Особенности исследования внимания




Особенности исследования саморегуляции

Особенности исследования внимания

Особенности исследования саморегуляции

Процессы человеческой регуляции и саморегуляции имеют сходные структуры, состоящие из ряда уровней, соответствующих уровням иерархической структуры свойств человека, на которые они воздействуют.

Свойства различных иерархических уровней этой структуры могут регулироваться (корректироваться) с помощью соответствующих внешних воздействий: социальных, педагогических, психологических, терапевтических. В этом случае имеют место процессы регуляции.

Вместе с тем, регуляция свойств на различных уровнях структуры человека возможна и с помощью внутренних воздействий на них самого человека. В случае, когда объект и субъект регуляции выступают в одном лице, говорят о процессах саморегуляции.

Эффективность деятельности “человек - человек” в значительной мере зависит от перевода процессов регуляции в процессы саморегуляции. Так, воспитание эффективно лишь при условии его перевода в самовоспитание, обучение - в самообучение, контроль - в самоконтроль, развитие - в саморазвитие и т.д.

Обязательным условием эффективности процессов регуляции и саморегуляции на любом из уровней структуры свойств человека является наличие обратной связи, основанной на получении оперативной информации об объекте регулирующих и саморегулирующих воздействий. Так, невозможно управлять автомобилем без оперативной информации о направлении и скорости его движения, техническом состоянии и т.д.

Эффективность регулирующих и саморегулирующих воздействий зависит от чувствительности к этим воздействиям.

Рассмотрим процедуру диагностики регулирующих и саморегулирующих воздействий на свойства, находящиеся на различных иерархических уровнях структуры человека в направлении снизу - вверх.

 

Диагностика регулирующих и саморегулирующих воздействий на соматические свойства.

Регулирующие воздействия. Все многообразие регулирующих воздействий на сому и связанные с ними диагностические процедуры можно разделить на четыре основные группы.

Первая группа объединяет терапевтические воздействия (хирургические, физиотерапевтические, массаж, иглоукалывание и т.д.).

Вторая группа связана с воздействием на организм различных веществ органического и неорганического происхождения (лекарственных препаратов, материалов протезирования, продуктов питания, украшений и т.д.).

Третья группа воздействий носит экологический и эмоциогенный характер: функциональная музыка, произведения искусства, запахи, освещенность и цветовая гамма, чистота воздуха, шум, вибрация и т.д.

К четвертой группе регулирующих воздействий можно отнести психологические (суггестивные и словесные) и биоэнергетические воздействия.

Саморегулирующие воздействия подразделяются на две основные группы: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные саморегулирующие воздействия связаны с автоматической саморегуляцией функционирования отдельных органов и организма в целом. Произвольные саморегулирующие воздействия предполагают осознанные воздействия человека на тот или иной орган собственного организма с целью изменения его состояния.

 

Особенности исследования внимания

 

ВНИМАНИЕ это сосредоточенность психической активности на определенном объекте; это динамическая сторона всех познавательных процессов. Можно указать несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает непосредственно под воздействием внешних раздражителей в данный момент, вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры большого мозга. Такое внимание протекает внезапно и, как правило, непродолжительно. Произвольное внимание требует сознательных волевых усилий; характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью; обусловлено рядом причин: 1) осознанием долга и обязанности; 2) наличием интересов, мотивов, побуждений и т. п.; 3) привычкой к тому или иному виду деятельности. После-произвольное внимание возникает, когда исчезает необходимость волевого усилия для сохранения произвольного внимания, а эффективность познавательных процессов сохраняется.

Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, подвижностью и распределением. Объем внимания оценивается числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости. Концентрация внимания — это степень сосредоточенности внимания на объекте. Устойчивость внимания определяется длительностью его сосредоточения. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой характеризует процесс его переключения. Подвижность внимания проявляется в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено. Направленность одновременно на несколько объектов или несколько действий характеризует такое свойство внимания, как распределение.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ

Для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости может быть использован корректурный тест, предложенный французским психологом Б. Бурдоном (1895 г.). В нем испытуемому предлагается бланк с набором напечатанных в строчку букв или других знаков. За определенный отрезок времени он должен просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенным способом некоторые из них. В результате психодиагност получает ряд данных: количество просмотренных знаков, пропущенных, неправильно зачеркнутых, что характеризует меру производительности и точности работы обследуемого. На основе полученных данных выводится обобщенная оценка. Показатель точности работы А определяется по формуле

где 5 — количество правильно зачеркнутых знаков, О — пропущенных.

Показатель производительности или продуктивности работы Е вычисляется по формуле

где 5 — число всех просмотренных знаков.

Этот показатель характеризует не только чистую производительность, но имеет и некоторое прожективное значение.

Исследование процесса переключения внимания. Под переключаемостью внимания понимается способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой, осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, с одних качеств или свойств на другие. Естественно, переключаемость внимания в сложных и быстро изменяющихся условиях означает способность оптимально в них ориентироваться. Степень переключения внимания зависит от целого ряда условий: 1) соотношения между содержанием предшествующей и последующей деятельности; 2) отношения субъекта к ним: чем интереснее предшествующая и менее интересная последующая деятельности, тем труднее переключение, и наоборот.

Существует несколько способов диагностик переключения внимания и прежде всего — метод Шульте, сущность которого заключается в том, что обследуемому предъявляется большой квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков. В них размещаются в случайном порядке различные знаки; например, арабские или римские цифры. Обследуемый должен последовательно осуществлять поиск то арабской (в нисходящем), то римской (в восходящем порядке) цифры. Таким образом он в ходе опроса оказывается перед необходимостью переключать внимание с одного задания на другое. По времени, затраченному на выполнение, и характеру поиска судят о скорости переключения внимания.

Для диагностики процессов переключения внимания часто используют таблицы (Ф.Д. Горбов, 1964) — модифицированный квадрат Шульте, в котором в случайном порядке размещены черные и красные цифры. Обследуемый должен попеременно, в определенном порядке находить и показывать черные и красные цвета, оказываясь перед необходимостью не только быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, но и отвлекаться от уже указанных чисел.

Для развития внимательности необходимо:

Развивать навыки работы в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов.

Стремиться выполнять работу активно, ответственно.

Браться только за интересную, трудную, но посильную работу.

Устанавливать взаимосвязь внимания с требованиями дисциплины труда. Развивать профессиональное внимание.

Формировать волевые качества личности, повышающие устойчивость внимания.

Формировать объем и распределения внимания как определенный трудовой навык путем одновременного выполнения нескольких профессиональных действий при высоком темпе работы.

7. Развивать переключение внимания посредством чередования видов деятельности и ее целей [Платонов (1977). С. 74].

В данный практикум вошли методики диагностики избирательности, концентрации и переключения внимания.

В начало

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Колл. автор.: Крылов А.А., Маничев С.А. СПб: Питер, 2002.

  1. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб пособие для студ. Высш.учеб. зав. – М.: «Академия», 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: