Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.
Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.
В отличие от совершенной конкуренции конкуренция монополистическая – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.
Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко выходит за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.
Олигополия как рыночная структура.
Своеобразным откликом на государственное антимонопольное законодательство стало образование другой формы синтеза монополии и конкуренции – олигополии. Олигополия (греч. oligos – немногий; oleo –продаю) – господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке 60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать еще больших масштабов. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта – «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер» - производят свыше 90% всей продукции.
|
Олигополии различными путями (посредством «лидерства в ценах», «джентльменского соглашения») нередко обходят антимонопольные соглашения и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней мере, выгодные им цены.
Структура Олигополии
Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.
Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.
Картель (или сговор) фирм – цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль (более высокую, чем прибыли олигополистическую).
Картелеподобная структура рынка (или «игра по правилам»), при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли кратковременного равновесия или близкого к нему состояния. Фирмы получают при этом олигополистическую прибыль.
Все эти возможности существуют не только в теории, но породили на практике три основных разновидности олигополистических рынков.
Билет №7.