Содержание
Введение………………………………………………………………………… 2
Глава I. Методики преподавания древнерусских обрядов и обычаев
на уроках МХК ………………………………………………………………… 4
1.1. Методические особенности изучения…………………………………... 4
Глава II. Изучение обрядов и обычаев Древней Руси на уроке…………. 9
2.1. Ход урока на тему: «Древнерусские обряды и обычаи» …………………9
Заключение………………………………………...…………………………... 15
Библиографический список…………………………………………………. 16
Введение
Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Здесь собирается в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Роль этого курса в условиях школьной системы образования, рассчитана, в основном, на «левополушарных» детей, то есть, на развитие процессов логического, вербального мышления, тогда как развитие правого полушария, где сосредоточены эмоциональные процессы, происходит в гораздо меньшей степени.
Опираясь на программу по мировой художественной культуре, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
|
Примерная программа выполняет две основные функции:
1) Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
2) Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Эта программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.).
Чем большее значение приобретает курс мировой художественной культуры в школьной программе, тем более острыми становятся вопросы, связанные с методикой преподавания данного предмета. Планирование урока –важная составляющая педагогической технологии.
Существует самые разные представления, методики, концепции, подходы – нравственно–этические, воспитательные, образовательные, индивидуально-личностные и социальные. В каждом есть что-то ценное, но ни одна из концепций не является универсальной. Выбор ее зависит от уровня развития методики данной дисциплины.
|
Целью данной работы является: изучение методики преподавания древнерусских обрядов и обычаев на уроках МХК. Выявление основных целей и задач преподавания по данной методике, определение принципов организации обмена информацией школьников и разработка урока по принципам методики.
Глава I. Методики преподавания древнерусских обрядов и обычаев на уроках МХК
1.1. Методические особенности изучения
Урок МХК вбирает в себя многие элементы, составляющие современные методики развивающего обучения. В основном, урок МХК – это урок-диалог, в котором учитель стремится играть роль «связующего звена» между учащимися и искусством. Организационной основой урока является создание проблемно-поисковой ситуации и ее разрешения. Искусство является содержанием урока, определяет принцип его построения, в котором выстраиваются в плане развития смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока: 1) Вступление (сообщение темы);
2) Завязка (постановка проблемы);
3) Развитие (изложение материала);
4) Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы);
5) Заключение (вывод).
Существуют разные условия, разная обеспеченность средствами обучения, необходимыми для проведения полноценного урока искусства. Сюда входит оборудованный кабинет с затемнением, аудио/видеотехника, диапроектор, эпипроектор, компьютер, слайды, репродукции, аудио/видеозаписи, литература в кабинете.
|
При планировании урока по мировой художественной культуре учителю необходимо определить:
1) Содержание раздела;
2) Суть темы урока и ее место в содержании раздела;
3) Тип урока, его жанр;
4) Художественно-педагогическую идею данного урока;
5) Драматургию логического и эмоционального развития(сценарий);
6) Основные задачи урока, отражающие различные виды деятельности (какое впечатление, эмоциональное потрясение должны испытать учащиеся, какое новое знание они получат, каким новым умением они овладеют в результате урока);
7) Выводы на различных этапах урока и его итог (режиссура урока);
8) Необходимое оборудование и материалы;
9) Расчет времени по разделам урока.
Эмоциональное, художественное содержание урока должно быть организовано в стройную логическую систему. Цель урока должна быть такой, чтобы в его конце можно было сделать вывод, достигнута она или нет. Например: - «Изучить древнерусские обряды и обычаи» - на уроке, посвященном искусству Древней Руси.
Цель урока должна определить путь воплощения его темы и идеи в конкретные формы, виды деятельности, в конкретное драматургическое строение. Исходя из этого, определяются задачи. Дети на уроке могут быть слушателями, зрителями, читателями, искусствоведами, философами-участниками диспута, докладчиками, исследователями, художниками творцами, актерами, режиссерами, исполнителями. Задачи бывают: 1) воспитательные; 2) образовательные; 3) обучающие(развивающие).
Следовательно, определяя конкретные задачи урока, следует учитывать такие позиции взаимоотношений, как «учитель-ученику», «учитель и ученик вместе», «ученик-для себя», «ученик-ученику» (ситуация, когда ученик выступает в роли учителя или партнера в диалоге); «ученик-учителю».
С этой точки зрения задачи, следующие из целей, урок может выглядеть так:
Тема раздела: «Искусство Древней Руси».
Тема урока: «Древнерусские обряды и обычаи».
Цель: Рассмотреть комплекс народных традиций и обрядов.
Задачи урока:
1) Дать основные сведения об истории возникновения в Древней Руси народных традиций и обрядов. (Учитель-ученику; ученик-ученику; ученик-учителю).
2) Определить, имеет ли народные традиции и обычаи влияние на народ. (Учитель-ученику; учитель и ученик вместе).
3) Воспитание чувства патриотизма. (Ученик-для себя; учитель-ученику; ученик-ученику).
Задача учителя - раскрыть детям возможность эмоционального, чувственного, образного познания мира и самого себя. Также задачей учителя является – указание возможных путей познания жизни через искусство. Смысл таков, что ничто в искусстве не появляется и не исчезает само по себе. Малейшее изменение сложившихся представлений вызывает реакцию в искусстве. Научить «читать» это в искусстве – задача учителя МХК.
Существуют такие типы уроков: урок введения в тему(вводный); урок расширения и углубления в тему; урок повторения и закрепления материала; обобщающий урок. Все указанные типы на уроке искусства становятся различными типами общения, за исключением вводных уроков, где общение возможно в наименьшей мере, так как часто роль основного источника информации играет учитель.
Для урока искусства жанр – естественная составляющая. Под каждым жанром урока искусства подразумевается определенный комплекс стилистических, сюжетных, образных признаков, которые проявляются во внешней форме, видах общения, характере содержания, а также способах мышления и восприятия. Жанры урока: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-концерт (интересен тем, что учитель с учениками оказываются в одной роли: Слушателя, Зрителя, Исполнителя), урок-спектакль, урок-драма, урок-викторина, урок-импровизация, урок-ролевой (итоговый урок, обобщение. Например: после изучения раздела «Древнерусские обряды и обычаи» желающим из числа учащихся предлагается «войти в роль» девушек с венками, которые пройдут по кругу, располагаются перед классом, а класс после окончания, должен угадать, что это за обряд), урок-игра, урок-интервью. Также, урок-репортаж из музея, с выставки, урок-презентация(предъявление), бенефис, митинг.
Кроме жанра урока, существует его форма. Форма отражается во взаимодействии учителя и ученика, между собой учеников. Это формы: урок-диалог, урок-лекция (главную роль играет учитель, объясняет сложные для понимания моменты), урок-семинар (основную роль выполняют ученики, на основе задания, желательно по плану, либо вопросам, предложенным учителем заранее), урок-зачет. Более важной формой для урока искусства является урок-диалог.
На уроке учитель может использовать решение учащимися кроссвордов, составление устных и письменных комментариев. На уроке ученики могут включится в дискуссию, организованную учителем. Своеобразная дуэль получается, когда в спор вступают два человека или две группы, стороны, противоположных взглядов.
Планирование урока мировой художественной культуры. Пример:
Раздел: «Искусство Древней Руси».
Тема урока: «Древнерусские обряды и обычаи».
Тип урока: урок расширения и углубления в тему
Жанр урока: урок-ролевой; урок-викторина;
Форма урока: урок-диалог; урок-лекция;
Задачи:
1) Дать основные сведения об истории возникновения в Древней Руси народных традиций и обрядов. (Учитель-ученику; ученик-ученику; ученик-учителю).
2) Определить, имеет ли народные традиции и обычаи влияние на народ. (Учитель-ученику; учитель и ученик вместе).
3) Воспитание чувства патриотизма. (Ученик-для себя; учитель-ученику; ученик-ученику).
Материально-техническое обеспечение урока: диапроектор, компьютер, слайды, аудио/видеозаписи.
Основным методом преподавания курса является метод художественно-педагогической драматургии