SWOT анализ машиностроения Казахстана




Введение

Машиностроение - это базовая отрасль национальной экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других.

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Главная задача машиностроения:

1) обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием;

2) резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире;

3) быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих;

4) подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Машиностроение во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности. Эта отрасль дает мультипликативный эффект для развития смежных отраслей, многократно увеличивает занятость населения и тем самым обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом.

 

Перспективы развития машиностроения Казахстана

Следовательно, рост экономики Казахстана должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения. Это позволит повысить степень механизации на предприятиях промышленности и увеличить производительность труда в отраслях экономики республики.

Сейчас многие программы нацелены на модернизацию существующих предприятий высокотехнологичным и современным оборудованием, создание новых предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции международного стандарта, для развития и кооперации связей всех существующих машиностроительных отечественных предприятий.

Стратегия развития указанных под отрасли машиностроения на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий свозможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом казахстанское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

1) выпуск модернизированных машиниоборудования для предприятий нефтегазового и горнорудногокомплексовсморальноустаревшими, ноещефункционирующимитехнологическимилиниями;

2) производство (втомчислесборочное) наукоемкойпродукциинаимпортномоборудованииспривлечениемвразличныхформахиностранногокапитала;

3) участиевсовместныхсиностраннымикомпаниямипроектах, предполагающихпроизводствотехнологическисложных изделий, вт.ч. длятехники, выпускаемойиностраннымифирмамиза рубежом;

4) точечноеразвитиеотдельныхпроизводствповыпускуоборудованиядлявысокихтехнологий, какнаимпортной, такинасобственнойтехнологическойбазе.

Однимизнаиболееважныхиреальныхисточниковпривлеченияинвестицийвмашиностроениевсовременныхусловияхявляетсямеждународноесотрудничество.

Машиностроительная отрасль включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность.

SWOT анализ машиностроения Казахстана

 

Для объективного анализа развития и определения дальнейшей стратегии развития машиностроения Казахстана необходимо четкое определение ее сильных и слабых сторон, а так же существующих возможностей и угроз. В приведенной ниже таблице представлены основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы машиностроения Казахстана.

Для определения дальнейших мер необходимо устранение негативных факторов, предотвращение угроз, и одновременное усиление позитивных факторов, использование возможностей.

 

 

2.1 Сильныесторонымашиностроения Казахстана

1) стабильная макроэкономическая среда;

2) наличиенаработанногоопытавпроизводствемашиностроительной продукции;

3) большаяемкостьвнутреннегорынка(сельскохозяйственного, нефтегазовогоигорнорудногомашиностроения);

4) положительнаядинамикаростапроизводствавотраслях – потребителяхвыпускаемойпродукции.

Возможности:

1) использование близкого географического расположения двух крупных рынков сбыта (России и Китая);

2) спользование роста производства в сельском хозяйстве, нефтегазовом и горнорудной комплексах;

3) рост образовательного уровня населения;

4) развитие совместных производств;

5) внедрение новых технологий и обновление оборудования на основе комплексной государственной поддержки;

6) конкуренция между предприятиями как фактор повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции.

2.2 Слабые сторонымашиностроения Казахстана

1) высокая зависимость от импорта сырьевых материалов и комплектующих;

2) высокий уровень морального и физического износа технологического оборудования;

3) низкая загруженность производственных мощностей, низкая кооперация;

4) низкая инвестиционная привлекательность отрасли

5) дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях производства;

5) несовершенство законодательства в сфере государственных закупок и налогообложения;

6) низкий инновационный потенциал;

Угрозы:

1) возрастающая зависимость от импорта машиностроительной продукции

2) высокая технологическая оснащенность конкурентов, более высокое качество продукции, известность торговых марок;

3) спад производства и научно-технического потенциала в других отраслях промышленности;

4) снижение общей конкурентоспособности страны.

 

3 Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения

 

Структура машиностроения формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются: научно - технический прогресс; темпы развития отраслей народного хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование; рост материального благосостояния и культурного уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление позиций Казахстана на мировом рынке.

В отраслевой структуре машиностроения, как и всей промышленности в целом, отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности отраслей народного хозяйства.

Несомненно, что основным фактором, определяющим структуру машиностроения и ее изменения, является научно - технический прогресс, уровень развития науки и техники в стране. Научно - технический прогресс находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении отраслевой структуры производства.

Это способствует возникновению новых специализированных отраслей машиностроения, совершенствованию и увеличению объемов производства уже имеющихся отраслей, углублению их специализации и кооперирования. Внедрение в народном хозяйстве достижений научно - технического прогресса ломает прежние представления о составе отраслей, об их рациональных сочетаниях и взаимосвязях. Возникают и ускоренно развиваются новые, наукоемкие отрасли и виды производств (атомное и космическое машиностроение, производство компьютеров всех классов и их программного обеспечения, робототехники, микропроцессов). Возрастает удельный вес в общем объеме машиностроения существующих отраслей, создающих техническую базу для автоматизации производства: электротехнической, электронной промышленности, приборостроения, станкостроения.

Ускорение научно-технического прогресса способствует экономии материальных ресурсов, что, в свою очередь, оказывает воздействие на отраслевую структуру машиностроения. Освоение ресурсосберегающей техники и технологии обеспечивает опережающие темпы роста ресурс потребляющихотраслей.

Значительное влияние на отраслевую структуру машиностроения оказывает рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно - бытового назначения: магнитофонов, музыкальных центров, телевизоров, видеоаппаратуры, электроприборов, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей и др.

Машиностроение отличается разветвленной отраслевой структурой, постоянным увеличением количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в народном хозяйстве предполагает создание такой его структуры, которая отвечала бы задачам и сущности расширенного воспроизводства, всемирного повышения экономической эффективности производства.

Чем выше темпы развития отраслей народного хозяйства и глубже процессы механизации и автоматизации производства, тем более возрастает необходимость ускорить темп роста машиностроения.

 

4. Анализ развития машиностроительного комплекса Республики Казахстан

 

Основные причины неконкурентоспособности машиностроительной продукции казахстанского производства по сравнению с аналогичными зарубежными изделиями - ее более высокая стоимость и низкое качество, вызванные применением на большинстве предприятий республики устаревших технологий производства, чрезмерно высокой доли использования импортируемых комплектующих, материалов с высокой ценой на энергоносители.

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам относятся:

1) сырьевая направленность;

2) общая техническая и технологическая отсталость предприятий;

3) невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке;

4) незначительная интеграция с мировой экономикой;

5) слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны;

6) неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;

7) отсутствие действенной связи науки с производством;

8) низкие расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы.

 

 

Также основными проблемами развития машиностроительного комплекса являются:

1) высокий уровень изношенности оборудования (43-80 %), препятствующий повышению эффективности производства;

2) низкая конкурентоспособность машиностроительной продукции, узкая номенклатура и низкая доля потребления продукции казахстанского машиностроения;

3) низкое техническое состояние активной части промышленно-производственных фондов и незначительный уровень инновационной активности в отрасли;

4) неполное использование имеющихся производственных мощностей;

5) инвестиционная непривлекательность отрасли и недостаточность оборотных средств у предприятий;

6) недобросовестная ценовая политика крупных металлургических производителей по отношению к машиностроительным предприятиям;

7) дефицит квалифицированных кадров в сфере производства и управления предприятиями;

8) недостаточная развитость инфраструктуры машиностроительного комплекса: утрата значительной части инфраструктуры (научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, опытно-экспериментальных баз, центров испытаний и технического контроля), отсутствие организаций по стандартизации, сертификации т.д.;

9) низкий уровень кооперационных связей между машиностроительными предприятиями республики с предприятиями стран ближнего зарубежья и с ведущими мировыми производителями аналогичной продукции;

10) несовершенство нормативных правовых актов в сфере государственных закупок в части отсутствия долгосрочных контрактов;

11) отсутствие механизма технологического прогнозирования;

12) низкая доля в производстве продукции наукоемких, высокотехнологических изделий с высокой добавленной стоимостью;

13) многие предприятия продолжают выпускать продукцию в единичных размерах и мелкими партиями, что негативно отражается на экономических показателях предприятий (в цене), что является причиной импорта аналогичной по сортаменту и качеству продукции;

14) отсутствие современных систем менеджмента качества предприятий, слабый маркетинг и менеджмент управления производствами;

15) низкий уровень послепродажного сервиса машиностроительной продукций.

 

Вывод

 

Машиностроение - это базовая отрасль национальной экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Пути совершенствования развития машиностроительного комплекса Республики Казахстан в условиях реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития

Машиностроение во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности. Эта отрасль дает мультипликативный эффект для развития смежных отраслей, многократно увеличивает занятость населения и тем самым обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом.

Следовательно, рост экономики Казахстана должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения. Это позволит повысить степень механизации на предприятиях промышленности и увеличить производительность труда в отраслях экономики республики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: