Перегруженность деталями, потеря основной формы.




Отсутствие сопротивления материала.

Пластмассовые игрушки легкие. Деревянные — тяжелее.

Ребенку приходится прикладывать определенные усилия для того, чтоб поднять, провезти, переложить деревянную игрушку. Игрушки разного размера и формы требуют разных усилий, и таким образом у ребенка создается интуитивное ощущение сопротивляемости материальных, а по аналогии — и остальных объектов окружающего мира.

Перегруженность деталями, потеря основной формы.

Современные пластмассовые игрушки обычно сделаны с множеством мелких и якобы точных деталей. Дети это любят — с одной стороны, в ребенке есть врожденная тяга к распознаванию мелочей, с другой стороны, взгляд ребенка эклектичен, он в первую очередь замечает отдельные детали, плохо понимая их связь между собой и общую картину. Внимание ребенка погружается в мелкие части игрушки, вместо того, чтобы посмотреть на игрушку как на единое целое.

Традиционные игрушки, наоборот, обычно имеют упрощенную, часто схематичную, форму, которая помогает ребенку осознать цельный образ, воплощенный в игрушке. Когда же он начинает искать в ней мелкие детали, то обнаруживает деревянную фактуру, неровности и неточности производства, если игрушка — ручной работы. Эти мелкие неточности при правильной общей форме, развивают способность обобщать, видеть единое общее среди различных мелочей.

4. Симметричность, «правильность» формы.

Подавление сотворчества. Игрушки фабричного производства — и деревянные, и пластмассовые, — симметричны, имеют одинаковую «правильную» форму. Известно, однако, что для творческого восприятия бывает очень полезно именно несовершенство объекта. Это хорошо известно людям искусства. Каждый человек носит в себе идеальный образ самолета, лошади, дома и т.д.. Никакое изображение, сколь бы точным оно ни было, не может воспроизвести этот образ, хотя бы потому, что образ собирательный, а изображение — конкретно. «Неправильное», «кривоватое» изображение дает зрителю повод мысленно подправить автора, достроить в своем воображении картину до идеального образа. На этом механизме основывается все наше восприятие художественных искусств, и этот же механизм работает при воспитании воображения и изобретательности у ребенка. Дети легко терпят отломанные колеса, руки и крылья у игрушек. Домысливая их в игре, ребенок только укрепляет силу своего воображения. Часто одна и та же палка или чурка играет поочередно роль и принцессы, и коня, и замка. Машина с отломанными колесами становится кораблем, а корабль без мачт, поставленный на корму, оказывается небоскребом. Если, конечно, не содержит в себе слишком много точных деталей, присущих именно кораблю. Традиционная игрушка имеет обычно нечеткую, неправильную, многовариантную форму, которую можно интерпретировать по-разному. С раннего детства имея дело с гладкими детальными точными симметричными игрушками, воображение ребенка не приучается к сотворчеству.

5. Технологическая недоступность.

Подавление желания деятельности. Технологии, с помощью которых делаются пластмассовые игрушки, ребенок не только не может воспроизвести своими силами, но в большинстве случаев даже не может себе представить.

Так что, пластмассовые игрушки он воспринимает как дар, взявшийся неизвестно откуда. Получить этот дар ребенок может, только выпросив его у родителей. Таким образом у ребенка формируется ощущение, что чтоб удовлетворить свои желания, нужно просить или ждать.

Глядя на деревянную игрушку, ребенок может довольно быстро сообразить, как она сделана, и даже попытаться сделать такую же самостоятельно. Если предоставить ребенку эту возможность, снабдив его обрезками деревяшек, гвоздями, молотком и пилой, то довольно быстро он привыкнет к мысли, что проще всего реализовать свои желания своим собственным трудом.

Итак, наряду с другими негативными факторами, влияющими на развитие городского ребенка, дутые пластмассовые игрушки способствуют формированию у ребенка характера неразборчивого, слабого, ведомого, ленивого, жадного до внешних украшений, нечувствительного к внутренней сути вещей и явлений.

Хочу отметить, что я нисколько не утверждаю, будто старые игрушки были хороши, и не предлагаю «вернуться к старым добрым временам». В прежние века у детей вообще было гораздо меньше игрушек, чем у нынешних. Часто это были «условные игрушки» — палки, камешки, поленья, ветки, и так далее, из которых детское воображение и несколько движений ножом делало и мечи, и кукол, и солдатиков, и лошадей, и все остальное. Лишь изредка в руки ребенка попадали игрушки, которые сейчас выставляются в этнографических музеях, и это был праздник.

Кроме того, не имеет смысла огульно хвалить все прошлое и традиционное – ведь каким бы хорошим оно нам ни казалось, оно в конце концов привело к нашему проблемному настоящему.

В прошлое возврата нет, бессмысленно призывать наших детей играть только в палочки и камешки. Нужно делать красивые «умные» игрушки в современном смысле слова. С помощью современных деревообрабатывающих инструментов мы можем обеспечить каждого ребенка живой игрушкой в традиционном стиле. Ведь мы отняли у него и речку, и лес, и конюшню.

Хотя, конечно, совсем лишать ребенка пластмассы глупо. Ведь есть множество прекрасно придуманных и исполненных игрушек из современных материалов. По большей части они удовлетворяют описанным критериям — красивы, лаконичны, добры, и в них есть какой-нибудь элемент, который трудно реализовать в дереве. Их достаточно много продается, но, конечно, не в каждом магазине — нужно поискать. И с другой стороны, продается множество игрушек, сделанных из дерева, но по сути ничем не лучше пластиковых — пестрота, мелочь, безвкусица.

Кроме того, в прошлые века важнейшей частью игры с игрушкой было создание игрушки. Это было просто — в деревне или в деревенской усадьбе необходимые материалы были всегда под рукой, и любой взрослый был рад подсказать, подтесать, подвязать.

Дети, живущие в городах, практически лишены возможности делать себе игрушки самостоятельно. Уроки труда в детском саду и школе очень редко ориентированы на создание игрушек для игры, обычно это поделки для установки на полку. В то же время, мой опыт работы школьным учителем труда говорит, что интереснее всего детям делать именно игрушки для своих игр. Некоторые мальчишки так увлекались созданием очередного ружья, что пропускали саму игру, которую вели в это время их друзья. Процесс создания игрушки был для них равнозначен игре. И грубо сколоченное ружье из некрашеного дерева часто было равноценно точной пластмассовой копии с ручками и лампочками.

Так что, разумным продолжением организации производства игрушек была бы организация открытых мастерских для детей, учителей труда и социальных работников, где каждый смог бы сам попробовать свои силы.

Разумеется, наполнив детскую комнату деревянными игрушками и мебелью, вы не сделаете ребенка сразу храбрым чувствительным фантазером и изобретателем. Скорее всего, поначалу он будет предпочитать тяжелым деревянным игрушкам яркие блестящие пластмассовые.

Но деревянные игрушки могут оказаться хорошей отправной точкой или вспомогательным средством в работе воспитателя или психолога.

Автор: Алексей Лельчук



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: