Технологическая карта выполнения работ студентом




Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины “Физиология человека” является получение студентами научно-практических и теоретических знаний о работе того или иного органа и организма в целом, а также знаний о реакциях организма на воздействие вредных и опасных факторов.

Основные задачи дисциплины:

1) изучение физиологических механизмов функционирования организма человека;

2) изучение физиологических основ охраны и гигиены труда;

3) получение практических навыков в применении изучаемых методов.

 

Требования к уровню подготовки студента

Студент, начинающий изучение данного курса должен в пределах базовой школьной программы ориентироваться в следующих дисциплинах:

- анатомия человека;

- общая биология;

- органическая химия;

- неорганическая химия.

Студент, завершивший изучение данного курса должен:

иметь представление:

- о медико-биологических основах взаимодействия человека с окружающей средой;

- об антропометрических и психофизиологических характеристиках человека;

знать:

- физиологическую сущность процессов саморегуляции, обеспечивающих приспособление организма к изменениям внешней среды и сохранение постоянства внутренней среды;

- закономерности работы отдельных органов, систем и организма в целом;

- особенности физиологии трудовой деятельности человека, причины утомления и снижения работоспособности;

- анатомо-физиологические особенности воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов окружающей среды, идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов;

- методы исследования физиологического состояния организма человека;

- способы проведения реанимации;

уметь:

- проводить контроль состояния отдельных органов и физиологических систем человека;

- рассчитывать показатели состояния физического здоровья взрослого человека;

- разрабатывать мероприятия, способствующие сохранению здоровья работников;

- рационально планировать режимы труда и отдыха, необходимые для поддержания работоспособности;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

4. Темы лекций, практических (и/или лабораторных и др.) работ, порядок их прохождения, график СРС, ссылки на соответствующие методические указания и практикумы представлены в технологической карте (табл. 2)

Технологическая карта выполнения работ студентом

Таблица 2

Неделя Вид работ Часы Рекомендации по литературе Рейтинговые баллы
мин макс
5 семестр
    Входной контроль     0,3 0,5
Лекция 1. Организм человека и его основные физиологические функции.Предмет, задачи и методы физиологии. Основные термины и определения. Физиологические реакции и свойства целостного организма. Раздражимость, возбудимость. Возбуждение и торможение. Физиологические процессы, функции, механизмы. Организм как целое единство.Организм как сложная живая система. Системные принципы регуляции физиологических функций. Целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь с окружающей средой. Теория функциональных систем Анохина. Уровни управления процессами жизнедеятельности.   Учебное пособие, литература к лекциям    
Практическое занятие 1. Показатели состояния здоровья человека. Массо-ростовые показатели(Индекс Кетеле, номограммы Тевса. Росто-весовые показатели. Максимально допустимая масса. Масса тела в зависимости от роста. Причины и последствия ожирения. Показатели телосложения и мышечного развития) СРС 1 Рост и развитие человека (конспект)Периоды послеутробного развития ребенка. Половое созревание. Возрастные этапы развития движений. Роль физических упражнений в развитии двигательной функции. Старение организма.   Выбор темы реферата (работа в течение семестра)       Литература по ПЗ (МУ №1,с.1-18)     Учебное пособие, литература к лекциям     Учебное пособие, литература к лекциям   1,2     1,3   2,0     2,6      
  Лекция 2. Обмен веществ и энергии. Метаболизм, анаболизм, катаболизм. Уровни интенсивности обменных процессов. Обмен белков. Азотистый баланс, азотистое равновесие. Обмен липидов. Обмен углеводов. Обмен минеральных солей и воды. Витамины. Превращение энергии и общий обмен веществ. Дыхательный коэффициент. Основной обмен. Энергозатраты в покое и при различных видах деятельности. Питательные вещества. Сбалансированное питание. Регуляция обмена веществ.   Учебное пособие, литература к лекциям    
  Практическое занятие №2. Обмен веществ СРС 2. 1. Солевой и водный обмен. Витамины и их функция в обмене веществ (конспект) 2. Составление пищевого рациона работника     Литература по ПЗ (МУ №1 с.18-26)   Учебное пособие, литература к лекциям Литература по ПЗ (МУ №1 с.28-33)     1,3 2,6
  Лекция 3. Физиология нервной системы.Нейрон. Закономерности проведения возбуждения. Свойства нервных центров. Возбуждение и торможение. Физиология спинного мозга. Ствол мозга Физиология коры полушарий большого мозга.   Учебное пособие, литература к лекциям    
  Практическое занятие 3. Определение суточных энергозатрат хронометражно-табличным методом(Определение расхода энергии за сутки у работника)   Контрольное тестирование 1   Литература по ПЗ (МУ№1 с.26-28) 1,2     2,5    

 

  Лекция 4. Высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип регуляции функций. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы, классификация, механизм образования. Торможение условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности. Первая и вторая сигнальная системы. Симпатическая и парасимпатическая регуляция физиологических функций. Интегральная роль ЦНС в регуляции вегетативных функций.   Учебное пособие, литература к лекциям    
  Практическое занятие 4. Исследование показателей памяти и внимания. Исследование умственной работоспособности человека. (Объем кратковременной зрительной и слуховой памяти; устойчивость внимания; переключение внимания; определение типа ВНД).   Литература по ПЗ (МУ №2, МУ № 5) 1,2  
  Лекция 5. Органы чувств. Анализаторы. Основные понятия общей сенсорной физиологии. Размерности ощущения. Свойства рецепторов. Пороги чувствительности. Закон Вебера – Фехнера. Сенсорная система зрения. Глаз и его диоптрический аппарат. Восприятие и обработка световых сигналов. Бинокулярное зрение. Соматовисцеральная чувствительность. Механорецепция. Терморецепция. Болевая чувствительность. Проприоцепция. СРС 3. Физиология слуха, речи, равновесия, вкуса, обоняния.   Учебное пособие, литература к лекциям     Учебное пособие, литература к лекциям     1,3     2,6
  Практическое занятие 5. Исследование сенсорных систем человека Контрольное тестирование 2   Литература по ПЗ (МУ № 4) 1,2     2,5        
  Лекция 6. Сердечно-сосудистая система. Строение и общая физиология сердца. Систола и диастола. Большой и малый круг кровообращения. Виды сосудов. Гемодинамика. Кровяное давление. Регуляция сердечной деятельности и гемодинамики.Физиология крови. Функции крови. Плазма крови. Физиология форменных элементов крови. Регуляция системы крови. Кроветворение.   СРС 4. Группы крови. Резус-фактор. Лимфатическая система.       Учебное пособие, литература к лекциям   1,3   2,6
  Практическое занятие 6. Показатели сердечно-сосудистой системы(Измерение артериального давления. Пульсовое давление, среднее давление, ударный и минутный объем сердца)   СРС 5. Иммунная система     Литература по ПЗ (МУ № 3, с.19-29)     Учебное пособие, литература к лекциям 1,2     1,3       2,6  
  Лекция 7. Система внешнего дыхания. Дыхательные движения. Легочная вентиляция, ее компоненты. Газообмен в легких. диффузионная способность легких, коэффициент диффузии Регуляция дыхания. Возрастные изменения газообмена в легких.Пищеварение и выделение.Функции желудочно-кишечного тракта. Всасывание и переваривание. Особенности пищеварения в различных отделах ЖКТ. Органы выделения и их значение для жизнедеятельности организма.   СРС 6. Эндокринная система человека. Гормональная регуляция. Эндокринные органы.   Учебное пособие, литература к лекциям     Учебное пособие, литература к лекциям   1,3   2,6
  Практическое занятие 7. Исследование физической работоспособности человека. (Изучение методов исследования физической работоспособности по степ-тесту и МПК)   СРС 7. Анатомия опорно-двигательного аппарата.Скелет человека. Строение костей и сустава.   Контрольное тестирование 3   Литература по ПЗ (МУ №5)   Учебное пособие, литература к лекциям 1,2     1,3   2,5       2,6    
  Лекция 8. Физиология двигательного аппарата.Физиология движения. Мышечное сокращение. Двигательные рефлексы. Недостаточность двигательной активности (гипокинезия).Физиология деятельности.Физиологические механизмы тренированности. Адаптация тренированного организма к физическим нагрузкам. Адаптация к мышечной работе. СРС 8. Утомление и восстановление при мышечной работе. Утомление. Переутомление и перетренировка. Восстановительные процессы. Роль питания и биологически активных веществ в восстановлении работоспособности.       Учебное пособие, литература к лекциям     Учебное пособие, литература к лекциям       1,3     2,6
  Практическое занятие 8. Показатели системы дыхания (Жизненный показатель, жизненная емкость легких, дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха, функциональная остаточная емкость, общая емкость легких)   Литература по ПЗ (МУ №3 с.4-16)   1,2    
    Контрольное тестирование 4. Реферат       2,5     5,0  
  Экзамен        

 

Работа над разделами дисциплины предполагает самостоятельную проработку некоторых тем (форма отчета - конспект). На СРС отведен 21 час от общего времени самоподготовки. Кроме того, к 16 неделе студент обязан сдать на проверку реферат по выбранной в начале семестра теме, на написание которого отводится 20 часов. В течение семестра предусмотрено периодическое контрольное тестирование (всего 4 теста по пройденным и самостоятельно проработанным темам). На подготовку к тестам отведено 10 часов из общего объема времени самоподготовки, в среднем по 2 часа на каждый тест. Общее время самоподготовки для освоения дисциплины 51 час.

Литература

 

Литература по лекциям

1. Миленина Е.М. Физиология человека / конспект лекций для инженерных специальностей. – Омск: ОмГТУ, 2006.

2. Начала физиологии /ред. Норздрачева А.Д./ Учебник для ВУЗов – СПб-М – Краснодар, 2004.

3. Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев Нормальная физиология: Учебник для - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

4. Физиология человека. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. Т.1, 3,3

 

Литература по практическим занятиям (методические указания)

  1. Оценка физического здоровья человека по показателям телосложения. Обмен веществ и энергии. Методические указания к практической работе. / Миленина Е.М. Омск: ОмГТУ, 2011.
  2. Определение показателей памяти и внимания: Методические указания к практической работе. / Сердюк В.С., Стишенко Л. Г. Омск: ОмГТУ, 2001.
  3. Оценка физического здоровья человека. Показатели систем дыхания и кровообращения. Методические указания к практической работе /Миленина Е.М, Омск: ОмГТУ, 2011;
  4. Характеристика сенсорных систем человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности Методические указание к выполнению лабораторных работ. / Миленина Е.М.., Омск: ОмГТУ, 2008;
  5. Исследование физической и умственной работоспособности человека / Методические указания к выполнению лабораторных работ / Миленина Е.М.., Омск: ОмГТУ, 2008;

 

2. Дополнительная литература для написания рефератов и выполнения СРС

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М.:Медицина, 1988. - 576 с.

2. А.Ф. Козъяков и др.: Под общ. ред. С.В. Белова.-М.: Высш. шк., 1999. - 448 с.

3. Медико-биологические основы БЖД / В.С. Сердюк, Л.Г. Стишенко. Омск, 2003.

4. Психология безопасности труда. Учеб. пособие / Сердюк В. С., Кирьянова Е.Н.,

Стишенко Л. Г. Омск, 2005.

5. Руководство по гигиене труда в 2-х томах / Под ред. Н.Ф. Измерова. – М.: Медицина, 1987.

6. Эргономические основы БЖД. Учеб. пособие / Сердюк В. С., Стишенко Л. Г. Омск, 2005.

7. Человеческий фактор. В 6-ти томах. Под ред. Салвенди – М.: Мир, 1991.

8. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учебное пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др. – М: Издательский центр «Академия», 2005.

9. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда: в 4 т. – М.: Министерство труда и социального развития, 2001.

4.Периодическая литература

1. «Безопасность жизнедеятельности»

2. «Безопасность и медицина труда»

3. «Охрана труда и социальное страхование»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: