Болото Vester Torsted, приход/уезд Verst, сотня/герат Malt.




Стр. 39

Болото Крагелунд, приход (или уезд-?) Крагелунд, сотня (герат) Хиндс

В 1898 году во время добычи торфа в болоте/топи Крагелунд было найдено тело мужчины, лежащее горизонтально на глубине около 3 футов, голова ориентирована на Север-Северо-восток. Тело было исследовано Георгом Сарау (Georg Sarauw), который сделал фото, изображённое на рис. 23. Ткани тела практически полностью разложились, но волосы, ногти, кости и кожа находились в хорошей степени сохранности. На тело был надет киртл (kirtle) из грубой шерстяной ткани длиной до середины бёдер, на ногах не было одежды за исключением коротких кожаных ботинок, которые удерживались на ноге кожаными полосами, обмотанными вокруг лодыжки. К сожалению, ботинки не сохранились.

Киртл (kirtle) (рис. 24) сшит из трёхремизной саржи: основа – нить Z-скрутки (Z-spun), уток – S-скрутки (S-spun), 114 нитей основы и 72 нити утка на квадрат 10*10 см. Нить из овечьей шерсти. Размеры изделия: длина 1.14 м. от нижнего края до середины плеча, обхват подола 2.50 м. Выкройка киртла (рис. 411) соответствует норвежским средневековым одеяниям из Скелдехамна (Skjoldehamn), а также находкам из Бокстена и Халланда в Швеции. Все они состоят из центральной детали, передняя и задняя части стана из одного куска. Ширина подола в нижней части достигается за счёт клиньев, вшитых в боковые швы, а также в середину передней и задней частей стана. Другой находкой из Дании является киртл (kirtle) из Мозелунда (находка 33), который относится к тому же типу, но отличается от киртла из Крагелунда плечевыми швами, чётко оформленной проймой и большей длиной. Все средневековые платья, найденные в болотах, описаны в главе, посвящённой костюмам.

 

 

Рис. 44 Фрагмент средневекового киртла (kirtle) из болота Ронберг (Ronbjorg)

 

 

Стр. 62

Останки тел и фрагментов одежды находили в болоте Ронберг трижды. Первое тело было захоронено на местном кладбище в 1886 году, но из переписки местных властей и Национального музея следует, что музей настоял на отправке следующих трёх предметов в Копенгаген:

I. Ножны ножа, шапка (cap), кусок плаща, возможно из овчины, в который было завёрнуто тело. Однако в музее обнаружить эти предметы не удалось, возможно, они были признаны не представляющими интереса, но нельзя исключать вероятность того, что они были смешаны с более поздними находками из того же места.

Следующая находка была сделана в 1891 году, в опись предметов, полученных Национальным Музеем, были записаны следующие:

II. Четыре детали одеяния из овчины, кусок достаточно грубой шерстяной ткани узорчатого [patterned weave- видимо, с заданным рисунком/схемой] саржевого переплетения, переходящего в полотняное[1], полоса кожи, неполная, шириной 5/6 дюйма, возможно – фрагмент ремня.

Из этих предметов только овчина и полоска кожи могут быть идентифицированы, поскольку коробка с коллекцией из Ронберга содержала также другие куски материи, ни один их которых не был пронумерован. Таким образом, не понятно ни какой из кусков изначально носил номер D 2625, ни были ли различные куски ткани элементами одного и того же изделия. На самом деле, это может быть не так, поскольку не все они, похоже, принадлежат к одному и тому же периоду. В рамках настоящего исследования всем фрагментам ткани был присвоен номер D 2625 с дополнительным индексом для каждого предмета.

Пять фрагментов (D2656 а-е) так или иначе сходны (некоторые обрывки могут также относиться к этой группе). Эти фрагменты составляют одеяние, сходное с киртлом из Мозелунда, к сожалению, от него сохранилось только около одной четвёртой (рис. 44). Клин, соединённый с практически полностью сохранившейся передней частью стана – деталь, которая указывает на средневековый крой киртла. Плечевой шов и вырез горловины сходны с аналогичными элементами киртла из Мозелунда. Крой данного фрагмента также сходен с рядом известных костюмов из Herjolfsnes в Гренландии. Рукава отсутствуют. Форма отдельных деталей показана на рис. 410. Поскольку технически фрагменты практически идентичны, только два их них будут описаны здесь. Фрагмент а.: 86 нитей Z-скрутки в основе и 124 нити Z-скрутки в утке в одном образце ткани 10*10 см. и 78 нитей основы и 138 утка в другом. Фрагмент b.: 96 нитей основы и 134 нити утка на квадрат 10*10 см. Количество нитей утка, таким образом, заметно выше, и явным образом отличается от известных нам находок ткани Железного века. Плотнотканый уток (?)[2] похоже является характеристикой средневековых тканей. Фрагменты одежды, найденные в скандинавских захоронениях в Гренландии, имеют ту же странную особенность. Сходство между фрагментами ткани из Ронсберга и из Гренландии настолько велико, что их трудно будет отличить друг от друга, если они будут перемешаны; оттенки цвета ткани также практически идентичны. В обоих случаях нити основы тёмные, толстые и необыкновенно плотно скручены, нити утка скручены слабее и более светлые (рис.45). Переплетение – саржа 2/2.

Фрагменты (D2625 f). Набор из 13 обрывков, ни один из которых не представляет особого интереса. У одного из фрагментов сохранилась часть кромки, но в настолько плохом состоянии, что её невозможно изучить. Можно видеть, как нить утка поворачивает и возвращается в следующем зеве (рис. 145b). Не все эти фрагменты одинакового качества, один из них, возможно, является частью киртла. Некоторые фрагменты спрядены из тёмной овечьей шерсти.

Фрагмент (D 2625 h), узкая полоса шириной в 14 см. Максимальная длина в настоящее время – около 45 см. Ткань спрядена из нитей различного качества трёх разных оттенков коричневого цвета.

Стр. 64

[…стр. 63 нет] возможно, с некоторой долей коровьего волоса. Первоначально – S-скрутка, но одна из кромок окаймлена более тёмной полосой более качественной [или тонкой-?] шерсти Z-скрутки. В одном или двух местах некоторые скрученные из двух[3] также имеют Z-скрутку. Вдоль обеих кромок – цилиндрическая [валиком-?] кайма из полотняной шерсти. Оставшаяся часть фрагмента – саржа 2/2 с ломаной диагональю. Размеры фрагмента недостаточно велики для определения рисунка/схемы саржевого переплетения. Два поперечных края сшиты вместе, одна из кромок – оригинальная, но, к сожалению, фрагмент слишком повреждён для более детального исследования. На 5 кв. см. приходится 36 нитей основы и 27 нитей утка. Этот фрагмент, вероятно, сильно старше остальных находок текстиля из Ронберга и напоминает клетчатую ткань из болота/топи Карлби (рис. 27); он, вероятно, принадлежит к тому же времени, что и остатки кожаного плаща и, возможно, пончо (poncho), описанного ниже.

Фрагмент ткани (D2625 i) саржа 2/2 из очень грубой овечьей шерсти, приблизительно 19*22 см. 47 нитей Z-скрутки основы и 70 нитей S-скрутки утка в квадрате 10*10 см. Основа из тёмно-коричневой шерсти и несколько лучшего качества, чем красновато-коричневый уток.

Три фрагмента ткани (D 2625 j) – грубо сотканные куски ткани полотняного переплетения красно-коричневого цвета. Они явно являются частью одного куска ткани, их размеры: 52*12 см., 18*15 см., 25*15 см. Нити одного из направлений S-скрутки, другого – Z-скрутки.

Пончо (poncho) или туника (D 2625 g) – ткань из коричневой овечьей шерсти, достаточно грубая. Несмотря на плохое состояние, можно увидеть, что изначально это было одеяние типа пончо, см. рис. 389. Нити основы и утка скручены из двух, S-скрутки[4], но уток грубее, более чётко очерчен, слегка красноватого цвета. Переплетение полотняное, но основа настолько близка, что ткань напоминает репс. В трёх образцах ткани 10*10 см. 138,140 и 140 нитей основы и 44, 43 и 47 нитей утка. На всех четырёх краях сохранились петли, следовательно, это завершённый кусок ткани. Повороты [turns] нитей основы изображены на рис. 145 а-b. Использовались две разные нити утка, как видно на рисунке кромки (рис. 144). Пересечения нитей утка не видны, но есть одна поворачивающая [? turning] нить утка.

Любопытной особенностью, однако, является то, что новые нити основы были добавлены к двум участкам ткани. Умение/навык/приём добавлять дополнительные нити утка известно по находкам одежды Бронзового века, возможно, к нему прибегали для того, чтобы выровнять неровный уток, но этот пример загадочен. На рис. 389 различающиеся зоны выделены и помечены буквами X и Y. Анализ «странной»[5] основы дан на рис. 46-47, на которых показано, как новая нить проходит за двумя оригинальными нитями основы, а затем взад и вперёд, добавляя, таким образом, две новые нити к каждым двум оригинальным нитям, что необходимо для того, чтобы сохранить полотняное переплетение. Нить основы, перескакивающая через три нити (рис. 47) – другое отклонение, но из-за достаточно плохого общего состояния ткани невозможно изучить её полностью и понять, является ли это отклонение единичным. Возможно, будет оправданным предположение, что отклонений не так много и их плотность мала, поскольку дополнительные нити практически не меняют структуру ткани. Манёвр завершён достаточно ловко, и можно задаться вопросом, как дополнительные нити могут быть добавлены к заранее подготовленной основе. Повороты [turns] дополнительных нитей плотно прижаты [видимо, имелось в виду, что дополнительные нити плотно прижаты к основным, которые они дублируют] во всех четырёх областях, затем нити постепенно отделяются, пока их натяжение не совпадёт с натяжением оригинальных нитей основы, что приведёт к увеличению ширины полотна. Эти добавления [ширины] могли давать полотну необходимую ширину в плечах при носке.

Маловероятно, что эти особые области были бы такими ровными, если ширина увеличивалась бы только с одной стороны, а затем снова уменьшалась. Также было бы крайне трудно завершить таким образом работу с петлями последнего ряда добавленной нити и в то же время продолжить ткать оригинальные нити основы. Технику ткачества трудно определить, поскольку технические особенности ткани не имеют аналогов в других датских находках, а наши знания о локальных/автохтонных инструментах для ткачества в древней Дании ограничены. Я склонна думать, что ткать начинали с

Стр. 65

Рис. 46. Анализ пончо из Ронбергской топи (D 2625, рис. 389), показывающий повороты дополнительных нитей.

Рис. 47. Схема, показывающая иррегулярную вставку дополнительных нитей в Ронбергском пончо.

обеих поперечных краёв, а затем заканчивали в середине. Но поиск подтверждений того, что ткать завершали именно здесь, не особо перспективен. Считается, что ткань соткана достаточно неплотно в отдельных местах, и можно заметить одну или две идущие в обратном направлении [? returning] нити утка, которые, возможно, заполняют дефектный [uneven – неровный, незаполненный и т.д.] участок ткани, но эти детали не являются убедительными доказательствами.

Помимо любопытных вопросов техники, эта находка также является исключительной, поскольку одеяние представляет собой сшитое пончо или тунику. Схема на рис. 389 показывает ткань в раскрытом состоянии, но это не то, как она носилась, т.е. в сложенном вдоль средней линии (middle parallel) утка.

Стр. 66

Кромки ткани сшиты вдоль противоположных (поперечных) краёв полотна на 70-75 см. Оставлены прорези (не сшитые отрезки), предположительно прорези для рукавов, поскольку, несмотря на то, что один край оборван и не поддаётся изучению, другой – прошит через край, как если бы его хотели укрепить или скрыть. Надёжный, постоянный шов через край точно не соединял две кромки. Кроме того, в прорези в центре полотна сохранилось несколько поворачивающих нитей утка [имеется в виду поворот нити для движения утка в противоположном направлении для формирования следующего ряда], т.е. остатки кромки полностью соответствующей внешней кромке (см. рис. 144). Ткань в этом месте, к сожалению, сильно повреждена, но в некоторых местах сохранилось достаточное количество петель, чтобы предположить, что поворачивающие нити утка не случайны и не являются результатом ошибки ткача. Прорезь, без сомнения, была выткана вертикально в полотне на уровне, соответствующем горловине пончо. То, что горловина не была разрезана, а затем подшита, является дополнительным свидетельством того, что полотно было соткано для конкретной цели, т.е. одеяния. Дополнительным подтверждением являются петли основы вдоль обоих поперечных краёв полотна, т.е. длина была определена заранее.

Плащ (cape). Сильно порванные обрывки кожи, найденные в топи Ронберг, предположительно остатки плаща, сходного с другими плащами, обнаруженными в болотах (рис. 359-371). Поскольку фрагменты в определённой степени отличаются друг от друга, они, возможно, относятся к нескольким кожаным одеяниям.

III. Третье тело было обнаружено в топи Ронберг в 1921 году. Оно принадлежало мужчине около 30 лет, было обнаружено на глубине 8 футов. Записи в реестре переданных в Национальный Музей предметов не упоминают одежду, за исключением пары ботинок. Ботинки сшиты из достаточно толстой кожи, выкроены из одного куска, за исключением язычков, на которые указывает ряд отверстий вдоль верхнего края (схема на рис. 387). След ноги указан на схеме, чтобы показать расположение ноги в ботинке. Третья линия отверстий показывает, как кожа была обёрнута вокруг ноги. Шнуровка – над подъёмом, ботинок удерживался за счёт полосы кожи ок. 1 см. шириной, которая один раз оборачивалась вокруг ноги в подъёме [используются слова instep и arch, и то, и другое - подъём, но arch – его нижняя часть, в общем, ремешок оборачивал ногу поперёк ступни в подъёме]. Лицевой слой кожи обращён внутрь. Дополнительная свободная кожаная стелька c волосяным покровом в верхней части, предположительно выкроенная из собачьей шкуры, вложена в правый ботинок. Ботинки сшиты из бычьей кожи. К нижней части правого ботинка пришиты две заплатки, отдельная полоса кожи пришита под пяткой. Не понятно, использовалась ли эта полоса для натягивания ботинка, или в её петлю пропускалась какая-то другая полоска кожи.

Болото Vester Torsted, приход/уезд Verst, сотня/герат Malt.

В 1913 году резчиками торфа было найдено крайне фрагментированное кожаное одеяние, в которое было завёрнуто тело мужчины. На нём лежал тонкий ствол берёзы, возможно, чтобы тело оставалось в болоте.

Большая часть кожаных одеяний, найденных в болотах это плащи или накидки [mantles or capes – что-то из них это, возможно, плащи с капюшоном], которые можно развернуть так, чтобы они стали плоскими (рис. 359-371), но данная находка отличается от них: из полотна ткани вырезан кусок, края отверстия подвернуты и подшиты. Эта деталь была описана как отверстие для рукава, но меня эта версия не убедила, поскольку сомнительно, чтобы отверстие для рукава было так кропотливо подшито, если в него должен был бы вшиваться рукав. Несколько небольших кусков кожи, пришитых вокруг отверстия скорее указывают, что эта деталь была частью худа (hood), который близко прилегал к лицу (рис. 380) или, и я склоняюсь к этой версии, это воротник кожаного плаща (cape) с закрытой горловиной, как у плаща из болота Борре (Borre Mose cape) (рис. 372). Горловина плаща из болота Борре – 70 см., по сравнению с горловиной плаща из болота Vester Torsted – 60 см. Швы – подрубочный и «через край» (hemstitch и overcast).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: