Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины “Физиология человека” является получение студентами научно-практических и теоретических знаний о работе того или иного органа и организма в целом, а также знаний о реакциях организма на воздействие вредных и опасных факторов.
Основные задачи дисциплины:
1) изучение физиологических механизмов функционирования организма человека;
2) изучение физиологических основ охраны и гигиены труда;
3) получение практических навыков в применении изучаемых методов.
Требования к уровню подготовки студента
Студент, начинающий изучение данного курса должен в пределах базовой школьной программы ориентироваться в следующих дисциплинах:
- анатомия человека;
- общая биология;
- органическая химия;
- неорганическая химия.
Студент, завершивший изучение данного курса должен:
иметь представление:
- о медико-биологических основах взаимодействия человека с окружающей средой;
- об антропометрических и психофизиологических характеристиках человека;
знать:
- физиологическую сущность процессов саморегуляции, обеспечивающих приспособление организма к изменениям внешней среды и сохранение постоянства внутренней среды;
- закономерности работы отдельных органов, систем и организма в целом;
- особенности физиологии трудовой деятельности человека, причины утомления и снижения работоспособности;
- анатомо-физиологические особенности воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов окружающей среды, идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- методы исследования физиологического состояния организма человека;
- способы проведения реанимации;
уметь:
- проводить контроль состояния отдельных органов и физиологических систем человека;
- рассчитывать показатели состояния физического здоровья взрослого человека;
- разрабатывать мероприятия, способствующие сохранению здоровья работников;
- рационально планировать режимы труда и отдыха, необходимые для поддержания работоспособности;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
4. Темы лекций, практических (и/или лабораторных и др.) работ, порядок их прохождения, график СРС, ссылки на соответствующие методические указания и практикумы представлены в технологической карте (табл. 2)
Технологическая карта выполнения работ студентом
Таблица 2
Неделя | Вид работ | Часы | Рекомендации по литературе | Рейтинговые баллы | |
мин | макс | ||||
5 семестр | |||||
Входной контроль | 0,3 | 0,5 | |||
Лекция 1. Организм человека и его основные физиологические функции.Предмет, задачи и методы физиологии. Основные термины и определения. Физиологические реакции и свойства целостного организма. Раздражимость, возбудимость. Возбуждение и торможение. Физиологические процессы, функции, механизмы. Организм как целое единство.Организм как сложная живая система. Системные принципы регуляции физиологических функций. Целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь с окружающей средой. Теория функциональных систем Анохина. Уровни управления процессами жизнедеятельности. | Учебное пособие, литература к лекциям | ||||
Практическое занятие 1. Показатели состояния здоровья человека. Массо-ростовые показатели(Индекс Кетеле, номограммы Тевса. Росто-весовые показатели. Максимально допустимая масса. Масса тела в зависимости от роста. Причины и последствия ожирения. Показатели телосложения и мышечного развития) СРС 1 Рост и развитие человека (конспект)Периоды послеутробного развития ребенка. Половое созревание. Возрастные этапы развития движений. Роль физических упражнений в развитии двигательной функции. Старение организма. Выбор темы реферата (работа в течение семестра) | Литература по ПЗ (МУ №1,с.1-18) Учебное пособие, литература к лекциям Учебное пособие, литература к лекциям | 1,2 1,3 | 2,0 2,6 | ||
Лекция 2. Обмен веществ и энергии. Метаболизм, анаболизм, катаболизм. Уровни интенсивности обменных процессов. Обмен белков. Азотистый баланс, азотистое равновесие. Обмен липидов. Обмен углеводов. Обмен минеральных солей и воды. Витамины. Превращение энергии и общий обмен веществ. Дыхательный коэффициент. Основной обмен. Энергозатраты в покое и при различных видах деятельности. Питательные вещества. Сбалансированное питание. Регуляция обмена веществ. | Учебное пособие, литература к лекциям | ||||
Практическое занятие №2. Обмен веществ СРС 2. 1. Солевой и водный обмен. Витамины и их функция в обмене веществ (конспект) 2. Составление пищевого рациона работника | Литература по ПЗ (МУ №1 с.18-26) Учебное пособие, литература к лекциям Литература по ПЗ (МУ №1 с.28-33) | 1,3 | 2,6 | ||
Лекция 3. Физиология нервной системы.Нейрон. Закономерности проведения возбуждения. Свойства нервных центров. Возбуждение и торможение. Физиология спинного мозга. Ствол мозга Физиология коры полушарий большого мозга. | Учебное пособие, литература к лекциям | ||||
Практическое занятие 3. Определение суточных энергозатрат хронометражно-табличным методом(Определение расхода энергии за сутки у работника) Контрольное тестирование 1 | Литература по ПЗ (МУ№1 с.26-28) | 1,2 2,5 |
Лекция 4. Высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип регуляции функций. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы, классификация, механизм образования. Торможение условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности. Первая и вторая сигнальная системы. Симпатическая и парасимпатическая регуляция физиологических функций. Интегральная роль ЦНС в регуляции вегетативных функций. | Учебное пособие, литература к лекциям | ||||
Практическое занятие 4. Исследование показателей памяти и внимания. Исследование умственной работоспособности человека. (Объем кратковременной зрительной и слуховой памяти; устойчивость внимания; переключение внимания; определение типа ВНД). | Литература по ПЗ (МУ №2, МУ № 5) | 1,2 | |||
Лекция 5. Органы чувств. Анализаторы. Основные понятия общей сенсорной физиологии. Размерности ощущения. Свойства рецепторов. Пороги чувствительности. Закон Вебера – Фехнера. Сенсорная система зрения. Глаз и его диоптрический аппарат. Восприятие и обработка световых сигналов. Бинокулярное зрение. Соматовисцеральная чувствительность. Механорецепция. Терморецепция. Болевая чувствительность. Проприоцепция. СРС 3. Физиология слуха, речи, равновесия, вкуса, обоняния. | Учебное пособие, литература к лекциям Учебное пособие, литература к лекциям | 1,3 | 2,6 | ||
Практическое занятие 5. Исследование сенсорных систем человека Контрольное тестирование 2 | Литература по ПЗ (МУ № 4) | 1,2 2,5 | |||
Лекция 6. Сердечно-сосудистая система. Строение и общая физиология сердца. Систола и диастола. Большой и малый круг кровообращения. Виды сосудов. Гемодинамика. Кровяное давление. Регуляция сердечной деятельности и гемодинамики.Физиология крови. Функции крови. Плазма крови. Физиология форменных элементов крови. Регуляция системы крови. Кроветворение. СРС 4. Группы крови. Резус-фактор. Лимфатическая система. | Учебное пособие, литература к лекциям | 1,3 | 2,6 | ||
Практическое занятие 6. Показатели сердечно-сосудистой системы(Измерение артериального давления. Пульсовое давление, среднее давление, ударный и минутный объем сердца) СРС 5. Иммунная система | Литература по ПЗ (МУ № 3, с.19-29) Учебное пособие, литература к лекциям | 1,2 1,3 | 2,6 | ||
Лекция 7. Система внешнего дыхания. Дыхательные движения. Легочная вентиляция, ее компоненты. Газообмен в легких. диффузионная способность легких, коэффициент диффузии Регуляция дыхания. Возрастные изменения газообмена в легких.Пищеварение и выделение.Функции желудочно-кишечного тракта. Всасывание и переваривание. Особенности пищеварения в различных отделах ЖКТ. Органы выделения и их значение для жизнедеятельности организма. СРС 6. Эндокринная система человека. Гормональная регуляция. Эндокринные органы. | Учебное пособие, литература к лекциям Учебное пособие, литература к лекциям | 1,3 | 2,6 | ||
Практическое занятие 7. Исследование физической работоспособности человека. (Изучение методов исследования физической работоспособности по степ-тесту и МПК) СРС 7. Анатомия опорно-двигательного аппарата.Скелет человека. Строение костей и сустава. Контрольное тестирование 3 | Литература по ПЗ (МУ №5) Учебное пособие, литература к лекциям | 1,2 1,3 2,5 | 2,6 | ||
Лекция 8. Физиология двигательного аппарата.Физиология движения. Мышечное сокращение. Двигательные рефлексы. Недостаточность двигательной активности (гипокинезия).Физиология деятельности.Физиологические механизмы тренированности. Адаптация тренированного организма к физическим нагрузкам. Адаптация к мышечной работе. СРС 8. Утомление и восстановление при мышечной работе. Утомление. Переутомление и перетренировка. Восстановительные процессы. Роль питания и биологически активных веществ в восстановлении работоспособности. | Учебное пособие, литература к лекциям Учебное пособие, литература к лекциям | 1,3 | 2,6 | ||
Практическое занятие 8. Показатели системы дыхания (Жизненный показатель, жизненная емкость легких, дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха, функциональная остаточная емкость, общая емкость легких) | Литература по ПЗ (МУ №3 с.4-16) | 1,2 | |||
Контрольное тестирование 4. Реферат | 2,5 | 5,0 | |||
Экзамен |
Работа над разделами дисциплины предполагает самостоятельную проработку некоторых тем (форма отчета - конспект). На СРС отведен 21 час от общего времени самоподготовки. Кроме того, к 16 неделе студент обязан сдать на проверку реферат по выбранной в начале семестра теме, на написание которого отводится 20 часов. В течение семестра предусмотрено периодическое контрольное тестирование (всего 4 теста по пройденным и самостоятельно проработанным темам). На подготовку к тестам отведено 10 часов из общего объема времени самоподготовки, в среднем по 2 часа на каждый тест. Общее время самоподготовки для освоения дисциплины 51 час.
Литература
Литература по лекциям
1. Миленина Е.М. Физиология человека / конспект лекций для инженерных специальностей. – Омск: ОмГТУ, 2006.
2. Начала физиологии /ред. Норздрачева А.Д./ Учебник для ВУЗов – СПб-М – Краснодар, 2004.
3. Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев Нормальная физиология: Учебник для - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.
4. Физиология человека. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. Т.1, 3,3
Литература по практическим занятиям (методические указания)
- Оценка физического здоровья человека по показателям телосложения. Обмен веществ и энергии. Методические указания к практической работе. / Миленина Е.М. Омск: ОмГТУ, 2011.
- Определение показателей памяти и внимания: Методические указания к практической работе. / Сердюк В.С., Стишенко Л. Г. Омск: ОмГТУ, 2001.
- Оценка физического здоровья человека. Показатели систем дыхания и кровообращения. Методические указания к практической работе /Миленина Е.М, Омск: ОмГТУ, 2011;
- Характеристика сенсорных систем человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности Методические указание к выполнению лабораторных работ. / Миленина Е.М.., Омск: ОмГТУ, 2008;
- Исследование физической и умственной работоспособности человека / Методические указания к выполнению лабораторных работ / Миленина Е.М.., Омск: ОмГТУ, 2008;
2. Дополнительная литература для написания рефератов и выполнения СРС
1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М.:Медицина, 1988. - 576 с.
2. А.Ф. Козъяков и др.: Под общ. ред. С.В. Белова.-М.: Высш. шк., 1999. - 448 с.
3. Медико-биологические основы БЖД / В.С. Сердюк, Л.Г. Стишенко. Омск, 2003.
4. Психология безопасности труда. Учеб. пособие / Сердюк В. С., Кирьянова Е.Н.,
Стишенко Л. Г. Омск, 2005.
5. Руководство по гигиене труда в 2-х томах / Под ред. Н.Ф. Измерова. – М.: Медицина, 1987.
6. Эргономические основы БЖД. Учеб. пособие / Сердюк В. С., Стишенко Л. Г. Омск, 2005.
7. Человеческий фактор. В 6-ти томах. Под ред. Салвенди – М.: Мир, 1991.
8. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учебное пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др. – М: Издательский центр «Академия», 2005.
9. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда: в 4 т. – М.: Министерство труда и социального развития, 2001.
4.Периодическая литература
1. «Безопасность жизнедеятельности»
2. «Безопасность и медицина труда»
3. «Охрана труда и социальное страхование»