ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРОЯВЛЕНИЯ, КОРРЕКЦИИ




Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Уральский гуманитарный институт

Психологический факультет

Кафедра общей и социальной психологии

Суицидальное поведение в подростковом возрасте

 

 

Екатеринбург

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Поведенческие аспекты подростковых суицидов: возникновение, проявления, коррекции................................................................................... 5

Заключение.................................................................................................... 17

Список литературы....................................................................................... 18


 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире подросток встречается с множеством различных трудностей. Некоторые из этих трудностей взросления могут привести его к разочарованию в своей жизни, депрессии и, как крайняя форма, к покушению на свою жизнь. Такое поведение называется суицидальным, и оно в нынешнее время является распространённой реакцией подростка на окружающий мир. В настоящее время суицидальные мысли, одну из форм суицидального поведения, переживают более трети подростков, и частота распространения подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 тысяч человек [4]. Изучение подростковых суицидов оказывается востребованным в это время из-за их распространённости, но также актуальность выбранной темы с точки зрения науки психологии состоит в том, что в нынешнее время реальная психологическая работа с подростками-суицидентами остаётся редкой. Более того, эта тема является всё ещё стигматизированной как в научной и профессиональной сферах, так и в обществе, и многие подростки просто не имеют возможности получить корректную помощь ни от специалистов, ни от окружающих их людей. Количество подростковых суицидов теперь настолько велико, что это является отдельной темой для обсуждения в СМИ. В конце 2016 года – начале 2017 года в СМИ поднималась тема суицидов и «групп смерти» в социальных сетях, которые, по информации журналистов, заставляли обычных подростков совершать суицидальные попытки и суициды. При этом совершенно не учитывалось, что появление суицидальных тенденций невозможно без формирования внутреннего суицидального поведения, поэтому подростковые суициды были освещены с некорректной точки зрения. Данное обсуждение только больше стигматизировало тему суицида и поставило под удар подростков-суицидентов, нуждающихся в помощи. И для правильного понимания механизма подросткового суицида и возможностей повлиять на него необходимо разбирать формирование суицидального поведения. Именно поэтому данная тема является актуальной в современном мире.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенностей суицидального поведения подростков.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

1) Поиск и отбор необходимой литературы на тему курсовой работы;

2) Определение особенностей нормативного развития поведения подростка;

3) Формулировка принципов развития суицидального поведения подростка;

4) Разбор методик коррекции суицидального поведения подростков.

Объектом исследования является суицидальное поведение подростков. Предметом исследования является формирование суицидального поведения и способы влияния на его развитие.

 


 

ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРОЯВЛЕНИЯ, КОРРЕКЦИИ

Перед разбором особенностей поведения подростков-суицидентов стоит описать нормативное поведение подростков разного возраста. Подростковым возрастом считается возраст между 10 и 18 годами, хотя многие современные психологи отмечают увеличение подросткового возраста до 20–22 лет. Традиционно же в подростковый возраст входит несколько этапов: младший подростковый (10–13 лет), средний подростковый (13–15 лет) и старший подростковый возраст (15–17 лет) [7].

Поведение подростков в различные этапы развития, по описанию Ф. Дольто, существенно отличается [5]. Младший подростковый возраст – это возраст максимальной ранимости. В это время подростки ещё остаются такими же любознательными, как и в детстве. Они доброжелательны, активны и заинтересованы в происходящем вокруг. Они начинают постепенно интересоваться своим телом. При этом в начале младшего подросткового возраста они ведут себя непринуждённо, в основном радостно, период десяти лет является одним из самых счастливых в жизни человека. Постепенно у подростка повышается чувствительность, увеличиваются перепады настроения, причём и по частоте, и по амплитуде. К концу младшего подросткового возраста улучшается контроль над собой и своим эмоциональным проявлением, и общее поведение становится более спокойным и больше обращённым в себя.

В средний подростковый возраст подросток больше углубляется в познание самого себя. Примерно в тринадцать лет общее поведение подростка несколько негативное, менее коммуникабельное. Он погружён в себя и показывает, в основном, плохое настроение, остаётся более-менее спокойным и уравновешенным. В подростковом периоде возраст тринадцати лет можно считать самым несчастливым, потому что в это время подросток подвержен разочарованиям, ограждается от близких и родных. Потом появляется активное экспрессивное выражение своих чувств и эмоций: подросток больше выражает своё возбуждение или раздражение. При этом социальное поведение подростка в этот период таково, что он продолжает держаться в стороне от родителей и их попыток выражения любви, стесняется их, но при этом заводит отношения со сверстниками и вступает в большие группы по интересам. Ближе к концу среднего подросткового возраста становится социально активным, более экстравертным.

За старший подростковый возраст человек успевает приобрести самостоятельность. Сначала отчуждается от родителей, становится в семье более апатичным. Примерно в пятнадцать лет подростки начинают больше скрывать свои эмоции от других, переживая их внутри себя. Одновременно с этим становится более активным социальное поведение вне семьи: подросток стремится к популярности, проявляет склонность к критике, утверждает своё мнение. В этом же возрасте подросток ищет всё больше интересов, в которых пытается найти себя, определяет свои индивидуальные вкусы. На выходе из старшего подросткового возраста в норме у человека остаются прекрасные отношения в семье, даже с учётом того, что он предпочитает находиться в обществе друзей. Подросток проявляет положительные эмоции, становится доброжелательным и более сговорчивым. Он начинает верить в себя, в свои силы, стремится к счастью и личным достижениям и совершает различные действия, чтобы их достичь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что подростковый возраст состоит из противоречивых фрагментов и, соответственно, транслирования различных эмоциональных состояний. Подростковый период является переходным между временем детства, где человек ещё зависит от родителей и других близких людей, и временем взрослости, где человеку становится необходимым быть самостоятельным и уравновешенным.

Изменения в поведении, происходящие у человека в период между детством и взрослостью, по Р. Хавигурсту [7], обуславливаются так называемыми «задачами развития». Это приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли, достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола, развитие интеллектуальных способностей, выработка комплекса ценностей, достижение социально ответственного поведения, выбор профессии, достижение экономической независимости и подготовка к браку и семейной жизни. Всё поведение подростков, особенно в социальном плане, можно описать стремлением решить данные задачи.

Особенностью подросткового возраста можно считать половое созревание, которое составляет крупный период в жизни подростка, около четырёх лет. Важной задачей является переход к взрослой генитальности и принятие своего тела, поскольку за время полового созревания оно успевает пройти серьёзные метаморфозы. В это время, как описывала Ф. Дольто, постепенно проявляются признаки половой зрелости (менструации, эрекция, поллюции), формирование вторичных половых признаков, также происходит рост конечностей и тела, в основном, неравномерный и быстрый. В итоге подростки совершают много нелепых движений, обладают физической неловкостью, не знают, что делать с выросшими конечностями, и все эти действия напрямую связаны с обязательной подростковой застенчивостью.

При этом также чертой, присущей многим подросткам всех возрастов, является своеволие. Оно проявляется в увеличении желания самостоятельности, но часто может трактоваться как резкое ухудшение поведения, негативизм, упрямство и т.д. Также, по мнению А. Е. Личко, характерным поведением для подростков является реакция эмансипации, то есть, желания выйти из-под опеки родителей, став полноценным взрослым человеком. И, по данным Ст-Холла, подросткам также присуща противоречивость стремлений и их неустойчивый характер [7].

Нормативное поведение подростков связано с адекватным функционированием всех сфер жизни растущего человека и, в конечном счёте, приводит к становлению полноценным взрослым. Но существует и такое поведение, которое можно назвать девиантным, т.е. отклоняющимся от нормы. Главным критерием определения девиантного поведения, как на основании анализа работ различных учёных считает Петрушевич, является нарушение социальных норм, принятых в данном обществе. Одним из видов девиантного поведения является подростковый суицид и суицидальные мысли.

Несмотря на то, что подростковый суицид не наносит видимого вреда всему социуму в целом, он считается одной из крайних форм девиантного поведения [7] и является серьёзной проблемой современного общества. Так и сейчас показатель суицидальной активности можно считать наиболее объективным критерием психического здоровья населения, которое, в свою очередь, зависит от того, насколько построенное общество является комфортным для жизни отдельных его индивидов. По словам такого учёного как А. В. Лукашук, суицид совершают чаще всего люди именно подросткового возраста. Также он говорит: «для молодых людей, совершающих попытку суицида, характерны депрессии и субдепрессии, повышенный уровень тревожности и агрессии» [4], что подводит к мысли о том, что суицидальное поведение в подростковом возрасте и его распространённость должны быть замеченными современной психологией.

При этом суицидальное поведение в подростковом возрасте обладает некоторым рядом особенностей, из-за чего подростков-суицидентов становится возможным отличить от подростков, не обладающих суицидальными переживаниями. Большинство этих особенностей связаны с состоянием подростка и его восприятием окружающего мира. Так группой учёных во главе с В. А. Розановым было проведено исследование на основе срезового метода, с помощью которого удалось выяснить психо-социальные особенности подростков с суицидальным поведением [8].

Было выявлено, что для подростков с суицидальными проявлениями характерны проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, напряжённые и конфликтные отношения с ними. Также они меньше, по сравнению со второй группой подростков, говорили о хороших отношениях с родителями. Они сообщали о том, что испытывают одиночество, чаще, чем подростки без суицидальных проявлений, и среди них было диагностировано больше людей с депрессией или перманентным ощущением безнадёжности. Многие из них имели проблемы со сном и чаще ощущали стресс или чувствовали, что не могут справиться со своими проблемами. Также таких подростков существенно выше была частота употребления алкоголя и наркотических веществ, патологического использования интернета и нанесения несуицидальных самоповреждений. Они заметно чаще становились жертвами физического и сексуального насилия.

Эти закономерности являются сопутствующими факторами суицидального поведения. Они могут являться как причинами, так и следствием суицидальных тенденций у подростка. При всём этом эти факторы не являются полным описанием аспектов суицидального поведения подростков, и для более корректного рассмотрения суицидов в психологии и суицидологии используются концепции и модели суицидального поведения.

В разное время различные психологи и учёные близких к психологии сфер высказывали свои идеи по поводу структурирования суицидального поведения как устоявшегося определения. В современной психологии и суицидологии Б. С. Положим выделяется концептуальная модель суицидального поведения под названием «диатез – стресс» [6]. Диатез в данном контексте обозначает предрасположенность к суицидальному поведению или повышенную чувствительность к факторам, снижающим порог его развития. Стресс обозначает тот или иной триггер, ускоряющий формирование такого поведения.

На основании этой модели самим Б. С. Положим была разработана интегративная модель суицидального поведения. Она, в свою очередь, включает в себя два блока: этиопатогенетический (характеризующий механизмы суицидального поведения) и клинико-динамический (характеризующий его развитие).

Этиопатогенетический блок, согласно предыдущей концепции, подразделяется на «диатез» и «стресс». «Диатез» в данном случае подразделяется на две группы факторов: детерминанты I и II ранга. Детерминанты I ранга – необходимое условие формирования суицидального поведения, поскольку без наличия хотя бы одного из детерминантов суицидального поведения не возникает. Детерминанты бывают биологические, клинические и личностно-психологические. К биологическим детерминантам относятся мутации особых генов, регулирующих передачу серотонина и отвечающих за уровень веществ, контролирующих активность нервной системы. К клиническим детерминантам относится состояние психического здоровья, точнее, наличие психических расстройств, в том числе, и депрессии, являющейся наиболее близким к суицидальному процессу состоянием. К личностно-психологическим детерминантам относится большой спектр различных характеристик. Наиболее типичные: высокие уровни аутоагрессии и импульсивности, низкая способность к формированию психологических защит, отсутствие чувства самодостаточности, низкая стрессоустойчивость и др. Детерминанты II ранга не являются необходимым условием для формирования суицидального поведения, но повышают его риск. К ним относятся такие факторы как отсутствие социальной и семейной поддержки, злоупотребление психоактивными веществами и соматические заболевания. К «стрессам», всё так же принадлежащим к этиопатогенетическому блоку, относятся критические жизненные события.

Клинико-динамический блок (т. е., развитие суицидального поведения) делит суицидальное поведение на этапы: досуицидальный, пресуицидальный, реализацию суицидальных намерений и постсуицидальный, который может существовать в схеме в случае нелетального исхода. Все эти этапы будут расписаны далее с точки зрения подросткового возраста, и для описания большинства из них будет использована классификация А. Г. Абрумовой [3].

Досуицидальное поведение характеризуется периодически наступающими состояниями ослабления положительных эмоций, которые, до некоторого времени, ещё не приводят ни к депрессии, ни к суицидальным мыслям. Эти состояния могут быть спровоцированы различными факторами, например, эпизодами травли в школе или ощущением отчуждения, исходящим от занятых родителей.

Пресуицидальным поведением является период между появлением суицидальных мыслей и совершением попыток их реализации. Пресуицидальный период может быть «острым» и «хроническим». «Острый» пресуицид длится недолго, поскольку подросток сразу переходит от мыслей к действиям, например, в качестве быстрого ответа на расставание с близким человеком. «Хронический» пресуицид может длиться в течение нескольких месяцев, за которые подросток проходит все стадии формирования внутреннего суицидального поведения. Такой пресуицид может наблюдаться, к примеру, в случае длительного воздействия угнетающих факторов, например, при долговременном давлении со стороны родителей.

Реализация суицидальных намерений может привести к суицидальной попытке или завершённому суициду. По сути, и то, и другое являются целенаправленным совершением действий по лишению себя жизни. На основании объектов, использованных в качестве средств лишения себя жизни, различают различные способы суицида. Подростки чаще всего как способ суицида выбирают повешение, нанесение несовместимых с жизнью ран или отравление ядами или лекарствами [4]. Причём и суицидальная попытка, и завершённый суицид по хронологии на две фазы: обратимую (когда вмешательство в совершение действия может прекратить попытку) и необратимую.

Постсуицидальный период наступает после попытки самоубийства, если её удалось прекратить. Состояние любого подростка после попытки суицида определяется по трём главным параметрам: по актуальности конфликта, приведшего к попытке самоубийства, по степени фиксированности суицидальных тенденций и по особенностям отношения к совершённой попытке. Так выделяют четыре типа постсуицидальных состояний. К ним относится критический (понимание прежней преувеличенности конфликта, нежелание повторять сделанное), манипулятивный (утрата актуальности конфликта за счёт влияния суицидальной попытки на ситуацию, отношение к суицидальным действиям как к способу достижения целей), аналитический (сохранение актуальности конфликта, желание поиска других путей для его разрешения) и суицидально-фиксированный (сохранение актуальности конфликта и суицидальных тенденций, восприятие суицида как единственного выхода).

Досуицидальное и пресуицидальное поведение относятся к внутреннему суицидальному поведению. Собственно попытка суицида или завершённый суицид относятся к внешнему суицидальному поведению. Внутреннее суицидальное поведение делится на отдельные этапы. При этом важно понимать, что деление на эти этапы связано с готовностью подростка к переходу к внешнему суицидальному поведению. На основе этого выделяют три этапа внутреннего суицидального поведения, которым предшествует появление размышлений об отсутствии жизненной ценности и отрицания жизни.

Первой ступенью развития внутреннего суицидального поведения являются пассивные суицидальные мысли. Они характеризуются представлениями на тему собственной смерти, но ещё не связаны с процессом произвольного лишения себя жизни. Они выражаются в формулировках «вот бы умереть» или «вот бы что-нибудь произошло, и я умер/умерла», без желания самостоятельного действия подростка, которое может привести к смерти.

Вторая ступень выражается в суицидальных замыслах. Они характеризуются рассмотрением способов суицида, времени и места его совершения. Появляется тенденция к самоубийству, то есть мысли о пассивной смерти переходят в мысли об активной смерти и о непосредственном участии в завершении жизни.

Третий этап внутреннего суицидального поведения называется суицидальным намерением и предполагает наличие волевого компонента. Именно эта ступень и является собственным побуждением подростка к действиям. Через этап суицидальных намерений подросток переходит от внутреннего суицидального поведения к внешнему и доходит до совершения поступка, называемого попыткой суицида.

Данное деление может быть хорошо заметным в случае «хронического» пресуицида. В случае «острого» пресуицида подросток проходит эти стадии в очень быстром темпе, и поэтому становится трудным отделить одну стадию от последующей.

Исходя из схемы строения суицидального поведения и его особенностей, наблюдаемых на каждой фазе развития, выделяют деление всех суицидальных актов по типологии цели. Таким образом суициды подразделяются на истинные суициды и псевдосуициды, также называемых в классификации А. Г. Абрумовой демонстративно-шантажными. Истинные суициды являются менее распространённым явлением среди подростков. По статистике, к ним относятся 10 % всех суицидов и суицидальных попыток, а к демонстративно-шантажному поведению относятся оставшиеся 90 % [4].

Цель истинного самоубийства заключается в намеренном лишении себя жизни. В данном случае подросток не учитывает мнения близких людей, действует из желания смерти. Суицид в данном случае является хорошо осмысленным и спланированным. Поэтому при рассматривании истинного суицида можно заметить некоторые характерные факторы. Пресуицид в таких случаях обычно является хроническим, т. е. подросток задерживается на стадии формирования суицидальных замыслов, подготавливаясь к тем действиям по завершению своей жизни, которые хочет совершить. В случае незавершённого суицида, т. е. суицидальной попытки, подросток находится в стадии суицидально-фиксированного постсуицида с сохранением суицидальных тенденций.

Целью демонстративно-шантажного суицида является не собственно лишение себя жизни, а демонстрация этого намерения. Таким поведением суицидент заставляет окружающих обратить внимание на него и на его личные проблемы. Такое суицидальное поведение характеризуется «острым» этапом пресуицида, т. е. быстрым развитием внутреннего суицидального поведения до внешнего, и часто псевдосуицид совершается в состоянии аффекта. В следствие этого, количество завершённых суицидов статистически выше, чем в случае истинного суицида, поскольку подросток не оценивает всего окружения и не имеет полного представления о процессе лишения себя жизни. В случае суицидальной попытки подросток выходит на стадию критического или манипулятивного постсуицида, либо понимая незначительность мотивов, приведших к совершению суицидальной попытки, либо приходя к выводу о том, что суицидальные действия могут служить способом получения необходимого внимания [3].

Из определения особенностей суицидального поведения подросткового возраста, процесса его развития и обстоятельств его формирования закономерно вытекает вопрос о прикладных аспектах изучения данной темы. В современной психологии и суицидологии становится возможным проведение профилактических мероприятий для уменьшения частоты подростковых суицидов.

Профилактика проводится на трёх уровнях: первичная, вторичная и третичная профилактика [1], [2]. Перед ними проводится общая профилактика, не связанная непосредственно с выявлением подростков-суицидентов и оказанием им помощи, но направленная на повышение психического здоровья и создание здоровой среды. Лучше всего профилактика работает в случае, когда с подростками работают в учебной среде, поскольку в школе они проводят большую часть своего времени, и она оказывает большое влияние на развитие человека как личности. Подробный механизм профилактики был представлен Н. В. Басалаевой и Т. В. Захаровой [1].

Цель первичной профилактики в выделении групп суицидального риска, сопровождению подростков и их семей с целью предупреждения самоубийства. Первичная профилактика заключается в выявлении подростков, нуждающихся в помощи, работе с их семьёй и обеспечении безопасности подростка. Также на данном этапе проводят занятия для групп подростков по обучению разрешению проблем, развитию адекватного отношения к собственной жизни, повышению самооценки.

Цель вторичной профилактики в предотвращении совершения суицида или суицидальной попытки. На этом этапе происходит оценка риска самоубийства. Оценка происходит с помощью определения подростка к одной из категории подростков-суицидентов. На этом этапе различаются три степени риска суицида: умеренная степень (формулирование намерения, но отсутствие чёткого плана и орудия самоубийства), серьёзная степень (наличие плана, но отсутствие орудия самоубийства) и крайняя степень (наличие чёткого плана и средства совершения самоубийства). На этом этапе становится возможной работа с подростком с целью купировать переход от внутреннего суицидального поведения к внешнему за счёт индивидуального психологического консультирования.

Цель третичной профилактики в снижении последствий, уменьшении вероятности совершения дальнейших суицидальных действий и психологической и медицинской реабилитации суицидентов. Третичная профилактика становится необходима при нахождении подростка в состоянии постсуицида. На этом этапе важно совершить глубинную психотерапевтическую коррекцию, чтобы уменьшить риск повторения суицидальной попытки, с помощью привлечения компетентных психотерапевтов. Также в этот период становится важным оградить подростка от возможного негативного влияния социума, не дать ему перейти в состояние стресса и обеспечить максимальный психологический комфорт в семейной и школьной обстановке.

При проведении профилактических мероприятий, направленных на лиц подросткового возраста, становится возможным предотвратить появление и развитие суицидального поведения, а также повлиять на процесс реабилитации подростка после совершения попытки суицида. Но для правильного осуществления профилактики остаётся необходимым изучение проблемы суицидального поведения в подростковом возрасте и разбор его составляющих, поскольку состояние подростка в разные периоды формирования суицидального поведения сильно разнится.

Соответственно, изучение особенностей суицидального поведения остаётся важным аспектом подростковой психологии и суицидологии.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги рассмотренному выше материалу, можно сделать несколько выводов относительно особенностей суицидального поведения подростков. Во-первых, оно имеет существенные различия с нормативным поведением. Во-вторых, формирование суицидального поведения поддаётся определённой закономерной концепции и проходит стадии внутреннего и внешнего суицидального поведения. В-третьих, на любой из стадий формирования возможна диагностика, коррекция и профилактика подростковых суицидов. Наличие этих трёх выводов говорит о верном выполнении задач курсовой работы. При этом данная информация, найденная и соединённая в процессе исследования, является актуальной для современного положения дел в психологии подростковых суицидов. Поэтому становится возможным применение собранной информации на практике для выявления суицидального поведения у подростков и своевременного оказания им психологической помощи.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Басалаева Н. В., Захарова Т. В. Проблема суицидального поведения подростков: диагностика и профилактика / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова // Международный журнал экспериментального образования, 2016. – 329–333 с.

2) Галич Г. О. [и др.] Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Галич Г. О. [и др] // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, 2010. – 84–91 с.

3) Диагностика суицидального поведения / Абрумова А. Г., Тихоненко В.А.: М., 1980.

4) Лукашук А. В., Байкова М. А. Современный взгляд на проблему подростковых суицидов / А. В. Лукашук, М. А. Байкова // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2016. – 48–52 с.

5) На стороне подростка / Дольто Ф., пер. с фр. А. К. Борисовой: Рама Паблишинг, 2010. – 423 с.

6) Положий Б. С. Концептуальная модель суицидального поведения / Б. С. Положий // Суицидология, 2015. – 3–7 с.

7) Психология детей и подростков / Аверин В. А.: Издательство Михайлова В. А., 1998. – 379 с.

8) Розанов В. А. [и др.] Психо-социальные особенности подростков с различной выраженностью суицидальных мыслей и действий / В. А. Розанов [и др.] // Тюменский медицинский журнал, 2013. – 25–26 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: