Предмет курса «Микроэкономика». Методология, используемая в курсе.
Экономика – наука о саморегулировании экономики.
а) Экономическая теория – это наука об эффективном использовании редкостных ресурсов (материальные, финансовые, природные, человеческие) (для создания общественного богатства (материальных благ); для последующего распределения между членами общества) – П. Самуэльсон
б) Э.т. – это скорее метод, чем учение, интеллектуальный инструмент – Дж. Кейнс
в) «Экономисты-теоретики – отъявленные материалисты. Они привыкли думать, что один их взгляд на общество является правильным» - П. Кейнс
г) Экономикс – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения, потребления мат. Благ и услуг в мире ограниченных ресурсов
Экономика – наука о деятельности по поводу производства и обмена между людьми; экономикс изучает движение экономической жизни, тенденции развития цен, производства, безработицы и т.д.
Микроэкономика – изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов. (процесс выработки, принятия и реализации ими решений для достижения собственных экономических целей
В любой науке существуют методы, и эти методы подразделяются на:
Всеобщие – (философские), вооружающие все области познания: метафизический и диалектический
Общенаучные – исторический, логический, математический и др.
Специфические – для каждой отрасли науки
В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизика и диалектика.
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.
|
Но все-таки экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Гегель, создатель систематической теории диалектики, центральное место в этой теории отводил противоречию, которое оценивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Последователями данного подхода можно назвать Макконнелла и Брю, авторов «Экономикс», которые, например, на основе данной теории доказывали и необходимость, и «несостоятельность» государственного сектора экономики.
Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе – исторический метод, который позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно их историческому развитию. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.
Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов.
Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики.
В методологии э. т. различают 4 основных подхода:
1. субъективистский (зависит от взглядов и воззрений человека (потребность – полезность))
|
(потребность, полезность, проблема выбора)
2. неопозитивистский (появляются различные модели экономики) (микро- и макро-)
3. рационалистический (ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов развиимость,стоимость, цена и т.д.)
4.диалектический-материалистический (является главным. Основан не на эмпирическом, а на объективном знании)
Ценовая и неценовая конкуренция
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.
Из двух основных видов конкуренции – ценовой и неценовой – наши предприятия на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жесткую из них, а именно в ценовую конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен еще и отставание по качеству продукции.
Напротив, при неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы.