Третий этап изучения конфликта в западной социологии. Примеры.




Док/бак-18 Бабенко О.А

Семинар 2 по ИКТ.

Основные направления изучения конфликта за рубежом на 1-ом этапе (психоанализ, социотропия, этология, теория групповой динамики, фрустрационо-агрессивное, поведенческое, социометрическое, интракционистское).

Психологический настрой личности представлен, с одной стороны, практически неосознанным чувственным фоном, что соответствует невербальному психологическому поведению, а с иной умонастроением, немного осознанным переживанием.

1.1. Психоаналитический (З.Фрейд) – биологическая трактовка конфликта как противоречия между природными инстинктами человека и возможностью их разрешения.

Психоаналитическая модель человеческой психики. Прежде всего, личность с точки зрения психоанализа обусловлена своей биологической природой, и в первую очередь тем, что психическая жизнь человека определяется первичными влечениями, которые амбивалентны и, соответственно, конфликтны друг другу. Психоанализ выделяет два влечения: сексуальное, влечение к жизни, и влечение к смерти, стремление к разрушению. В первые годы ребенок должен разрешить самый сложный конфликт в своей жизни - Эдипов комплекс, складывающийся из его амбивалентных желаний быть пассивным и, одновременно, активным по отношению к своим родителям.

2.1. Экзистенциональный. Согласно этому подходу источником конфликта выступает человек, у которого нарушены связи не только с окружающим миром, другими людьми, но и с самим собой.

3.1. Социотропный. В соответствии с ним конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности,

самоутверждения и т.п. Проявление этих инстинктов зачастую приводит к конфликтам.

4.1. Динамический, согласно которому основой конфликта является нарушение определенного равновесия между индивидуумом и средой.

5.1. Социометрический определяется состоянием эмоциональных отношений между людьми и может быть разрешен путем их соответствующих перестановок. (Социометрия – исследование межличностных отношений в коллективе). Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы

6.1. Интеракционистский. В соответствии с ним основные причины конфликта возникают в процессе социального взаимодействия, в ходе которого в отношениях «индивид-среда» человек испытывает внутреннюю дисгармонию, неудобство, дискомфорт. Стремясь их устранить, он совершает определенные действия, чтобы приспособиться к среде. В ходе этого и возникает конфликт.(Подход к отдельно взятому индивидууму, построение концепции поведения, которое определяется и личностными, и ситуационными переменными. В зависимости от ситуации).

7.1. Необихевиористский. Согласно этому подходу в основе конфликта лежит теория агрессии. Любое условие, которое препятствует достижению цели, ведет к проявлению агрессии – стремлению устранить препятствие, что и приводит к конфликту.

В России проблему конфликтов стали изучать лишь в 1920-е г.

Изучение конфликта было обусловлено жизненной необходимостью. В период НЭПа, когда активно развивались разные формы собственности и новые отношения только налаживались, весьма распространенным явлением были трудовые конфликты и споры. (К весне 1921 года, когда окончилась гражданская война и политика военного коммунизма перестала быть терпимой для крестьянства, разоренного войнами и истощенного неурожаем. Крестьяне начали выступать против Советской власти.

Сельское хоз. в упадке, положение промышленности было еще хуже. Многие фабрики и заводы стояли. Шел процесс деклассирования рабочих. Голод и усталость явились причиной недовольства части рабочих.)

В середине 1920-х гг. уровень развития гласности, свободы печати позволял открыто изучать и анализировать эти явления.

В начале 1930-х гг. количество публикаций по проблемам конфликтов постепенно сокращается. Причиной тому стала запретность самой темы, убежденность в том, что при социализме не может быть серьезных социальных конфликтов.

С 1960-х гг. начинается новое возрастание интереса к проблеме конфликтов. Причина тому – хрущевская «Оттепель», а также возможность ознакомления с зарубежными исследованиями в области конфликтологии.

К середине 1980-х.гг. интерес к изучению конфликта начинает падать. Это объясняется атмосферой застоя и последствиями выводов о построении развитого социализма. В этот период появляются многочисленные публикации с критикой западной «социологии конфликта».

С середины 1980-х.гг. в связи с началом демократизации советского общества и заметным увеличением остроты и разнообразия социальных конфликтов, их изучение вновь активизируется. Ученые осознали, что, опираясь только на результаты проведенных ранее исследований, невозможно дать рекомендации руководителям-практикам по предупреждению и разрешению конфликтов. Необходим комплекс интенсивных исследований.

В постсоветский период вирусом конфликта оказалось охвачено все наше общество. Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные столкновения,которые повлекли за собой многочисленные человеческие жертвы – Преднистровье (конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, претендующими на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр (Приднестровье),Карабах(этнополитический конфликт[1] в Закавказье между азербайджанцами и армянами.), Северная Осетия, Чечня (боевые действия между правительственными войсками России (ВС и МВД) и непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия)– конфликтуют регионы с центром, администрация предприятий – с трудовыми коллективами, этнические общности и социально-профессиональные группы.(1991-1996гг)

В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разработке отечественной конфликтологии. Этот процесс стал особенно активным с начала 90-х гг.

Сегодня сложилась ситуация, которая способствует активному развитию конфликтологии как междисциплинарной отрасли науки, поскольку обществу необходимы рекомендации по разрешению и предупреждению конфликтов.

Для удовлетворения этой потребности необходимо осмыслить исторические этапы развития конфликтологии у нас в стране и за рубежом и попытаться обосновать ее содержание в настоящее время.

Основные направления изучения конфликта в зарубежной психологии на 2-ом этапе (теоретико-игровое, теория организационных систем, теория и практика переговоров).

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Моутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личностных качеств противоположной стороны.

При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

• сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

• компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

• избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

• приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами

 

Третий этап изучения конфликта в западной социологии. Примеры.

Социал-дарвинизм. Первые попытки создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине XIX в. В этот период появились работы английского

социолога Герберта Спенсера (1820—1903), например «Основы социологии», где развивался тезис о всеобщности и универсальности конфликта.

Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Г. Спенсер был сторонником социал-дарвинизма, получившего развитие в данный период. Социал-дарвинисты утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом. Это дает возможность объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Яркими представителями этого учения, наряду со Спенсером, были У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекли внимание к проблеме конфликта.

Марксистская теория. Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818—1883), открытие которым материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных отношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования социальной субстанции, общества.

Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, которые в этом обществе представлены большими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях — система распределения ресурсов. Исходя из этого формулируются основные тезисы марксовой концепции конфликта:

• Чем более неравномерно распределяются в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствующими и подчиненными классами.

• Чем глубже подчиненные классы начнут осознавать свои истинные интересы, тем более вероятны их сомнения в законности существующей формы распределения ресурсов.

• Чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и начнут сомневаться в законности существующего распределения, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с господствующими классами.

• Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных классов, тем более развита их структура политического руководства, тем сильнее поляризация противостоящих классов.

• Чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем насильственнее будет конфликт.

• Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурных изменений системы он вызовет и тем большее перераспределение недостающих ресурсов в результате произойдет.

Исследователи наследия К. Маркса обратили внимание на то, что классовый конфликт рассматривался им без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм. Указывается на абсолютизацию роли экономических отношений в возникновении социального конфликта. Маркс считал, что каждая из конфликтующих сторон имеет лишь одну цель — стремление к распоряжению дефицитными ресурсами, что было опровергнуто социальной практикой. Несмотря на это теория Маркса получила широкое распространение.

Функциональная теория конфликта. Заметным шагом в изучении конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля (1858—1918). Автора опубликованной в 1908 г. «Социологии» по праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Согласно Зиммелю, конфликт — универсальное явление; более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом саморазвития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными.

Важное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. В экстремальных ситуациях, например в случае войны, усиливается тенденция к централизации вплоть до установления

деспотического режима. Возникнув, централизованная структура стремится к самосохранению и с этой целью склонна выискивать нового противника для создания новых внешних конфликтов. Вкладом Зиммеля в теорию конфликта является включение третьей стороны. Отношения в диаде допускают возможность лишь прямолинейного конфликта. С появлением «третьего» открывается возможность для многоплановых отношений, осознания различий, формирования коалиций, становления групповой солидарности, т. е. возможность сложного социального взаимодействия.

Таким образом, в период со второй половины XIX в. и до начала XX в. функциональные концепции признавали социальный конфликт нормальным явлением общественного бытия, неотъемлемым свойством социальных отношений. Конфликтам отводилась важная позитивная роль в общественном процессе. Общим для рассмотренных концепций было то, что конфликт анализировался на макроуровне (класс, народ, государство).

Структурный функционализм. В первой половине XX в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. В этот период интенсивно развивались прикладные социологические исследования, направленные на выявление условий возникновения и протекания конфликтов на микроуровне — в малых группах и между отдельными индивидами. Задачей практической социологии был поиск эффективных методик разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве. Эти конфликты рассматривались как негативные процессы, сдерживающие развитие общества. Внимание социологов занимали забастовки, демонстрации протеста, бунты, военные конфликты и другие «аномалии» социальной действительности.

Данная переориентация в подходе к изучению социального конфликта была обоснована американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902—1979) в работе «Структура социального действия». Анализируя функциональную модель общества, Т. Парсонс рассматривал конфликт как причину дестабилизации и дезорганизации общественной жизни. Определив конфликт как социальную аномалию, главную задачу он видел в поддержании бесконфликтных отношений между различными

элементами общества, что обеспечивало бы социальное равновесие, взаимопонимание и сотрудничество. На уровне социальной системы интегративную функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере развития общество повышает «обобщенную адаптивную способность» и становится менее конфликтным.

Концепция Т. Парсонса обоснованно подвергалась критике за ее «нежизнеспособность» и в 50-е годы в западной социологии произошел возврат к конфликтной модели общества.

Теория «позитивно-функционального конфликта». Выход в свет в 1956 г. работы американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта» заложил основы современной западной социологии конфликта. В концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козер обосновал положительную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Развивая идеи Зиммеля, Козер утверждал, что нет и не может быть социальных групп без конфликтных отношений. В данной теории конфликт рассматривается как борьба за ценности и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные блага. Это борьба, в которой целями сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника.

По мнению Козера, борьба между социальными группами и отдельными индивидами за перераспределение материальных ценностей и власть выполняет позитивные функции. Во-первых, разряжая напряженные отношения между участниками и давая выход негативным эмоциям, завершившийся конфликт позволяет сохранить взаимоотношения между конфликтующими сторонами, т. е. вернуть их в исходное состояние. Во-вторых, в ходе конфликтного взаимодействия люди больше узнают друг друга, так как конфликт выполняет тестирующую функцию. Взаимное познание способствует трансформации враждебных отношений в отношения сотрудничества.

Л. Козер отмечает неоднозначную роль внешнего конфликта для сплочения группы. Внутренняя сплоченность возрастает, если группа достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе, а не ее части, сти,

о интегрированных групп характерна жесткость по отношению к несогласным членам, стремление подавить проявления внутренних конфликтов. Позитивной функцией социального конфликта Козер считал то, что он стимулирует социальные перемены, появление новых общественных порядков, норм и отношений.

«Конфликтная модель общества». В конце 50-х годов немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) обосновал новую теорию социального конфликта, которая получила название «конфликтная модель общества» («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957). В ней сказывается влияние идей К. Маркса о классовой поляризации, борьбе и разрешении классового конфликта революционным путем. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы не может объяснить конфликты современного капитализма.

Р. Дарендорф утверждает, что общество в каждый момент подвержено изменениям и эти изменения всепроникающи. Поэтому любое общество испытывает социальные конфликты, происходящие на различных уровнях. Любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому классовый конфликт определяется характером власти. Р. Дарендорф считает бесполезными попытки ликвидировать глубинные причины социальных антагонизмов и допускает возможность влиять на изменение специфического течения конфликта. Это открывает перед современным обществом перспективу не революционных переворотов, а эволюционных изменений.

Общая теория конфликта. В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте — «общую теорию конфликта» («Конфликт и защита: общая теория», 1963). В соответствии с ней конфликт — всеобщая категория, присущая живому и неживому миру, выступающая базовым понятием для анализа процессов социальной, физической, химической и биологической среды. Все конфликты имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения. По мнению Боулдинга, в природе человека лежит стремление к постоянной борьбе с

себе подобными, к эскалации насилия. Однако конфликты нужно преодолевать, существенно ограничивать.

В теории рассматриваются две модели конфликта — статическая и динамическая. В статической модели Боулдинг анализирует «стороны конфликта» и систему отношений между ними. Эти отношения строятся на принципе конкуренции. В динамической модели Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Используя идеи бихевиоризма, он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Поэтому общественные столкновения являются «реактивными процессами».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: