменений, выбрав один из трех вариантов ответа (да, затрудняюсь ответить, нет).
Оценка готовности предприятия к изменениям. Сотруднику предлагается ответить на шесть вопросов относительно его мнения о готовности предприятия к изменениям, выбрав один из трех вариантов ответа (да, затрудняюсь ответить, нет).
Оценка желательности изменений на предприятии. Сотруднику необходимо ответить на четыре вопроса относительно его мнения о желательности изменений на предприятии, выбрав один из трех вариантов ответа (да, затрудняюсь ответить, нет).
Оценка способности предприятия к изменениям. Сотруднику предлагается ответить на четыре вопроса относительно его мнения о способности предприятия к изменениям, выбрав один из трех вариантов ответа (да, затрудняюсь ответить, нет).
Отчет о результатах опроса. Подготовка отчета заключается в отбраковке и обработке анкет, подсчете необходимых суммарных и средних показателей по всем разделам. Рекомендуемый порядок подсчетов для некоторых показателей может быть следующим.
Общие сведения о предприятии и сотрудниках. Подсчитывается общее число участвовавших в опросе сотрудников (по числу верно заполненных анкет); определяется средний стаж работы участников опроса на данном предприятии; выявляется должностной состав участников опроса в процентах от общего числа опрошенных; в отчет заносятся наименования предприятия и подразделения, в котором проводится опрос. Общие сведения о сотрудниках необходимы для решения перспективных задач исследования, связанных с выяснением особенностей отношения к изменениям различных категорий персонала.
Оценка эмоциональной реакции сотрудников на вводимые инновации. По каждому из предложенных вариантов эмоциональной реакции сотрудников на изменения подсчитывается количество сотрудников, выбравших данный вариант.
Оценка сотрудниками степени своей информированности о планах изменений. Подсчитывается число сотрудников, давших положительные ответы на поставленные вопросы по всем вопросам, предусмотренным для данного вида оценки (общее количество положительных ответов по четырем вопросам). Также подсчитывается общее количество отрицательных ответов. Ответы «затрудняюсь ответить» не принимаются во внимание при подсчете.
Следующим этапом технологии оценки отношения персонала к изменениям является оценка отношения персонала к изменениям, осуществление которой предлагается проводить последовательно по всем основным рассмотренным ранее направлениям. Результаты оценки для удобства дальнейшего использования заносятся в специальную форму, выработанную в ходе апробации технологий управления изменениями на практике.
Форма разработана с учетом полученного в результате апробации авторских разработок опыта и удобна для реализации задач исследования. Данные о составе участников опроса из отчета о результатах опроса переносятся в форму представления результатов оценки отношения к изменениям. Другие необходимые для проведения оценки отношения персонала к изменениям данные также содержатся в отчете о результатах опроса.
Оценка отношения персонала к изменениям имеет специфику для каждого направления.
Оценка эмоциональной реакции сотрудников на вводимые инновации. Преобразование качественной информации об эмоциональном восприятии изменений сотрудниками в количественную информацию предлагается осуществлять на основе шкалы (приложение 3). Шкала устанавливает соответствие между словесным описанием сотрудниками своей реакции на инновации и балльной оценкой этой реакции. Подобный подход позволяет выявлять и определять отдельные эмоциональные проявления, оценивать их силу и формировать систему мероприятий по преодолению сопротивления или мобилизации персонала на осуществление перемен.
Уровень эмоционального восприятия (УЭВ) изменений по каждому подразделению предприятия предлагается вычислять как среднюю величину уровней реакции отдельных сотрудников по формуле
УЭВ = ∑ ki * i / n
где i — балльная оценка эмоционального восприятия изменений, может принимать значение от —20 до +20 баллов;
ki — число сотрудников, выбравших ответ, которому поставлено в соответствие i баллов;
n — число участников опроса.
Средний уровень эмоционального восприятия изменений позволяет оценить общий эмоциональный фон, морально-психологический настрой персонала на изменения.
Оценка уровня эмоционального восприятия изменений сотрудниками подразделений предприятия дает возможность:
— принять решение о необходимости введения системы мероприятий по преодолению сопротивления изменениям и мобилизации персонала на осуществление изменений;
— осуществить выбор рекомендаций по выбору мероприятий по преодолению сопротивления;
— оценить эффективность таких мероприятий.
Данные УЭВ заносятся в форму представления результатов оценки.
Оценка сотрудниками причин сопротивления изменениям на предприятии. Каждому выбранному сотрудниками варианту присваивается 1 балл, а общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных каждым вариантом, и варьируется в пределах от 0 до n баллов. При принятии решения по выбору системы мероприятий по преодолению сопротивления в расчет принимаются только варианты, набравшие n /2 баллов, их порядковые номера заносятся в форму представления результатов оценки. Отсутствие таких вариантов свидетельствует о том, что у сотрудников нет четкого мнения о причинах сопротивления на предприятии, поэтому данный показатель не принимается во внимание при выборе системы мероприятий по преодолению сопротивления изменениям.
Данная методика определения причин сопротивления изменениям, адаптированная под решение задач исследования, позволяет определить только наиболее значимые причины в качестве основы для выбора мероприятий по управлению изменениями.
Оценка сотрудниками степени своей информированности о планах изменений основана на присвоении баллов ответам на вопросы: 1 балл за ответ «да», 0 баллов за ответ «затрудняюсь ответить» и -1 балл за ответ «нет». При расчете оценки принимаются во внимание только положительные и отрицательные ответы, число которых предварительно подсчитано и отражено в отчете о результатах опроса. Оценка степени информированности сотрудников (ОСИС) по каждому подразделению предприятия вычисляется по формуле
ОСИС = (т(+) - т(-))/m*n,
где т(+) — количество положительных ответов;
т(-) — количество отрицательных ответов;
т — число участников опроса;
n — число вопросов, включенных в данную оценку.
Данные ОСИС заносятся в форму представления результатов оценки. Данный показатель принимает значение от 1 до - I. Отрицательное значение ОСИС подтверждает неудовлетворенность сотрудников степенью своей информированности об изменениях на предприятии, что служит причиной сопротивления изменениям. Значения ОСИС < 0,25 также стоит принимать в расчет при выработке мероприятий по преодолению сопротивления.
Оценка мнения сотрудников о степени демократичности/авторитарности (ОСДА) подхода руководства при введении изменений проводится по схеме, аналогичной оценке ОСИС. Отрицательное значение ОСДА подтверждает неудовлетворенность сотрудников авторитарностью подхода руководства при введении изменений на предприятии, что служит причиной сопротивления изменениям. Положительное значение ОСДА не принимают в расчет при выработке мероприятий по преодолению сопротивления.
Оценка мотивации участия (ОМУ) персонала в изменениях проводится по аналогичной схеме. Отрицательное значение ОМУ подтверждает неудовлетворенность сотрудников низкой мотивацией участия сотрудников при введении изменений на предприятии, что служит причиной сопротивления изменениям. Положительное значение ОМУ не принимают в расчет при выработке мероприятий по преодолению сопротивления.
Оценка понимания сотрудниками сути изменений и степени доверия (ОПиД) лицам, их осуществляющим, — проводится по той же схеме. Отрицательное значение ОПиД подтверждает недостаточный уровень понимания сути изменений и степени доверия руководству на предприятии, что служит причиной сопротивления изменениям. Значения ОПиД < 0,25 также стоит принимать в расчет при выработке мероприятий по преодолению сопротивления. Такое критическое значение показателя было определено экспертным путем в ходе бесед с руководителями и специалистами предприятий, однако этот уровень может быть изменен в процессе накопления опыта управления изменениями на конкретном предприятии.
Оценка готовности предприятия к изменениям, желательности изменений на предприятии и способности предприятия к изменениям аналогична расчету предыдущих оценок. Данные показатели участвуют в определении роли руководителя в управлении отношением персонала к изменениям. Положительные значения показателей свидетельствуют о готовности, желательности и способности предприятия к осуществлению изменений.
После проведения оценки и заполнения формы представления результатов оценки отношения персонала к изменениям комиссия по профилактике и преодолению сопротивления может приступить к выбору мероприятий по преодолению сопротивления изменениям.
Таким образом, в ходе разработки методики определения отношения персонала к изменениям были получены следующие результаты.
Оценка отношения персонала к изменениям занимает важное место в системе управления изменениями и необходима для контроля уровня сопротивления в ходе реализации изменений и принятия решения о проведении мероприятий по преодолению сопротивления персонала.
Применение технологии оценки отношения к изменениям в составе технологии преодоления сопротивления, а также в составе системы управления изменениями в целом позволило получить окончательный вариант технологии оценки отношения персонала к изменениям, представляющий собой последовательность действий, объединенных в два этапа: подготовку и проведение опроса и непосредственно оценку отношения к изменениям. Этапы, в свою очередь, разбиты на процедуры, позволяющие осуществить поставленные цели.
В рамках реализации данной технологии были разработаны: адаптированные под цели исследования опросные листы и шкала «Эмоциональное восприятие изменений»; технология проведения опроса; порядок расчета используемых при оценке показателей; формы представления данных и результатов.
Полученная методика определения отношения персонала к изменениям позволяет оценить эмоциональное восприятие изменений сотрудниками предприятия, выявить причины сопротивления изменениям, определить степень готовности и желательности изменений на предприятии и другие показатели отношения сотрудников к изменениям.