Индексный метод на основе товаров-представителей
Товары (услуги) – представители – это продукты (услуги), цены по которым выступают эквивалентом уровня цен на все товары и услуги данной первичной группы.
1 этап: ВВП каждой страны расчленяется на ряд однородных товарных первичных групп.
Уровни классификации расходов на ВВП: затем первичные группы объединяются в аналитические, а они формируют основные агрегаты/компоненты ВВП.
Требования к подбору товаров-представителей:
· Характерность/типичность для производства и потребления в данной стране
· Идентичны или аналогичны в разных областях сравнения
Основные агрегаты/компоненты ВВП:
· Конечное национальное потребление
· Коллективное потребление органами общего управления
· Валовое накопление основного капитала
· Прирост запасов
· Сальдо внешней деятельности
2 этап: регистрация цен на отобранные товары.
Источниками информации при определении цен на товары-представители являются:
· Данные расчета национального индекса потребительских цен (ИПЦ), а также расчета индекса оптовых цен и т.д.
· Специальные обследования цен
· Каталоги
· Прейскуранты
3 этап: расчет ППС на уровне первичных товарных групп
Используется среднее геометрическое из индивидуальных индексов цен.
i (A/B) =
где m – число товаров-представителей, – индивидуальные индексы цен «страна А к стране В», i(A/B) – средне групповой индекс цен
4 этап: расчет ППС на агрегированном уровне
Для этого используются агрегатные индексы Пааше и Ласпейраса:
=
=
Средний гармонический взвешенный индекс: (A/B) = = =
Средний арифметический взвешенный индекс: (A/B) = =
Индекс Фишера: = – идеальный индекс Фишера, т.к. он инвариантен
|
5 этап: если речь идет о многострановых сопоставлениях, то это этап преобразования индекса Фишера различными методами
=
где – индекс Фишера для стран A и B
– индекс Фишера для стран A и J
– индекс Фишера для стран B и J
6 этап: заключительный
Показатели в национальной единице измерения по всем уровням агрегирования с помощью полученных ППС пересчитываются в единую сопоставимую валюту.
Тесты для индексных формул (условия применения индексного метода).
Требования:
· Характерность (применяемые для расчета ППС веса должны в достаточной степени отражать особенности структурных показателей сравниваемых стран), т.н. независимость результатов сопоставления данных двух стран от данных третьих стран
· Инвариантность (независимость от базы сравнения)
· Транзитивность (парные прямые пересчеты должны давать те же результаты, что и косвенные через третьи страны)
· Аддитивность (ППС в целом должен складываться из пересчетов его компонентов).
Выполнение всех требований вместе невозможно.
Получаемые в итоге показатели:
1. Индексы физического объема ВВП – отношение ВВП сопоставляемой страны к ВВП базисной страны => можем сравнивать масштабы различных экономик
2. Индексы физического объема ВВП на душу населения – отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к показателям базовой страны => сравнение уровня благосостояния
3. ППС
4. Сопоставимый уровень цен – отношение ППС к валютному курсу => определить реальность валютного курса