Социально-экономическое и политическое развитие России в начале ХХ в. Буржуазно-демократическое развитие 1905-1907 гг.




К началу ХХ века Россия подошла с массой нерешенных проблем. Эти проблемы во многом порождались неоконченностью реформ, начатых императором Александром II. С одной стороны Россия активно капитализировалась, но с другой стороны, дворянство пыталось сохранить старые порядки и свои привилегии.

Социальная структура общества. Успехи экономики сочетаются с отсталой системой государственного управления и сословными ограничениями свободы предпринимательства (дворянство имело более широкие возможности к капитализации, чем другие сословия, но их использовало слабо). Рост бюджетных доходов опирается на увеличение сбора косвенных налогов в основном с сельского хозяйства. Большинство населения проживает в деревне. Экономически развитые районы стремятся освободиться от мелочного контроля из Петербурга, поэтому все сильнее возникает идея перехода к федеральному устройству. В ответ правительство берет курс на создание культурного и национального единства империи. В национальных окраинах проводится политика русификации: Финляндия лишается своей автономии, Польша – конституции, запрещается преподавание на национальных языках, ограничиваются права национальных меньшинств.

Сохраняется деление на сословия, хотя сословные границы становятся все более и более расплывчатыми. Около 40% дворян относится к мелкопоместным и стремительно разоряются. Для выжигания они становятся мелкими чиновниками. К крупнопоместным дворянам относится около 6% дворян. Такое расслоение способствовало вовлечению дворянства в революционную работу.

Буржуазия в своей основе формируется на базе купечества. Но она лишена возможности воздействовать на процесс принятия выгодных для себя решений.

Промышленность. В 90-х годах XIX века в России начался промышленный подъем после экономического спада 80-х годов. Этот подъем продолжается до 1900 года, после которого опять Россия вступила в полосу упадка. Новый подъем экономики начался в 1908 году и достиг своего пика в 1913 году.

В Баку с 90-х годов XIX века начинают добывать нефть, на Донбассе – уголь и руду. Резко увеличивается производство металла, развивается железнодорожный транспорт, легкая промышленность и машиностроение. В городах проживает 13% населения. В целом же развитие России отстает от темпов развития Англии, США и Франции.

Мануфактуры быстро перерождаются в фабрики и заводы, которые применяют паровые и электрические двигатели, достигают высокого уровня разделения труда на отдельные операции. Главным потребителем промышленных товаров остается государство, которое путем проведения протекционистской политики стремиться защитить промышленность от иностранной конкуренции. При помощи государства возникают монополии крупных предприятий, которые контролируют рынок сбыта. Монополии представлены картелями и синдикатами.

Картель – монополистический союз производителей. Каждый производитель самостоятельно организует закупку сырья и сбыт товаров, но цены устанавливаются согласно договоренности с другими производителями.

 

Синдикат – коммерческий союз под началом единого центра. Закупка сырья и сбыт товаров производится через единую контору, а процесс производства каждый предприниматель организует самостоятельно.

В Российскую промышленность активно привлекается иностранный капитал.

Социальная сфера. Если Европа в начале XX века активно начала решать социальные проблемы (сокращение рабочего дня, выплата пенсий и страхование), то русский капитал на социальные проблемы не обращает внимания

Сельское хозяйство. В деревне продолжает сохраняться община. Некоторые помещики перестраивают свое хозяйство на капиталистические методы, но большинство помещиков продолжают жить за счет выкупных платежей и продажи земли. В крестьянской общине начинается процесс имущественного расслоения на зажиточных (кулаков), середняков и бедноту. В своем большинстве крестьянские общины опутаны долгами своим бывшим помещикам и поэтому вынуждены все свои силы пускать на ликвидацию этих задолженностей. Многочисленные долги общины не дают возможности общине развиваться. Нищая деревня не может покупать промышленные товары, что тормозит развитие промышленности. В целом же численность крестьян в России увеличилось до 86 миллионов человек. Из-за такого роста средний размер земельного надела в общине сократился с 4,8 до 2,6 десятин (1 десятина = 1,09 г

 

В начале ХХ в. резко обострились социальные и политические противоречия в России, что привело к первой в ее истории революции 1905 - 1907 гг. Причины революции: нерешительность аграрно-крестьянского, рабочего и национального вопросов, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900 - 1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.

Задачи революции - свержение самодержавия и установление демократического строя, ликвидация сословного неравноправия, уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, введение 8-часового рабочего дня, достижение равноправия народов России.

В революции участвовали рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, интеллигенция. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

В истории революции выделяют несколько этапов.

Поводом к революции послужило Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. в Петербурге были расстреляны рабочие, шедшие к царю с петицией, содержащей просьбу об улучшении их материального положения и политические требования. Было убито 1200 человек и около 5 тыс. ранено. В ответ рабочие взялись за оружие.

Первый этап (9 января - конец сентября 1905 г.) - начало и развитие революции по восходящей линии. Основными событиями этого этапа являлись: весенне-летнее выступление рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Баку (около 800 тыс. чел); создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти рабочих - Совета уполномоченных депутатов; восстание матросов на броненосце "Князь Потемкин-Таврический"; массовое движение крестьян.

Второй этап (октябрь - декабрь 1905 г.) - высший подъем революции. Основные события: всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка (более 2 млн. участников) и в результате издание Манифеста 17 октября "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать Государственную Думу; декабрьские стачки и восстания в Москве, Харькове, Чите и других городах

Правительство подавило все вооруженные выступления. Буржуазно-либеральные слои, напуганные размахом движения, отошли от революции и стали создавать свои политические партии: Конституционно-демократическая (кадеты), "Союз 17 октября" (октябристы).

Третий этап (январь 1906 г. - 3 июня 1907 г) - спад и отступление революции. Основные события: политические стачки рабочих; новый размах крестьянского движения; восстания моряков в Кронштадте и Свеаборге.

Центр тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки и в Государственную Думу

I Государственная Дума, пытавшаяся радикально решить аграрный вопрос, через 72 дня после открытия была распущена царем, обвинившим ее в "разжигании смуты".

II Государственная Дума просуществовала 102 дня. В июне 1907 г. она была распущена. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

Революция 1905 - 1907 гг. потерпела поражение по ряду причин - армия полностью не перешла на сторону революции; в партии рабочего класса не было единства; отсутствовал союз рабочего класса и крестьянства; революционные силы были недостаточно опытны, организованны и сознательны.

Несмотря на поражение, революция 1905 - 1907 гг. имела большое значение. Верховная власть была вынуждена пойти на изменение политической системы России. Создание Государственной Думы свидетельствовало о начале развития парламентаризма. Изменилось социально-политическое положение граждан России:

- были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии;

- улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день;

- крестьяне добились отмены выкупных платежей.

Источник: https://www.rosimperija.info

2.Формирование российского парламентаризма в начале ХХ века. Становление многопартийной системы.

 

Первым подобием парламента в России были законосовещательные орган - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.
Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.
Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданные в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и другие.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

Итак, содержание парламентаризма в значительной мере определяется не столько нормативно закрепленным местом парламента в системе органов государственной власти и его ролью в решении социально значимых вопросов, сколько уровнем народного самосознания. Как нам представляется, уровень политического и правового сознания является критерием развитости парламентаризма. Поэтому парламентаризм в России будет развиваться по мере роста правосознания и политической активности народа. В связи с тем что такое развитие носит объективный характер, Российская Федерация в перспективе должна двигаться к парламентскому правлению. При его наличии максимально полно реализуется принцип народовластия, максимально широко внедряются идеи народного представительства. Движению российского общества в этом направлении следует придать необратимый характер. Решению этой задачи мог бы способствовать специальный закон о гарантиях народовластия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: