ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРАВА




Класс  
Тема урока Борьба за права и ответственность за поступки
Тип урока Урок открытия нового знания
Вид урока Проблемный
Цель сформировать представление об особенностях прав и ответственности несовершеннолетних
Задачи Образовательные: познакомить с правовыми источниками прав ребёнка; определить возможности отстаивания ребенком своих прав. Развивающие: формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка в условиях существующей политической системы. Воспитательные: выстраивать свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нарушение прав ребёнка.
Универсальные учебные действия · Личностные УУД: оценка своих поступков; развитие познавательных интересов, учебных мотивов. · Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий. · Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. · Познавательные УУД: формулирование проблемы; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделение существенной информации из текстов разных видов; структурирование знания; установление причинно-следственных связей; формулирование вывода.
Планируемые результаты Предметные: учащиеся должны знать правовые источники о правах ребёнка; правовые способы решения конфликтов; права ребёнка; иметь представление о правовой ответственности несовершеннолетних и видах наказаний несовершеннолетних. Личностные: учащиеся должны действовать в пределах норм нравственности и права; определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным) Метапредметные: находить необходимую информацию из разных источников; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.  
Межпредметные связи История, литература
Методы и приемы обучения Метод проблемного обучения, частично-поисковый метод; беседа

 

 

ХОД УРОКА

Дидактическая структура урока Содержание и приемы работы учителя Содержание и приемы работы учащихся
Проблемно-мотивационный этап – Говоря о правах человека и правовых способах их защиты, нельзя обойти стороной вопрос о правах ребёнка. Говоря «я имею право...», что вы подразумеваете под этим? Действительно ли вы знаете свои права и помните о своих обязанностях? – Прочитайте историю на с. 176 и ответьте на вопросы: а) Какая проблема возникла у Ани, Вани и Павлика? б) Что ребята решили делать в этой ситуации? – В чём вы видите противоречие?   – Какой вопрос может возникнуть на основе этого противоречия? Какую проблему нам предстоит решить? Предлагайте свои формулировки. Примерная формулировка проблемы урока: «Может ли ребёнок отстаивать свои права перед взрослыми?» Учитель записывает проблему урока на доске. – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Учитель с одобрением принимает любые версии и записывает их в виде кратких тезисов (ключевых слов) на доске рядом с основным вопросом урока.     Директор школы разрешил им репетировать после занятий, а тёте Вале нужно мыть пол в этом помещении, поэтому она просит детей идти домой. – Мнения разделились: Ваня предлагает отстаивать своё право (то есть остаться и продолжать репетировать), а Павлик предлагает идти домой, потому что считает, что старшие всегда будут считать себя правыми в отношениях с детьми. – С одной стороны, ребята имеют право находиться в помещении – это решение директора. С другой стороны, уборщица (которая тоже должна подчиняться директору) не согласна с этим и настаивает, что дети должны слушаться её, потому что она старше. Ваня справедливо видит в этом нарушение своих прав и прав своих одноклассников.   Ученики предлагают разные формулировки, сравнивают их между собой и с вариантом авторов учебника. Затем ученики в диалогах с учителем решают, какой вариант выбрать в качестве основного вопроса (проблемы) урока.
Этап открытия нового знания – Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме. Мы говорили с вами о правах человека и о правах ребёнка в 6 классе и в этом году, изучая экономическую сферу жизни общества.   Учитель даёт задание классу для работы в группах по 3–4 человека в течение 5–7 минут: – Используя словарь, составьте схему логических связей между понятиями: права человека, права ребёнка, обязанности, ответственность, правовые санкции, правонарушение, малолетние, совершеннолетние, дееспособность.     – Как Саня Григорьев из повести «Два капитана» отстаивал свою правоту? – Вспомните, за какие поступки направляли в исправительную школу героев повести Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД»?   Итак, мы хотим узнать, может ли ребёнок отстаивать свои права перед взрослыми. Как вы думаете, с чего нужно начать поиск ответа? Посмотрите, как называется пункт 1 параграфа. Как вы думаете, что ещё нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока? Выскажите свои предположения, используя названия пунктов параграфа.     Учитель даёт задание классу для индивидуальной работы в течение 5 минут: – Прочитайте текст учебника на с. 177–180 (п. 1) и письменно сформулируйте документы, на основании которых ребёнок может отстаивать свои права. Учитель поясняет, что в этом тексте названы не все, а только некоторые основные документы, определяющие права детей. Беседа: – Какие важные положения для понимания прав ребёнка содержатся во Всеобщей декларации прав человека? – В чём состоит значение Декларации прав ребёнка? – Чем Конвенция о правах ребёнка отличается от Декларации прав ребёнка? – Приняла ли Россия Конвенцию о правах ребёнка? Учитель может пояснить, что Россия является правопреемником СССР, то есть выполняет его международные обязательства. – Что означает на практике подписание нашей страной данной Конвенции? – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?     – Мы ознакомились с документами, где записаны права ребёнка. Но чтобы права человека были защищены, их мало написать на бумаге, необходимо, чтобы они были соблюдены. Как вы думаете, от кого и от чего зависит соблюдение прав человека?   Учитель даёт задание классу для работы в группах по 3–4 человека в течение 5 минут: – Прочитайте текст учебника на с. 180 (п. 2) и письменно сформулируйте, какими способами дети могут защищать свои права. Укажите, что конкретно следует делать для защиты своих прав в каждом случае их нарушения. – Выскажите своё мнение, является ли жестокое отношение к своим детям только семейным делом? – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?     – Давайте вспомним, как права и свободы одного человека связаны с правами и свободами всех остальных людей. Почему нельзя понимать свободу как полную вседозволенность? – Что же необходимо сделать, чтобы такого не случалось? Учитель даёт задание классу: – Прочитайте текст учебника на с. 181–182 (п. 3) и ответьте на вопросы: а) Как вы думаете, кто должен нести ответственность за проступки детей? Сравните своё мнение с положением российского законодательства. а) Каковы, согласно законодательству России, обязанности несовершеннолетних? б) Каковы виды ответственности и наказаний несовершеннолетних? в) Кто, по-вашему, должен нести ответственность за проступки детей?     Ученики рисуют схемы произвольного вида, например, соединяют понятия стрелками и пишут рядом комментарии, показывающие значение стрелок. Обучающиеся работают по тексту учебника. – Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ.   Обучающиеся работают в группах по заданию.
Первичное закрепление и диагностика усвоения нового материала – Используя полученные знания, ответьте на вопрос: при каких обстоятельствах наступает полная дееспособность несовершеннолетних? – Решите жизненную задачу на с. 185. Выскажите свои точки зрения на то, как следует поступить детям. Ученики участвуют в дискуссии.
Итоги урока, рефлексия – Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать? Примерный вывод по проблеме: Права ребёнка записаны в международных и государственных документах; государства, их подписавшие, обязаны соблюдать и защищать права ребёнка.   Ребёнок может отстаивать свои права, используя помощь родителей, а также должностных лиц и организаций, которые обязаны оказывать ребёнку помощь при нарушении его прав и свобод. Несовершеннолетние имеют не только права, но и обязанности, а также несут ответственность за нарушение законов.   – Давайте, сравним наши выводы с вариантом авторов учебника. Какую формулировку вы считаете наиболее точной?     Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока.     Ученики сравнивают свои выводы с авторским вариантом и обсуждают их.  
Постановка домашнего задания – Выполните задания 1, 3 на с._181____, то есть добавьте в памятку то, что считаете нужным, и уберите из неё то, что считаете лишним. – По выбору реализуйте один из проектов, представленных на с. 185. – Чтобы лучше усвоить тему следующего урока, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что пригодиться для решения проблемы» на с. 186.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: