Тема: Введение.
Основы и содержание православного мировоззрения. 2ч.
1 ) Прочтите стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:
Благословлённая Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд - человеку, и Богу - свечу.
Вопрос:
¾ В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?
Прочтите лекционный материал.
Человек рождается с чувством доверия. Ребенку спокойно на руках матери, которая для него в первые дни и недели вмещает весь мир, всю Вселенную. Она девять месяцев носит его под сердцем, и он неотрывен от нее, мать для него — источник жизни, питания, тепла.
Постепенно мир для ребенка расширяется. Его нежная и чистая душа болезненно воспринимает те несовершенства мира, которые дает ему жизненный опыт. Человек начинает понимать, что доверять можно не всему, но само чувство доверия никогда не исчезает. Оно заложено Творцом и остается до конца жизни. Мы доверяем учителям, которые нас обучают, экипажу самолета, в который садимся, чтобы совершить перелет, хирургу, который будет нас оперировать. В большинстве случаев мы не знаем их, но верим в их профессионализм и честность. В нашей жизни мы ежедневно проявляем веру и доверие.
В разных жизненных обстоятельствах человек стремится найти защиту и опору не только для того, чтобы избежать реальных опасностей, но и для того, чтобы, избавившись от страха и тревоги, обретя смысл жизни, спокойно и уверенно стремиться к достижению поставленных целей. В мире, где много непостоянства, такое убежище найти невозможно. Защитой и опорой может быть только Бог. Вера в Бога является твердым и надежным основанием человеческой жизни. Славянское слово надежда, надёжа происходит от прилагательного «надёжный». Вера — прочный якорь, который помогает нам выстоять в волнах житейских бурь и не разбиться о скалы. Недаром якорь был первохристианским символом веры и надежды.
|
Человек соединяет два мира — видимый и невидимый, сочетает две природы — физическую (тело) и духовную (душа). Тело мы видим и осязаем, но и о существовании души есть множество свидетельств, мы чувствуем и понимаем ее боль, ее радости, ее потребности. Поэтому жизнь человека не может ограничиться удовлетворением потребностей тела. Душа является частью невидимого мира, который имеет свои законы. Поэтому она должна вести духовную жизнь, соблюдая эти законы.
Чтобы быть здоровой, иметь плоды и наследовать вечную жизнь, душе нужно стремиться познать Бога и соединиться с Ним как с Источником жизни. «Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца» (святитель Василий Великий).
Что необходимо, чтобы вести правильную духовную жизнь, которая будет приносить плоды? Прежде всего — вера. Без нее мы не можем надеяться на Бога, молиться Богу, любить Его. Бог обращается к каждому человеческому сердцу. Отклик на этот призыв Бога и есть вера. Глухота, нечуткость к Божественному обращению или нежелание последовать этому призыву есть неверие, тяжелый недуг души. Вера даруется человеку Богом, но для этого надо пожелать исправить свою греховную жизнь. Первым шагом к этому должно стать покаяние. Тогда в душе появится первый росток веры, который со временем окрепнет и принесет спасительный плод.
|
Все мы дети не только своих родителей, но и дети Бога. Как это произошло? Господь сотворил весь окружающий нас мир: космос с его галактиками, планетами, звездами и кометами, нашу землю с ее морями, континентами, островами, реками, озерами, горами, полями и лесами. Он создал всех рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, вообще весь растительный и животный мир. Наконец Бог создал свое высшее творение — человека. Человек — венец творения. Все, что мы видим на нашей планете Земля, сама она и все, что находится в космосе, никак не могло возникнуть случайно, без творческого участия сверхразумной творческой Силы, Которой является Бог.
Наш мир необыкновенно сложно и премудро устроен. Одна клетка человеческого тела содержит информации больше, чем во всех тридцати томах энциклопедии «Британика». Когда мы видим какой-то предмет или объект, сделанный руками людей, мы сразу представляем себе, сколько труда, сил и разума вложено в него. Даже очень простая вещь — стол или стул — не может возникнуть сама собой, без приложения сил извне, не говоря уже о более сложных предметах.
Но Бог не только создал этот мир, Он заботится о нем как о Своем любимом творении. Бог есть всесовершенная Любовь, Он творит этот мир и человека, как пишет известный богослов VII века преподобный Иоанн Дамаскин, «по преизбытку благости». Любовь всегда требует выражения, она должна на кого-то изливаться, любящий должен о ком-то заботиться. И Бог, сотворив мир по преизбытку любви, промышляет и заботится о нем. Бог участвует в жизни не только всего человечества, но и каждого человека.
|
Родители, когда в семье появляются дети, проявляют свою любовь, попечение, заботу о них. Так же Отец наш Небесный не оставляет Своим попечением нас, Своих чад. То, что мы имеем: пищу, питье, жизненные силы, способности, таланты, — все это получаем как дар от Самого Бога. Поэтому мы постоянно благодарим Бога.
Откуда мы знаем о Боге?
По Его творениям и делам, а также по тому, что Он Сам открыл о Себе людям. Эти знания о Боге так и называются Откровением, или Священным Писанием, они записаны святыми людьми, через которых вещал Сам Бог. Знания о Боге содержатся в книге, которая называется Библия. Нам еще предстоит изучить эту великую книгу.
Более двух тысяч лет назад Господь Иисус Христос сошел на землю, воплотился и стал Богочеловеком, чтобы спасти людей. Он принял смерть за наши грехи и воскрес. Его жизнь, Его дела, Его слова, Его учение были записаны ближайшими Его учениками под водительством Святого Духа.
Эта книга называется Евангелие, что в переводе с греческого означает Благая весть. Весть о спасении людей. Учениками Спасителя были написаны и другие книги. Все они вместе с Евангелием составляют Новый Завет. Новый Завет является частью Библии, для нас он особенно важен и ценен как для людей Нового Завета, новой эры, которая настала после того, как Господь Иисус Христос сошел на землю. Книги Библии, написанные до воплощения Иисуса Христа, называют Ветхим Заветом, они готовили людей к Его приходу в мир.
Весь опыт, принятый Церковью через апостолов от Самого Бога, называется Священным Преданием. Оно включает не только вероучительные истины, которые Бог открыл святым людям, но и весь духовный опыт Церкви, не вошедший в Священное Писание. Святой апостол Павел ясно говорит о важности Предания: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. В Предание также вошел богословский и духовный опыт святых отцов, запечатленный в их творениях.
Ветхий Денми, Охрид
Бог есть Дух (Ин 4, 24). Он — Дух чистейший, высочайший и совершеннейший. Он чужд какой-либо телесности. В Библии есть места, где символически к Богу применяются человеческие черты, но это — лишь образный поэтический язык, чтобы ярче и понятней передать основную мысль. Все другие существа имеют начало и получают свое бытие от Бога. Все они обладают большим или меньшим несовершенством.
Вечен. Бог был всегда и всегда будет. Бог вне времени. Человеку это трудно представить, потому что человек живет во времени. Как сказано в одной из книг Библии Псалтири: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс 89, 3).
Беспределен. Он существует вне пространства и свободен от всякого ограничения. Святой Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость»[1].
Всеблагой. Бог есть любовь (1 Ин 4, 16). В этих словах апостола заключен главный смысл Евангелия как Благой вести о спасении. Постигнуть полноту Божественной любви человек не может. Неизреченная благость Божия сотворила мир. Господь поместил человека в раю. Даже после грехопадения Бог продолжал любить человеческий род. Величие Божественной любви проявилось в том, что воплотившийся Бог умер за нас мучительнейшей смертью. Для многих неверующих камнем преткновения является зло в мире. Однако Бог зла не сотворил. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Бог не отнимает свободу воли, и потому люди продолжают творить зло. Но придет время, когда все зло будет побеждено и уничтожено.
Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4, 13). Это значит, что Бог знает не только все наши дела и слова, но и все наши мысли и чувства. Все уходит в бесконечную память Божию и откроется на Суде.
Бог не только знает все прошлое, ведает о всем существующем, но имеет совершенное знание будущего. Зеркалом высочайшей премудрости Божией является сотворенная Им Вселенная, изумляющая человека необычайной сложностью, красотой и гармонией. Бог являет неизреченную Премудрость также в домостроительстве нашего спасения. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11, 33).
Всемогущий. Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет. Священное Писание содержит многочисленные указания на Божественное всемогущество. Об этом говорит в Ветхом Завете праведный Иов, обращаясь к Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2). Сам Спаситель Иисус Христос накануне Своих страданий говорил Отцу: Авва Отче! всё возможно Тебе (Мк 14, 36).
Нам в духовной жизни важно постоянно помнить о всеблагости, всеведении и всемогуществе Божием. Это исполняет нас надеждой. Обращаясь в молитвах к Богу, мы знаем, что Он слышит все наши молитвы и моления. По Своей Любви все наши прошения, которые нам во благо, Он принимает. Значит — исполнит их, имея всемогущество.
Вездесущий. Поскольку Бог ничем не ограничен и беспределен, то Он наполняет Собой весь мир. Это вызывает благоговейное удивление Псалмопевца: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8–10).
Мысль о всеприсутствии Божием побуждает верующего нигде и никогда не расслабляться духовно и постоянно хранить страх Божий.
Всеправедный. Это свойство Бога проявляется прежде всего в Его абсолютной святости. Ветхозаветный пророк Исаия видел Господа, сидящего на высоком Престоле, а вокруг стояли Серафимы и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6, 3), Троекратное повторение слова «Свят» указывало на тайну Пресвятой Троицы. Свет Божественной святости—яркий источник для всех, живущих по Его заповедям и стремящихся угодить Ему. Людей, которые в подвигах трудились, чтобы жить по воле Божией, Церковь чтит как святых.
И еще. Всеправедность Божия означает правосудие Божие. Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте (Пс 9, 9).
Всеблаженный. Блаженным называет Бога апостол Павел (1 Тим 1, 11; 6, 15). Это значит, что Бог обладает полнотой бытия. Он не имеет ни в чем нужды. Бог и нам, если мы будем жить по заповедям евангельским, обещал блаженство (см.: Мф 5, 3–12).
Где и как общаться с Богом.
Человек общается с Богом через молитву. Молиться можно в любом месте: дома, в дороге, в поле, в лесу. Но есть особые места, которые специально предназначены для молитвы, — храмы. Об этом речь пойдет немного позже.
Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением. Обычай этот берет начало с апостольских времен. Мы называемся христианами, то есть последователями, учениками, детьми Господа Иисуса Христа. Самым главным христианским знаком является крест. Это символ величайшей Божественной любви. Сам Бог принял за нас мученическую смерть на кресте, и с тех пор крест стал для нас святым. Священник надел его на нас при крещении, и мы носим его не снимая. При молитве мы изображаем знак креста на себе. Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест — символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один — из вещества... а другой — невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она — из веры, материал — из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение».
Изображение восьмиконечного креста соответствует историческому Кресту, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву. Небольшая верхняя перекладина символизирует табличку, на которой Понтий Пилат написал по-еврейски, по-гречески, по-римски: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф 27, 37).
Самая нижняя перекладина изображает подножие. Слева условно рисуется копье (К), которым воин пробил ребра Иисуса Христа, а справа — трость (Т) и губка с уксусом, которую поднес воин Спасителю. Над средней перекладиной принято писать сокращенно имя Иисуса Христа: IC XC. Под ней греческое: НИКА — Победитель. Наверху, над табличкой, надпись: «Царь Славы». На самой табличке или около нее — «Сын Божий» или сокращенно IНЦI — «Iисусъ Назорей, Царь iудейскiй». В практике расположение приведенных надписей имеет определенное разнообразие.
Две пары букв на кресте МЛ РБ означают: «Место Лобное Рай Бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому лобное место (Голгофа) стало раем.
Крестимся мы так: складываем три пальца правой руки вместе, а другие два сгибаем вниз, прижимая к ладони. Соединенные вместе три пальца показывают, что мы верим в Бога, Единого в трех Лицах. Бог есть Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это не три разных Бога, но Один Бог. Это не одно Лицо, но три Лица. О тайне Святой Троицы мы также будем беседовать позже.
Два пальца, пригнутых вниз, показывают, что наш Спаситель Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, одновременно и Истинный Бог, и настоящий Человек, так как Он принял наше человеческое естество. Сложив пальцы правой руки таким образом, мы осеняем себя крестом, прикладывая их сначала ко лбу (чтобы освятить наш ум и все мысли), потом к животу (для освящения нашего внутреннего, душевного и телесного естества), затем кладем пальцы на правое плечо и на левое (в знак того, что мы освящаем, посвящаем все наши действия служению Богу и спасению души). Творя крестное знамение, мы стоим прямо, а положив его на себя, совершаем поклон, как бы поклоняясь начертанному кресту. Если мы не читаем никакой другой молитвы, крестное знамение сопровождается словами (можно произнести их про себя): «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Мы осеняем себя крестом во время молитвы дома, на службе в храме, когда проходим мимо храма или хотим зайти в него. Отправляясь в путь, в минуту опасности и вообще во всякое удобное время призываем Бога на помощь.
3) Вопросы:
1) Какие книги имеются в вашей семье: Библия, Евангелие, Священное Предание?
2) Как человек общается с Богом?
3) Что означает христианский крест?
4) Как вы понимаете выражение «Бог беспределен»?
5) Какие вы знаете молитвы?
4) Задание на дом: Просмотр видео «Православное мировоззрение. Серафим Роуз».