Организация избирательных кампаний на российском, республиканском и муниципальном уровне включает в себя процедуры, охватывающие предельно широкий круг вопросов — от ресурсного обеспечения — до информационно-пропагандистских мероприятий. В контексте проблематики диссертационного исследования особое значение приобретает задача корректировки электорального поведения молодежи и мобилизации молодых избирателей для участия в выборах.
Успешное ее решение может быть найдено лишь при условии технологизации процесса, использование грамотного сетевого взаимодействия-межсекторального сотрудничества различных структур и просветительско-пропагандистская работа в период так называемого «избирательного затишья».
По моему мнению, ключевой проблемой работы с молодежью в ходе избирательных кампаний является проблема преодоления противоречия между реальными деформациями (девиациями) в электоральном поведении молодых людей и необходимостью их активного участия в выборах. Как отмечалось выше, эта необходимость, хотя и является центральной установкой субъектов государственного и муниципального управления, обусловлена общей логикой социального развития. В основе ее лежит несколько принципиально важных постулатов в отношении участия молодежи в выборах: в современных условиях оно представляет собой необходимое условие реализации гражданских прав и свобод личности; вне такого участия резко сокращаются возможности защиты молодыми людьми своих интересов во взаимоотношениях с другими членами социального пространства, в первую очередь - с властью; это один из действительных механизмов привлечения молодежи к решению проблем общества и государства; в ходе выборов создаются и реализуются возможности для развития личности молодого человека, его гражданского становления; посредством эффективной организации избирательных кампаний обеспечиваются устойчивость и преемственность в развитии Улан-Удэ, Бурятии и страны в целом.
|
Участие в избирательном процессе необходимо рассматривать как норму. Наиболее существенным отклонением от нормы в данном случае является абсентеизм, бездействие. Его отрицательное воздействие на социально-политическое развитие любого государства связано с тем, что «неправомерно говорить о «всенародном избрании», если за кандидата голосует всего лишь несколько процентов избирателей. При уменьшении количества голосующих уменьшается и степень легитимности новой власти». В результате выборы «перестают выполнять в той или иной мере многие свои важнейшие функции как по отношению к обществу в целом, так и по отношению к отдельным группам населения.
Оптимальный (с точки зрения перспектив демократического развития социума) технологический механизм обеспечения участия молодых людей в выборах должен проектироваться, создаваться и практически осуществляться с учетом приоритета рациональной (целерациональной) мотивации.
Поскольку для большей части российской молодежи электоральное поведение, основанное на модели «жизненная стратегия», мало характерно, можно утверждать, что на практике организаторы работы с молодежью постоянно вынуждены иметь дело с более или менее четко фиксируемыми девиациями (отклонениями). Например, на Западе девиацией является голосование под влиянием эмоций, «голосование сердцем». Чаще всего именно оно имеет место в российской действительности. С данной особенностью следует считаться, учитывая при этом, что наиболее опасной ошибкой в данной ситуации является готовность принять отклонение за норму.
|
Среди перечисленных мною ранее причин, очень серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса. Для ее устранения требуется повысить активность молодого избирателя, не только ознакомить его с конституционным правом избирать и быть избранным, но и показать механизм реализации этого права. Под правовой активностью следует понимать, прежде всего, свободное, правомерное поведение в части реализации своего субъективного избирательного права. С целью наиболее всестороннего анализа причин молодежного абсентеизма и возможностей его устранения, можно отметить элементы, составляющие части правовой активности граждан – это правовое воспитание, правовая культура и правосознание.
В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере являются важными компонентами социально – психологической регуляции правомерного поведения. Здесь главным является то, что простое знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере.
Правовая культура также выступает элементом правовой активности граждан, являясь ее фундаментом. Она выражается в единстве правомерного и социально – активного поведения индивида, его активной жизненной позиции в сфере права, законности и стремления к правопорядку.
|
Требуется создание и развитие, всемерная поддержка в каждом образовательном учреждении города Улан-Удэ и Бурятии клубов правовых знаний, клубов молодого избирателя. По данным из Комитета по образованию г.Улан-Удэ в улан-удэнских школах лишь в 80 процентов школ есть такие объединения старшеклассников, в ссузах также не во всех есть эти клубы. И ведь эти клубы должны быть действенны, активны, а не просто созданы приказом администрации учебного заведения. Деятельность правовых клубов или клубов избирателей должна носить массовый и постоянный характер.
Что касается правосознания как одного из элементов правовой активности граждан, то здесь главной является готовность гражданина к процессу реализации правовых норм в своем поведении. Правосознание учитывает также нравственный и духовный потенциал населения, исторические особенности и характерные черты населения конкретного региона. Признается, что молодые граждане сами, исходя из своей общечеловеческой, естественной сущности, должны найти наиболее правильный реальный путь применения правовой активности, в частности, в избирательном праве, где необходимость выбора продиктована уже в определении.
А для этого нужны воспитательные мероприятия по развитию с подростковых лет их общественной активности, их целеустремленности, мероприятия по поддержке их творчества и инициативы, повышение привлекательности выборов как средства самовыражения и демонстрации своей гражданской позиции.
В Российской Федерации создаются условия повышения избирательной активности, где основной упор делается на молодое население. Но мер недостаточно. Мероприятия запоздалы, их нужно проводить ещё в школе – через воспитание и поощрение лидеров-активистов, привитие детям лидерских навыков - это, возможно, будущие политические деятели и, без сомнения, законные избиратели.
Остальные мои предложения, выводы выложены на слайдах. Они направлены на содействие развитию интереса молодежи к организации и проведению выборов, участию молодежи в работе избирательных комиссий, повышению уровня доверия к выборам и референдумам, использование различных форм работы с молодежью: уличные акции, тренинги-деловые игры, конкурсы по общественным дисциплинам и избирательному праву, дискусии, молодежные форумы и иные мероприятия, в том числе, проведение семинаров и встреч с родителями студентов и учащихся, чтобы и семья влияла на молодых членов конкретной семьи.
Необходимо изменить существующий в обществе стереотип, ведь свободные выборы – это не свобода ходить или не ходить на выборы, а свобода выбора среди представленных кандидатов. И одним из представленных кандидатов может быть и сам молодой человек.Конечно, я убеждён, что молодые активно пойдут на выборы, если в выборах участвует, например, как кандидат в депутаты - человек популярный в молодёжной среде - по годам молодой человек, которого хочется поддержать, ведь он знает, чем дышит молодое поколение, каковы интересы молодежи, которые нужно отстаивать.
И, в заключение, хочется отметить, что очень важна организация межведомственного взаимодействия в сфере пропаганды участия молодежи в выборах. Без работы в этом направлении самых разнообразных структур, органов и институтов общественности невозможно устранить пассивность, абсентеизм в молодёжной среде, строить и развивать вместе с молодыми правовое и социальное государство.
Литература
Сборник статей «Избирательная культура молодежи» (январь 2001 года);
«Электоральное поведение молодежи в 2002 году (На материалах
России и Украины)» (объем выборки - 2876 молодых людей в возрасте от
18 до 29 лет в Белгородской и Волгоградской областях России, а также вып.№ 4; Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности. — М., 2002.
Вебер М. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология XIX — начала XX веков / Под ред. В.И.Добренькова. - М., 1996. - С. 494.
Сборник статей «Молодежь 97: надежды и разочарования». - М., 1997.
Сборник статей «Россия и президентские выборы» 2000 г. — М., 2000.
Википедия https://ru.wikipedia.org/ - «Абсентеизм»
Яндекс-словари https://slovari.yandex.ru/ «Правовое и социальное государство»
Скурятин Владимир Иванович, канд.социологических наук, диссертация «Организация работы с молодежью в региональных избирательных кампаниях», Белгород, 2004 год.
[1] Википедия https://ru.wikipedia.org/ - «Абсентеизм»