Государственный долг – неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.
В государственный долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.
Государственный долг делится на
внутренний и внешний.
В рамках государственного долга обязательства бывают срочные и бессрочные. Срочные обязательства имеют определенные временные рамки, бессрочные таковых не имеют и предусматривают два варианта:
1. Выплата только процентов;
2. Выплата процентов и основного долга. Часто во второй группе процентные выплаты отсутствуют.
К внешнему долгу относят обязательства государственных органов перед различными международными организациями, перед зарубежными учреждениями государственного управления и остальные виды обязательств.
Внутренние обязательства могут быть перед секторами экономики, перед органами денежно-кредитного регулирования, перед другими секторами государственного управления и пр.
13. Статистический анализ деятельности внебюджетных фондов
|
Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования некоторых общественных потребностей, не включаемых в бюджет. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, который установлен федеральным законом или в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти фонды комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях. Средства государственных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.
В задачи статистики государственных внебюджетных фондов входит разработка классификаций и системы показателей, характеризующие работу этих фондов, статистическое наблюдение за поступлением и расходованием средств этих фондов.
По целям, которые решают внебюджетные фонды, различают: социальные, экономические, научно-технические, внешнеэкономические, культурно-просветительские, экологические и другие.
Наиболее крупные государственные внебюджетные фонды - это социальные фонды. К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонды обязательного медицинского страхования и другие. Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов социальной направленности определяется основным их назначением, которое заключается в страховании таких рисков как потеря работы или трудоспособности, болезни и других. Страхование таких рисков представляет собой систему правовых, организационных и экономических мер создаваемых государством и направленных на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального и материального положения населения и наступления социальных страховых рисков. Страховые платежи в государственные социальные фонды имеют характер налоговых платежей.
|
Статистика государственных внебюджетных фондов собирает и обобщает информацию о субъектах обязательного социального страхования, об источниках поступления денежных средств в фонды обязательного социального страхования и направлениях их использования. Рассмотрим статистику отдельных социальных государственных внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд РФ - это наибольший по объему средств из социальных фондов. На него приходится почти 75% всех средств социальных фондов. Он представляет собой централизованную систему аккумулирования и перераспределения денежных средств. Пенсионный фонд предназначен для выплаты пенсий и некоторых пособий, в основном, населению, не участвующему в производственном процессе. Поступление средств из федерального бюджета в Пенсионный фонд проводится в рамках расходов бюджета на выплату пенсий. Повышение размеров пенсий обусловлено индексацией пенсий в связи с инфляцией и изменением зп.
|
Сравнение удельного веса средств израсходованных на финансирование выплат населению пенсий и пособий в динамике характеризует эффективность функционирования Пенсионного фонда.
Фонд социального страхования РФ. Этот фонд является вторым по величине аккумулируемых средств социальными фондами. Он является специализированной финансово-кредитной организацией при Правительстве РФ и строго целевым. В основном предназначается для обеспечения гарантированных государством различного рода пособий, санаторно-курортного лечения и др.
Поступления в этот фонд складываются из взносов предприятий и государства. Размер взносов предприятий определяется как процент от фонда зп. Размер ставок устанавливается постановлением правительства. Для разные категорий орг-й он разный.
Государственный фонд занятости населения. Он создан для реализации государственной политики занятости населения. В его задачи входит профессиональное переобучение и переподготовка кадров, материальная поддержка безработного населения, организации и содержании служб занятости населения и др.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Этот фонд обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Средства Федерального фонда находятся в государственной собственности РФ и являются целевыми. Основными его задачами являются:
- участие в разработке и реализации государственной финансовой политики в обязательном медицинском страховании
- обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования
- реализация комплекса мероприятий, способствующих финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и другие.
Движение средств государственных социальных внебюджетных фондов в течение года определяется балансовым методом:
Он.г. = Ок.г. + П - Р, где Он.г. и Ок.г. - соответственно остаток средств на начало и конец года, П - поступление средств в фонд,
Р - расходование средств фонда