Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные по форме предметы: круглый, квадратный, треугольный.
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи кружок (круг)».
Узнавание предмета.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные, хорошо знакомые, часто встречающиеся предметы (от 3 до 5 штук). Например: карандаш, расческа, ложка, кукла, конфета и др.
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш ».
СИЛА ТОНУСА
При изучении силы мышечного тонуса предлагаются следующие упражнения, показывающие силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.
Сжатие рук взрослого двумя руками.
Воспитатель протягивает обе руки ребенку ладонями вверх и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками. При этом педагог говорит: «Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь» («Сожми мои ладони так крепко, как любишь меня»).
13. Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»).
Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным дружеским рукопожатием.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
Обследование координации движений проводится на примере трех проб.
Вдевание нитки в иголку.
Педагог предлагает ребенку иголку длиной 40 мм с большим ушком и толстую хлопчатобумажную нить.
Упражнение «Ладонь - ребро - кулак».
Ребенок сидит за столом, его рука (руки) расположена на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Упражнение выполняется 3--4 раза.
Допускается комментарий педагога: «Положи руку (руки) на стол ладонью вниз (показ педагога). Поставь руку (руки) на ребро (показ педагога). Сожми руку (руки) в кулак (показ). Теперь делай со мной: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак...» Темп выполнения упражнения убыстряется. Когда ребенок запомнит последовательность выполнения упражнения, педагог проводит его под счет (раз-два-три).
|
Упражнение «Коза - заяц».
Быстрая смена статических упражнений (2, 4), описанных выше.
Педагог показывает упражнение, а ребенок одновременно с ним выполняет его в медленном темпе. Упражнение повторяется 3--4 раза.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ
Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей -- правой руки, у левшей -- левой руки.
Изучение представлено тремя пробами:
Захват карандаша.
При обследовании щепоти педагог предлагает ребенку на листе бумаги нарисовать много палочек (не менее десяти) разной длины и в разных местах. При этом взрослый фиксирует, правильно ли ребенок удерживает карандаш в руке.
Если захват карандаша неправильный, то педагог показывает ребенку верное положение щепоти руки.
Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:
1) как ребенок держит карандаш;
2) в какой руке он держит карандаш;
3) как он начинает чертить карандашом (определить характер линии: с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.);
4) как ребенок заканчивает линию (определить характер линии по аналогии с пунктом 3).
Упражнение «Посолим суп».
Педагог предлагает посолить воображаемый суп.
Во время выполнения задания педагог следит, чтобы ребенок производил движения медленно, как бы растирая большой комочек соли.
|
Катание шарика.
Упражнение показывает не только содружество (согласованность) в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений.
Ребенок, зажав шарик тремя пальцами (щепотью), начинает:катать его по часовой стрелке. Скорость проведения упражнения произвольная, удобная ребенку, с постепенным нарастанием темпа.
Четырехлетнему ребенку дают шарик (пластмассовый, деревянный) большого размера (диаметр 15 мм). Время выполнения упражнения - 30 с.
Все полученные данные заносятся в таблицу 8 (см. приложение).
В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.
В последней графе выставляется группа (А, В, Б, Г), которая показывает степень развития мелкой моторики ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А». К Группе относятся дети, набравшие 19-18 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита хорошо.
Группа «Б». К Группе относятся дети, набравшие 17-15 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно.
Группа «В». К Группе относятся дети, набравшие 14-11 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита плохо.
Группа «Г». К Группе относятся дети, набравшие 10 баллов и меньше. Мелкая моторика у этих детей очень отстает от возрастной нормы.
Полученные данные позволяют воспитателям увидеть, какое учебное содержание может лечь в основу последующей фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в группе детского сада, а также рекомендаций для родителей.